Для преодоления создавшейся ситуации на некоторых юридических факультетах ввели обучение студентов правам человека в рамках соответствующего спецкурса. Но этого явно недостаточно, поскольку он носит факультативный характер и предназначен для ограниченного контингента студентов, к тому же объем часов на изучение прав человека устанавливается по остаточному принципу. Учитывая актуальность рассматриваемого вопроса, бывший Уполномоченный по правам человека в РФ О. Миронов в связи с этим еще в 2000 г. направил свои предложения о дополнении федерального компонента стандартов образования обязательным изучением прав человека и способам их защиты. На это неоднократно указывал также действующий Уполномоченный по правам человека В. Лукин. О необходимости обязательного изучения прав человека я писал еще в 2007 г. в федеральном журнале "Высшее образование в России" (2007, N 3).
Наконец-то Министерство образования и науки России, понимая актуальность и социальную значимость данной дисциплины в условиях строительства демократического правового государства, в своем письме от 15 июня 2012 г., адресованном различным образовательным учреждениям, предложило (всего лишь!) ввести в основные образовательные программы высшего юридического образования дисциплину "Права человека" (хотя, на наш взгляд, этот вопрос следует регулировать на уровне такого нормативного акта, как ФГОС ВПО) в качестве базовой обязательной дисциплины. Считаю, что Министерству образования и науки по таким ключевым вопросам юридического образования необходимо занимать четкую государственную позицию, с тем чтобы обеспечить реализацию государственной политики в сфере знания прав человека и способов их защиты.
Наряду с обязательным изучением прав человека следует предусмотреть изучение таких спецкурсов, как: "Основы конституционного строя", "Проблемы федерализма", "Конституционно-правовая ответственность органов и должностных лиц", "Правозащитная деятельность", "Организация и функционирование органов федеральной и региональной власти", "Избирательное законодательство", "Конституционное право субъектов РФ", "Организация и функционирование органов местного самоуправления", "Конституционное правосудие".
Полученные теоретические знания по этим дисциплинам должны апробироваться студентами во время прохождения ими производственной практики, которую следует организовать не только в органах законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления, но и в органах конституционного правосудия. Так, в Конституционном Суде Республики Северная Осетия - Алания ежегодно проходят практику студенты-юристы, обучающиеся по государственно-правовой специализации. Для них аппаратом Конституционного Суда организуются конкурсы, олимпиады на лучшее знание Конституции РФ, Конституции Республики Северная Осетия - Алания, конституционного права и его институтов.
Отметим роль органов конституционного правосудия в развитии теории конституционного права. В отношении Конституционного Суда РФ это общеизвестно и общепризнано, но и конституционные (уставные) суды субъектов РФ при рассмотрении дел вносят свой вклад. Так, анализируя правовые позиции Конституционного Суда Республики Северная Осетия - Алания, специалисты отмечают вклад суда в развитие теории конституционного права.