Информационные материалы для подготовки студентов

Расскажи одногруппникам: + 200 к карме:


Содержание

Введение 3

Глава 1. Установочные поведения в системе христианской и светской морали, как психологическая проблема 6

1.1 Социальные установки и социальный аттитюд: основные подходы в современной и социальной психологии 6

1.2 Установочный диссонанс, как психологический механизм регулирующий поведение человека 22

1.3 Социально психологические факторы установочного поведения человека 38

Глава 2. Эмпирическое исследование 42

2. Влияние установочного диссонанса на личностное развитие подростков, в контексте реализации христианской и светской морали 42

2.1 Диагностическое обеспечение эмпирического исследования (описание методик) 42

2.2 Психологическая характеристика установочного поведения подростков в контексте реализации христианской и светской морали (анализ установочного диссонанса, как психологического механизма) 43

2.3 Методические рекомендации по оптимизации личностного развития подростков 48

Заключение 63

Список использованной литературы 64

Приложения 68

Введение

Наиболее известными подходами к изучению формирование социальных установок являются бихевиористский подход (подход через научение), когнитивистский подход, мотивационный подход, а также социологический (или структурный) подход, основанный на идеях интеракционизма. В настоящее время развивается также и биологический (генетический) подход к формированию социальных установок.

Бихевиористский подход. В целом в необихевиоризме социальная установка "http://psyera.ru/ustanovka-v-povedenii-853.htm" рассматривается как имплицитная, опосредствующая реакция - гипотетическая конструкция или промежуточная переменная между объективным стимулом и внешней реакцией. Аттитюд, фактически недоступный для внешнего наблюдения, является одновременно реакцией на наблюдаемый стимул и стимулом для наблюдаемой реакции, действуя наподобие связующего механизма. Например, установка ребенка на учителя может быть рассмотрена одновременно и как реакция на учителя и как стимул для определенного поведения по отношению к этому учителю. Обе стимульно-реактивные связи по мнению бихевиористов подчиняются всем законам теории научения. Образование социальной установки во многом схоже с образованием других привычек и навыков. Следовательно, принципы, применяемые к другим формам научения, определяют и формирование аттитюда.

В рамках теории научения в качестве основных механизмов с участием которых происходит формирование социальных установок могут быть рассмотрены: стимулирование (положительное подкрепление) г наблюдение, возникновение ассоциаций и подражание.

Наиболее простой способ формирования аттитюда происходит прежде всего за счет положительного подкрепления, причем позитивное стимулирование в процессе научения может быть выражено как в материальных, так и " духовных" дополнительных стимулах. Например, студент получивший отличную отметку и похвалу преподавателя за экзамен по трудному предмету,сформирует скорее всего позитивную установку на сданную дисциплину.

В обыденной жизни родители используют при воспитании ребенка положительное подкрепление (похвалу, ласку, эмоциональную поддержку) для формирования положительного аттитюда на определенный социальный объект или процесс.

Известные эксперименты, проведенные в школе убеждающей коммуникации К. Ховланда (к рассмотрению которой мы обратимся чуть позже), показали, что установка формируется легче тогда, когда процесс убеждения подкрепляется позитивными моментами. Например, Ирвинг Джейнис с коллегами обнаружил, что сообщение становится более убедительным для студентов Йельского университета, если они читают его, одновременно лакомясь арахисом с пепси-колой (Майерс Д., 1997).

Одним из механизмов, который отвечает за формирование социальных установок может выступать наблюдение за поведением других людей, а также наблюдение за его последствиями. Если поведение "http://psyera.ru/sushchnost-povedeniya-84.htm" сопровождается позитивными результатами и по достоинству оценивается человеком, возможно, что это приведет к формированию у него позитивной социальной установки, определяющей наблюдаемое поведение. Например, если мы каждое утро наблюдаем за соседом, занимающимся спортивным бегом и при этом видим, что он прекрасно стал выглядеть, поддерживает спортивную форму, находится всегда в хорошем настроении, скорее всего, у нас сформируется положительный аттитюд на спортивный бег.

Объект исследования: подростки 12-13 лет из светских семей и из семей религиозно-ориентированных.

Предмет исследования: процесс проявления установочного диссонанса в развитии личности в социокультурном пространстве, в христианской и светской морали.

Цель исследования: характеристика установочного диссонанса в развитии личности в социокультурном пространстве, в христианской и светской морали.

Задачи исследования:

 изучить социальные установки и социальный аттитюд: основные подходы в современной и социальной психологии;

 рассмотреть установочный диссонанс, как психологический механизм регулирующий поведение человека;

 проанализировать социально-психологические факторы установочного поведения человека;

 определить влияние установочного диссонанса на личностное развитие подростков, в контексте реализации христианской и светской морали;

 разработать методические рекомендации по оптимизации личностного развития подростков.

Структура работы: исследование состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.

Заключение

В данной работе мы основное внимание уделили общетеоретическому и практическому анализу проявления установочного диссонанса в развитии личности.

Проведенный анализ показывает, что подростковый возраст является наиболее напряженным с точки зрения возникновения различного рода диссонансов. Повышенная конфликтность подростков во многом определяется особенностями и значением подросткового возраста в развитии личности.

В диссонансе большинство подростков демонстрируют активные стратегии поведения, целью которых является, как поиск взаимоудовлетворяющих решений противоречивых ситуаций, так и стремление при взаимодействии настоять на своем пути открытой борьбы за свои интересы, как в среде "светских", так и в среде "религиозных" подростков.

Исследование самооценки показало, что в среде двух групп подростков адекватная самооценка, то есть они правильно соотносят свои возможности и способности, достаточно критически относится к себе, стремятся реально смотреть на свои неудачи и успехи, стараются ставить перед собой достижимые цели, которые можно осуществить на деле.

Исследование коммуникативных и организаторских способностей позволило установить, что у большинства подростков они развиты на среднем уровне, то есть они стремятся к контактам с людьми, не ограничивают круг своих знакомств, отстаивают свое мнение, планируют свою работу, однако потенциал их склонностей не отличается высокой устойчивостью.

Таким образом, гипотеза, поставленная в начале дипломного проекта доказана, т.е. уровень агрессии у детей из светских семей выше, чем у детей из религиозных семей.

Список литературы

1. Алексеенкова, Е.Г. Личность в условиях психической депривации/ Е. Г. Алексеенкова. - СПб. : Питер, 2009. - 96 с. 

2. Ананьев, Б.Г. Избранные психологические труды: в 2-х т. – М.: Изд-во Педагогика, 2010. – Т. 1: Избранные психологические труды. – 486 с.

3. Андреева Г.М., Богомолова Н.Н., Петровская Л.А. Современная социальная психология на Западе. Теоретические ориентации. М., 1978.

4. Андреева, Г.М. Социальная психология / Г.М. Андреева. – М.: Аспект Пресс, 2010. –362 с.

5. Анн Л. Психологический тренинг с подростками. — СПб.: Питер, 2005.Лидерс А.Г. Психологический тренинг с подростками. — М.: Издательский центр «Академия», - 2010. – 271 с.

6. Асмолов А.Г. Деятельность и установка. М., 1979

7. Асмолов А.Г. Ковальчук М.А. О соотношении понятия установки в общей и социальной психологии // Теоретические и методологические проблемы социальной психологии. М., 1977.

8. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., 1969.

9. Возрастные и индивидуальные особенности младших подростков / Под редакцией Д.Б Эльконина, Т.В Драгуновой. – М. : Просвещение, 2011. – 315 с.

10. Григолава В. В. Бессознательное и установка.— Вопросы психологии, 1984, № 3.

11. Гришина Н.В. Психология межличностного конфликта: Дис. д-ра психол. наук. – СПб, 2010. – 361 с.

12. Громова О.Н. Конфликтология: Курс лекций. – М.: ЭКМОС, 2010. – 320 с.

13. Дарвин Ч. Собрание сочинений. - Т.11., Кн.1.-М.-Л.: Литература, - 1927.

14. Дмитриев А.В. Конфликтология: Учебное пособие. – М.: Гардарики, 2011. – 320 с.

15. Дэвис Дж. Социальная установка // Американская социология. Перспективы. Проблемы. Методы. Пер. с англ. М., 1972.

16. Дэна Д. Преодоление разногласий. – СПб.: ЛЕНАТО, - 2010.

17. Забрянский Г.И. Наказание несовершеннолетних и его регионлаьные особенности, -  М.: Рудомино, - 2010.

18. Козырев Г.И. Введение в конфликтологию. - М.: ВЛАДОС, ИМПЭ им. А.С.Грибоедова, - 2010.

19. Леонтьев А.А. Психология общения. М.,1998.

20. Магун B.C. Потребности и психология социальной деятельности личности. Л., 1983.

21. Мясищев В.Н. Психология отношений // Избранные психологические труды, М.: Воронеж, 1995.

22. Надираишвили Л.А. Понятие установки в общей и социальной психологии. Тбилиси, 1974.

23. Обуховский К. Психология влечений человека. Пер. с польск. М., 1972.

24. Поливанова К.Н. Психологическое содержание подросткового возраста // Вопросы психологии. - 2010. - № 1. - С.20-33.

25. Практикум по возрастной психологии:/Под ред. Л. А. Головей, Е. Ф. Рыбалко.- СПб.: Речь, 2010.- 694 с.

26. Прангишвили А.С. Потребности, мотивы, установки // Проблемы формирования социогенных потребностей. Тбилиси, 1974.

27. Психология. Словарь/Под редакцией А.В. Петров-ского, М.Г. Ярошевского.-М.:Политиздат,1990.

28. Райс Ф. Психология подросткового и подросткового возраста. - СПб.: Питер, 2010. - 624 с.

29. Реан А.А. Психология изучения личности - Спб.: Питер, 2010.- 523 с.

30. Ремшмидт, Х. Подростковый и юношеский возраст: проблемы становления личности / под ред. Т.А. Гудковой. – М.: Мир, 2011. – С. 118 - 127.

31. Родители и дети: Психология взаимоотношений // под ред. Е.Савиной и Е.Смирновой. М.: Когито-Центр, 2010. — 230 с.

32. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии - СПб.: Питер, 2010. - 712 с

33. Руководство практического психолога. Психологические программы развития личности в подростковом и старшем школьном возрасте. // Под ред. И.В. Дубровиной. – М. Академия, 2010.- 472 с.

34. Терёшкина И. Б. Межличностное оценивание в условиях конфликта / И.Б. Терёшкина // Конфликт в конструктивной психологии : тез. докл. и сообщ. II науч.-практ. конф. по конструктивной психологии. -Красноярск, - 2010. -  С. 107-110.

35. Узнадзе Д.И. Экспериментальные основы исследования установки // Психологические исследования. М., 1966.

36. Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. – М.: Издательство Института Психотерапии, 2010. – 490 с.

37. Хараш А.У. Ценность слова: о психосемантике диалогической преднастройки / А.У. Хараш // Психология общения: тренинг человечности : тез. междунар. науч.-практ. конф., посвящённой 70-летию со дня рождения Л. А. Петровской. М.: Смысл, - 2010.

38. Хасан Б.И. Конструктивная психология конфликта / Б.И. Хасан, -  СПб. : Питер, - 2010.

39. Хрестоматия по возрастной психологии: учеб. пособие для студентов / сост. Л.М. Семенюк; [под ред. Д.И. Фельдштейна]. – М. : Педагогическое общество России, 2010. – С. 217-226

40. Шихирев П.Н. Социальная установка как предмет социально-психологического исследования // Психологические проблемы социальной регуляции поведения. М.. 1976.

41. Щедровицкий Г.П., Надежина Р.Г. О двух типах отношений руководства в групповой деятельности детей // Вопросы психологии. 2010.-  N 5.

42. Ядов В.А. О диспозиционной регуляции социального поведения личности // Методологические проблемы социальной психологии. М., 1975.


Популярные, наиболее покупаемые работы:

  1. Правовое регулирование заработной платы
  2. Социальное воспитание понятие, сущность, принципы
  3. Правовой статус Всемирного банка
  4. Технология создания и реализация вокально-хореографической шоу программы
  5. Налогооблажение в современных условиях в Российской Федерации
  6. Антропологические находки и морфологические особенности неандертальцев
  7. Психологическая подготовка спортсменов (шахматы)
  8. Государственная служба как профессиональная деятельность
  9. Революция как социальный конфликт
  10. Денежное обращение и денежный оборот в России
  11. Жизненный цикл
  12. РАСЧЁТ АВАРИЙНЫХ РЕЖИМОВ В СИСТЕМЕ ЭЛЕКТРОСНАБЖЕНИЯ ПРОМЫШЛЕННОГО ПРЕДПРИЯТИЯ
  13. Дознаватель понятие и процессуальный статус
  14. Риски ООО «ФУД ФЬЮЖН»
  15. История ферраро-флорентийского собора по воспоминаниям Сильвестра Сиропула
  16. Объекты конституционно-правовых отношений
  17. Взаимосвязь синдрома профессионального выгорания и мотивации достижения у представителей социономических профессий
  18. Типология агрессивности
  19. Разработка автоматизированного рабочего места (АРМ) администратора web-представительства Смоленского филиала МИИТ
  20. Фирма в рыночной экономике, виды фирм
  21. Структура управления организацией
  22. Аттестация социальных работников
  23. «Учет затрат на производство и исчисление себестоимости продукции пчеловодства»
  24. Предмет международное публичное право
  25. Творчество современных российских поэтов XXI века
Структура реферата:
Как правильно самостоятельно написать:
Как правильно оформить по ГОСТ:
Инструкции по работе с программами: