За рубежом у России находится разнородный состав недвижимого и движимого имущества, право собственности на значительную часть которого перешло в порядке правопреемства СССР и Российской империи. По некоторым оценкам, стоимость такого имущества достигает 500 млрд. долл., однако проблема в том, что оно до конца не инвентаризировано и к тому же значительная часть имущества еще не найдена.
При этом существуют пробелы нормативно-правового регулирования вопросов, связанных с правопреемством в отношении рассматриваемых объектов, а также их управлением. Следует оговориться, что за рубежом находится как публичная, так и частная российская собственность, правовой режим этих категорий имеет принципиальные отличия. Так, режим собственности российских физических и юридических лиц за рубежом "http://www.zagranhouse.ru/article/2009/07/17/44/" определяется прежде всего законодательством соответствующего иностранного государства в соответствии с коллизионным принципом места нахождения вещи (lex rei sitae). Правовой режим собственности государства принципиально иной, поскольку по общему правилу она обладает иммунитетом и неприкосновенна, а значит, не может быть принудительно арестована, продана и т.д. В этой связи представляется необходимым остановиться на вопросе об иммунитете государства и его собственности в международном гражданском обороте.
Вышедший 23 октября 2000 года указ президента N 1771 закрепил так называемую функционально привязанную недвижимость (посольства, консульства, резиденции послов и проч.) за МИДом, остальную - за УДП. Между тем соответствующее распоряжение правительства появилось лишь в январе 2003 года - согласование вопроса с заинтересованными ведомствами оказалось делом чрезвычайно хлопотным. При этом некоторым организациям все же удалось сохранить свои зарубежные "домены" - например, возглавляемому Валентиной Терешковой "Росзарубежцентру", недавно перешедшему под эгиду МИДа.
Наведение порядка в загранхозяйстве теперь курирует межведомственная комиссия из представителей УДП, МИДа, Минимущества, Минфина, Минюста, СВР, Минэкономразвития, и дело, похоже, пошло на лад. На одном из последних заседаний комиссии был принят так называемый первый пакет решений о перераспределении порядка сорока объектов загрансобственности между УДП и МИДом. МИД обязался принять на свой баланс 17 объектов, 22 было решено передать Управделами. Обмен производится исходя из функциональных возможностей использования каждого здания: диппредставительства сегодня в первую очередь должны быть функциональны, технологически и технически современны и надежно защищены.
Сегодня МИД РФ - самый крупный "держатель" зарубежной недвижимости: под его эгидой находится почти две трети федеральной загрансобственности. Балансовая стоимость этой недвижимости - около 2,5 миллиарда долларов, рыночная же, как правило, значительно выше. От советского внешнеполитического ведомства МИД России досталось богатое наследство. Например, вилла Абамелик-Лазаревых в предместье Рима с участком в 30 га, подаренная молодому советскому государству ее бывшим владельцем. На этих живописных угодьях обосновалась резиденция посла, на территории которой заложен и православный храм (по прямой до Ватикана - ровно 10 километров). Кстати, дарение дипломатам недвижимости - случай редкий, но не уникальный: так, здание под посольство РФ в Подгорице было подарено России властями Черногории. Но, как правило, дипломатическое хозяйство прирастает за счет приобретения участков и зданий. МИД России предпочитает размещать загранучреждения в собственных комплексах и на собственной земле. Кстати, такого же курса придерживаются практически все внешнеполитические ведомства ведущих стран мира - немалую роль тут играют и соображения престижа, и технико-экономические аспекты.
Подавляющее большинство зданий посольств было построено в 50-60-е годы. Среди самых примечательных - возведенное по проекту архитектора Михаила Посохина посольство в Вашингтоне (возможно, именно это здание и вдохновило авторов проекта Дома правительства в Москве - отличий между Белым домом и посольством в Вашингтоне меньше, нежели сходства). Предметом особой гордости отечественной дипломатии является и посольская собственность в Берлине - внушительное каре зданий близ Бранденбургских ворот, отстроенное в те же 50-60-е, и его ровесники - строгая посольская обитель в Хельсинки и внушительный комплекс в Пекине. Его территория (экс-владения бывшей Российской духовной миссии) - готовый кандидат в Книгу рекордов Гиннесса: 16,5 га пересеченной речушкой живописной местности. Причем если раньше эта территория располагалась вдали от центра, то сегодня она оказалась практически в центральной части стремительно разрастающегося Пекина. Примечательно, что китайцы чрезвычайно уважительно подошли к застройке вокруг посольства: предпочли небоскребам трех-, четырехэтажные строения.
Не только облик, но и расположение дипломатических угодий и зданий считается важным фактором престижа и имиджа страны за рубежом. И в этом отношении у российских дипломатов есть все основания для гордости. Например, посольство РФ в Вене прописалось практически в центре австрийской столицы (занимает часть квартала, там даже есть православный храм), а посольская собственность в Лондоне расположена непосредственно у Кенсингтонского дворца. Среди самых живописных - обширная посольская территория в Праге, раскинувшаяся в парковой зоне, и дипломатические владения в Стамбуле с участком на Босфоре.
Всем этим роскошным посольским угодьям в приоритетных для России странах "сокращение" не грозит. Более того, в последнее время в таких странах растет число консульских учреждений и прочих дипобъектов. Ведь даже самые небольшие и небогатые государства редко экономят на государственном престиже.
С начала 80-х мидовское загранхозяйство приросло почти на 700 тысяч квадратных метров. Лишь 2002 год принес в общую копилку девять новых объектов. Одна из последних выдающихся построек, возведенная в конце 80-х - начале 90-х, - посольство в Мадриде, декорированное под художественным руководством Ильи Глазунова, с живописными, выдержанными в русском стиле просторными залами.
Сегодня большинство из 239 загран-учреждений в 139 странах размещается на земле, принадлежащей России: 87 процентов всех зданий и земельных участков, подконтрольных МИДу (1,3 млн. кв. метров и около 550 га земельных участков), находится в собственности России и лишь 13 процентов дипломаты арендуют. Впрочем, доля арендуемой недвижимости по площадям весьма существенна: 234 тыс. кв. метров и 19 га земли, затраты на которые ежегодно составляют до 17 миллионов долларов.
Итак, в работе решены следующие задачи работы:
изучено понятие государственной собственности;
исследовано управление государственной собственностью РФ за рубежом;
показано современное состояние и проблемы управления государственной собственностью РФ за рубежом;
дан анализ и оценку объектов государственной собственности РФ за рубежом;
выявлены механизмы управления государственной собственностью РФ за рубежом;
предложено формирование стратегии развития в управлении государственной собственностью РФ за рубежом;
предложены механизмы совершенствования процессов управления государственной собственностью РФ за рубежом;
даны экономические предложения по совершенствованию системы управления государственной собственностью РФ за рубежом.