В данном исследовании было рассмотрено влияние народных игр на развитие мотивации к занятиям физической культурой детей. По результатам исследования можно сделать следующие выводы:
Теоретически обоснованно, что подвижные игры на уроках физкультуры благоприятно влияют на развитие детей. Рассмотрим, что показывает моя работа в этой области. В связи со сложностью подведения итогов буду придерживаться принятой методики оценки результатов по физической культуре: учитываем достижения детей в беге на короткую дистанцию, прыжках в длину с места, подтягивание у мальчиков и отжимание у девочек. Причем, здесь мы не приводим достаточно громоздкие, имеющиеся в моем распоряжении статистические данные, а кратко их описываем.
Оценивать результативность можно по разным параметрам.
Первая форма оценки – по нормативам. Сравнение результатов показывает, что в беге на 30 метров уменьшается количество детей, выполняющих норматив на “5” (высокий уровень), и возрастает количество детей, не укладывающихся в норматив (низкий уровень). Но вместе с тем увеличилось число детей, справившихся с нормативом на “3”-“4” (средний уровень). На результативность влияет то, что навыки бега на короткую дистанцию можно совершенствовать только на улице (весна, осень), условия зала не позволяют совершенствовать навыки спринтерского бега. Если мы обратимся к подвижным играм, то играя, дети совершенствуют больше всего навыки стайерского бега, воспитывается такое основное качество, как выносливость.
В прыжках с места нет изменения результатов по высокому уровню, возрастает средний уровень и происходит незначительное падение в низком уровне, что говорит о росте физической подготовленности в этом виде физических упражнений.
Сравнивая результаты по подтягиванию у мальчиков и отжиманию у девочек видим, что теряя результат в высоком уровне, идет увеличение результативности в среднем уровне и уменьшение количества детей, не справляющихся с нормативом.
Но сравнение результатов по такой форме оценки не всегда бывает адекватным, так как приходится сравнивать развитие детей, опираясь на жесткие рамки нормативов.
Вторая форма оценки результатов развития детей – сравнение с самим собой. Ученик может не укладываться в норматив ни во втором, ни в третьем классе, но сравнивая его результаты между собой, можно заметить, какое развитие произошло за год. Сравнение результатов показывает, что большинство детей улучшили свои показатели по всем нормативам, у некоторых учащихся по отдельным видам не произошло ни улучшения, ни ухудшения результатов, но есть и группа учащихся, у которых по некоторым нормативам произошло падение результата. Обычно к такой группе учащихся относятся часто болеющие дети.
Если физическое развитие детей можно отследить через нормативы, то качественную оценку нравственных и психологических аспектов развития детей количественно получить невозможно. Каким способом можно измерить воспитанность учащихся, их нравственное развитие? Каким инструментом измерить их честность? Мы попытались это сделать через анкетирование детей во втором классе (анкета “Моё отношение к уроку…”), и проведя сочинение “Больше всего мне нравится урок…” в третьем классе. Результаты получились очень интересными. Большинство детей выбрало любимым уроком урок физкультуры. Что нравится детям в этом уроке? Вот выдержки из некоторых сочинений: “Мне нравится урок физкультуры за то, что мы много бегаем и играем. А ещё я люблю этот урок, потому что на нём мы путешествуем в страну сказок, где есть медведь, совушка, хитрая лиса и другие жители леса”; “Я люблю урок физкультуры, потому что на нём я себя чувствую русским богатырём, таким, как Никита Добрынин. Он всегда защищает слабых. Когда я вырасту, я тоже буду таким”; “Мне очень нравится урок физкультуры. Я узнала много новых игр, и теперь играю в них со своими друзьями во дворе. Я люблю, когда на уроке можно не только серьёзно учиться, но и поиграть”.
Итак, на основе фактов мы склонны заключить, что русские народные игры являются эффективным средством разностороннего развития, где оздоровительные, воспитательные и образовательные задачи решаются в комплексе и направлены на воспитание гармонично развитой личности.
Народные подвижные игры являются традиционным средством педагогики. Испокон веков в них ярко отражался образ жизни людей, их быт, труд, национальные устои, представления о чести, смелости, мужестве, желание обладать силой, ловкостью, выносливостью, быстротой и красотой движений, проявлять смекалку, выдержку, творческую выдумку, находчивость, волю и стремление к победе.
Нами проанализирован исходный уровень сформированности мотивации учащихся к физической культуре, получены следующие результаты: низкий уровень – 20%; средний уровень – 60 %; высокий уровень – 20 %.
Анализ литературы и собственный педагогический опыт позволил нам подобрать и внедрить комплекс народных подвижных игр в учебный процесс по физической культуре в начальных классах общеобразовательной школы с целью формирования мотивации, интереса учащихся к ФК, и повышению физической подготовленности детей.
Таким образом, на данном этапе работы цель исследования является достигнутой, а гипотеза – подтверждена.
В общей системе всестороннего развития человека воспитание ребенка занимает важное место. Начиная с дошкольного возраста закладываются основы здоровья, физического развития, формируются двигательные навыки, создается фундамент для воспитания физических качеств. Учащиеся младших классов, преемственно развиваясь с большим удовольствием занимаются физической культурой. Особенный интерес вызывают у них различного вида игры: начиная от народных игр, заканчивая спортивными - баскетбол, футбол, хоккей, настольный теннис, бадминтон и т. д.
Различного вида игры и упражнения способствуют совершенствованию деятельности основных физиологических систем организма (нервной, сердечнососудистой, дыхательной), улучшению физического развития, физической подготовленности детей, воспитанию положительных морально-волевых качеств. Очень ценно, что занятия играми способствуют воспитанию у учащихся младших классов положительных черт характера, создают благоприятные условия для воспитания дружеских отношений в коллективе, взаимопомощи. Они проводятся летом и зимой на открытом воздухе, что является эффективным средством закаливания организма ребенка.
Подвижные игры – одно из самых любимых и полезных занятий детей. В их основе лежат физические упражнения, движения, в ходе выполнения которых участники преодолевают ряд препятствий, стремятся достигнуть определенной, заранее поставленной цели. Благодаря большому разнообразию содержания игровой деятельности, они всесторонне влияют на организм и личность, в то же время, способствуя решению важнейших специальных задач физического воспитания, например, развитию скоростно-силовых качеств.
Игровая деятельность всегда связана с решением определенных задач, выполнением определенных обязанностей, преодолением разного рода трудностей и препятствий. Преодоление препятствий укрепляет силу воли, воспитывает выдержку, решительность, настойчивость в достижении цели, веру в свои силы.
Все эти развивающие аспекты усиливаются спецификой русских народных игр.
Именно поэтому грамотное использование русских народных игр на уроках физической культуры не только полезно для детей, но и чрезвычайно актуально, поскольку правильное “включение” элементов игр в процесс физического воспитания, активно способствует гармоничному развитию и физической подготовленности учащихся. Целью моей работы является активное использование русских народных игр в процессе физического воспитания обучающихся младших классов. С учетом воспитательно-развивающего значения народных игр преследуется решение совокупности задач физического воспитания:
укрепление здоровья, улучшение осанки, содействие гармоничному физическому развитию, закаливание;
формирование знаний и умений в области личной гигиены;
приобщение к самостоятельным занятиям физическими упражнениями, подвижными играми;
воспитание дисциплинированности, отзывчивости, честности, смелости;
ознакомление обучающихся с русскими народными играми.
Решение поставленных задач осуществляется через ряд организационно-содержательных моментов:
введен дополнительный час в учебное расписание;
предложена программа физического воспитания с использованием русских народных игр;
проведено частичное исследование эффективности применения народных игр на уроках физкультуры в начальной школе.