Информационные материалы для подготовки студентов

Расскажи одногруппникам: + 200 к карме:

Особенности формирования мотивации и интерес учащихся к физической культуре на основе применения народных подвижных игр





Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3

Глава 1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРИМЕНЕНИЯ НАРОДНЫХ ПОДВИЖНЫХ ИГР КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ МОТИВАЦИИ И ИНТЕРЕСА К ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ 8

1.1Особенности понятий "игра" и "народная подвижная игра": теоретический анализ 8

1.2Понятие, функции, назначение мотивации: психолого-педагогический экскурс 23

1.3Факторы формирования мотивации и интереса к физической культуре 30

ГЛАВА 2. ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ, МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ 35

2.1 Цель и задачи исследования: 35

2.2Организация исследования 36

2.3 Анализ исходных показателей сформированности мотивации к физической культуре у учащихся начальных классов 37

Глава 3.ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ПРОВЕРКА ЭФФЕКТИВНОСТИ МЕТОДИКИ ФОРМИРОВАНИЯ МОТИВАЦИИ И ИНТЕРЕСА НА ОСНОВЕ ПРИМЕНЕНИЯ НАРОДНЫХ ПОДВИЖНЫХ ИГР НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 45

3.1Народные подвижные игры как средство мотивации и интереса в процессе физического воспитания 45

3.2 Народные игры и упражнения в физическом воспитании с детьми школьного возраста 47

3.3 Педагогические требования применения народных подвижных игр на уроках физической культуры 52

3.4 Результаты формирования мотивации и интереса к физической культуре посредством применения на уроках физической культуры народных подвижных игр 64

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 74

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 79

Введение

Народные подвижные игры являются традиционным средством педагогики. Испокон веков в них ярко отражался образ жизни людей, их быт, труд, национальные устои, представления о чести, смелости, мужестве, желание обладать силой, ловкостью, выносливостью, быстротой и красотой движений, проявлять смекалку, выдержку, творческую выдумку, находчивость, волю и стремление к победе. Передовые представители культуры: К.Д. Ушинский, Ж.А. Покровский, Д.А. Колоцца, Г.А. Виноградов и др., заботясь о просвещении, образовании и воспитании народных масс, призывали повсеместно собирать и описывать народные игры, чтобы донести до потомков народный колорит обычаев, оригинальность самовыражения того или иного народа, своеобразие языка, формы и содержания разговорных текстов.

Совместная игра – уникальный вид сотрудничества. Не случайно психологи считают, что подлинно демократические отношения между взрослыми и детьми возможны только в игре. И прежде всего, положительное влияние на их взаимоотношения оказывают игры с правилами – традиционное средство народной педагогики.

До наших дней дошло множество русских народных игр: передаваемые из поколения в поколение, они вобрали в себя лучшие национальные традиции. По играм мы можем судить о культуре и быте, о нормах поведения, существовавших на Руси.

Кто из взрослых не помнит игр своего детства! “Палочка-выручалочка”, “Казаки-разбойники”, “Колдунчики” и многие другие. Они объединяли детей разного возраста общей радостью, неповторимым настроением.

Исследователи русских народных игр отмечают, что во все времена они выполняли важные социальные функции, являясь частью досуга, давали возможность человеку отдохнуть от будничных дел и погрузиться на время в радостную атмосферу.

Однако основная функция народных игр заключается в воспитании. Они способствуют развитию мышления, воображения, воспитывают активность, сноровку, сообразительность, инициативу, умение постоять за себя. Дети учатся преодолевать неудачи, переживать неуспех. Посредством русских народных игр мудрость наших предков, копившаяся веками, передается из поколения в поколение.

Русские народные игры несомненно должны быть включены в уроки физического воспитания детей младшего школьного возраста. Они просты и общедоступны. В них каждый из учеников может найти себе активную роль по силам и способностям.

По содержанию все народные игры классически лаконичны, выразительны и доступны ребенку. Они вызывают активную работу мысли, способствуют расширению кругозора, уточнению представлений об окружающем мире, совершенствованию всех психических процессов, стимулируют переход детского организма к более высокой ступени развития.

Все свои жизненные впечатления и переживания малыши отражают в условно-игровой форме, способствующей конкретному перевоплощению в образ(“Гуси-лебеди”, “Коршун и наседка”, “У медведя во бору”, и т.д.). Игровая ситуация увлекает и воспитывает ребенка, а встречающиеся в некоторых играх зачины, диалоги непосредственно характеризуют персонажи и их действия, которые надо умело подчеркнуть в образе, что требует от детей активной умственной деятельности.

В играх больше, чем в других физических упражнениях, участники могут выполнять различные двигательные действия так, как им хочется, как позволяют им их индивидуальные особенности. Богатейшим разнообразием движений отличаются такие игры, как “Совушка” (после слов “День наступает—все оживает”). Одним из безусловных факторов привлекательности игр является элемент соревнования. Даже в таких простых играх, как “Пустое место” или “Лишний”, уже имеются ясно выраженные стремления играющих к победе: быстрее обежать круг, догнать партнера или успеть убежать от него. Еще более ярко соревновательный, характер носят игры, в которых участники делятся на группы, команды и где каждая труппа или команда, каждый участник команды стремится достичь лучших результатов, победить. При этом в одних групповых играх двигательные действия по сигналам совершаются сразу всеми участниками (“День и ночь”, “Пятнашки маршем” и др.) и личное участие каждого из играющих не бывает в центре внимания остальных, в других играх (“Вызов номеров”, “Мяч капитану”, все игры-эстафеты и др.) за личными действиями каждого игрока с пристрастием наблюдают все остальные участники команды.

Играя, дети удовлетворяют свойственную им потребность в движениях.

Итак, народные игры в комплексе с другими элементами урока физкультуры в младших классах представляют собой основу начального этапа формирования гармонически развитой личности, сочетающей духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство, и в дальнейшем, благодаря этому учитель достигает высоких скоростно – силовых показателей на уроках физкультуры в средних классах.

Игра сопровождает ребенка с рождения, остается с ним в детстве, отрочестве, вплоть до перехода в юность. Игра отражает мир мыслей и чувств детей, ведет их по стезе познания реальности.

Игр очень много, они могут быть самыми разными, но особое место среди них занимают подвижные. Эти игры считаются универсальным и незаменимым средством физического воспитания. Всестороннее влияние подвижных игр на развитие ребенка трудно переоценить. При умелом руководстве со стороны взрослых эти игры способны творить чудеса.

Народная игра - это игра, широко распространенная в национальном сообществе в конкретный исторический период, отражающая особенности этого сообщества.

Народные игры отражают культуру и менталитет нации, поэтому претерпевают существенные изменения под влиянием экономических, социальных, политических, и прочих процессов.

Игра - деятельность непродуктивная, ее мотивация заключается в самом игровом процессе.

Но как бы игровой процесс не строился, и насколько бы сложны или просты ни были правила игры, она остается не только развлечением или физической тренировкой, но и средством психологической подготовки к будущим жизненным ситуациям. Без игры не мыслимо формирование человека, как полноценной личности.

Данное исследование посвящено народным играм как средству развития мотивации и интереса учащихся к физической культуре.

Объект исследования – процесс формирования мотивации к физической культуре и спорту у учащихся начальных классов

Предмет исследования - народные игры как средство развития мотивации к физической культуре.

Цель исследования - изучить эффективность формирования мотивации и интереса учащихся начальных классов к физической культуре на основе применения народных подвижных игр.

Гипотеза исследования: предполагается, что применение народных подвижных игр в учебном процессе по физической культуре в начальных классах приведет к эффективному формированию мотивации и интереса учащихся к физической культуре, а в связи с этим, к повышению уровня физической подготовленности и физического развития учащихся.

Задачи исследования:

1. Изучить теоретические аспекты формирование мотивации учащихся общеобразовательных школ к физической культуре.

2. Проанализировать исходный уровень сформированности мотивации учащихся к физической культуре.

3. Подобрать и внедрить комплекс народных подвижных игр в учебный процесс по физической культуре в начальных классах общеобразовательной школы

Методы исследования: анализ научно-методической литературы, педагогический эксперимент, анкетирование, методы математической статитсики.

База исследования: 1 «А» класс шк. 4.(г. Заводоуковск)

Практическая значимость исследования: данное исследование может быть использовано учителями и родителями детей младшего школьного возраста, а так же студентам, изучающим педагогику и иные дисциплины.

Структура исследования: исследование состоит из теоретической и практической части, введения, заключения и списка литературы.

Заключение

В данном исследовании было рассмотрено влияние народных игр на развитие мотивации к занятиям физической культурой детей. По результатам исследования можно сделать следующие выводы:

Теоретически обоснованно, что подвижные игры на уроках физкультуры благоприятно влияют на развитие детей. Рассмотрим, что показывает моя работа в этой области. В связи со сложностью подведения итогов буду придерживаться принятой методики оценки результатов по физической культуре: учитываем достижения детей в беге на короткую дистанцию, прыжках в длину с места, подтягивание у мальчиков и отжимание у девочек. Причем, здесь мы не приводим достаточно громоздкие, имеющиеся в моем распоряжении статистические данные, а кратко их описываем.

Оценивать результативность можно по разным параметрам.

Первая форма оценки – по нормативам. Сравнение результатов показывает, что в беге на 30 метров уменьшается количество детей, выполняющих норматив на “5” (высокий уровень), и возрастает количество детей, не укладывающихся в норматив (низкий уровень). Но вместе с тем увеличилось число детей, справившихся с нормативом на “3”-“4” (средний уровень). На результативность влияет то, что навыки бега на короткую дистанцию можно совершенствовать только на улице (весна, осень), условия зала не позволяют совершенствовать навыки спринтерского бега. Если мы обратимся к подвижным играм, то играя, дети совершенствуют больше всего навыки стайерского бега, воспитывается такое основное качество, как выносливость.

В прыжках с места нет изменения результатов по высокому уровню, возрастает средний уровень и происходит незначительное падение в низком уровне, что говорит о росте физической подготовленности в этом виде физических упражнений.

Сравнивая результаты по подтягиванию у мальчиков и отжиманию у девочек видим, что теряя результат в высоком уровне, идет увеличение результативности в среднем уровне и уменьшение количества детей, не справляющихся с нормативом.

Но сравнение результатов по такой форме оценки не всегда бывает адекватным, так как приходится сравнивать развитие детей, опираясь на жесткие рамки нормативов.

Вторая форма оценки результатов развития детей – сравнение с самим собой. Ученик может не укладываться в норматив ни во втором, ни в третьем классе, но сравнивая его результаты между собой, можно заметить, какое развитие произошло за год. Сравнение результатов показывает, что большинство детей улучшили свои показатели по всем нормативам, у некоторых учащихся по отдельным видам не произошло ни улучшения, ни ухудшения результатов, но есть и группа учащихся, у которых по некоторым нормативам произошло падение результата. Обычно к такой группе учащихся относятся часто болеющие дети.

Если физическое развитие детей можно отследить через нормативы, то качественную оценку нравственных и психологических аспектов развития детей количественно получить невозможно. Каким способом можно измерить воспитанность учащихся, их нравственное развитие? Каким инструментом измерить их честность? Мы попытались это сделать через анкетирование детей во втором классе (анкета “Моё отношение к уроку…”), и проведя сочинение “Больше всего мне нравится урок…” в третьем классе. Результаты получились очень интересными. Большинство детей выбрало любимым уроком урок физкультуры. Что нравится детям в этом уроке? Вот выдержки из некоторых сочинений: “Мне нравится урок физкультуры за то, что мы много бегаем и играем. А ещё я люблю этот урок, потому что на нём мы путешествуем в страну сказок, где есть медведь, совушка, хитрая лиса и другие жители леса”; “Я люблю урок физкультуры, потому что на нём я себя чувствую русским богатырём, таким, как Никита Добрынин. Он всегда защищает слабых. Когда я вырасту, я тоже буду таким”; “Мне очень нравится урок физкультуры. Я узнала много новых игр, и теперь играю в них со своими друзьями во дворе. Я люблю, когда на уроке можно не только серьёзно учиться, но и поиграть”.

Итак, на основе фактов мы склонны заключить, что русские народные игры являются эффективным средством разностороннего развития, где оздоровительные, воспитательные и образовательные задачи решаются в комплексе и направлены на воспитание гармонично развитой личности.

Народные подвижные игры являются традиционным средством педагогики. Испокон веков в них ярко отражался образ жизни людей, их быт, труд, национальные устои, представления о чести, смелости, мужестве, желание обладать силой, ловкостью, выносливостью, быстротой и красотой движений, проявлять смекалку, выдержку, творческую выдумку, находчивость, волю и стремление к победе.

Нами проанализирован исходный уровень сформированности мотивации учащихся к физической культуре, получены следующие результаты: низкий уровень – 20%; средний уровень – 60 %; высокий уровень – 20 %.

Анализ литературы и собственный педагогический опыт позволил нам подобрать и внедрить комплекс народных подвижных игр в учебный процесс по физической культуре в начальных классах общеобразовательной школы с целью формирования мотивации, интереса учащихся к ФК, и повышению физической подготовленности детей.

Таким образом, на данном этапе работы цель исследования является достигнутой, а гипотеза – подтверждена.

В общей системе всестороннего развития человека воспитание ребенка занимает важное место. Начиная с дошкольного возраста закладываются основы здоровья, физического развития, формируются двигательные навыки, создается фундамент для воспитания физических качеств. Учащиеся младших классов, преемственно развиваясь с большим удовольствием занимаются физической культурой. Особенный интерес вызывают у них различного вида игры: начиная от народных игр, заканчивая спортивными - баскетбол, футбол, хоккей, настольный теннис, бадминтон и т. д.

Различного вида игры и упражнения способствуют совершенствованию деятельности основных физиологических систем организма (нервной, сердечнососудистой, дыхательной), улучшению физического развития, физической подготовленности детей, воспитанию положительных морально-волевых качеств. Очень ценно, что занятия играми способствуют воспитанию у учащихся младших классов положительных черт характера, создают благоприятные условия для воспитания дружеских отношений в коллективе, взаимопомощи. Они проводятся летом и зимой на открытом воздухе, что является эффективным средством закаливания организма ребенка.

Подвижные игры – одно из самых любимых и полезных занятий детей. В их основе лежат физические упражнения, движения, в ходе выполнения которых участники преодолевают ряд препятствий, стремятся достигнуть определенной, заранее поставленной цели. Благодаря большому разнообразию содержания игровой деятельности, они всесторонне влияют на организм и личность, в то же время, способствуя решению важнейших специальных задач физического воспитания, например, развитию скоростно-силовых качеств.

Игровая деятельность всегда связана с решением определенных задач, выполнением определенных обязанностей, преодолением разного рода трудностей и препятствий. Преодоление препятствий укрепляет силу воли, воспитывает выдержку, решительность, настойчивость в достижении цели, веру в свои силы.

Все эти развивающие аспекты усиливаются спецификой русских народных игр.

Именно поэтому грамотное использование русских народных игр на уроках физической культуры не только полезно для детей, но и чрезвычайно актуально, поскольку правильное “включение” элементов игр в процесс физического воспитания, активно способствует гармоничному развитию и физической подготовленности учащихся. Целью моей работы является активное использование русских народных игр в процессе физического воспитания обучающихся младших классов. С учетом воспитательно-развивающего значения народных игр преследуется решение совокупности задач физического воспитания:

 укрепление здоровья, улучшение осанки, содействие гармоничному физическому развитию, закаливание;

 формирование знаний и умений в области личной гигиены;

 приобщение к самостоятельным занятиям физическими упражнениями, подвижными играми;

 воспитание дисциплинированности, отзывчивости, честности, смелости;

 ознакомление обучающихся с русскими народными играми.

 Решение поставленных задач осуществляется через ряд организационно-содержательных моментов:

 введен дополнительный час в учебное расписание;

 предложена программа физического воспитания с использованием русских народных игр;

 проведено частичное исследование эффективности применения народных игр на уроках физкультуры в начальной школе.

Список литературы

1. Выготский Л. С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка. / Л.С. Выготский. – М.: Учпедгиз, 1966. – 543 с.

2. Емельянова, М.Н. Подвижные игры как средство формирования самооценки. / М.Н. Емельянова //Ребенок в детском саду. – 2007. - №4. - С.29-33.

3. Зимина А.Н. Образные упражнения и игры в музыкально-ритмическом развитии детей 4-8 лет:Практикум для педагогов. / Зимина А.Н.-М.:Гном-Пресс,1998.-32с.

4. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. Мастера психологии. / Ильин Е.П. - СПб.: Питер, 2008. – 224 с.

5. Ищенко Т.Н. Дидактические условия групповой работы как средства развития активности школьников в учебной деятельности / Ильин Е.П.: Дис. ...канд. пед. наук. М., 2003. - 247 с.

6. Кавтарадзе Д. Н. Обучение и игра. Введение в активные методы обучения. / Кавтарадзе Д. Н. - М.: Флинта, 1998. – 91 с.

7. Колодницкий Г.А. Музыкальные игры, ритмические упражнения и танцы для детей: / Колодницкий Г.А.-М.:Гном-Пресс,2000.-64с.

8. Коренева Т. Ф. Музыкально-ритмические движения для детей дошкольного и младшего школьного возраста. / Коренева Т. Ф. -М.: ВЛАДОС,2001.

9. Коротков И.М. Подвижные игры в школе. / Коротков И.М. -М., Просвещение,1979,-190с.

10. Корчак Я. Воспитание личности: книга для учителя. / Я. Корчак.- М.: Просвещение,1992.- 286 с.

11. Кузнецова М.И. Мотивация деятельности. / Кузнецова М.И. - СПб.: Фирма, 2005

12. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. – / Леонтьев А.Н. - М., 1965. – 114 с.

13. Литвинова, М.Ф. Русские народные подвижные игры. / Литвинова, М.Ф. - М.: Айри-Дидактика, 2003. – 224 с.

14. Маслоу А.Г. Мотивация и личность: Motivation and personality.пер. с англ. А.М. Талыбаева) / Маслоу А.Г.- СПб: Евразия, 1999– 224 с.

15. Музыкально-игровой материал для дошкольников и младших школьников. / Алпарова Н.Н. и др. - М.:ВЛАДОС, 2000.-142с.

16. Науменко Г.М. Фольклорный праздник в детском саду и в школе: Песни, игры, загадки, театрализованные представления в авторской записи, нотной расшифровке и редакции. / Науменко Г.М. -М.:Линка-Пресс,2010.

17. Никитин Б. И. Ступеньки творчества и развивающие игры. / Никитин Б. И.- М.: Просвещение, 2010. – 160 с.

18. Новиков А.М. Методология игровой деятельности./ Новиков А.М. – М.: Издательство «Эгвес», 2009. – 48 с.

19. Осокина Т. И., Тимофеева Е. А, Подвижные игры для малышей./ Осокина Т. И., Тимофеева Е. А. - М.: Просвещение, 1965. – 224 с.

20. Пидкасистый П.И., Хайдаров Ж.С. Технология игры в обучении и развитии. / Пидкасистый П.И., Хайдаров Ж.С. - М.: МПУ, 1996. – 269 с.

21. Подласый И.Н. Педагогика. / Подласый И.Н. – М.: Просвещение, 1996. – 224 с.

22. Практикум по возрастной и педагогической психологии . / Е.Е. Данилова; Под ред. И.В. Дубровиной. – М.: Академия, 1998. – 160 с.

23. Пропп В. Я. Фольклор. Литература. История: Собрание трудов/ В.Я.Пропп. - М.:Лабиринт,2009.-464с.

24. Русский фольклор:Хрестоматия исследований для высших учеб. зав. / Сост. Т.В.Зуева, Б.П.Кирдан.-М.:Флинта, Наука,2008.-216с.

25. Сергеенкова И.В. Психологическое развитие детей/ И.В. Сергеенкова. - Ростов н/Д.: Феникс, 2009. - 125 с.

26. Столяров В.В. Роль игровой деятельности в формировании личности / Столяров В.В. - Известия Волгоградского государственного технического университета. 2009. № 8.

27. Теория и методика музыкального развития дошкольников: Учебно-метод. пос. / Н.В.Гуменник.-Биробиджан: Изд-во БГПИ,2009.-15с.

28. Ходаковская З.В. Музыкальные праздники для детей раннего возраста / З.В.Ходаковская.-М.:Мозаика-Синтез,2002.-72с.

29. Хухлаева О.В., Хухлаев О.Е. Первушина И.М. Маленькие игры в большом счастье./ Хухлаева О.В., Хухлаев О.Е. Первушина И.М. – М.: Апрель Пресс: ЭКСМО – Пресс, 2010. – 224 с.

30. Эльконин Д.Б. Детская психология / Д.Б. Эльконин. - М.: Академия, 2010. - 384 с.


Популярные, наиболее покупаемые работы:

  1. Онтология и гносеология Гольбаха
  2. Характеристика коммуникативных барьеров в общении подростков
  3. Эволюция и перспективы развития электронных денег
  4. Понятие необходимой обороны
  5. Защита общественного интереса в гражданском и арбитражном процессе
  6. Формирование механизма эффективного взаимодействия между властью и обществом
  7. Жизненный цикл
  8. Методика расследования убийств, замаскированных под самоубийства
  9. Предупреждение органами внутренних дел преступление экстремистской направленности (по материалам регионов) (доработка)
  10. Контрольная работа Религиозная философия
  11. Конфликтология
  12. Антикризисное управление на производственном предприятии
  13. Технология индукционного нагреав колес электровоза ВЛ-10
  14. Соотношение целого и частей в произведении Эдгара Морена Метод. Природа Природы
  15. Органы и учреждения, исполняющие наказание виды и основные функции
  16. АМНИСТИЯ ПОНЯТИЕ ПОРЯДОК ПРИНЯТИЯ, ПРАВОВЫЕ ПОСЛЕДСТВИЯ
  17. Система гражданско-правовых договоров ОТЧЕТ по производственной практике
  18. Основные условия договора морской перевозки грузов
  19. Поиск и спасание на море
  20. Конституционно правовая основа борьбы с международным терроризмом в РФ
  21. Проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме
  22. Санкции за нарушение договоров
  23. Агрессия
  24. Создание Web-страниц
  25. Проблемы и перспективы проектного финансирования как способы создания инновационных производств
Структура реферата:
Как правильно самостоятельно написать:
Как правильно оформить по ГОСТ:
Инструкции по работе с программами: