Дошкольное образование - первое и самое ответственное звено в общей системе образования.
В дошкольном возрасте закладывается фундамент представлений и понятий, который обеспечивает успешное развитие ребенка. В ряде психологических исследований установлено, что темп развития детей дошкольного возраста очень высок, по сравнению с более поздними возрастными периодами (Л.А. Венгер, А.В. Запорожец, B.C. Мухина).
Как известно из работ Л.С. Выготского, в стихийном опыте дошкольников вначале возникают предпонятийные образования - комплексы, псевдопонятия и лишь затем формируются в процессе полноценные понятия. В работах П.Я. Гальперина, Н.Ф. Талызиной приводятся данные, свидетельствующие о том, что в условиях организованного обучения сам ход формирования понятий имеет существенно иные закономерности, чем при стихийном обучении. Применяемая в работе П.Я. Гальперина методика поэтапного формирования умственных действий позволяет формировать полноценные понятия в старшем дошкольном возрасте, и объем их ограничен лишь наличием необходимых предварительных знаний и умений. Наиболее существенные сдвиги развития ребенка являются результатом усвоения не каких-либо отдельных знаний и умений, а, во-первых, определенной системы знаний, отражающей существенные связи и зависимости той или иной области действительности, и, во-вторых, общих форм мыслительной деятельности, лежащих в основе этой системы знаний. В связи с этим остро стоит проблема разработки основных принципов отбора и систематизации дошкольных знаний.
Так, П.Г. Саморукова отмечает, что систематизация знаний возможна на разной степени их глубины и обобщенности: и на эмпирическом уровне, когда основное содержание знаний представлено в форме представлений (образов ранее воспринятых предметов и явлений), и на более высоком теоретическом уровне, когда знания имеют форму понятий, а связи характеризуются как глубокие закономерности. Далее она указывает на большие возможности расширения и углубления системы в процессе обучения детей. Исследования показали, что в дошкольном возрасте у детей можно сформировать такие способы действия и такие знания, которые раньше считались доступными только для школьников. В частности, в результате исследований Л.А. Венгера, А.В. Запорожца, Н.И. Непомнящей, Н.Н. Поддьякова, Ф.А. Сохина, Т.В. Тарунтаевой установлено, что включение в содержание обучения специальных средств (эталонов формы, цвета, величины при сенсорном воспитании, мерки при определении количественных отношений. Различных моделей и схем при обучении звуковому анализу слова, чтению и развитию.
Результаты этих исследований положены в основу совершенствования программ и методик дошкольного воспитания.
Вместе с тем, ведущие исследователи Г.С. Костюк, А. В. Запорожец считают, что развитие ребенка может быть эффективным лишь в том случае, если оно сообразуется с его возрастными психофизиологическими особенностями. Для того, чтобы разумно использовать психофизиологические возможности дошкольника, следует учитывать, что на каждой возрастной ступени ребенок оказывается особенно чувствительным к определенного рода воздействиям, в связи с чем на этой ступени создаются специфические благоприятные условия для формирования определенных качеств и способностей.
Так, в дошкольном возрасте интенсивно развиваются сложные формы восприятия, творческого воображения, наглядно-образного мышления, которые необходимы дошкольнику, а также взрослому человеку в различных видах физического и умственного труда
Задача дошкольного образования заключается, прежде всего, в том, чтобы максимально развивать эти «специфические дошкольные» и вместе с тем, перспективные качества.
Суммируя все изложенное, определим развивающее обучение как целостную педагогическую систему, альтернативную традиционной систем. В такой обобщенной характеристике развивающего обучения содержатся достаточно четкие ориентиры для любого, кто пожелал бы определить свое отношение к нему.
Такой подход соответствует международным базовым компонентам, является основой дифференциации и определения направлений разных типов дошкольных учреждений (дошкольных центров, лицеев и т.д.) и не позволяет вытеснять без ущерба для общего развития, исключает однобокое и одностороннее развитие личности.
Цель исследования: изучить технологические основы непосредственно организованной деятельности детей старшего возраста детского сада.
Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи:
Провести теоретический обзор литературы по данной теме.
Определить, что входит в понятия технологические основы непосредственно организованной деятельности. Исследовать факторы , способствующие развитию творческих способностей, в частности творческого мышления у детей старшего возраста.
Провести сравнительный эксперимент по развитию ребенка в начале года и в конце.
Экспериментально проверить влияние новых технологий на развитие творческих способностей детей дошкольного возраста.
Предметом исследования является творческие способности детей дошкольного возраста.
Объектом- дети старшего дошкольного возраста МАДОУ «Мальвина».
Гипотеза: уровень творческих способностей детей старшего дошкольного возраста повышается при использовании игровой системы творческих заданий.