В современной психолого-педагогической литературе обучение анализируется как в контексте образования, так и как самостоятельная форма активности, направленная на формирование знаний, умений и навыков в конкретных видах человеческой деятельности. Знания определяются как понимание, сохранение в памяти и воспроизведение фактов науки, понятий, правил, законов, теорий. Хорошо усвоенные, интериоризованные знания характеризуются полнотой, системностью, осознанностью, действенностью. Наличие таких знаний свидетельствует о том, что в процессе обучения студенты получили фундаментальные сведения по основам специальных наук, необходимых для их дальнейшей профессиональной деятельности.
Развивающая функция обучения реализуется в том случае, когда студент не только получает специальные знания, но также осваивает пути и способы получения таких знаний. Общеизвестно, что плохой преподаватель преподносит истину, а хороший учит ее находить. Поиск новых путей и способов выхода из проблемных ситуаций стимулирует интеллектуальную активность студентов, развивает процессы анализа, синтеза и обобщения. Развивающая функция обучения составляет проблему взаимоотношения обучения и развития - один из важнейших вопросов современной психологии и дидактики. По мнению Л.С. Выготского, В.В. Давыдова, В.В. Репкина, всякое обучение должно вести за собой развитие, быть направленным на развитие личности обучаемого.
Воспитательная функция процесса обучения связана с собенностями организации данного процесса в условиях высшей школы и заключается в активном взаимодействии между преподавателем и студентом в процессе решения учебнопознавательных задач. Преподаватель является организатором такого общения, формирует и корректирует его в соответствии с индивидуально-психологическими особенностями обучаемых и их уровнем теоретической и практической подготовки. В процессе общения с преподавателем формируются нравственные и эстетические ценности студентов, система взглядов на мир, способность следовать нормам поведения в обществе. Воспитывающим фактором обучения является также содержание образования. Гуманитарные дисциплины в силу специфики предметного содержания имеют больше потенциальных возможностей для реализации воспитательной функции.
Все три дидактические функции процесса обучения тесно связаны между собой и объективизируются непосредственно в учебном процессе, определяя его качество.