Информационные материалы для подготовки студентов

Расскажи одногруппникам: + 200 к карме:

Стратегия правотворчества и социальное прогнозирование





Содержание

Введение 3

Глава 1. Теоретические основы исследования правотворчества 7

1.1Подходы к понятию правотворчества и социального прогнозирования 7

1.2 Социальное прогнозирование, как основа юридической социологии 11

Глава 2. Аспекты социального прогнозирования правотворчества и эффективность его применения 15

2.1 Основные методы прогнозирования развития 15

законодательства и эффективности его применения 15

2.2 Этапы социального прогнозирования развития законодательства 29

и практики его применения 29

Заключение 35

Список использованной литературы 36

Введение

Значительная интенсификация правотворческой деятельности в постсоветской России - факт общеизвестный. Так, если за 70 лет существования СССР было издано порядка 80 актов союзного законодательства, то сегодня только на уровне федерального парламента принимается до 350 законов в год. При этом интенсивность законотворческого процесса не только не снижается, а, напротив, продолжает увеличиваться. С развитием опыта правотворческой деятельности совершенствуются механизмы, призванные обеспечить высокое качество принимаемых законов. Создана целая система "фильтров", через которую должен пройти законопроект, чтобы стать действующим нормативным актом, которую обслуживают сотни высококвалифицированных специалистов, работающих в аппаратах представительных и исполнительных органов власти. В данных условиях логично было бы предположить, что качество принимаемых законов должно повышаться. Между тем оказывается, что далеко не во всех случаях содержание законодательных актов юридически безупречно. По оценкам специалистов, каждый седьмой закон содержит серьезные ошибки.

Типичность таких правотворческих ошибок, как бессистемность правовых актов, их внутренняя противоречивость и излишняя многочисленность, обилие в законодательстве декларативных норм, не снабженных механизмом реализации, а также повторяемость подобных ошибок на протяжении многих лет свидетельствует об их системном характере. Кроме этого, субъекты правотворчества так и не могут в полной мере синхронизировать федеральный, региональный и муниципальный уровни правотворческого процесса, не успевают "латать дыры" в отечественном законодательстве.

Об этом, в частности, свидетельствуют данные ежегодных докладов Совета Федерации Федерального Собрания РФ о состоянии законодательства в Российской Федерации. Так, более 80% актов федерального законодательства являются законами о внесении изменений и дополнений в действующие законодательные акты. Поправочное законодательство на федеральном уровне приобрело лавинообразный характер. Еще более удручающая ситуация складывается в регионах России.

Все это говорит о пока еще низком качестве нормативно-правовых актов, принимаемых в нашей стране, о большом количестве правотворческих ошибок и иных просчетов в правовом регулировании. Многие системные правотворческие ошибки связаны с недостаточным использованием или отсутствием в арсенале субъектов правотворчества инструментов и процедур, обеспечивающих качественную экспертизу сложных законопроектов, в том числе проверку их основных положений на соответствие принципам построения права, стратегическим целям и приоритетам государственной политики. Справиться с ними одноразовыми, эпизодическими действиями невозможно. Требуется соответствующее системное реагирование - правотворческая политика, которая отличается именно системным характером, соединяющим многие инструменты правотворческого процесса во взаимосвязанный механизм.

Правотворческая политика есть путь к усовершенствованию правотворчества, повышению его эффективности. Подобный вид политики требуется для выстраивания непротиворечивого, внутренне единого, согласованного, последовательного правотворческого процесса, для внесения в него системности и юридической точности. В данном контексте весьма наглядно проявляет себя необходимость изучения особенностей, выявления сущности и разработки основных направлений правотворческой политики как важного способа оптимизации правотворчества в Российской Федерации.

Сказанное свидетельствует о том, что исследование проблем правотворческой политики является одним из новых, перспективных направлений в теории государства и права. Но, к сожалению, на сегодняшний день данная тема еще не нашла своего должного освещения в отечественной правовой доктрине.

Именно поэтому правотворческая политика нуждается сегодня в концептуальном осмыслении. Формирование концептуальных основ правотворческой политики является важным фактором, неотъемлемой составляющей современного этапа правового развития российского общества. Построение данного вида правовой политики на теоретически выверенных концептуальных началах позволит повысить степень ее эффективности и жизнеспособности, создаст необходимые условия для поступательного и научно обоснованного преобразования всей системы нормативно-правовых актов, повышения степени их согласованности и непротиворечивости.

Разработкой дано темы занимались следующие ученые:

Объект исследования: правотворчество и социальное прогнозирование.

Предмет исследования: процесс стратегии правотворчества и социального прогнозирования.

Цель исследования: характеристика стратегии правотворчества и социального прогнозирования.

Задачи исследования: рассмотреть подходы к понятию правотворчества и социального прогнозирования; осветить социальное прогнозирование, как основу юридической социологии; охарактеризовать основные методы прогнозирования развития; проанализировать этапы социального прогнозирования развития законодательства и практики его применения.

Заключение

Таким образом, необходимость активизации научных исследований в сфере социального прогнозирования развития законодательства и эффективности применения прогнозируемых норм на сегодняшнем этапе развития Российского государства и права приобретает особую остроту в связи с обозначенными в Конституции РФ целями построения в нашей стране демократического правового государства, создания реальных предпосылок функционирования развитого гражданского общества, неукоснительного соблюдения прав и законных интересов человека и гражданина.

Практическая значимость работы в обозначенном направлении обусловлена прежде всего тем, что обеспечение эффективности законодательства является одним из приоритетных направлений деятельности органов власти различного уровня, научных учреждений и организаций, залогом обеспечения правопорядка и соблюдения законности в нашей стране.

Достаточный уровень эффективности законодательства во многом может быть достигнут при помощи грамотного правового прогнозирования. Эффективность закона предполагает оценку его качества прежде всего с точки зрения того, насколько полно выполнены поставленные в нем задачи, достигнута ли поставленная цель правового регулирования, хорошо ли он сбалансирован с системой действующего законодательства, насколько благоприятны возможные или уже наступившие социально-экономические и иные последствия введения его в действие.

Разработка рекомендаций по прогнозированию законодательства и эффективности применения прогнозируемых норм поможет открыть новые пути развития законодательства и правовой системы Российского государства.

Список литературы

1. Бешелев С.Д., Гурвич Ф.Г. Математико-статистические методы экспертных оценок. М., 1980. С. 9 - 11.

2. Вышеславцев Б.П. Этика преображенного эроса. М., 2010.

3. Гаврилов О.А. Стратегия правотворчества и социальное прогнозирование. М., 1993.

4. Глазырин В.В. Прогнозирование эффективности правовых норм: возможный подход // Труды ВНИИСЗ. Вып. 41. М., 1988.

5. Доклад Совета Федерации Федерального Собрания РФ 2011 года "О состоянии законодательства в Российской Федерации" / Под общ. ред. С.М. Миронова, Г.Э. Бурбулиса. М., 2012.

6. Казимирчук В.П. Право и методы его изучения. М., 2010.

7. Казимирчук В.П. Социологические исследования в праве: проблемы и перспективы // Советское государство и право. 2010.

8. Керимов Д.А. Методология права (предмет, функции, проблемы философии права). М., 2010.

9. Керимов Д.А. Методология права. М., 2010.

10. Комаров С.А., Козлова Н.В. Оптимизация федерального и регионального законотворчества: постановка проблемы и возможные пути решения // Государство, право, управление. 2011: Материалы VII Всероссийской научно-практической конференции / Отв. ред. С.И. Некрасов. М., 2011.

11. Кочергин А.А., Кочергин А.Н. Методологический арсенал науки. Голицыно, 2010.

12. Кудрявцев В.Н. Понятие и классификация условий эффективного действия правовых норм. В кн.: Эффективность правовых норм. М., 2010.

13. Кудрявцев В.Н., Казимирчук В.П. Современная социология права. М., 2011.

14. Ломтева В.С. Прогнозирование в правотворчестве и правоприменении. Дис. ... канд. юрид. наук. М., 2010.

15. Малахов В.П. Правосознание: природа, содержание, логика: Монография. М., 2010.

16. Право и культура: Монография. М., 2010.

17. Самощенко И.С., Никитинский В.И. О результатах действия норм права // Ученые записки ВНИИСЗ. Вып. 20. М., 2010.

18. Самощенко И.С., Никитинский В.И., Венгеров А.Б. Об основах методологии и методики изучения эффективности действия правовых норм // Ученые записки ВНИИСЗ. Вып. 25. М., 2010.

19. Социология права. Учебник / Под ред. В.М. Сырых. М., 2010.

20. Социология права: Учеб. пособие / В.В. Глазырин, Ю.И. Гревцов. М., 2010.

21. Сырых В.М. Социология права. 2010.

22. Тихонравов Ю.В. Основы философии права. М., 2010.

23. Философия права. Идеи и предположения. М., 2011.

24. Херсонцев А.И. Дефекты правотворчества и качество законодательных актов // Российский юридический журнал. 2010.

25. Шаргородский М.Д. Прогноз и правовая наука // Правоведение. 2010.

26. Шувалов И.И. Теория законотворчества. М., 2011.

27. Ямшанов Б. Ошибка в законе. Эксперты бьют тревогу: каждый седьмой правовой акт нуждается в исправлении // Российская газета. 2007. 7 декабря.


Популярные, наиболее покупаемые работы:

  1. Понятие «общество» как система
  2. Современные процессоры Intel и AMD
  3. Федеральный государственный стандарт высшего профессионального образования Общая характеристика
  4. Витаминная обеспеченность организма
  5. Разработка рекомендаций по повышению уровня занятости населения в муниципальном образовании МО (на материалах администрации Шпаковского муниципального района)
  6. Эволюция и перспективы развития электронных денег
  7. Великая депрессия и пути её преодоления
  8. Международное право и Конституция РФ
  9. Авторитарный режим: история и современные формы.
  10. Значение теории государства и права
  11. Принципы построения беспроводных сетей стандарта IEEE
  12. Лидерство в организации
  13. Понятия личности и индивида в богословии архимандрита Софрония (Сахарова)
  14. Генпрокуратура РФ состав и компетенции
  15. Купля-продажа недвижимости
  16. Контрольная работа по предмету Актуальные проблемы семейного права
  17. Естественные монополии_ сущность и значение
  18. Технологическая схема и оборудование Стан 5000
  19. Анализ и оценка инвестиционной привлекательности Новосибирской области
  20. Сравнительный анализ педагогических систем изобразительной практики
  21. Прокурорский надзор, уголовное преследование и другие функции прокурора в судебных стадиях уголовного процесса
  22. Особенности формирования коммуникативных универсальных учебных действий (УУД) у младших школьников
  23. ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ СОТРУДНИЧЕСТВА ФСБ РОССИИ И СО СПЕЦ СЛУЖБАМИ ИНОСТРАННЫХ ГОСУДАРСТВ ПО ПОГРАНИЧНЫМ ВОПРОСАМ
  24. Пенсионный фонд Российской Федерации
  25. Правовые основы государственного и муниципального управления
Структура реферата:
Как правильно самостоятельно написать:
Как правильно оформить по ГОСТ:
Инструкции по работе с программами: