Во Франции защита граждан и их собственности, поддержание общественного порядка и обеспечение законности входят в обязанности государства. Французская полиция состоит их двух централизованных институтов – Национальной полиции и Жандармерии.
Они обладают одинаковыми полномочиями, но находятся под разной юрисдикцией. Роль Национальной полиции заключается в обеспечении соблюдения законности в широком смысле этого слова и предотвращение преступности.
Она осуществляет работу по обеспечению безопасности - патрулирование, контроль на дорогах, удостоверение личности, ведет следственную и розыскную работу, осуществляет обыски по ордерам, исполняет специфические следственные задачи как «судебная полиция».
Долгое время французы усматривали серьезные преимущества в дуалистичности своей полицейской системы, специфику которой придавал также уникальный, полувоенный, статус одного из ее элементов. Жандармерия на протяжении долгого времени сочетала линейную (военному министерству) и функциональную (военному министерству и министерствам внутренних дел и юстиции) подчиненность. Аргументы французских административистов были восприняты в отечественной юридической науке (А.В. Губанов, А.В. Быков, Л.Л. Смирнов и др.): наличие двух органов охраны правопорядка является своеобразной страховкой от возможных злоупотреблений силовых структур; жесткая конкуренция между полицейскими органами способствует их взаимному контролю в интересах гражданского общества; получение информации политическим руководством страны из различных источников - гарантия ее более объективного характера и т.д.
Однако беспрецедентный рост преступности и увеличение общественных запросов в сфере обеспечения безопасности побудили руководство Франции, как и других стран, искать более эффективные технологии полицейской деятельности, пальма первенства принадлежала созданию международных, национальных, региональных и территориальных механизмов сотрудничества. Французская Республика, в которой традиционное институциональное многообразие сферы обеспечения безопасности стало в определенный период препятствием ее эффективности, в течение последних десятилетий активно решала проблему координации деятельности своих правоохранительных органов, наработав значительный опыт в реализации кооперативных стратегий охраны правопорядка и борьбы с преступностью, выбрав путь интеграции полицейской системы. Законы о безопасности 1995, 2001, 2002, 2003 гг., обеспечивая всеобщую мобилизацию (государства и общества, государственных и негосударственных структур) для борьбы с преступностью, актуализировали проблему координации деятельности государственных служб безопасности, подталкивая их к организационной реформе. При этом отношения Национальной жандармерии и Национальной полиции никогда не сводились к модели "война полиций", сотрудничество в осуществлении функций судебной и административной полиции традиционно рассматривалось руководителями обеих правоохранительных структур как необходимое условие успешной деятельности.
Цель исследования: характеристика спецслужб и правоохранительных органов Франции.
Задачи исследования:
рассмотреть структуру правоохранительной системы Франции;
показать состав министерства внутренних дел Франции;
рассмотреть развитие органов полиции во Франции;
охарактеризовать спецслужбы Франции.