Актуальность данной темы состоит в том, что за последние годы состояние здоровья детей прогрессивно ухудшается. 80% детей имеют аномалию осанки, деформацию стоп, увеличивается частота тяжких форм сколиоза. Согласно исследованиям специалистов, 60% болезней взрослых «заложены» в детстве. Каждый четвертый ребенок дошкольного возраста болеет в течение года более 4-х раз (данные Т.Я. Чертюк, З.С. Макаровой, М.Н. Беловой, Б.Н. Капустян и др.), причем ослабление здоровья подрастающего поколения может в геометрической прогрессии угрожать здоровью последующих поколений, т.к. у больных родителей будут постоянно рождаться больные дети. Рождение здорового ребенка в настоящее время стало редкостью, растет число недоношенных детей, детей с врожденными аномалиями, с речевыми расстройствами [2].
Двигательная активность является мощным биологическим стимулятором жизненных функций растущего организма. В настоящее время дети большую часть времени проводят в статическом положении (за столами, у телевизора, за компьютером и т.д.). Это сокращается время пребывания детей на открытом воздухе, увеличивает статическую нагрузку на определённые группы мышц и вызывает их утомление. Снижается сила и работоспособность скелетной мускулатуры, что влечёт за собой нарушение осанки, плоскостопие, задержку возрастного развития, быстроты, ловкости, координации движений, выносливости, гибкости и силы. Такое отношение к организации двигательного режима снижает оздоровительный, закаливающий эффект. Такой подход не способствует успешному решению оздоровительных задач, стоящих перед физическим воспитанием.
Традиционный подход к использованию средств и методов физического воспитания не всегда оказывается достаточным для увеличения функциональных возможностей организма детей и эффективного развития основных двигательных качеств. В условиях модернизации физкультурного образования остаётся актуальной проблема разработки новых эффективных методик физического воспитания дошкольников и поиска таких сочетаний н средств, методов, и форм, которые позволили бы повысить интерес у детей к занятиям физической культуры, создать у них положительный эмоциональный фон, активизировать двигательную деятельность, способствовать комплексному развитию двигательных качеств [4].
Постоянное использование одних и тех же стандартных занятий задерживает совершенствование оптимальных двигательных навыков.
«Различные формы проведения занятий с использованием новых современных методик нового оборудования, музыки, индивидуального подхода важнейшее условие оздоровительной работы с детьми дошкольного возраста. Именно этим требованиям отвечает методика работы с фитбол-мячами». - Так, об эффективности использования фитболов в коррекции нарушений опорно-двигательного аппарата и развития координационных способностей, выносливости, активизации двигательной активности детей говорит М.А. Рунова, в своей программе «Двигательная активность ребёнка в детском саду».
В.Т. Кудрявцев и Б.Г. Егоров в своей программе «Развивающая педагогика оздоровления» рекомендует использовать коррекционные мячи в оздоровлении и физическом развитие детей дошкольного возраста.
Т.С. Овчинникова и А.А. Потапчук разработали методику работы с коррекционными мячами – фитболами, высокая эффективность которой была оценена на протяжении многих лет работы с дошкольниками в детских садах Санкт-Петербурга. Данная методика интересна тем, что в ней кроме традиционных подходов, описаны нестандартные методы проведения занятий на фитболах такие, как: фитбол-гимнастика, фитбол-ритмика, фитбол-сказки.
Авторы, говорят о том, что уникальное сочетание физических упражнений, фитбола, музыки, проговаривания стихов в ритме движений развивает ритмическое чувство, координацию, равновесие, осанку, а также вызывает эмоциональный подъём, чувство радости и удовольствия у детей. По их мнению, фитбол-гимнастика является новой формой занятий по физическому воспитанию и коррекции осанки у детей.
Вышеуказанные факты актуализирую тему исследования эффективных методов оздоровления и развития физических качеств дошкольников, которые бы учитывали весь комплекс их соматических, интеллектуальных и физических проблем. Поэтому целью моей научно-исследовательской разработки является: развитие физических качеств и укрепление здоровья детей старшего дошкольного возраста посредством методики комплексного воздействия упражнений фитбол-гимнастики.
Для достижения данной цели определила следующие задачи:
1. Проанализировать состояние проблемы в психолого-педагогической литературе.
2. Рассмотреть возможности фитбол-гимнастики как средства для совершенствования двигательных качеств старших дошкольников.
3. Разработать и апробировать комплексы упражнений с использованием фитбол-мяча на занятиях физической культуры.
4. Разработать методические рекомендации для педагогов ДОУ и родителей по развитию физических качеств и фитбол – гимнастики, как эффективного средства развития детей.
Объект исследования: организация НОД посредством фитбол-гимнастики
Предмет исследования - развитие физических качеств у детей 5-6 лет.
В основу исследования была поставлена гипотеза: если инструктор по физической культуре будет: учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей, в непосредственной образовательной деятельности по физической культуре использовать упражнения с фитбол мячами, методически грамотно обучать детей применению фитбол-мяча в развитии физических качеств и здоровья, систематически осуществлять контроль за развитием физических качеств старших дошкольников, мотивировать детей на использование фитбол-мячей в самостоятельной игровой деятельности, привлекать родителей к применению новых средств развития физических качеств в оздоровление детей, то процесс развития и совершенствования физических качеств у детей старшего дошкольного возраста станет более эффективным.
Работа проводилась в три этапа:
I этап–констатирующий (сентябрь 2011 года ) на котором был проведен «срез» уровня сформированности физических качеств старших дошкольников через следующие методы: педагогическое наблюдение, диагностика физической подготовленности детей старшего дошкольного возраста, анкетирование родителей.
II этапе – формирующий (октябрь 2011 года по апрель 2012 года) - были проведены мероприятия с детьми, с введением инновации по применению фитбол-гимнастики в воспитательно-образовательном процессе, как эффективного средства развития физических качеств дошкольников, направленные на улучшение развития физических качеств и здоровья старших дошкольников:
разработка перспективного планирования;
разработка и апробация комплексов упражнений с использованием фитбол-мяча на занятиях физической культурой;
проведение подвижных игр с фитбол-мячом;
разработка методических рекомендаций для педагогов и родителей по развитию ф. качеств и фитбол – мяча, как эффективного средства развития детей.
III этап - итоговый (май 2012 года) был проведен повторный «срез» уровня сформированности физических качеств старших дошкольников через следующие методы: педагогическое наблюдение, диагностика физической подготовленности детей старшего дошкольного возраста, анкетирование родителей и сравнительный анализ.
Теоретическая значимость заключается в анализе, обобщении, систематизации научного материала с целью эффективного применения фитбол-гимнасткиив работе с детьми дошкольного возраста развития физических качеств
Новизной исследования может быть взаимосвязь явлений: развитие физической культуры старших дошкольников и применение фитбол-гимнастики, как эффективного средства развития детей.
Практическая значимость исследования заключается в разработке мероприятий для детей спосредством ф-мяча:
Составлен диагностический инструментарий для оценки уровня развития физических качеств старших дошкольников на основе методики Ольги Байер и Екатерины Крутий, а также Т.Д.Зинкевич-Евстегнеев.
Предложена система подвижных игр, направленных на развитие физических качеств старших дошкольников.
Разработаны конспекты НОД с применением фитбол-мяча.
Разработаны методические рекомендации для педагогов ДОУ с целью развития физических качеств старших дошкольников.
Материалы научно-исследовательской работы «Развитие физических качеств у старших дошкольников посредством фитбол-гимнастики» могут применятся в работе педагогами ДОУ, дополнительного образования для развития у детей дошкольного возраста физических качеств посредством фитбол-гимнастики.