Информационные материалы для подготовки студентов

Расскажи одногруппникам: + 200 к карме:

Социальное положение неполных семей в современной России





Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3

Глава 1 ПОЛОЖЕНИЕ НЕПОЛНЫХ СЕМЕЙ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ 7

1.1 Характеристика и определение неполных семей 7

1.2 Причины возникновения неполных семей 13

1.3 Особенности социального статуса неполных семей 15

1.4 Основные социальные проблемы неполных семей 19

Глава 2. МНЕНИЕ ОДИНОКИХ МАТЕРЕЙ О ПОЛОЖЕНИИ НЕПОЛНЫХ СЕМЕЙ В РОССИИ 28

2.1 Организационные и методические основы исследования 28

2.2 Анализ и обобщение результатов исследования представлений женщин о положении неполных семей в России 34

2.3 Предложения по преодолению актуальных проблем неполных семей 50

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 53

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 55

ПРИЛОЖЕНИЕ 61

Введение

Одним из главных институтов общества является семья. На протяжении столетий семья являлась самым прочным звеном общества и наиболее эффективным средством сохранения культуры народа. Именно в семейном быту, в закрепленном обычаем порядке повседневной жизни храниться, и передается из поколения в поколение та социальная наследственность, которая в нашей жизни играет не меньшую роль, чем биологическая.

За последние десятилетия XX века в стране произошли глубокие социально-экономические и демографические перемены, среди которых отмечаются следующие: низкая рождаемость, не обеспечивающая простого воспроизводства населения, старение населения и рост иждивенческий нагрузки, возражающая роль миграции, трансформация модели брака и рождаемости, изменение статуса женщины и движение к тендерному равенству, проблема совмещения занятости и семейных обязанностей, либерализация законов, касающихся контрацепции, абортов и разводов.

В последние годы существенно возрос интерес специалистов различных областей научного знания, как теоретиков, так и практиков к семье. По существу, семья на данный момент является объектом полидисциплинарных исследований. Интерес к этому институту связан с той ролью, которую она играет в процессе формирования и развития личности, а следовательно, настоящего и будущего общества в целом. Обладая устойчивостью и даже некоторой ригидностью, семья, тем не менее, очень чутко реагирует на социально-экономические и политические процессы, которые происходят в обществе через изменения в системе внутрисемейных отношений. Увеличение числа проблемных семей во время переходных, кризисных периодов общественного развития наглядно показывает эту зависимость.

В настоящее время в России накоплен существует множество технологий социальной работы с семьей, однако современные политико-экономические условия и социально-демографические процессы ставят новые проблемы. Проявления кризисных процессов в институте семьи способствовали ослаблению семейных связей, снижению ответственности у части родителей за содержание и воспитание детей, и, как результат, появлению и расширению такого явления, как беспризорность и безнадзорность детей, росту социального сиротства.

Несмотря на повышение политического внимания к проблемам семьи, ее острота не снижается, требует консолидации усилий и расширения позитивных политических мер, в том числе в области налаживания учета выявленных семей в социально опасном положении, изменения приоритетов системы социальной защиты семей с детьми, а также создания новых технологий социальной работы с семьей.

Какова бы ни была специализация социологов и к какой бы сфере социальной деятельности ни тяготели их интересы, знания о положении семьи в обществе, о соотношении семьи с другими социальными институтами и о роли семьи в стабилизации социальной структуры, безусловно, окажутся полезными для понимания социальных изменений и решения множества социальных проблем.

Изучение особенностей неполной семьи и ее жизнедеятельности стало предметом исследования различных отраслей наук: педагогики (И.Б.Кочубей, А.С.Макаренко, А.В.Мудрик, В.Сатир, В.А.Сухомлинский и др.), психологии (Е.М.Вроно, А.И.Захаров, И.С.Кон, М.В.Нухова, Г.Фигдор, Э.Г.Эйдемиллер и др.), социологии и демографии (Н.Г.Аристова, С.И.Голод, И.Ф.Дементьева, А.Ф.Калинин, Н.П.Романова, А.Б.Синельников, В.А.Сысенко, А.Г.Харчев и др.), медицины (И.Г.Грачева, О.Е.Коновалов, Л.В.Михайлова (Кушнир), Н.А.Шнейдерман, Ю.С.Эрдман и др.), философии (Т.А.Гурко, А.М.Демидов, В.Я.Титаренко и др.), что обусловлено многоаспектностью проблемы, находящейся на стыке разных наук.

Не секрет, что распад семьи - острая проблема современного общества. В настоящее время наблюдается стремительный рост количества разводов как в России, так на Западе. По данным статистики, за последние годы резко возрастает число неполныx семей, где, в большинстве своем, воспитателем является мать. Кроме материальныx трудностей, с которыми сталкиваются одинокие родители, одна мать не в состоянии реализовать сразу обе родительские позиции - материнскую и отцовскую.

Усиление воспитательного потенциала и ее поддержка требует от специалистов, которые работают с семьей, глубоких системных знаний, умения определять точки приложения профессиональных усилий, находить адекватные средства и способы взаимодействия с ней, что и обусловило актуальность нашего исследования.

Целью данной работы является рассмотрение особенностей положения неполных семей в современной России.

Объект исследования – неполная семья.

Предмет изучения – социальное положение неполной семьи.

Для достижения поставленной цели нам необxодимо решить следующие задачи:

 дать характеристику и определение неполной семье;

 рассмотреть причины возникновения неполных семей;

 выявить особенности социального статуса неполных семей;

 изучить основные социальные проблемы неполных семей;

 провести исследование мнения одиноких матерей о положении неполных семей в России;

 выработать предложения по преодолению актуальных проблем неполных семей в России.

Для проведения исследования нами были использованы следующие методы и методики:

 беседа об отношении к неполным семьям, позволяющая выявить отношение испытуемых к различным вопросам;

 цветовой тест отношений М. Эткинда;

 модифицированный вариант методики семантического дифференциала Чарльза Осгуда.

Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложения.

Заключение

Семьи, в которых женщина либо ожидает ребенка, либо уже воспитывает его одна, без мужа, психологи и педагоги традиционно относят к категории неполных. Число неполных семей неуклонно растет — так говорит статистика. В таких семьях решение всех бытовых и материальных проблем, а также ответственность за ребенка целиком ложится на женские плечи.

По всем законам логики, одинокие мамы должны много работать, сильно уставать и редко улыбаться. Но довольно часто жизнь опровергает логику: многие из них умело обустраивают быт, создают благоприятную психологическую атмосферу, являются личностно и профессионально успешными.

Существуют различные мысли о семье, где воспитанием ребенка занимается одна мать (отец не живет с семьей). Одни считают, что это всегда плохо, другие утверждают, что для ребенка абсолютно безразлично, кто его воспитывает, третьи доказывают, что неполная семья имеет даже определенное преимущество перед полной семьей, и в качестве примера ссылаются на множество прекрасных людей, выросших без отца. Каждая из этих взаимоисключающих точек зрения может быть и поддержана, и возражений другими примерами, которые дает нам жизнь, если бы ... Если бы не еще одна категория молодых женщин, которая появилась не так давно. Мы имеем в виду женщин, которые не так уж редко встречаются, абсолютно обдуманно и сознательно идут на рождение ребенка, но при этом не хотят создавать семью и жить всю жизнь бок о бок с каким бы то ни было мужчиной.

Однако мы пойдем против истины, если скажем, что любая полная семья - идеальная среда для нормального развития и воспитания ребенка. Это требуется, но не единственное условие. Полная семья сама по себе, разумеется, не гарантирует счастья и успеха в воспитании ребенка, она лишь создает предпосылки для успеха, а не обеспечивает сам успех. Не начнем вводить в заблуждение ни наших читателей, ни себя: от предпосылок до реальных успехов в жизни огромное расстояние. Следовательно, мы можем теперь сделать вывод о том, что ребенка воспитывает одна только мать, еще не означает, что воспитание ее обречено на провал или что развитие ребенка пойдет по неверному пути. Просто мы хотим, чтобы читатели правильно нас поняли: воспитание в условиях неполной семьи становится куда сложнее делом и таит в себе трудности, с которыми рано или поздно придется столкнуться каждой одинокий маме.

Мы не считаем, что в этом смысле ребенок одинокой матери находится в более невыгодном положении, чем ребенок из полной семьи.

Трудность заключается лишь в том, что одинокая мать может быть больше занята работой, чем иметь с полной семьи, и поэтому ее ребенку достанется меньше заботы и внимания, что составляет первый круг психических потребностей ребенка. То же касается и удовлетворения второй психической потребности ребенка - потребности в обучении. И в этом отношении положение одинокой матери ничуть не хуже, поскольку она так же учить своего ребенка с первых дней ее жизни, как любая другая мать. У нее, видимо, есть даже некоторое преимущество в том, что ее воспитательное воздействие на ребенка не «дробиться» вмешательством других членов семьи. Трудность здесь кроется опять-таки в ее сильной загруженности работой, которая может помешать матери проводить достаточно времени с ребенком. Возможно, что ребенок одинокой матери пойдет в ясли намного раньше своих сверстников из полной семьи, и будет проводить там больше времени. В этом случае положение одинокой матери особенно усложняется, поскольку, как вы понимаете, это не пойдет на пользу ребенку.

Список литературы

1. Конституция Российской Федерации. http://www.constitution.ru/

2. Концепция демографического развития Российской Федерации на период до 2015 года. // Бюллетень Министерства труда и социального развития Российской Федерации. - 2001. - № 10. – С. 62-70.

3. О положении детей в Российской Федерации. Государственный доклад. http://www.council.gov.ru/inf_ps/chronicle/2006/06/item4666.html

4. Российский статистический ежегодник 2005: Стат.сб. / Росстат. – М., 2006. - 819.

5. Андриенко Е.В. Социальная психология: Учеб. пособие / Под ред. В.А. Сластенина. – 3-е изд., стер. / М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 264 с.

6. Антонов А.И., Сорокин С.А. Судьба семьи в России XXI века: Размышления о семейной политике, о возможности противодействия упадку семьи и депопуляции. / А.И. Антонов - М.: Педагогика, 2000. – 396.

7. Антонов А.И., Медков В.М. Социология семьи. - М.: Изд-во МГУ: Изд-во Международного университета бизнеса и управления («Братья Карич»), 2006г. - 67с.

8. Алмазов Б.Н. Психологическая средовая дезадаптация несовершеннолетних. / Свердловск: Сред-урал. кн. изд. 1986.- 128 с.

9. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. / СПб: Питер, 2000. – 340 c.

10. Антология социальной работы. История социальной помощи в России. В 5 ч. / Сост. М.В. Фирсов. - М.: Сварогь - НВФ СПТ, 1994. – Ч.1.- 288с.

11. Беличева С.А. Социально-педагогическая поддержка детей и семей группы риска. Межведомственный подход. - М., 2006.

12. Василькова Ю.В., Василькова Т.А. Социальная педагогика. - М.: Академия, 2006.

13. Вайзман Н. Реабилитационная педагогика. - М. 1998.

14. Гребенщиков И.В. Основы семейной жизни - М.: Просвещение, 2001.

15. Голод С.И. Семья и брак: историко-социологический анализ. - СПб., 1998. - 272с.

16. Гурко Т.А. Программы социальной работы с неполной семьей. - М., 1992.

17. Гурко Т.А. Вариативность представлений в сфере родительства. // Социологические исследования, 2000. - №11. - 160 с.

18. Гаспарян Ю.А. Семья на пороге XXI века (социологические проблемы) – СПб.: ТОО ТК «Петрополис», 1999. - 320с.

19. Григорьев С.И, Дёмина Л.Д. Психолого-социологические основы социальной педагогики - Барнаул: Изд-во АГУ, 1996. - 173с.

20. Дементьева И.Ф. Негативные факторы воспитания детей в неполной семье. // Социологические исследования, 2001. - №11. -160 с.

21. Дзгоева Ф.О. Правовое регулирование труда и социального обеспечения лиц с семейными обязанностями. Автореф. дисс. ... канд. юрид. наук. - М., 2001.

22. Елизаров В.В. Демографическая ситуация и проблемы семейной политики. // Социологические исследования, 1998. - №2. - 160 с.

23. Ермолаева, Е.Г. К вопросу о психологической природе индивидуальных ценностей / Е.Г. Ермолаева // Фундаментальные и прикладные исследования в системе образования: Сборник научных трудов по материалам 5-й Международной научно-практической конференции. - Тамбов: Изд-во Першина Р.В., 2007. - С.175-176.

24. Зубкова Т.С., Тимошина Н.В. Организация и содержание работы по социальной защите женщин, детей и семьи: Учеб. пособие для студ. сред. проф. учеб. заведений. - М.: «Академия», 2008г. - 79с.

25. Исупова О.Г. Социальный смысл материнства в современной России. // Социологические исследования, 2000. - №11. -160 с.

26. Иванова Е.И, Михеева А.Р. Внебрачное материнство в России. // Социологические исследования, 1999. - №6. -160 с.

27. Кон И.С. Социологическая психология. - М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2004г. - 473с.

28. Кравченко А.И. Основы социологии: Учебное пособие для студентов средних специальных учебных заведений. - 3-е изд., испр. - Екатеринбург: Деловая книга, М.- 2004г. - 314с.

29. Кризис семьи и депопуляция в России («Круглый стол»). // Социологические исследования. - 1999. - №11. - С. 78-92.

30. Карцева Л.В. Модель семьи в условиях трансформации российского общества // Социологические исследования, 2003. - №7. -160 с.

31. Карабанова О.А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования. - М., 2004.

32. Мацковский М.С. Российская семья в изменяющемся мире. / М.С. Мацковский // Семья в России, 2003. - № 3-4. – С. 19-40.

33. Мустаева Ф.А. Основы социальной педагогики. Учебник для студентов высших педагогических учебных заведений. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Академический проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2002. - 416с.

34. Методика и технологии работы социального педагога: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Б.Н. Алмазов, М.А. Беляева, Под ред. М.А. Галагузовой и Л.В. Мардахаева. – М.: Издательский центр Академия, 2002. - 192с.

35. Никитина Л.Е. Социальная педагогика: Учебное пособие для вузов. – М.: Академический Проект, 2003. – 272с.

36. Наумчик В.Н. Социальная педагогика: Проблема «трудных» детей: Теория. Практика. Эксперимент / В.Н. Наумчик, М.А. Паздников. - Мн., 2005.

37. Овчарова Р.В. Справочная книга социального педагога. - М., 2004.

38. Овчарова Р.В. Практическая психология. - М.: Т.Ц. Сфера, 1996.

39. Основы психологии семьи и семейного консультирования / Под общей ред. Н.Н. Посысоева. - М., 2004.

40. Психология социальной работы / Под ред. М.А. Гулиной. - СПб.: Питер, 2002. - 352 с.

41. Психосоциальная поддержка семей группы риска - как условие предупреждения семейного неблагополучия и семейного насилия. М.: - Социальное здоровье России, 2005.

42. Психология развития. / Под ред. Строгановой Е. СПб.: Питер, 2001. – 512 c.

43. Социальная защита неполных семей в регионе: (на материалах социологических исследований в Челябинской области) / Под. ред Иванова В.Ф, Павлова Б.С.; Челяб. гос. ун-т. - Челябинск, 2001. - 215с.

44. Семья как объект социальной работы // Социальная работа. Вып. 7. - М., 1993.

45. Семья как объект и субъект социальной работы. Методическое пособие к курсу «Семьеведение». Ч.1 / Сост. Т.Н. Мартынова. - Кемерово: Изд-во Кузбассвузиздат, 2000. – 31 с.

46. Смелзер Н. Социология: пер. с англ. - М.: Феникс, 2009г. - 419с.

47. Социальная помощь семье и детям: сборник материалов из практической работы / Сост. A.M. Панов. - М., 1992. - Вып. 2.

45. Социальная педагогика / Под общей ред. М.А. Галагузовой. - М., 2000.

48. Сотникова Л. В. Проблемы социального обслуживания несовершеннолетних // Известия Уральского государственного экономического университета. - Екатеринбург, 2006. - № 16.

49. Социология семьи: Учебник / Под. ред. проф. А.И. Антонова – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ИНФРА, 2005. - 640с.

50. Тоффлер Э. Третья волна: Пер. с англ. /Э. Тоффлер. – М.: ООО Издательство АСТ, 2002. – 776 с.

51. Технологии социальной работы: Учебник под общ. ред. проф. Е.И. Холостовой. - М.: ИНФРА-М, 2004. – 400 с.

52. Теория и методика социальной работы / Под ред. И.Г. Зайнышева. Т.2. - М., 2002.

53. Теория и методика социальной работы. / Под ред. Зайнышева И.Г. - М.: МГСУ, 2004. - Ч.1.

54. Теория и методика социальной работы. / Под ред. П.Д. Павленка. - М.: ГАСБУ, 2003. - Вып.1; 2005. - Вып.2.

55. Тезисы второй всероссийской научной конференции «Психологические проблемы современной российской семьи». (25-27 октября 2005г.). В 3-х частях. - 3 часть / Под общей редакцией доктора психологических наук В.К. Шабельникова и кандидата психологических наук А.Г. Лидерса. - М., 2005. - 560 с.

56. Фирсов М.В., Студенова Е.Г. Теория социальной работы. - М., 2000. 432с.

57. Фирсов М.В., Шапиро Б.Ю. Психология социальной работы: Содержание и методы психосоциальной практики. - М., 2002. - 192 с.

58. Харчев А.Г. Исследования семьи: на пороге нового этапа// Социологические исследования № 3, 2006г.

59. Холостова Е.и. Социальная политика и социальная работа. - М.: ИТК «Дашков и Ко», 2007.

60. Целуйко В.М. Психология современной семьи: Кн. для педагогов и родителей. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2004.- 288с.

61. Цветкова Н.А. Теория и технология психосоциальной работы с женщинами: Учебное пособие. - Псков: ПГПИ, 2005. - 396 с.

62. Шакурова М.В. Методика и технология работы социального педагога. - М., 2002.

63. Шнейдер Л.Б. Семейная психология: учебное пособие для вузов / Л.Б. Шнейдер. - Изд. 3-е. М.: Академический Проспект; Екатеринбург: Деловая книга, 2007.

64. Щербатых, Ю.В. Психология стресса и методы коррекции. – СПб.: Питер, 2008. – 256 с.

65. Эйдемиллер Э.Г. Психология и психотерапия семьи. М., 2003.


Популярные, наиболее покупаемые работы:

  1. Вертикальная интеграция: понятие, цели, последствия
  2. Демографические модели социальных систем
  3. Технологии социальной работы по профилактике употребления наркотиков
  4. Особенности этических принципов функционирования организаций в Европе и Азии
  5. Правовое положение адвокатуры в современной России
  6. Управление персоналом
  7. Джон Локк и его педагогические учения
  8. Осуществление и защита гражданских прав
  9. Фонетико-фонематическое недоразвитие речи
  10. Арбитражное процессуальное право
  11. ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ
  12. Совершенствование управления кадровым персоналом на примере ООО «Сима ленд»
  13. Принципы работы психолога с администрацией учебного заведения
  14. Религиозно-философские взгляды Льва Александровича Тихомирова
  15. Отчет по практике менеджера в ООО «Управляющая компания «Иван Калита» в г. Краснодар
  16. Следователь Следственного комитета РФ
  17. ПОНЯТИЕ, ПРАВОВАЯ ПРИРОДА И СОДЕРЖАНИЕ ДОГОВОРА СТРАХОВАНИЯ
  18. Прoкурaтурa в Вooруженных Силaх РФ
  19. Криминологическая характеристика миграционной преступности на примере северо-востока России
  20. Цели и функциональная структура государственного управления
  21. Педагогика эссе фильм
  22. Использование вспомогательных жестов при обучении дошкольников и младших школьников письменной речи
  23. После Петра 1 и до президента Медведева
  24. Особенности использования бумаги и картона на уроках технологии в начальных классах по программе Школа 2100
  25. Субъекты правоотношений. Правоспособность и дееспособность
Структура реферата:
Как правильно самостоятельно написать:
Как правильно оформить по ГОСТ:
Инструкции по работе с программами: