Информационные материалы для подготовки студентов

Расскажи одногруппникам: + 200 к карме:

Социально-педагогическое сопровождение профессионального самоопределения старшеклассников





Содержание

Введение 4

Глава 1. Теоретические основы социально-педагогического сопровождение профессионального самоопределения старшеклассников 8

1.1 Сущность процесса профессионального самоопределения человека 8

1.2 Роль социально-педагогического сопровождения в профессиональном самоопределении старшеклассников 14

1.3 Методы и технологии социально-педагогического сопровождения в профессиональном самоопределении старшеклассников 18

Выводы к главе 1 26

Глава 2. Эмпирическое исследование профессионального самоопределения старшеклассников с учетом различного уровня психологической культуры 28

2.1 Характеристика выборки группы 28

2.2 Внедрение методики, этапы проведения работы 29

2.3 Анализ и интерпретация результатов 36

Выводы к главе 2 47

Заключение 49

Список использованной литературы 53

Введение

Актуальность темы. Проблема самоопределения сегодня приобретает особое значение. Именно в ней видны основные моменты взаимодействия подростка и общества, которое в настоящее время предъявляет к подростку особые требования. Осознание данных требований, а также своих субъективных качеств, баланс между ними – наиболее существенные характеристики определившейся личности. В понятии самоопределения выражается активная природа внутренних условий, через которые преломляются внешние воздействия. Центральным моментом самоопределения является самодетерминация, собственная активность личности, осознанное стремление занять определённую позицию.

Выбранная тема дипломной работы: «Профессиональное самоопределение старшеклассников с различным уровнем психологической культуры» сегодня актуальна. Для того, чтобы правильно выбрать профессиональный путь, необходимо изучить психологическую культуру каждого старшеклассника, и на основании индивидуальных особенностей, предложить правильный профессиональный путь.

Способность к самоопределению - исключительное достояние человека, который в своем самосознании осознает себя как субъекта сознания, общения и действия, становясь в непосредственное отношение к самому себе. [7, с. 45]

Анализ специфики личностного самоопределения в подростковом возрасте наиболее глубоко и полно дан в работах Л.И.Божович. Характеризуя социальную ситуацию развития подростков, она указывает, что выбор дальнейшего жизненного пути, самоопределение представляет собой аффективный центр их жизненной ситуации. У понятия самоопределения, нет однозначного определения: [7, с. 45]

1. это и «выбор будущего пути, потребность нахождения своего места в труде, в обществе, в жизни»;

2. и «поиск цели и смысла своего существования»;

3. и «потребность найти свое место в общем потоке жизни».

Во-первых, она показывает, что потребность в самоопределении возникает на определенном этапе онтогенеза - на рубеже подросткового и раннего юношеского возрастов, и обосновывает необходимость возникновения этой потребности логикой личностного и социального развития подростка. [7, с. 45]

Во-вторых, потребность в самоопределении рассматривается как потребность в формировании определенной смысловой системы, в которой слиты представления о мире и о себе самом, формирование этой смысловой системы подразумевает нахождение ответа на вопрос о смысле своего собственного существования. [7, с. 45]

В-третьих, самоопределение неразрывно связывается с такой существенной характеристикой подросткового возраста, как устремленность в будущее. [7, с. 45]

И, наконец, в-четвертых, самоопределение подразумевает выбор профессии, но не сводится к нему. [7, с. 45]

Проблема самоопределения сегодня приобретает особое значение. Именно в ней высвечиваются основные моменты взаимодействия индивида и общества, которое в настоящее время предъявляет к выпускнику средней общеобразовательной школы особые требования. Осознание данных требований, а также своих субъективных качеств, баланс между ними – наиболее существенные характеристики определившейся личности. В понятии самоопределения выражается активная природа внутренних условий, через которые преломляются внешние воздействия. Центральным моментом самоопределения является самодетерминация, собственная активность личности, осознанное стремление занять определённую позицию.

Проблемами личностного и профессионального самоопределения занимались многие учёные. В отечественной психологии накоплен немалый опыт в области теории по данной проблематике.. Различные аспекту личностного самоопределения рассматривались в трудах С.Л. Рубинштейна, Н.А. Абульхановой-Славской, Р.М. Гинзбурга, Л.И. Божович. и др. Проблемы профессионального самоопределения освещены в ряботах Е.А, Климова, П.А. Шавира, Б.А. Федоришина, Н.С. Пряжникова, С.Н. Чистяковой и др. [7, с. 45]

Объектом исследования являются психологические особенности профессионального становления старшеклассников. [7, с. 45]

Предметом исследования является профессиональное самоопределение старшеклассников с различным уровнем психологической культуры. [7, с. 45]

Целью данной работы является изучение особенностей профессионального самоопределения старшеклассников. [7, с. 45]

Гипотеза исследования существует корреляционная связь между уровнем психологической культуры и профессиональным самоопределением у старшеклассников. Содержательные характеристики уровня психологической культуры, оказывающие влияние на профессиональное самоопределение у старшеклассников будут иметь различия для юношей и девушек. [7, с. 45]

Цель и гипотезы исследования определили его задачи:

Первое - изучить современные психологические концепции и психологические аспекты профессионального самоопределения и выявить их особенности у старшеклассников; [7, с. 45]

Второе - дать определение характеристики различных уровней психологической культуры. [7, с. 50]

Третье - провести экспериментальное исследование по выявлению особенностей профессионального самоопределения старшеклассников с различным уровнем психологической культуры. [7, с. 50]

Четвертое - определить показатели профессионального самоопределения в подростковом возрасте. [7, с. 50]

Для решения поставленных задач мы использовали следующие методы исследования: [7, с. 50]

1. сравнительный метод;

2. констатирующий эксперимент;

3. комплекс методов психологической диагностики;

4. методы первичной и вторичной обработки данных.

Теоретической основой работы явились основополагающие исследования отечественных и зарубежных психологов, теоретические основы психологической теории деятельности (А.Н. Леонтьев, Б.Ф.Ломов, С.Л.Рубинштейн, В.Д.Шадриков и др.). [7, с. 50]

Ход профессионального самоопределения направляется разными аспектами самосознания личности. Адекватные знания о себе, своих возможностях, способностях, ценностных ориентациях позволяют выбирать наиболее подходящие сферы деятельности. Достигнутые в профессии успехи или встретившиеся неудачи, в свою очередь, корректируют представления человека о себе, влияют на самооценку, уровень притязаний и самосознание в целом. Следовательно, оно должно быть также введено в спектре главных составляющих процесса профессионального самоопределения. [7, с. 50]

Заключение

В заключение работы, подведем обобщающие выводы:

Деятельностный подход к проблемам профессионального самоопределения предусматривает введение в его базовые характеристики мотивационную и операционально-техническую сторону профессиональной деятельности. Овладение мастерством предполагает развитие знаний, умений и навыков, формирующихся на основе способностей, которыми обладает индивид на момент начала трудовой деятельности. Именно способности являются одной из важнейших составляющих профессионального самоопределения личности, "подталкивая" ее к выбору определенной сферы труда в подростковом и юношеском возрасте, и обеспечивая в дальнейшем успешное овладение специальностью.

Психологическая культура - в развитом виде это достаточно высокое качество самоорганизации и саморегуляции любой жизнедеятельности человека, различных видов его базовых стремлений и тенденций, отношений личности (к себе, к близким и дальним людям, к живой и неживой природе, Миру в целом). Это оптимально организованный и протекающий процесс жизни. С помощью развитой психологической культуры человек гармонично учитывает как внутренние требования личности, психики, своего тела, так и внешние требования социальных и природных сред жизни.

Психологическая культура, наряду с оптимальным образом жизни, обеспечивает устойчивое гармоничное функционирование личности и является одновременно его выражением.

Психологическая готовность войти во взрослую жизнь и занять в ней достойное человека место предполагает не завершенные в своем формировании психологические структуры и качества, а определенную зрелость личности, заключающуюся в том, что у подростка сформированы психологические образования и механизмы, обеспечивающие ему возможность (психологическую готовность) непрерывного роста его личности сейчас и в будущем.

Исходя из данных теоретико-методологических оснований, под готовностью к личностному самоопределению мы понимаем состояние личности подростка, характеризующееся потребностью слить в единую смысловую систему обобщенные представления о мире и о самом себе и тем самым определить смысл своего собственного существования.

Готовность к личностному самоопределению служит показателем социальной зрелости подростка, его умением выполнять разнообразные внутрисемейные обязанности, различные роли в социуме, в межличностном общении в группе. Вместе с тем наличие неблагоприятных социально-педагогических обстоятельств, негативных макро - и микросоциальных условий ведет к социальной дезадаптации, т.е. неадекватности поведения подростков нормам и требованиям той системы общественных отношений, в которую они включаются по мере своего социального становления и развития. Наряду с социальной дезадаптацией происходит и процесс десоциализации – отчуждения подростка от институтов социализации (семьи, группы, ученического коллектива), которые являются носителями норм морали и права.

Поэтому перед педагогами, воспитателями, родителями встает проблема своевременного предотвращения отчуждения подростка от социальных институтов, профилактики (предупреждения) негативного влияния макро- и микросреды, способствующих формированию и развитию отклоняющегося поведения.

С целью повышения эффективности профессионального самоопределения старшеклассников, нами было проведено эмпирическое исследование профессионального самоопределения старшеклассников с учетом различного уровня психологической культуры.

В эксперименте принимали участие 4 группы по 10 человек в возрасте 16-17лет, из них 20 мальчиков и 20 девочек. Опрос проводился среди учащихся 11 классов в МОУ СОШ № 2 города Москва.

Перед началом эксперимента было проведено экспериментальное изучение профессионального самоопределения старшеклассников и уровня психологической культуры.

В процессе исследования решалась основная задача – определить эффективность выбранных методов и приемов.

Подведем итоги коррекционной работы:

Нами была внедрены методики направленные на повышение психологической культуры и формированию профессионального самоопределения: методика № 1. игра «Профконсультация»; методика 2. карточная игра «Тудема-сюдема»; методика 3. игровое упражнение «День из жизни...» («Сон из жизни...»).

Эффективность методики. После внедрения методики, старшеклассники группы «А», «Б», «В», эмоциональной стабилизировались, стали более искренними. Стали более самостоятельны, инициативны, уверенны в собственных силах. Повысилось способность к обучению, к анализу и обобщению материала, психологическая культура, во всех группах стала более развита. Старшеклассники профессионально определились, определились с жизненными целями, стали прилагать усилия к выполнению групповых задач, выполнению социально-культурных требований.

Снизились показатели ригидности, холодности, скептицизма и отчуждённости. Стали более открытыми и компромиссными. Старшеклассники этой группы стали более собранными, уравновешенными, удовлетворёнными. Они охотно избегают профессий, которые связаны с общением с людьми, с личными контактами.

Повысились показатели ответственности, реалистичности, независимости, скептичности и самоуверенности.

Повысилась мотивация, склонность к самоудовлетворению, коммуникабельность, что может быть благоприятно в работе, требующей точности.

В группе «В» в большинстве своем, утвердились в отношении бедующей профессии системы «человек-человек».

После внедрения методики, некоторые старшеклассники группы «Г» решили сменить будущую профессию на характерны систему «человек-человек», некоторые утвердились в своем выборе профессии системы «человек-художественный образ». Некоторые старшеклассники из группы «Г», на оборот, отдали предпочтение профессиям «человек-знаковая система».

Старшеклассники группы «Б» утвердились в выборе профессии системы «человек-техника». Большинство старшеклассников группы «А» предпочли профессии типа «человек-природа».

Методика эффективна.

Список литературы

1. Адлер А. Воспитание детей. Взаимодействие полов. - Ростов-на- Дону, 2008 г.

2. Адлер А. Индивидуальная психология. /П.Я. Гальперин, А.Н. Ждан. История зарубежной психологии. 30 - 60 гг. XX века. (Тексты). - М., 2006 г.

3. Андреева И. О., Дубровина О. Д. Формирование личности старшеклассника / Н- М.: Педагогика, 1989. - 169 с.

4. Анцыферова Л.И. Личность в динамике: некоторые итоги исследования.//Психологический журнал. – 2009 г.

5. Асмолов А.Г. Деятельность и установка. - М., 2009 г.

6. Басимов М.М. Типология личности и профессиональной среды Дж.Холланда. - Курган: Изд-во Курган. гос. ун-та, 2008 г.

7. Божович Л.И. Личность и её формирование в детском возрасте. – М., 2008 г.

8. Валитов, М.С. Профессиональная консультация подростков. Вопросы психологии. -2007 г.

9. Волох О.В. Статусные различия в оценке старшеклассниками своего коллектива. Вестник МГУ. Серия 14. Психология.-2006 г.

10. Гинзбург М.Р. Личностное самоопределение как психологическая проблема. Вопросы психологии. – 2008 г.

11. Давыдов В.П. Методология и методика психолого-педагогического исследования: учебное пособие - М.: Логос, 2006 г.

12. Дубровина И. В. Психологические программы развития личности в подростковом и старшем школьном возрасте /– Екатеренбург: Деловая книга, 2006 г.

13. Захарова, А. В. Психология обучения старшеклассников / А.В.Захаров. - М., 2008 г.

14. Здравомыслов А.Г., Ядов В.А. Отношение к труду молодых рабочих. // Социальные проблемы труда. – М., 2009 г.

15. Иванушкина, С.А. Восприятие старшеклассниками событий жизненного пути и профессионального самоопределение: автореф. дис. канд. психол . наук. - М., 2008 г.

16. Иващенко, Ф.И. Психология трудовой деятельности старших школьников/ Ф.И.Иващенко //Вопросы психологии.-2007 г.

17. Климов Е.А. Образ мира в разнотипных профессиях. – М., 2008 г.

18. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения / Е.А.Климов. – М.: Академия, 2009 г.

19. Кон И.С. Открытие «Я». – М., 2008 г.

20. Кон И.С. Психология старшеклассника. – М., 2008 г.

21. Крутецкий В. А. Психология обучения и воспитания школьников / В.А.Крутецкий. - М., 2007 г.

22. Колмогорова Л. С., Климов Е. А. Введение в психологию труда: Учеб. пособие для вузов по специальности «Психология». Генезис и диагностика психологической культуры младших школьников. — М., 2008 г.

23. Кудрявцев Т.В., Шегурова В.Ю. Психологический анализ динамики профессионального самоопределения личности. // Вопросы психологии. – 2009 г.

24. Кухарчук А.М., Центипер А.В. Профессиональное самоопределение учащихся. – Минск, 2008 г.

25. Лейтес, Н. С. Три школьных возраста/ Н.С.Лейтес //—Семья и школа, 2008 г.

26. Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения. Т.2. – М., 2009 г.

27. Маслоу А. Самоактуализация. // Психология личности. Тексты. /ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, А.А. Пузырей. – М., 2009 г.

28. Маслоу А.Г. Мотивация и личность. // Пер. с англ. А.М. Татлыбаевой. - СПб.: Евразия, 2009 г

29. Матюхина, М. В., Патрина, К.Т. Изучение умения сравнивать учащимися разного возраста / М.В.Матюхина, К.Т.Патрина. - Волгоград, 2008 г.

30. Матюхина М. В, Патрина, К. Т. О некоторых сторонах умственной готовности старшеклассников к самообразованию - Волгоград, 2009 г.

31. Мудрик А. В. О воспитании старшеклассников / А.В.Мудрик. - М., 2007 г.

32. Мотков О. И. «Природа личности: сущность, структура и развитие». СПб., 2009.

33. Наследов А.Д. Математические методы психологического исследования. - М., 2010 г.

34. Пряжников, Н.С. Психология труда и человеческого достоинства: учебное пособие / Н.С.Пряжников. - М., 2009 г.

35. Пряжникова, Е.Ю. Профориентация: учебное пособие / Е.Ю.Пряжникова.- М., 2005 г.

36. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – М., 2009 г.

37. Рувинский Л. И.. Соловьева А. Е. Психология самовоспитания / Л.И.Рувинский, А.Е.Соловьев. - М., 2006 г.

38. Сафин В.Ф. Психология самоопределения личности. – Свердловск, 2006 г.

39. Сафин Ф.Ф., Ников Г.П. Психологический аспект самоопределения личности.//Психологический журнал. – 2009 г.

40. Сафин В. Ф. Особенности оценки старшеклассниками морально - волевых черт своих сверстников / В.Ф.Сафин.- М. 2009 г.

41. Сидоров К.Р. Самооценка, уровень притязаний и эффективность учебной деятельности старшеклассников. Вопросы психологии. – 2007 г.

42. Сидоренко Е.В. Методы математической обработки в психологии. - СПб, 2009 г.

43. Сукачева Г.А. Старшеклассники без стрессов и тревог: психологический практикум, методические рекомендации - М., 2006.

44. Тейлор Ф.В. Научные основы организации промышленных предприятий. – М., 2009 г.

45. Теплов В.М. Проблемы индивидуальных различий. – М., 2007 г.

46. Тумакова С.Г. Диагностика и формирование осознанности выбора профиля обучения у старшеклассников: автореф. дис. канд. психол. Наук – Ставрополь, 2006 г.

47. Фельдштейн Д.И. Психологические аспекты изучения современного подростка Вопросы психологии.-1983.- № 1.-33-42с.

48. Фельдштейн Д.И. Психологические закономерности развития личности в онтогенезе - Вопросы психологии, 1985, № 6, с. 20-37

49. Чебышева В.В. Некоторые психологические вопросы подготовки школьников к труду. // Вопросы психологии. – 2008 г.

50. Черникова Т.В. Профориентационная поддержка старшеклассников - М.:Глобус, М., 2006 г.

51. Шадриков В.Д. Деятельность и способности. – М., 2008 г.

52. Шаповаленко И.В. Возрастная психология. – М., 2007 г.

53. Шахова, И.П. Развитие интересов в старшем подростковом возрасте - Вопросы психологии, 2009 г.

54. Шумилин Е.А. Психологическая характеристика личности старшеклассника. Вопросы психологии.-2007 г.


Популярные, наиболее покупаемые работы:

  1. Расследование нераскрытых преступлений прошлых лет
  2. Взаимодействие органов представительной и исполнительной власти муниципального образования
  3. Отклонения в общении подростков
  4. Прибыль и рентабельность организации
  5. Польское влияние на допетровскую Россию
  6. Организация и развитие электронного бизнеса
  7. Анализ образовательных ресурсов по теме «Компьютер»
  8. Государственное и муниципальное управление
  9. Эстетическое воспитание по математике в начальной школе
  10. ТАКТИКА ДОПРОСА ГОСУДАРСТВЕННЫМ ОБВИНИТЕЛЕМ СВИДЕТЕЛЯ ЗАЩИТЫ
  11. Контрольная работа по международному частному праву
  12. Разработка повышения эффективности Торгово-производственного коммунального унитарного предприятия «Ком¬бинат питания «Витамин»
  13. Проблемы семейного права: практическая реализация прав несовершеннолетних. Ювенальная юстиция
  14. Место Главы Государства
  15. Феномен бедности в современной России 2
  16. Понимание Гурвича М.А. о праве
  17. Культура цвета в средневековой Японии
  18. Психологические особенности в преподавании истории
  19. Источники конституционного права понятие и виды
  20. Механизм правового регулирования понятие и структура
  21. Камеральная налоговая проверка как форма налогового контроля
  22. Влияние миграции на преступность на примере Москвы и Московской области
  23. Фронтовые письма периода Великой Отечественной войны 1941-1945гг.
  24. Администрация Президента РФ
  25. Совершенствование социальной сферы региона
Структура реферата:
Как правильно самостоятельно написать:
Как правильно оформить по ГОСТ:
Инструкции по работе с программами: