Информационные материалы для подготовки студентов

Расскажи одногруппникам: + 200 к карме:

Социально-педагогическое сопровождение профессионального самоопределения старшеклассников





Содержание

Введение 4

Глава 1. Теоретические основы социально-педагогического сопровождение профессионального самоопределения старшеклассников 8

1.1 Сущность процесса профессионального самоопределения человека 8

1.2 Роль социально-педагогического сопровождения в профессиональном самоопределении старшеклассников 14

1.3 Методы и технологии социально-педагогического сопровождения в профессиональном самоопределении старшеклассников 18

Выводы к главе 1 26

Глава 2. Эмпирическое исследование профессионального самоопределения старшеклассников с учетом различного уровня психологической культуры 28

2.1 Характеристика выборки группы 28

2.2 Внедрение методики, этапы проведения работы 29

2.3 Анализ и интерпретация результатов 36

Выводы к главе 2 47

Заключение 49

Список использованной литературы 53

Введение

Актуальность темы. Проблема самоопределения сегодня приобретает особое значение. Именно в ней видны основные моменты взаимодействия подростка и общества, которое в настоящее время предъявляет к подростку особые требования. Осознание данных требований, а также своих субъективных качеств, баланс между ними – наиболее существенные характеристики определившейся личности. В понятии самоопределения выражается активная природа внутренних условий, через которые преломляются внешние воздействия. Центральным моментом самоопределения является самодетерминация, собственная активность личности, осознанное стремление занять определённую позицию.

Выбранная тема дипломной работы: «Профессиональное самоопределение старшеклассников с различным уровнем психологической культуры» сегодня актуальна. Для того, чтобы правильно выбрать профессиональный путь, необходимо изучить психологическую культуру каждого старшеклассника, и на основании индивидуальных особенностей, предложить правильный профессиональный путь.

Способность к самоопределению - исключительное достояние человека, который в своем самосознании осознает себя как субъекта сознания, общения и действия, становясь в непосредственное отношение к самому себе. [7, с. 45]

Анализ специфики личностного самоопределения в подростковом возрасте наиболее глубоко и полно дан в работах Л.И.Божович. Характеризуя социальную ситуацию развития подростков, она указывает, что выбор дальнейшего жизненного пути, самоопределение представляет собой аффективный центр их жизненной ситуации. У понятия самоопределения, нет однозначного определения: [7, с. 45]

1. это и «выбор будущего пути, потребность нахождения своего места в труде, в обществе, в жизни»;

2. и «поиск цели и смысла своего существования»;

3. и «потребность найти свое место в общем потоке жизни».

Во-первых, она показывает, что потребность в самоопределении возникает на определенном этапе онтогенеза - на рубеже подросткового и раннего юношеского возрастов, и обосновывает необходимость возникновения этой потребности логикой личностного и социального развития подростка. [7, с. 45]

Во-вторых, потребность в самоопределении рассматривается как потребность в формировании определенной смысловой системы, в которой слиты представления о мире и о себе самом, формирование этой смысловой системы подразумевает нахождение ответа на вопрос о смысле своего собственного существования. [7, с. 45]

В-третьих, самоопределение неразрывно связывается с такой существенной характеристикой подросткового возраста, как устремленность в будущее. [7, с. 45]

И, наконец, в-четвертых, самоопределение подразумевает выбор профессии, но не сводится к нему. [7, с. 45]

Проблема самоопределения сегодня приобретает особое значение. Именно в ней высвечиваются основные моменты взаимодействия индивида и общества, которое в настоящее время предъявляет к выпускнику средней общеобразовательной школы особые требования. Осознание данных требований, а также своих субъективных качеств, баланс между ними – наиболее существенные характеристики определившейся личности. В понятии самоопределения выражается активная природа внутренних условий, через которые преломляются внешние воздействия. Центральным моментом самоопределения является самодетерминация, собственная активность личности, осознанное стремление занять определённую позицию.

Проблемами личностного и профессионального самоопределения занимались многие учёные. В отечественной психологии накоплен немалый опыт в области теории по данной проблематике.. Различные аспекту личностного самоопределения рассматривались в трудах С.Л. Рубинштейна, Н.А. Абульхановой-Славской, Р.М. Гинзбурга, Л.И. Божович. и др. Проблемы профессионального самоопределения освещены в ряботах Е.А, Климова, П.А. Шавира, Б.А. Федоришина, Н.С. Пряжникова, С.Н. Чистяковой и др. [7, с. 45]

Объектом исследования являются психологические особенности профессионального становления старшеклассников. [7, с. 45]

Предметом исследования является профессиональное самоопределение старшеклассников с различным уровнем психологической культуры. [7, с. 45]

Целью данной работы является изучение особенностей профессионального самоопределения старшеклассников. [7, с. 45]

Гипотеза исследования существует корреляционная связь между уровнем психологической культуры и профессиональным самоопределением у старшеклассников. Содержательные характеристики уровня психологической культуры, оказывающие влияние на профессиональное самоопределение у старшеклассников будут иметь различия для юношей и девушек. [7, с. 45]

Цель и гипотезы исследования определили его задачи:

Первое - изучить современные психологические концепции и психологические аспекты профессионального самоопределения и выявить их особенности у старшеклассников; [7, с. 45]

Второе - дать определение характеристики различных уровней психологической культуры. [7, с. 50]

Третье - провести экспериментальное исследование по выявлению особенностей профессионального самоопределения старшеклассников с различным уровнем психологической культуры. [7, с. 50]

Четвертое - определить показатели профессионального самоопределения в подростковом возрасте. [7, с. 50]

Для решения поставленных задач мы использовали следующие методы исследования: [7, с. 50]

1. сравнительный метод;

2. констатирующий эксперимент;

3. комплекс методов психологической диагностики;

4. методы первичной и вторичной обработки данных.

Теоретической основой работы явились основополагающие исследования отечественных и зарубежных психологов, теоретические основы психологической теории деятельности (А.Н. Леонтьев, Б.Ф.Ломов, С.Л.Рубинштейн, В.Д.Шадриков и др.). [7, с. 50]

Ход профессионального самоопределения направляется разными аспектами самосознания личности. Адекватные знания о себе, своих возможностях, способностях, ценностных ориентациях позволяют выбирать наиболее подходящие сферы деятельности. Достигнутые в профессии успехи или встретившиеся неудачи, в свою очередь, корректируют представления человека о себе, влияют на самооценку, уровень притязаний и самосознание в целом. Следовательно, оно должно быть также введено в спектре главных составляющих процесса профессионального самоопределения. [7, с. 50]

Заключение

В заключение работы, подведем обобщающие выводы:

Деятельностный подход к проблемам профессионального самоопределения предусматривает введение в его базовые характеристики мотивационную и операционально-техническую сторону профессиональной деятельности. Овладение мастерством предполагает развитие знаний, умений и навыков, формирующихся на основе способностей, которыми обладает индивид на момент начала трудовой деятельности. Именно способности являются одной из важнейших составляющих профессионального самоопределения личности, "подталкивая" ее к выбору определенной сферы труда в подростковом и юношеском возрасте, и обеспечивая в дальнейшем успешное овладение специальностью.

Психологическая культура - в развитом виде это достаточно высокое качество самоорганизации и саморегуляции любой жизнедеятельности человека, различных видов его базовых стремлений и тенденций, отношений личности (к себе, к близким и дальним людям, к живой и неживой природе, Миру в целом). Это оптимально организованный и протекающий процесс жизни. С помощью развитой психологической культуры человек гармонично учитывает как внутренние требования личности, психики, своего тела, так и внешние требования социальных и природных сред жизни.

Психологическая культура, наряду с оптимальным образом жизни, обеспечивает устойчивое гармоничное функционирование личности и является одновременно его выражением.

Психологическая готовность войти во взрослую жизнь и занять в ней достойное человека место предполагает не завершенные в своем формировании психологические структуры и качества, а определенную зрелость личности, заключающуюся в том, что у подростка сформированы психологические образования и механизмы, обеспечивающие ему возможность (психологическую готовность) непрерывного роста его личности сейчас и в будущем.

Исходя из данных теоретико-методологических оснований, под готовностью к личностному самоопределению мы понимаем состояние личности подростка, характеризующееся потребностью слить в единую смысловую систему обобщенные представления о мире и о самом себе и тем самым определить смысл своего собственного существования.

Готовность к личностному самоопределению служит показателем социальной зрелости подростка, его умением выполнять разнообразные внутрисемейные обязанности, различные роли в социуме, в межличностном общении в группе. Вместе с тем наличие неблагоприятных социально-педагогических обстоятельств, негативных макро - и микросоциальных условий ведет к социальной дезадаптации, т.е. неадекватности поведения подростков нормам и требованиям той системы общественных отношений, в которую они включаются по мере своего социального становления и развития. Наряду с социальной дезадаптацией происходит и процесс десоциализации – отчуждения подростка от институтов социализации (семьи, группы, ученического коллектива), которые являются носителями норм морали и права.

Поэтому перед педагогами, воспитателями, родителями встает проблема своевременного предотвращения отчуждения подростка от социальных институтов, профилактики (предупреждения) негативного влияния макро- и микросреды, способствующих формированию и развитию отклоняющегося поведения.

С целью повышения эффективности профессионального самоопределения старшеклассников, нами было проведено эмпирическое исследование профессионального самоопределения старшеклассников с учетом различного уровня психологической культуры.

В эксперименте принимали участие 4 группы по 10 человек в возрасте 16-17лет, из них 20 мальчиков и 20 девочек. Опрос проводился среди учащихся 11 классов в МОУ СОШ № 2 города Москва.

Перед началом эксперимента было проведено экспериментальное изучение профессионального самоопределения старшеклассников и уровня психологической культуры.

В процессе исследования решалась основная задача – определить эффективность выбранных методов и приемов.

Подведем итоги коррекционной работы:

Нами была внедрены методики направленные на повышение психологической культуры и формированию профессионального самоопределения: методика № 1. игра «Профконсультация»; методика 2. карточная игра «Тудема-сюдема»; методика 3. игровое упражнение «День из жизни...» («Сон из жизни...»).

Эффективность методики. После внедрения методики, старшеклассники группы «А», «Б», «В», эмоциональной стабилизировались, стали более искренними. Стали более самостоятельны, инициативны, уверенны в собственных силах. Повысилось способность к обучению, к анализу и обобщению материала, психологическая культура, во всех группах стала более развита. Старшеклассники профессионально определились, определились с жизненными целями, стали прилагать усилия к выполнению групповых задач, выполнению социально-культурных требований.

Снизились показатели ригидности, холодности, скептицизма и отчуждённости. Стали более открытыми и компромиссными. Старшеклассники этой группы стали более собранными, уравновешенными, удовлетворёнными. Они охотно избегают профессий, которые связаны с общением с людьми, с личными контактами.

Повысились показатели ответственности, реалистичности, независимости, скептичности и самоуверенности.

Повысилась мотивация, склонность к самоудовлетворению, коммуникабельность, что может быть благоприятно в работе, требующей точности.

В группе «В» в большинстве своем, утвердились в отношении бедующей профессии системы «человек-человек».

После внедрения методики, некоторые старшеклассники группы «Г» решили сменить будущую профессию на характерны систему «человек-человек», некоторые утвердились в своем выборе профессии системы «человек-художественный образ». Некоторые старшеклассники из группы «Г», на оборот, отдали предпочтение профессиям «человек-знаковая система».

Старшеклассники группы «Б» утвердились в выборе профессии системы «человек-техника». Большинство старшеклассников группы «А» предпочли профессии типа «человек-природа».

Методика эффективна.

Список литературы

1. Адлер А. Воспитание детей. Взаимодействие полов. - Ростов-на- Дону, 2008 г.

2. Адлер А. Индивидуальная психология. /П.Я. Гальперин, А.Н. Ждан. История зарубежной психологии. 30 - 60 гг. XX века. (Тексты). - М., 2006 г.

3. Андреева И. О., Дубровина О. Д. Формирование личности старшеклассника / Н- М.: Педагогика, 1989. - 169 с.

4. Анцыферова Л.И. Личность в динамике: некоторые итоги исследования.//Психологический журнал. – 2009 г.

5. Асмолов А.Г. Деятельность и установка. - М., 2009 г.

6. Басимов М.М. Типология личности и профессиональной среды Дж.Холланда. - Курган: Изд-во Курган. гос. ун-та, 2008 г.

7. Божович Л.И. Личность и её формирование в детском возрасте. – М., 2008 г.

8. Валитов, М.С. Профессиональная консультация подростков. Вопросы психологии. -2007 г.

9. Волох О.В. Статусные различия в оценке старшеклассниками своего коллектива. Вестник МГУ. Серия 14. Психология.-2006 г.

10. Гинзбург М.Р. Личностное самоопределение как психологическая проблема. Вопросы психологии. – 2008 г.

11. Давыдов В.П. Методология и методика психолого-педагогического исследования: учебное пособие - М.: Логос, 2006 г.

12. Дубровина И. В. Психологические программы развития личности в подростковом и старшем школьном возрасте /– Екатеренбург: Деловая книга, 2006 г.

13. Захарова, А. В. Психология обучения старшеклассников / А.В.Захаров. - М., 2008 г.

14. Здравомыслов А.Г., Ядов В.А. Отношение к труду молодых рабочих. // Социальные проблемы труда. – М., 2009 г.

15. Иванушкина, С.А. Восприятие старшеклассниками событий жизненного пути и профессионального самоопределение: автореф. дис. канд. психол . наук. - М., 2008 г.

16. Иващенко, Ф.И. Психология трудовой деятельности старших школьников/ Ф.И.Иващенко //Вопросы психологии.-2007 г.

17. Климов Е.А. Образ мира в разнотипных профессиях. – М., 2008 г.

18. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения / Е.А.Климов. – М.: Академия, 2009 г.

19. Кон И.С. Открытие «Я». – М., 2008 г.

20. Кон И.С. Психология старшеклассника. – М., 2008 г.

21. Крутецкий В. А. Психология обучения и воспитания школьников / В.А.Крутецкий. - М., 2007 г.

22. Колмогорова Л. С., Климов Е. А. Введение в психологию труда: Учеб. пособие для вузов по специальности «Психология». Генезис и диагностика психологической культуры младших школьников. — М., 2008 г.

23. Кудрявцев Т.В., Шегурова В.Ю. Психологический анализ динамики профессионального самоопределения личности. // Вопросы психологии. – 2009 г.

24. Кухарчук А.М., Центипер А.В. Профессиональное самоопределение учащихся. – Минск, 2008 г.

25. Лейтес, Н. С. Три школьных возраста/ Н.С.Лейтес //—Семья и школа, 2008 г.

26. Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения. Т.2. – М., 2009 г.

27. Маслоу А. Самоактуализация. // Психология личности. Тексты. /ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, А.А. Пузырей. – М., 2009 г.

28. Маслоу А.Г. Мотивация и личность. // Пер. с англ. А.М. Татлыбаевой. - СПб.: Евразия, 2009 г

29. Матюхина, М. В., Патрина, К.Т. Изучение умения сравнивать учащимися разного возраста / М.В.Матюхина, К.Т.Патрина. - Волгоград, 2008 г.

30. Матюхина М. В, Патрина, К. Т. О некоторых сторонах умственной готовности старшеклассников к самообразованию - Волгоград, 2009 г.

31. Мудрик А. В. О воспитании старшеклассников / А.В.Мудрик. - М., 2007 г.

32. Мотков О. И. «Природа личности: сущность, структура и развитие». СПб., 2009.

33. Наследов А.Д. Математические методы психологического исследования. - М., 2010 г.

34. Пряжников, Н.С. Психология труда и человеческого достоинства: учебное пособие / Н.С.Пряжников. - М., 2009 г.

35. Пряжникова, Е.Ю. Профориентация: учебное пособие / Е.Ю.Пряжникова.- М., 2005 г.

36. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – М., 2009 г.

37. Рувинский Л. И.. Соловьева А. Е. Психология самовоспитания / Л.И.Рувинский, А.Е.Соловьев. - М., 2006 г.

38. Сафин В.Ф. Психология самоопределения личности. – Свердловск, 2006 г.

39. Сафин Ф.Ф., Ников Г.П. Психологический аспект самоопределения личности.//Психологический журнал. – 2009 г.

40. Сафин В. Ф. Особенности оценки старшеклассниками морально - волевых черт своих сверстников / В.Ф.Сафин.- М. 2009 г.

41. Сидоров К.Р. Самооценка, уровень притязаний и эффективность учебной деятельности старшеклассников. Вопросы психологии. – 2007 г.

42. Сидоренко Е.В. Методы математической обработки в психологии. - СПб, 2009 г.

43. Сукачева Г.А. Старшеклассники без стрессов и тревог: психологический практикум, методические рекомендации - М., 2006.

44. Тейлор Ф.В. Научные основы организации промышленных предприятий. – М., 2009 г.

45. Теплов В.М. Проблемы индивидуальных различий. – М., 2007 г.

46. Тумакова С.Г. Диагностика и формирование осознанности выбора профиля обучения у старшеклассников: автореф. дис. канд. психол. Наук – Ставрополь, 2006 г.

47. Фельдштейн Д.И. Психологические аспекты изучения современного подростка Вопросы психологии.-1983.- № 1.-33-42с.

48. Фельдштейн Д.И. Психологические закономерности развития личности в онтогенезе - Вопросы психологии, 1985, № 6, с. 20-37

49. Чебышева В.В. Некоторые психологические вопросы подготовки школьников к труду. // Вопросы психологии. – 2008 г.

50. Черникова Т.В. Профориентационная поддержка старшеклассников - М.:Глобус, М., 2006 г.

51. Шадриков В.Д. Деятельность и способности. – М., 2008 г.

52. Шаповаленко И.В. Возрастная психология. – М., 2007 г.

53. Шахова, И.П. Развитие интересов в старшем подростковом возрасте - Вопросы психологии, 2009 г.

54. Шумилин Е.А. Психологическая характеристика личности старшеклассника. Вопросы психологии.-2007 г.


Популярные, наиболее покупаемые работы:

  1. Организация социальной работы на примере УСЗН
  2. ПЛАН ГОЭЛРО И РАЗВИТИЕ ЭНЕРГЕТИКИ В СОВЕТСКОЙ РОССИИ
  3. Отчет по практике менеджера в ООО «Управляющая компания «Иван Калита» в г. Краснодар
  4. Американский вариант английского языка. Лингвистические особенности южных диалектов
  5. Сергей Андреевич Муромцев ученый, педагог, государственный деятель
  6. Формирование геоцентрической картины мира
  7. Трудовой договор
  8. Преддипломная практика (художественное, доп.образование)
  9. Психологическая совместимость в трудовых коллективах
  10. Обработка статистических данных при помощи программы «Система поиска оптимальных регрессий (СПОР)»
  11. Направление деятельности образовательного учереждения по защите прав обучающихся
  12. Контрольная работа по дисциплине психология и педагогика
  13. Подбор и расчет зубчатой передачи
  14. Значение ресурсо и энергосберегающих технологий в литейном производстве
  15. Правовое регулирование поставки товаров для государственных нужд
  16. Ребенок жертва насилия в современном мире
  17. Развитие языка в истории: основные законы и тенденции
  18. Организационно-правовые формы предприятий в современной российской экономике
  19. Финансы и финансовая деятельность государства, методы и формы ее осуществления
  20. Витаминная обеспеченность организма
  21. Прохождение учебной практики в УФССП России по Москве Царицынский ОСП
  22. Теоретические и эмпирические методы научного исследования
  23. Антикризисное управление на производственном предприятии
  24. Особенности регулирования труда спортсменов
  25. Одиночество как проблема социальной работы
Структура реферата:
Как правильно самостоятельно написать:
Как правильно оформить по ГОСТ:
Инструкции по работе с программами: