Информационные материалы для подготовки студентов

Расскажи одногруппникам: + 200 к карме:

Социально-педагогическая деятельность по адаптации первоклассников к школе





Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3

Глава I. Теоретические аспекты адаптации первоклассников к школе 6

1.1 Состояние проблемы адаптации в социально-педагогической и психологической литературе 6

1.2 Первоклассник как субъект школьной адаптации 16

1.3 Социально-педагогическая помощь дезадаптированным первоклассникам 25

Глава II. Экспериментальное исследование социально-педагогической деятельности по адаптации первоклассников к школе 32

2.1 Организация и методы исследования. Результаты констатирующей диагностики 32

2.2 Содержание деятельности социального педагога, направленной на успешную адаптацию первоклассников 50

2.3 Результаты контрольной диагностики. Анализ результатов экспериментального исследования 54

Заключение 61

Список литературы 64

ПРИЛОЖЕНИЯ 67

Введение

Человек живет в условиях постоянно меняющегося социального окружения, испытывает на себе все новые разнообразные влияния этого окружения, включается во все новые виды деятельности и отношения, вынужден выполнять новые для себя социальные роли. Это приводит к тому, что индивид в течение своей жизни усваивает новый социальный опыт, а также одновременно воспроизводит те или иные социальные отношения, определенным образом влияя на свое окружение.

На каждом этапе развития личности доминирующим является определенный институт социализации. В современных условиях особенно актуальной является проблема адаптации младших школьников. В этом возрасте происходит ряд психофизических изменений в развитии ребенка; меняются ведущий вид деятельности, социальная группа, в которую входит ребенок, сущность позиции, которую занимает ребенок в глазах окружающих и самого себя. Без учета этих изменений невозможно объективно оценить обоснованность социальных требований, предъявляемых к младшим школьникам современным обществом, соответствие этих требований реальному уровню их развития, определить основные социально-психологические направления адаптации младших школьников, определить и обосновать их показатели.

Человек в любом возрасте, приступая к новой для него деятельности, адаптируется к новым условиям, привыкает к ним. В этом процессе ему помогает предыдущий социальный опыт, который с возрастом расширяется, обогащается. С приходом в школу меняется весь образ жизни и деятельности ребенка. Ведущей деятельностью становится учебная и социальной ситуацией развития – система взаимодействия ребенок-учитель. Поэтому одной из важнейших проблем педагогической психологии является проблема приспособления ребенка к школе. Именно это и обусловило актуальность нашего исследования.

В ходе исследования были изучены фундаментальные работы, затрагивающие проблему адаптации в психолого-педагогической литературе: А.В.Петровский, Л.И.Божович, И.В. Дубровина, М.Р.Битянова, М.М.Безруких, С.П.Ефимова и др.

Концептуальные основы разработки проблемы адаптации детей в контексте готовности к школе в психологии связаны с трудами А.В.Петровского, Д.Б.Эльконина, Я.Ииерасека, Н.И.Гуткиной, Р.А.Захарова, Л.М.Ковалевой, Н.Н.Тарасенко и др. В работах названных авторов адаптация рассматривается как особый момент, фаза в становлении человека, от которого в значительной мере зависит характер его дальнейшего личностного развития.

В работах Д.Б.Эльконина, В.В.Давыдова, Г.А.Цукерман, К.Н.Поливановой, В.В.Рубцова, А.З.Зака отмечено, что существует связь с требованиями учебной деятельности со сменой форм общения. Г.А.Цукерман, анализируя доучебные формы сотрудничества ребенка и взрослого, приходит к выводу, что на их фоне невозможно полноценное освоение содержания учебной деятельности. Очевидно, трактовка термина «адаптация» подводит к понятию «готовности к развитию».

Большое количество публикаций в последнее время как в педагогической, психологической и методической литературе, свидетельствуют об актуальности проблемы адаптации детей к школе. Сегодня адаптация закреплена терминологически в учебниках и учебных пособиях по психологии. Так, И.В Дубровина, Р.В.Овчарова, Н.И.Гуткина в своих исследованиях рассматривают адаптацию как приспособление ребенка к новой системе социальных условий, новым отношениям, требованиям, видам деятельности, режиму жизнедеятельности.

Цель исследования заключается в определении и проверке основных социально-психологических условий, обеспечивающих успешную адаптацию первоклассников к обучению в школе, и разработке методических рекомендаций учителю по построению и осуществлению учебно-воспитательного процесса на этапе адаптации детей к школе.

Объектом исследования выступает процесс адаптации первоклассников к обучению в школе.

Предметом исследования являются социально-психологические условия благоприятной адаптации первоклассников к обучению в школе.

Для успешного достижения поставленной цели, нам необходимо решить следующие задачи:

- изучить теоретические основы, затрагивающие проблему адаптации детей младшего школьного возраста;

- остановиться на возрастных особенностях данного возрастного периода;

- рассмотреть психологические проблемы в адаптации детей младшего школьного возраста;

- исследовать социально-психологические условия адаптации младших школьников к обучению.

Адаптация - естественное состояние человека, проявляющееся в приспособлении (привыкании) к новым условиям жизни, новой деятельности, новым социальным контактам, новым социальным ролям. Значение этого периода вхождения в непривычную для детей жизненную ситуацию проявляется в том, что от благополучности его протекания зависит не только успешность овладения учебной деятельностью, но и комфортность пребывания в школе, здоровье ребенка, его отношение к школе и учению.

Заключение

Адаптация - это приспособление организма к условиям среды. Она направлена на сохранение сбалансированной деятельности систем, органов и психической организации индивида при изменившихся условиях жизни.

Многие авторы занимались исследованием процесса адаптации в различных ее аспектах: в социальном, социально-педагогическом, психолого-педагогическом и др. И способы рассмотрения данного явления имеют как общие, так и различные черты.

Так, Сафронова В.М. занималась изучением социального аспекта адаптации и разделяла ее на различные уровни, и как результат - социальную адаптацию раскрывала с разных позиций. Э.М. Александровская, Е.Е. Даниловская, В.В. Давыдов и др. исследуя процесс адаптации, так же разделяли ее на несколько уровней.

Непосредственно адаптацию детей к школьной жизни, как одну из сфер социальной адаптации исследовали многие авторы.

Адаптация первоклассников к школьной жизни является одной из актуальных проблем, стоящих перед педагогической наукой и практикой. Обращение к данной проблеме обусловлено ориентацией на личность школьника и фиксации потребности в социально адаптированных учащихся.

Обучение и воспитание личности первоклассника в начальной школе является составной частью всей системы образования. Раннее начало обучения, интенсификация учебной программы, увеличение объема информации, повышение требований к образованию, развитие умственных способностей детей, их творческая активность в общеобразовательной практике не всегда сочетаются с возможностями сохранения и укрепления здоровья, налаживанию взаимоотношений со сверстниками и учителем. Это порождает противоречие между потребностью в формировании всесторонне развитой личности, самостоятельной и творческой, ценящей себя и других, и необходимостью сохранения здоровья детей.

Таким образом, анализ научной литературы подтвердил необходимость глубокого изучения проблемы адаптации к школе в самом начале процесса обучения.

Именно поэтому целью нашего исследования необходимо было выявить уровень адаптации первоклассников к школьной жизни. В результате диагностики адаптации первоклассников к школьной жизни серьезных проблем в сфере учебной деятельности выявлено не было. Внутренняя позиция школьника у учеников сформирована, социальная роль ученика усвоена, страхов перед школой у детей не наблюдается.

Но проведенное наблюдение показало, что имеющиеся небольшие затруднения в процессе усвоения учебного материала имели место быть. И это было вызвано не низкой познавательной активностью, а повышенной двигательной расторможенностью и быстрой утомляемостью.

С учетом полученных результатов был разработан ряд социально-педагогических мероприятий, целью которых было создание благоприятной обстановки в классном коллективе для нормализации межличностного взаимодействия между учениками, и снижения двигательной активности во время занятий, а так же фиксации внимания первоклассников на заданиях учителя.

По итогам реализации программы социально-психологических мероприятий с первоклассниками были сделаны следующие выводы:

Стабилизировалась обстановка в классном коллективе. Физические минутки помогали держать под контролем двигательные проявления учеников, различные виды гимнастик способствовали снятию усталости после чтения или письма.

Игры, проводимые с целью тренировки внимания так же принесли свои положительные результаты. С каждым проводимым занятием количество ошибок у первоклассников снижалось.

Тренировка внимания с помощью игр, практически никак не отразилась на учебной деятельности. Положительная динамика наблюдалась только в процессе самого игрового взаимодействия.

Игры, проводимые с целью стабилизации взаимоотношений в коллективе, и нормализации самооценки было успешным. В процессе игры первоклассники старательно выполняли задания, прислушивались друг к другу.

Социально-педагогические мероприятия по работе с первоклассниками получили положительную оценку, как педагогов, так и самих детей, и могут быть использованы в дальнейшей деятельности социального педагога и классного руководителя школы.

Таким образом, гипотеза о том, что социально-психологическая деятельность с первоклассниками наиболее успешна при организации диагностики, направленной на изучение особенностей их адаптации к школьной жизни, получила подтверждение. Цель исследования достигнута, поставленные задачи решены.

Список литературы

1. Акимова М.К. Введение в психодиагностику: Учебное пособие для студ. сред.пед. уч. заведений./ М.К. Акимова, Е.М. Борисова, Е.И. Горбачева и др., Под ред. К.М. Гуревича, Е.М. Борисовой, - 3-е изд., стер., - М.: Изд. центр «Академия», 2010. – 192с.

2. Адаптация организма школьников к учебным и физическим нагрузкам / Под ред. А.Г. Хрипковой. – М., 2008.

3. Александровская Э.М. Социально-психологические критерии адаптации в школе / Под. Ред. С.М. Громбаха. – М., 2008.

4. Битякова М.Р. Организация психологической работы в школе. – М.: Совершенство, 2009 – с. 258.

5. Битянова М.Г. Адаптация ребенка к школе. - М., 2010.

6. Волков Б.С. Младший школьник: Как помочь ему учиться. - М.: Академический Проект, 2009. - 142 с.

7. Выготский Л.С. Педагогическая психология. М., 2008.

8. Гамезо М.В. Младший школьник: психодиагностика и коррекция развития. М., 2009.

9. Гургенидзе Ю. Статья «Как помочь первокласснику освоится в школе?» / Статьи по психологии // Интернет-ресурс: http://www.spravka050.ru/article/psicho/10638.

10. Гуткин Н.И. Психологическая готовность к школе. – М.: Образование, 2010.

11. Давыдов В.В. Лекции по педагогической психологии. - Изд. Академия, 2006. – с. 87.

12. Диагностика школьной дезадаптации / Под ред. С.А. Биличевой, И.А. Коробейниковой, Г.Ф. Кумариной. – М., 2009.

13. Диагностическая и коррекционная работа школьного психолога / Под ред. И.В.Дубровиной. - М., 2008.

14. Захаров А.И. Игра как способ преодоления неврозов у детей, 2006. – С. 150-152.

15. Индивидуальные особенности психического развития / Словарь // Интернет-ресурс: http://business.amiro.ru/knowledge/razvitie-rebenka/indi vidualnye-osobennosti-psihicheskogo-razvitija

16. Каган В.Е. Психогенные формы школьной дезадаптации // Вопросы психологии, 2010 - №4.

17. Ковалева Л.М., Тарасенко Н.Н. Психологический анализ особенностей адаптации первоклассников к школе // Начальная школа, 2006 - №7.

18. Коломинский Я.Л. Учителю о психологии детей шестилетнего возраста. - М., 2008 – с. 265.

19. Кравцова Е.Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе. - М., 2010.

20. Кураев Г.А., Пожарская Е.Н. Возрастная психология. Курс лекций / Лекция З / Электронная библиотека // Интернет-ресурс: http://window.edu.ru/window/library/

21. Левко А.И. Социальная педагогика: учебное пособие. – Мн.: УП «ИВЦ Минфина», 2003.

22. Международная академия психологических наук. Седьмая волна психологии. Выпуск 1. / Под ред. В. Козлова, Н. Качановой. – Ярославль, Минск, 2006 – с. 189.

23. Методы психодиагностического исследования детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста: Метод. пособие к семинарским и практическим занятиям / Сост.: Н.В. Шутова, В.В. Кисова. - Н.Новгород: НГПУ, 2002. - 64 с.

24. Мир психологии. Психология для всех и каждого. // Интернет ресурс: http://www.psyworld.ru/index.php.

25. Мухина В.С. Детская психология. - М., 2007 – с. 37.

26. Новикова Е.В. Особенности общения и проявление школьной дезадаптации у младших школьников и подростков // Общение и формирование личности школьника. / Под ред. А.А. Бодалева, Р.Р. Кричевского. – М.: Педагогика, 2009.

27. Обухова Л.Ф. Этапы развития детского мышления. - М., 2008. – с. 18.

28. Оленникова Л.А. Статья «Педагогическая поддержка как одно из условий успешной адаптации первоклассников к школе». / «4 ступени» клуб учителей начальной школы // Интернет-ресурс: http://www.4stupeni.ru/stady/metod/8860-statya-pedagogicheskaya-podderzhka-kak-odno-iz.html.

29. Проблема возраста и возрастной периодизации. Кризисы в развитии / Пси-шпаргалка, психологический образовательный сайт // Интернет-ресурс: http://www.psylist.net/age/00007.htm.

30. Райгородский Д.Я. Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Издательский дом "БахраХ-М", Самара, 2009.

31. Сапогова Е.Е. Психология развития человека / Общение младшего школьника со сверстниками и взрослыми / Сайт «Ваш психолог» // Интернет-ресурс: http://www.vashpsixolog.ru/primary-school-age/34-communicate/107-communication-junior-student-with-peers-and-adults.

32. Сафронова В.М. Прогнозирование и моделирование в социальной работе: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – с.192.

33. Смирнова У.О. Детская психология: учебник для ВУЗов. - М.: Владос, 2006. – С. 340-343.

34. Филиппова О.В. Статья «Адаптация первоклассников к школе» / Сайт детских психологов // Интернет-ресурс: http://deti-psyhelp.ru/publ/2-1-0-7, 10.09.2008.


Популярные, наиболее покупаемые работы:

  1. Прокуратура в вооруженных силах
  2. Правовой статус личности в арабских государствах
  3. Влияние игры на развитие памяти
  4. Внедрение лабораторных стендов в учебный процесс
  5. Вклад русских ученых-космистов
  6. Гильдейский социализм
  7. Влияние привычек питания на качество жизни
  8. Обязанности и права гражданского служащего
  9. Оплата труда управление на транспорте МВД
  10. Информационные системы
  11. Международный правовой договор в системе национального права
  12. Теория денег у классиков политической экономии ( Тюрго, Смит, Рикардо, Мальтус ,Сэй, Милль)
  13. Совершенствование стратегии управления человеческими ресурсами в организации
  14. Управление качеством процесса разливки стали на Нижнесергинском метизно-металлургическом
  15. Флора и фауна Урала
  16. Социально-педагогическое сопровождение профессионального самоопределения старшеклассников
  17. Медиаполитика власти стратегия формирования
  18. Внешняя политика Украины в контексте влияния украинского фактора на взаимоотношения между США и Россией
  19. Интегративный подход в профилактике наркозависимого поведения подростков в городе Москве
  20. Гостиничная индустрия
  21. Методика обучения отдельным гимнастическим упражнениям
  22. Основы бизнес-планирования на примере АО «РусГидро»
  23. Исполнение наказания в виде обязательных работ
  24. Социальная структура российского общества постсоветского периода
  25. Система управления персоналом предприятия в современных условиях (на примере ООО АШАН)
Структура реферата:
Как правильно самостоятельно написать:
Как правильно оформить по ГОСТ:
Инструкции по работе с программами: