Информационные материалы для подготовки студентов

Расскажи одногруппникам: + 200 к карме:

Современное неоязычество в России





Содержание

Введение 3

Глава 1. Теоретические основы неоязыческих культов 9

1.1 История и причины возникновения неоязычества 9

1.2 Неоязыческие культы в культуре русского народа 23

Глава 2. Сравнительная характеристика неоязыческих культов и традиционного язычества 41

2.1 Язычество и неоязычество 41

2.2 Отличия неоязычества от классического язычества 47

Глава 3. Современное состояние неоязычества в России 49

3.1 Вероучительные и нравоучительные доктрины неоязычества 49

3.2 Перспективы распространения и развития неоязычества в России 91

Заключение 99

Список использованной литературы 103

Введение

Считается [1], что новые язычники в нашей стране появились в кругу авторов и читателей самиздатского национал- патриотического журнала "Вече", издававшемся Владимиром Осиповым и Анатолием Ивановым (Скуратовым) в 1971-1974 гг. Неоязыческое крыло в "Вече" представляли сам Иванов-Скуратов, Николай Богданов и ставший довольно известным на заре перестройки художник Константин Васильев. Анатолий Иванов-Скуратов был, по сути, первым заметным идеологом неоязычества. Сам он свои взгляды предпочитал называть "зороастрийскими", но его последователи не вдавались в подобные тонкости и две его книги "Тайна двух начал" (1971) и "Христианская чума" (1978) входят в свод культовых для русских язычников произведений. В настоящее время А. Иванов - постоянный автор "Русского вестника", поэтому свои антихристианские воззрения он вынужден публиковать на стороне.

Примерно с этого времени стали создаваться первые микроскопические группки приверженцев Перуна и прочих языческие богов, действовавшие нелегально. Затем этнограф-индолог Н.Р. Гусева самостоятельно предпринимает попытку доказать родство санскрита и русского языка. Гусева говорит о некоей приполярной области, где арии жили когда-то бок о бок со славянами и уже оттуда переселялись на юг. Данное утверждение возможно обосновать, исследуя космогонические представления "Вед", но археологические подтверждения этому отсутствуют. Тем не менее за Гусевой пришли люди, повторяющие ее теорию с гораздо более крайними выводами, в частносмти, вологодский этнограф С. В. Жарникова. Поскольку все эти идеи созвучны широко распространенной подделке - "Влесовой книге" - , то из них легко создалась "научная" база истории славянского язычества, подкрепляющая националистические воззрения харизматических лидеров.

Многие деятели, не являясь ни националистами, ни язычниками также участвовали в популяризации идей об "арийской расе и ее наиболее славных представителях - славянах", так как это льстит самолюбию. Здесь находят точки соприкосновения Илья Глазунов, Ксения Мяло, супруги Глоба, а также некоторые политики. Можно ясно отследить как опасно бывает использование внешне безобидных и, быть может, часто верных идей для самих русских и, шире, православных людей.

По некоторым данным, первое открытое языческое "богослужение" состоялось в 1989 году в окрестностях Горьковской железной дороги. Поклонялись на этой акции русско-славянскому богу солнца - Хоросу. Участники акции жгли костры из сложенных восьмиугольником бревен, водили хороводы и лицезрели красивый спектакль - ритуальные рукопашные бои ратоборцев из клуба Славяно-горицкой борьбы. Участвовало в церемонии более 100 человек. Около 25 неофитов прошли церемонию "анти-крещения" - отказались от своих христианских имен и получили новые "имена во Хоросе". Организатором акции была Московская славяно-языческая община, впервые заявившая о своем существовании. По своему составу московская языческая община в то время полностью совпадала с Клубом славяно-горицкой борьбы и почти полностью со "Всемирным антисионистским и антимасонским фронтом "Память" (ВАСАМФ "Память". Не путать с "Национально-патриотическим фронтом "Память", который считает себя православным.) Лидером общины были Александр Белов - руководитель Клуба славяно-горицкой борьбы и собственно изобретатель оной и Валерий (Велемир) Емельянов (председатель ВАСАМФ "Память").

В 1990 году пути Емельянова и Белова разошлись. Напуганный радикальностью политических высказываний Емельянова, Белов изгнал его из общины и вышел из ВАСАМФ "Память". Славяно-языческая община Белова (он же волхв Селидор) существует до сих пор. В ней состоит несколько сотен человек в Москве, еще столько же в дочерних общинах в Калуге, Калининграде, Ижевске, Рязани. Христианство последователи Белова считают вредным еврейским изобретением, демократию - продуктом сионо-массонского заговора, но от громких политических заявлений воздерживаются. Впрочем, до того как очередная пирамида, называвшаяся концерн "Гермес" рухнула, при нем под руководством Белова существовала карликовая "национал-патриотическая" партия "Русский стиль".

В совет координаторов Московской языческой общины входит член Союза писателей России Владимир Авдеев - автор книги "Преодоление христианства". "Старейшиной" калужского отделения, образованного в ноябре 1993, является калужский краевед Вадим Казаков, автор книги "Именослов. Словарь славянских имен и прозвищ" (три издания в 1994-1997 годах) и соавтор вместе с неким волхвом Богумилом брошюры "Мир славянских богов".

На рубеже 1980-90-х гг. значительную известность получила группа волхва Доброслава (месторасположение центров: Кировская обл., Шаболинский р-н, п.о. Указна, д.Весенево). Доброслав крайне отрицательно относится к Иисусу Христу. Его учение в отношении окружающей природы в некоторых аспектах тесно смыкается с друидскими мировоззрениями. Считает, в частности, что для обретения внутреннего душевного покоя следует больше общаться с природой, но при этом все же несколько нетрадиционно, более свойственно именно для язычества: "Подойди к дереву, приласкай его, приголубь, постарайся ощутить себя деревом, породнись-покумись с ним, приходи к чему почаще. И оно признает тебя и будет радоваться твоему приходу, будет вдохновлять тебя и наделять своей жизненной силой. Свидание с деревом всегда глубоко личное, как с любимой женщиной... Но только все это будет бесполезно, если человек внутренне не признает свой неоплатный долг перед Матерью-природой, перед бездумно загубленными им цветами, и если он не поклянется никогда не рвать цветов и не ломать черемуху" [2].

Прочие основные положения учения Доброслава могут быть сведены к следующему: жизнь человека - это величайшая радость теперь и здесь, незачем ждать какого-то загробного царства, необходимо воспринимать сегодняшнюю свою жизнь как священную ценность: могущественное любовное притяжение, разлитое по всей природе олицетворяет "Героический Эрот", являющийся одним из основ мира; ведовство и сатанизм - два совершенно разных явления; славяне - дети леса, который при этом обладает неким единым сознанием, слагаемым из "сознания и чувствования всех царств Природы" [3].

Одной из центральных концепций в учении Доброслава является концепция мужского начала в природе, "мужественного символа солнечного начала": "Нашим пращурам было неприемлемо христианское восприятие жизни как страдания, ведущего, якобы, к "загробному блаженству". Язычник воспринимал жизнь как священную ценность, как величайшую радость - теперь и здесь. Высший закон природы гласит: "Да расцветет всюду жизнь!". Отсюда русальские обряды, игрища вокруг огромного, грубо вырезанного стоячего столпа, олицетворяющего Ярую силу, и называемого поэтому Хером (у кельтов - менгиром, то есть стоячим камнем). Общеиндоевропейский корень Яр-Ер обозначал силу, неодолимо стремящуюся вверх, подобно встающему Яриле-солнцу. Древнеитальянское имя Геркулес - Херилус; от того же корня могучий герой ("херойс"), Геракл-Хераклес. Фракийцы больше всего чтили солнечного Хероса. тождественного солнечному Яриле. Хороводно- эротические игрища вокруг менгира - подчеркнуто мужественного символа солнечного начала - побуждали мужчину и женщину к совокуплению, священнодейству во славу Рода. То было нравственно здоровое, естественное сочетание-содействие творческой мощи Природы, прославление Любви, не позволяющей иссякнуть Славянскому Роду-племени... Известно, что "гони природу в двери - она влезет в окно" [4]. Доброслав призывает и в колокольне Ивана Великого видеть все то же торжествующее русское мужское начало. Сравнительный с другими языческими течениями анализ учения Доброслава позволяет предположить, что. скорее всего, Доброслав находился одно время под влиянием Емельянова, основателя одного из наиболее радикальных крыльев "Памяти".

Либерализация общественной жизни при Горбачеве сделала возможным оформление неоязыческого крыла национал-патриотизма в официальную политическую партию. Такую партию в 1989-90-м году создал Виктор Корчагин. В конце 1990-го он стал издавать газету "Русские ведомости", вокруг которой возник оргкомитет Русской национально-демократической партии. В одном из собственных документов она была охарактеризована как "антикоммунистическая, антимарксистская, антихристианская, антисионистская". В ноябре 1991-го было объявлено о создании "русского государства Россия" и Корчагин стал "Главой общественного русского правительства России". В апреле 1993-го прокоммунистическая оппозиция "Русской партии" провела съезд, на котором низложила Корчагина и избрала своим главой полковника Владимира Милосердова. Некоторое время параллельно существовали две "Русских партии" (прокоммунистическая и к религии безразличная и антимарксистская и языческая), но в 1996-м Корчагин свою партию распустил. В 1994 году Корчагин привлекался к суду за разжигание межнациональной розни.

В годы перестройки другим центром язычества стал Ленинград. Первым питерским язычником считается "Дед" Виктор Безверхий, он же волхв Остомир.

Он приехал в Ленинград из Курской области в конце 40-х годов. окончил высшее военно-морское училище, служил во флоте. В 1967 году он защитил кандидатскую диссертацию по философии в Ленинградском университете на тему "Антропологические взгляды Иммануила Канта", преподавал в военных училищах. Тогда же Виктор придумал "веизм" - модернизированный вариант язычества на все той же "арийской" закваске.

В 1986-м он создал тайное "Общество волхвов", в которое, в основном, вошли его ученики-курсанты. В декабре 1988-го получил предупреждение от КГБ о недопустимости распространения фашизма и организации боевых групп по типу штурмовых отрядов.

В июне 1990-го под руководством В. Безверхого группа молодежи создала "Союз венедов", в котором он стал идеологом и лидером. Венедами (древнее наименование славян в латинских источниках) идеологи "Союза" считают "народы Евразии, занимающиеся хлеборобством" [5]. В октябре 1990-го руководство Союза приняло решение о поддержке "Русского Национального Единства" Александра Баркашова. Отмечу, что у нас в Омске сегодня РНЕ поддерживает Хиневича.

Объект исследования: неоязычники в России.

Предмет исследования: процесс развития современного неоязычества в России.

Цель исследования: изучение современного неоязычества в России.

Задачи исследования:

 рассмотреть историю и причины возникновения неоязычества;

 проанализировать неоязыческие культы в культуре русского народа;

 сравнить язычество и неоязычество;

 рассмотреть отличия неоязычества от классического язычества;

 определить вероучительные и нравоучительные доктрины неоязычества;

 определить перспективы распространения и развития неоязычества в России.

Заключение

В России соединились и главенствуют три основных народа - русские, татары и евреи. Русские владеют сердцем (доброта, любовь), татары - волей, а евреи - интеллектом. На этом замесе Христос к 1940 г. сформировал новый народ, из которого в дальнейшем возникнет человечество эпохи Водолея.

Отечественной войне придается особый мистический смысл. Противостояние русских и немцев - это отражение "в физическом плане" противоборства Логоса и Люцифера. Иногда Соболев использует терминологию, свойственную только бажовцам: противостояние Беловодь и Антишамбалы. Победу в Великой Отечественной войне обеспечил Владыка Шамбалы Сергий Радонежский, ранее воплощавшийся в Соломоне и Моисее.

После войны, по учению бажовцев, наступил пятидесятилетний период царства Христова на Земле (именно в России; русификаци учения и концентрация событий в России усиливаются, как усиливается ее мессианская роль). Этот период Соболев трактует как "тысячелетнее царство Христово", ссылаясь на то, что "у Бога свои сроки" и свое относительное понятие времени. Этот период бажовцам необходимо выявить для того, чтобы логично привести свою мифологию к концу света в 1999 г., в результате которого после крупных катаклизмов спасенные переберутся в эру Водолея. Этот послевоенный период занимает у бажовцев очень важное место. О нем они часто говорят и часто пишут.

В самый критический момент, когда Люцифер вознамерится взорвать весь атомный арсенал планеты, Светлые Демиурги предпримут невероятный ход. Они повернут ось планеты на 15-16 градусов, в результате чего в Атлантике поднимутся невероятных размеров волны, которые смоют всю Западную Европу и всю Америку, "как в унитазе", со всеми их "черными ложами, банками и центрами" [10]. Одновременно с этим поворотом оси в Сибирь придет тепло, и она станетместом расселения шестой расы эпохи Водолея. Надо сказать, что провинциальные комплексы пророка Соболева распространились и на российские столицы. В результате землетрясения погибнет Москва, а Петербург будет накрыт ледяным панцирем, который образуется в результате замерзания громадной волны из Онежского озера. Крах обеих столиц Соболев возвещает с особым сладострастием и заканчивает сообщением, что возле Бологого будет сооружена подсобная столица подназванием "Москвопетроград". Натуральная же столица новой Российской империи будет в Царьграде (Иерусалим также войдет в нашу территорию). Далее наступит расцвет России, границы которой будут защищены огненными крестами. По ту сторону крестов останутся черные силы, которым удастся-таки выжить после третьей мировой войны.

Поворот оси - это будет "малый Страшный суд", так сказать, предварительный. А вот в 1999 г. состоится второе пришествие Христа уже в физическом виде, произойдет еще один поворот Земли. Это будет окончательный Страшный суд. Любопытно, что это все будет касаться только богоспасаемой России и незатронет всю нечисть, оставшуюся за границей. Им останется только завидовать. В обновленной России будет два духовных центра. Один - на Южном Урале возле Аркаима. Его возглавит Зороастр (еще одна культовая фигура российских язычников). Второй - в Дивеево. Его возглавит Серафим Саровский (чисто рериховский ход). Первый будет проводником Агни-йоги (Огненной Библии), второй - проводником христианского учения.

К теперешнему времени уже воплотились Николай Рерих и Конфуций. Это произошло в 50-е гг., когда Соболев был еще молодым. Конфуций "будет заниматься духовным воспитанием нашего народа". Судя по косвенным данным, Владимир Соболев считает себя воплощением именно Конфуция (итак, возможно, и в данном случае мы не избежали универсально-сектантского явления, когда харизматик объявляет себя воплощением сакральной персоны.).

Одновременно в 1999 г. "явится уральская чудь", что ознаменует начало воскресения мертвых. Важнейшей частью религиозной жизни бажовцев является проведение ежегодных, начиная с 1993 г., Бажовских фестивалей. Внешне они выглядят как обыкновенные фольклорные выступления мастеров искусств, самодеятельных коллективов, как демонстрации работ народных умельцев - кузнецов, вышивальщиц и др. Но Бажовский фестиваль несет и главную нагрузку - мистическую. Проводится он в течение недели на озере Чебаркуль под Челябинском во время дней летнего солнцестояния. Для бажовцев Фестиваль является прообразом "тысячелетнего царства", которое протекало в послевоенный период и пришлось на молодость активистов бажовского движения. Поэтому помимо фольклорных действий, за которыми явно проступают языческие ритуалы (скакание через костры, купания в ночь Ивана Купалы, сжигание чучела, установка по лагерю деревянных идолов - персонажей бажовских сказов), и пропаганды неоязыческих ценностей (типичный пример - лекции о духовной энергетике оренбургских пуховых платков), фестиваль ставит перед собой задачу возрождения "духа тысячелетнего царства" (а по сути - духа молодежного фестиваля 1957 г., эпохи освоения целины, первых полетов в космос, строительства крупных электростанций в Сибири, академгородков и т.д.). Над лагерем возвышается идол Хозяйки Урала. В дальнейшем его планируется изготовить из воска, так как, по уверениям бажовцев, восковой идол повторяет "энергетику духа самой Хозяюшки".

Летом 1995 г. Бажовский фестиваль собрал 6000 участников. Фестиваль был организован с размахом при помощи Бажовской академии сокровенных знаний, Российского фонда культуры (получены поздравлени от Никиты Михалкова), администрации Челябинской области, министерств культуры Казахстана, Узбекистана, Башкортостана. (Надо отметить, что наш Фонд культуры отличается поддержкой всяких "этнографических" организаций, призывающих восстанавливать традиции.) Помимо фольклорных песен и плясок народов Приуралья, проводились инсценировки на темы бажовских сказов, встречи с поэтами и писателями, выступления уфологов, астрологов (Павел Глоба), экскурсии (читай: паломничества) в Аркаим, встречи с актерами и певцами 50-60-х гг., "Голубой огонек" и прочая смесь из языческой и советской мифологии.

Радикальную приверженность подобным концепциям можно сегодня наблюдать у армии "народных целителей" и прочих экстрасенсов. Так, небезысвестный Д. В. Кандыба считает русов древнейшими людьми на планете и имели в качестве своего перво-предка некоего Ория, спустившегося на Землю с Ориона. Вначале они населяли Арктику, где "цвели магнолии и кусты калины, росли каштаны и тополя, плодоносили виноградные лозы". Затем из-за оледенения русы переселились в Сибирь и далее - вплоть до Патагонии. Так как это произошло более миллиона лет назад, "когда никаких нерусских родов еще не было", то все народы на Земле - производные от русского этноса [11]. Здесь можно заметить, что корни данной теории уходят в учение Е. П. Блаватской и прочих оккультистов о смене рас и циклическом господстве рас "высших" и "низших", но еще более - об инопланетном происхождении землян.

Но не только в прошлое обращены современные язычнники. Столь чаемая многочисленной общественостью мессианская эра Водолея и у Авдеева, и у Т. Глоба, и у деятельницы "Союза венедов" Н. И. Талдыкиной представит собой спасение мира от темных сил "Солнечной империей Русов-язычников" [12]. Сюда же присоединяются "прозрения" ревностной последовательницы Агни-Йоги Л. П. Дмитриевой о том, что "общеупотребительным языком приближающегося Космического Века - эпохи сближения народов планеты, видимого и невидимого миров, открытых контактов Земли и Космоса - будет русский язык. Именно народам России предстоит в недалёком грядущем великая миссия объединения всех народов в единую братскую семью - Мировую Общину" [13]. Таковы лишь некоторые образцы русского неоязычества в современной России.

Список литературы

1. . Melton J.G. Witchcraft and Paganism in America: A Bibliography. N.Y. & L.: Garland, 1982. -240 p.

2. 76 Инглиизм: Краткий курс. Омск, 1997. - 32 с.

3. Adler М. Drowind Dawn the Moon: Witches, Goddess Worshippers, and Other Pagans in America Today. Boston: Beacon Press, 1986. - 420 p.

4. Baker James W. White Witches: Historic Fact and Romantic Fantasy”. — In “Magical Religion and Modern Witchсraft”, ed. James R. Lewis. Albany, 1996, p. 184 — 185.

5. Baumer Franklin Le Van. Main Currents of Western Thought. New Haven, 1978, p. 467.

6. Baumer William. The Varieties of Religious Experience. N. Y., 1958, p. 81.

7. Buber M. Hassidism. Philosophical Library. N. Y., 1948, p. 134.

8. Neo-Pagan witchcraft /edited with an introduction by Aidan A. Kelly. In 2 vol. N.Y., L.: Garland, 1990.

9. Ramtha with Mahr D.J. Voyage to the New World. Friday Harbour WA. Masterworks, 1985,- 260 p.

10. Roszak Theodor. The Making of a Counter Culture. N. Y., “Ancor Books”, 1969, p.265.

11. The Pagan Federation: Information Pack. 2nd ed. L.: Pagan Federation, 1992.-15 p.

12. Андреев Игорь. В джунглях прапамяти. — “Новый мир”, 1999, № 3.

13. Антоненко С. Г. Русь арийская (непривычная правда). - М., 1994. - 116 с. - С. 82.

14. Бердяев Н. Самопознание. М., 1990, стр. 186.

15. Бердяев Н. Собр. соч. Т. 3. Paris, “YMCA-Press”, 1989, стр. 327.

16. Бердяев Н. Судьба человека в современном мире. М., 1994, стр. 351.

17. Варзанова Татьяна. Во что верят россияне. — “НГ-Религии”, 1997, № 2.

18. Воронов И.А. Тайна 72-х воинских искусств Русского «Апокалипсиса». -СПб.: Атон, 1998.-384 с.

19. Гайдуков A.B. Воспитание детей в славянском неоязычестве //Вестник всеобщей истории: Межвузовский сборник. Вып. 3. СПб.: Нестор, 2000. - С. 12-23.

20. Гайдуков A.B. Национальная идея в славянском неоязычестве //Вестник всеобщей истории. Вып. 2. СПб.: Нестор, 1999. - С. 111-127.

21. Гайдуков A.B. Политические аспекты возникновения неоязычества в России //Герценовские чтения. 1997. Актуальные проблемы социальных наук. СПб.: ФСН РГПУ им. А.И.Герцена, 1998. - С. 157-160.

22. Гобарев В.М. Предыстория Руси /В 2 частях. М.: Менеджер, 1994. -682 с.

23. Голяков В.Ю. Солнцеворот. Родовой трактат. СПб.: Волхв, 1992. -70с.

24. Егоров А. Следы наших предков //Русский стиль. 1992. - №1. -С 25-29.

25. Егурнов А.Г. Этруски писали по-русски. М.: РИНКЦЭ, 1999. - 56 с.

26. Емельянов В.Н. Десионизация. М.: Витязь, 1995. -130 с.

27. Жариков С. Обретение имени //Молодая гвардия. 1990. - № 1. -С 240-243.

28. Жуковская Л.П. Поддельная докириллическая рукопись: К вопросу о методе определения подделок //Вопросы языкознания. 1960. - №2. -С 23-26.

29. Замалеев А.Ф. История русской философии: Учебник для гуманитарных вузов. Изд. 2. М.: Магистр, 1996.

30. Замалеев А.Ф. Философская мысль в средневековой Руси (XI-XVI вв.) /Под ред. М.Г. Макарова. Л.: Наука, 1987.

31. Златые Перуны: Славяно-германско-угрофинский литературный сборник о Всесиле Природы /Сост. В.К. Федосов //Волхв. СПб., -1998. - № -2(20). - 98 с.

32. Иваницкий А. "К оценке масштабов распространения и деятельности новых религиозных организаций в Тверской области". Миссионерское обозрение. 1997. № 10

33. Иванов А. Йога русская религия //Русское дело. -1993. - №3 (12);

34. Иванов Вячеслав. Дионис и прадионисийство. СПб., “Алетейя”, 1994, стр. 341.

35. Истархов В.А. Удар Русских Богов. М.: Ин-т экономики и связи с общественностью, 1999. - 336 с.

36. Казаков B.C. Не хочу быть русским //Калужские новости. 1993. -№11(17).

37. Казаков B.C. Славянское обрядовое питание. Калуга, 1998. - 64 с.

38. Казаков B.C., вл. Богумил. Мир славянских богов. Калуга, 1997. -78с.

39. Кандыба В.М. Ригведа: Религия и идеология русского народа. СПб. Макет, 1996.-226 с.

40. Кандыба Д. В. Русский гипноз. - М., 1995. - 300 с. - С. 5-9.

41. Каркавцев В. Новые язычники не только прыгают через костер, но и пишут Зюганову тезисы для платформ //Комсомольская правда. 1996. -17-24 мая.

42. Кураев А., диакон. Что ждёт Россию? - электронная версия: www.kuraev.vinchi.ru

43. Новые религиозные организации России деструктивного и оккультного характера. - Изд-е миссионерского отдела Московского Патриархата РПЦ. - электронная версия: http://www.geocities.com/Athens/Cyprus/6460/sekt.html

44. Новые религиозные организации России:

45. Нолл Ричард. Тайная жизнь Карла Юнга. Перевод В. Менжулина. Киев, 1998, стр. 118.

46. Определение Архиерейского собора Русской Православной церкви «О псевдохристианских сектах, неоязычестве и оккультизме» (Декабрь 1994) //Современные секты и неоязычество в России: Сб. ст. М.: Б.и., 1998. -С. 114-117.

47. Основы религиоведения: Учеб. /Ю.Ф.Борунков, И.Н. Яблоков, К.И. Никонов и др.; Под ред. И.Н. Яблокова. 2-е изд. - М.: Высшая школа, 1998. -С. 119-120.;

48. Пальмин В. СВАСТИКА: Сборник славянских стихов //Белая раса: газета РОДа. (Калуга) 1997. - №4. - 48 с.

49. Петухов Ю.Д. Дорогами богов: Историко-мифологическое детективное расследование. М. Мысль, 1990. - 294 с.

50. Платов А. Работы мастеров славянской школы рунического искусства //Мифы и магия индоевропейцев /Под ред. А. Платова. Вып. 6. М.: Менеджер, 1998. - С. 90-130.

51. Подробнее см.: Фаликов Б. Неоиндуизм и западная культура. М., “Наука”, 1994.

52. Потапенко О. Бритоголовые //Мы русские: Спец. Вып. газеты «Вече Санкт-Петербурга». - СПб. -1998. - №1.

53. Православие: Словарь атеиста /Под общ. ред. Н.С. Гордиенко. М.: Политиздат, 1988. - 272 с.

54. Прибыловский В. Русские язычники: Религиозные предпочтения национал-экстремистов //Экспресс-Хроника: правозащитный еженедельник. М. -1998. - №8.-21 февр.

55. Прибыловский В. Словарь новых политических партий и организаций России. 4-е изд. - М., 1992 (то же: М., 1993) - 98 с.

56. Резунков А. Г. Коловорот-1996. Славянский календарь месяцеслов. СПб.: Община «Крина», 1995. -128 е.; другие издания -1994-1999 гг.

57. Резунков А.Г., Егоров В., Кирпита П. Коловорот 2000. Славянский солнечно-лунный календарь-месяцеслов. - СПб.: Крина, Весь, 1999,-136 с.

58. Религиоведение: Учебное пособие и Учебный словарь-минимум по религиоведению /Под ред. проф. И.Н.Яблокова. М.: Гардарика, 1998. - 538с.

59. Религия: история и современность: Учеб. для вузов /Под ред. Ш.М.Мунчаева. М.: Культура и спорт; ЮНИТИ, 1998. - 534 с.

60. Рыбаков Б.А. Язычество Древней Руси. М.: Наука, 1988. - 580 с.

61. Самуэль Дж. Конференция «Религия Природы сегодня»: западное язычество, шаманизм и эзотерика в 1990-х //Мифы и магия индоевропейцев /Под ред. А.Платова. Вып. 4. М.: Менеджер, 1997. - С. 185-192.

62. Сапковский А. Дорога без возврата: Повести, рассказы, эссе. М.: ACT, 1999. -448 с.

63. Светлов Р.В. Древняя языческая религиозность. СПб.: Высшие гуманитарные курсы РХГИ, 1993. -136 с.

64. Семенов С.П. Аутентизм: Основные отличительные понятия и концепции. СПб.: Фонд Русского Искусства, 1998. - 384 с.

65. Семенов С.П. Русская Веда: Общедоступное изложение духовного учения и практики. СПб.: Фонд Русского Искусства, 1998. - 92 с.

66. Стасов В. Происхождение русских былин. — “Вестник Европы”, 1868, № 1 — 4.

67. Стогов И. Сердце у нас холодное //Смена. -1996. 26 янв.

68. Сухачев В.Ю. История без субъекта //Метафизические исследования. Выпуск 3. Альманах лаборатории метафизических исследований при философском факультете Санкт-Петербургского Государственного Университета.- СПб.: Алетейа, 1997. С. 45-57.

69. Фаликов Борис Зиновьевич родился в 1947 году. Историк, религиовед, автор ряда статей и книг. Одна из последних его больших работ — “Неоиндуизм и западная культура” (М., “Наука”, 1994). Преподает историю религии в РГГУ. В “Новом мире” публикуется впервые.

70. Филатов C. "Современная Россия и секты". InterNet, сервер поисковой системы "Агама", ссылка "Новости".

71. Шнирельман В. А. Второе пришествие арийского мифа. "Восток. 1999. № 1; Прибыловский В. Новые язычники - люди и группы". Русская мысль. 1998. 30 апреля

72. Шнирельман В. Второе пришествие арийского мифа. — “Восток”, 1998, № 1.

73. Щипков Александр. Во что верит Россия? СПб., 1998, стр. 142.

74. Эткинд А. Хлыст. Секты, литература и революция. М., 1998, стр. 114, 376 — 381.

75. Якутовский Г. Русский мир и рай земной. М., 1994. - 89 с.

76. Ярхо В. Неоязычество: Против заблуждений //Благовестник: Православная газета. Коломна. - 1998. - №2. - февраль - (О коломенском клубе «Святогор», возглавляемом А.Егоровым)

77. Ясковский Д. Язычники в Петербурге //Новая газета. -1992 № 13.1641. Иностранная литература


Популярные, наиболее покупаемые работы:

  1. Зар плат
  2. Правовая основа организации оперативно-розыскной деятельности органов внутренних дел и актуальные проблемы ее совершенствования
  3. Управление конфликтами в организации
  4. Измерение температур
  5. Жилищные правоотношения с участием военнослужащих понятие, содержание, характеристика особенностей и отличий
  6. Управление персоналом
  7. Планы счетов бухгалтерского учета
  8. Налоговая политика в области налогообложения физических лиц
  9. Принципы и стандарты составления социальных отчетов
  10. Влияние средств массовой информации на формирование общественного мнения социально-психологические аспекты
  11. Особенности программно-целевого подхода в государственном управлении в Российской Федерации
  12. Звёзды
  13. Цели и принципы подтверждения соответствия в России в свете нового законодательства(статьи 18,19)
  14. Понятие уголовного судопроизводства ( уголовного процесса)
  15. Теории бюрократии и политическая прктика. Специфика модернизации в условиях постиндустриализма
  16. Юридическая ответственность
  17. Проблема загрязнения сточных вод
  18. Ценности социальной работы и их роль в формировании профессионализма социального работника
  19. Тревожность и страх как факторы противодействия развитию личности
  20. Аналитической психологии К.Г. Юнга
  21. Новгородская феодальная республика государственно правовой анализ
  22. Игровая технология как средство обучения на уроках химии в среднем звене общеобразовательного учебного заведения
  23. Синтез алмазоподобных кремний-углеродных пленок методом высокочастотного плазмохимического осаждения
  24. Рекламная деятельность ООО «Комстэк»
  25. Особенности партийной системы России в период Думской монархии
Структура реферата:
Как правильно самостоятельно написать:
Как правильно оформить по ГОСТ:
Инструкции по работе с программами: