Информационные материалы для подготовки студентов

Расскажи одногруппникам: + 200 к карме:

Государственная и муниципальная собственность





Содержание

Введение 3

Глава 1. Понятие и классификация государственной и муниципальной собственности 6

1.1. Понятие государственной и муниципальной собственности 6

1.2.Структура и классификация государственной собственности 17

1.3. Муниципальная собственность в РФ 31

ГЛАВА 2. ПРАВОВЫЕ И ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ОСНОВЫ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ ОТНОШЕНИЙ СОБСТВЕННОСТИ ПОСРЕДСТВОМ ПРИВАТИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО И МУНИЦИПАЛЬНОГО ИМУЩЕСТВА 38

2.1. Организационные аспекты планирования приватизации государственного и муниципального имущества 38

2.2. Порядок оплаты и распределения денежных средств от продажи имущества 53

Глава 3. Проблемы приватизации государственного и муниципального имущества в Российской Федерации и возможные пути их решения 58

3.1. Проблемы приватизации государственного и муниципального имущества 58

3.2. Возможные пути решения спорных вопросов возникающих при приватизации государственного и муниципального имущества 81

Заключение 87

БИБЛИОГРАФИЯ 92

Введение

Конституция Российской Федерации 1993 года, закрепила положения о признании и защите частной, государственной, муниципальной и форм собственности. Гарантируется единство экономического пространства, свобода экономической деятельности. Именно такое утверждение новых гражданско-правовых институтов, правовое и организационное закрепление отношений по управлению собственностью свидетельствуют о возрождении и развитии демократической основы России.

Актуальность данной темы обусловлена тем, что анализ правовой базы, на основании которой в течение 1993-2003 годов осуществлялась передача в частные руки собственности Российской Федерации, чрезвычайно важен для последующей оценки конкретных результатов приватизации, а также определения эффективности, целесообразности и законности действий органов государственной власти по распоряжению федеральной собственностью.

Общий массив документов, очертивших правовые рамки для проведения приватизации государственной собственности в исследуемый период, превышает три тысячи актов.

Важнейшими из них являются три закона федерального уровня о приватизации - Закон РСФСР от 3 июля 1991 г. № 1531-I «О приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации»; Федеральный закон от 21 июля 1997 г. № 123-ФЗ «О приватизации государственного имущества и об основах приватизации муниципального имущества в Российской Федерации» и Федеральный закон от 21 декабря 2001 г. № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества»), а также Государственная программа приватизации, утвержденная Указом Президента Российской Федерации от 24 декабря 1993 г. № 2284 и иные указы Президента Российской Федерации, постановления Правительства Российской Федерации, акты федерального органа исполнительной власти по управлению федеральным имуществом, издаваемые в рамках его компетенции.

Проблема преобразования отношений и структуры собственности является одной из ключевых в ходе реформ, проводимых в любой из стран с переходной экономикой. Триада "стабилизация - либерализация - приватизация" стала классической для содержательного определения направлений таких реформ, по крайней мере на первой их стадии. Естественно, что стержнем реформы собственности в переходной экономике является приватизационная политика и практика. Вместе с тем этот процесс начался в России отнюдь не сразу, ему предшествовала целая серия подготовительных мер идеологического и правового характера. Точно так же с завершением приватизационных программ реформа собственности в самом широком смысле в переходной экономике не завершается, но лишь получает мощный старт, ибо только после "первичной" приватизации начинается формирование действительно эффективной системы прав собственности.

Приватизационная волна, захлестнувшая мир в 80-е годы, к началу 90-х годов докатилась до берегов России и робко остановилась у последних бастионов командно-административной системы. Если в 80-е годы тема приватизации реально интересовала лишь узкий круг ученых академического толка, и то лишь применительно к странам Запада и развивающегося мира, то где-то с осени 1990 г. в России начинается сверхактивное обсуждение приемлемой модели приватизации для внутренних нужд.

Целью дипломной работы является определение понятия и содержания

государственной и муниципальной собственности и анализ законодательного базиса их приватизации.

Указанная цель дипломного исследования обусловила постановку и решение следующей системы задач:

-дать понятие и рассмотреть классификацию государственной и муниципальной собственности

-представить юридическую природу и дать определение приватизации государственного и муниципального имущества в законодательстве РФ;

-определить порядок и способы проведения приватизации государственного и муниципального имущества

-обозначить особенности приватизации отдельных видов имущества;

-рассмотреть законодательную регламентацию планирования приватизации государственного и муниципального имущества;

-определить порядок оплаты и распределения денежных средств от продажи имущества;

-отразить особенности создания и правового положения открытых акционерных обществ, акции которых находятся в государственной или муниципальной собственности.

Методологической основой данной работы являются общенаучный, исторический, сравнительно-правовой, системно-структурный методы.

Теоретической базой послужили нормативно-правовые источники как международного, так и национального права, а также работы ведущих специалистов, исследовавших указанную проблему.

Цель исследования и поставленные задачи определяют структуру работы. Она состоит из введения, трех глав, включающих шесть пунктов, и заключения.

Объектом является приватизация в Российской Федерации.

Предметом являются правовые основы приватизации в Российской Федерации.

Заключение

Современная практика вносит коррективы в отношения собственности, «возвращая» роль государства, отнятую было безоглядной приватизацией.

Вместе с тем закономерно возрастает и значение макроэкономического планирования, поскольку только планово-рациональное взаимодействие фирм и корпораций при распределении усилий и ресурсов позволит эффективно достигать приоритетных целей развития экономики России.

Реформа отношений собственности - один из главных элементов рыночной трансформации постсоциалистической экономики. Преодоление тотального огосударствления, свойственного административно-плановой системе, осуществляется главным образом с помощью приватизации. Под приватизацией понимают продажу или безвозмездную передачу государственной собственности в руки граждан, трудовых коллективов и юридических лиц. В результате приватизации могут возникать частные или смешанные фирмы в различных организационно-хозяйственных формах—от индивидуальных предпринимательств до всех видов корпораций. В переходной экономике известны следующие основные методы приватизации: прямая продажа за деньги активов и ценных бумаг, льготная продажа или бесплатная передача активов работникам предприятий, массовая ваучерная приватизация и реприватизация. Каждый из этих методов приватизации может реализоваться в разнообразных конкретных формах. В переходной экономике приватизация осуществляется в больших масштабах и более быстрыми темпами, чем в развитой рыночной экономике. Россия прошла этапы массовой ваучерной и денежной приватизации. В настоящее время в большинстве стран с переходной экономикой завершена приватизация мелких предприятий торговли, общественного питания, сферы услуг. Приватизация крупных предприятий происходит медленнее, чем намечалось первоначальными государственными программами, и с большими трудностями. Рыночная реструктуризация крупных компаний требует целенаправленного участия государства, а также проведения реформ предприятий.

Разгосударствление представляет собой преобразование ведомственных государственных и муниципальных предприятий в обладающие хозяйственной самостоятельностью различные акционерные общества и товарищества, арендные предприятию. Преобразование заключаются в выведении предприятий из-под директивного управления министерств и ведомств. При этом государство по отношению к предприятию выступает в роли акционера или арендодателя. При разгосударствлении происходит перераспределение (передача) части прав собственности государственных органов управления новым субъектам, т.е. смена организационно-правовой формы хозяйствования; собственником остается государство.

Приватизация в отличие от разгосударствления предполагает не только смену субъекта собственности, но и формы собственности путем приобретения гражданами или их объединениями у государства, органов местного самоуправления в частную собственность

Порядок приватизации государственного и муниципального имущества определяется Федеральным законом РФ "О приватизации государственного и муниципального имущества" № 178-ФЗ от 21.12.2001 г.

Перечень федеральных государственных унитарных предприятий, акций открытых акционерных обществ, находящихся в федеральной собственности, и иного федерального имущества, которое планируется приватизировать в соответствующем году, содержится в прогнозном плане (программе), который ежегодно утверждается Правительством РФ.

Состав подлежащего приватизации имущественного комплекса унитарного предприятия определяется в передаточном акте, который составляется на основе данных акта инвентаризации унитарного предприятия, аудиторского заключения.

В зависимости от тех или иных условий используются следующие способы приватизации:

-преобразование унитарного предприятия в открытое акционерное общество;

-продажа государственного или муниципального имущества на аукционе;

-продажа акций открытых акционерных обществ на специализированном аукционе;

-продажа имущества на конкурсе;

-внесение государственного или муниципального имущества в качестве вклада в уставные капиталы открытых акционерных обществ;

-продажа за пределами территории РФ находящихся в государственной собственности акций открытых акционерных обществ;

-продажа акций открытых акционерных обществ через организатора торговли на рынке ценных бумаг;

-продажа имущества путем публичного предложения;

-продажа имущества без объявления цены;

-продажа акций открытых акционерных обществ по результатам доверительного управления.

После десятилетия реформ, ассоциируемых у большинства российских граждан с тотальной приватизацией, современная ситуация в стране сейчас уникальна – государство все быстрее завоевывает позиции и в обществе, и в бизнесе. Власть сделала ставку на строительство крупных государственных корпораций. Так в январе 2007г. Госдума приняла ФЗ от 5 февраля 2007 года N 13 «Об особенностях управления и распоряжения имуществом и акциями организаций, осуществляющих деятельность в области использования атомной энергии, и о внесении изменений в некоторые законодательные акты РФ».

Приватизационные процессы, развивавшиеся в течение более десяти лет, привели к существенному изменению структуры собственности в РФ в целом. С 1993 по 2006 года больше всего было приватизировано предприятий торговли (22,5 %), незначительную долю составляют образование (0,9 %), культура и искусство (0,87  %). Высокую долю в последние два года занимают предприятия сельского хозяйства (более 10 %) и строительства (от 9 до 11 %). Около 1% занимает приватизация здравоохранения, физической культуры и социального обеспечения. Отрасль «Бытовое обслуживание населения» занимает в структуре приватизируемого имущества в среднем 6 %   в последние три года.

В качестве положительного результата следует отметить тот факт, что параллельно процессу приватизации шло интенсивное образование новых частных предприятий. За указанный период общее количество предприятий и организаций возросло с 2250 тыс. до 4149,8 тыс., при этом количество государственных предприятий уменьшилось с 322 тыс. до 157 тыс. и составило 3,78% общей численности зарегистрированных юридических лиц.

Анализ количественных и качественных показателей результатов приватизации позволяет сделать вывод о том, к настоящему времени совершился переход от экономики с доминирующей государственной собственностью к экономике, построенной на преобладании собственности частной.

Следует отметить, что в настоящее время происходят процессы активизации государства в экономике. Власть сделала ставку на строительство крупных государственных корпораций. В круг  интересов государства  уже вовлечены или ждут своего времени  объекты нефтегазового комплекса, электроэнергетической,  атомной,  авто- и авиа-, горно- и алмазодобывающих отраслей промышленность, металлургии.

Необходимо внести изменения и дополнения в Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)». Анализ результатов действия данного закона показывает, что он  предусматривает упрощенный механизм процедуры банкротства, открывает широкие возможности для нового передела собственности путем криминального банкротства предприятий, включающего в себя неправомерные действия при банкротстве, преднамеренное или фиктивное банкротство. Данный способ «приватизации» нередко применяется в отношении предприятий, которые обладают ценным имуществом и порой являются единственным производителем уникальной продукции.

Также  необходимо:

- законодательно закрепить критерии отнесения государственных предприятий к конкретному виду собственности, типы этих предприятий, статус их руководящих работников и трудовых коллективов;

- законодательно определить ограничения для приватизации объектов, включенных в Реестр объектов культурного наследия РФ;

- законодательно определить меры, направленные на стимулирование предприятий различных форм собственности в случаях размещения государственных заказов, связанных с мобилизационной подготовкой экономики;

- разработать проект федерального закона, направленный на разграничение прав собственности на земли федерального значения, субъектов РФ и муниципальные.

Список литературы

Нормативные акты:

Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 года. (Российская газета, 25 декабря 1993 года, с.3-6).

Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть первая. от 30 ноября 1994 года № 52-ФЗ (Российская газета, 8 декабря 1994 года, с.3).

Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть вторая. от 26 января 1996 года № 14-ФЗ

Федеральный Закон “О введении в действие части первой Гражданского Кодекса Российской Федерации” от 30 ноября 1994 года № 52-ФЗ (Российская газета, 8 декабря 1994 года, с.3).

Федеральный закон от 21 декабря 2001 г. N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" (с изм. и доп. от 27 февраля 2003 г., 9 мая, 18 июня, 18 июля, 31 декабря 2005 г.).

Федеральный закон от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (с изм. и доп. от 21 декабря 2001 г., 21 марта, 14 ноября 2002 г., 10 января, 27 февраля 2003 г., 22 августа 2004 г.)

Основы гражданского законодательства Союза ССР и союзных республик, утвержденные Законом СССР от 8 декабря 1961 года (Ведомости СССР, 1961, № 50, ст.525).

Основы гражданского законодательства Союза ССР и союзных республик утвержденные 31 мая 1991 года (Ведомости СССР, 1991, № 26, ст. 733).

Постановление Правительства Российской Федерации от 20.12.2006 № 782 «Вопросы организации реализации федерального имущества»

Гражданский кодекс РСФСР, утвержденный Законом РСФСР от 11 июня 1964 года (Ведомости РСФСР, 1964, № 24, ст.406).

Указ Президента РФ от 15 марта 2000 г. N 511 "О классификаторе правовых актов" (в ред. Указа Президента РФ от 5 октября 2002 г.) // СЗ РФ. 2000. N 12. Ст. 1260; 2002. N 40. Ст. 3905.

Ведомости Государственного Собрания, Президента и Кабинета Министров Республики Башкортостан. 1998. N 9 (75). Ст. 542.

Постановление Правительства РФ от 31 июля 2003 г. N 466 "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 31 мая 2002 г. N 369".

Постановление Правительства РФ от 16 апреля 2003 г. N 222 "О внесении изменений и дополнений в постановление Правительства Российской Федерации от 31 мая 2002 г. N 369".

Постановление Правительства РФ от 25 сентября 2002 г. N 707 "О порядке реализации договоров аренды федерального имущества с правом выкупа, заключенных до вступления в силу Федерального закона "О приватизации государственного и муниципального имущества"

Постановление Правительства РФ от 31 мая 2002 г. N 369 "Об утверждении Правил определения нормативной цены подлежащего приватизации государственного или муниципального имущества" (с изм. и доп. от 16 апреля, 31 июля 2003 г.).

Указ Президента РФ от 24.12.1993 N 2284 «О Государственной программе приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации (с изменениями на 20 марта 2008 года)»

Распоряжение Госкомимущества РФ от 28 декабря 1992 г. N 1266-р Об установлении продажной цены объекта приватизации.

Распоряжение Госкомимущества РФ от 13 ноября 1992 г. N 763-р "О некоторых вопросах применения Временных методических указаний по оценке стоимости объектов приватизации".

Специальная литература:

Братусь С.Н. Предмет и система советского гражданского права. М., 1963. С. 49.

Брагинский М.И. Участие советского государства в гражданских правоотношениях. М., 1981. С. 16.

Брагинский М.И., Витрянский В.В. Договорное право: Общие положения. М.: Статут-2007

Беневоленская З.Э. Доверительное управление имуществом в сфере предпринимательства. Серия "Библиотека профессионала" - Волтерс Клувер, 2007

Белых В.С. Приватизация государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации: экономико-правовые вопросы // Государство и право. 2001. N 10. С. 29-30.

Бадтиев А. Правовое регулирование приватизации в субъекте Российской Федерации //"Российская юстиция", N 8, август 2007

Гетьман Н. Осень: "цыплята" приватизации // "эж-ЮРИСТ", N 39, октябрь 2007 г.

Грибанов В.П., Суханов Е.А. Гражданское право: Учебник / Под ред. Е.А. Суханова. М., 2006. С. 22-23.

Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть первая. Научно-практический комментарий. М.: Бек, 1996. С. 15.

Гражданское право России. Общая часть: Курс лекций (под ред. О.Н. Садикова). - "Юристъ", 2007 г.

Иоффе О.С. Правоотношение по советскому гражданскому праву. М., 1949. С. 20.

Концепции развития российского законодательства / Под ред. Л.А. Окунькова, Ю.А. Тихомирова, Ю.П. Орловского. Изд. 3-е. М., 1998. С. 7.

Комментарий к Конституции Российской Федерации / Под ред. Л.А. Окунькова,

Комментарий к Бюджетному кодексу Российской Федерации /под ред. А.Н. Козырина. - "Экар", 2007 г.

Комментарий к ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" - Издательство - Система ГАРАНТ, 2006 г.

Комментарий к законодательству об акционерных обществах /под ред. Крапивина О.М., ВласоваВ.И. - Система ГАРАНТ, 2006 г.

Кузнецов И.В. Проблемы совершенствования законодательства о приватизации // "Гражданин и право", N 1, июль 2007 г.

Новоселов В.И. К вопросу об административных договорах // Правоведение. 1969. N 3. С. 43.

Модин Н.А. Предприятие как объект муниципальной собственности.//"Законодательство и экономика", N 10, 11, октябрь, ноябрь 2007 г.

Научно-практическое пособие "Объединения предпринимателей: ассоциации, холдинги, финансово-промышленные группы, простое товарищество" / под ред. Шиткина И.С. - Система ГАРАНТ, 2007 г.

Н.А.Васецкий, Ю.К.Краснов. Российское законодательство на современном этапе. Государственная Дума в формировании правового пространства России (1994-2003) - Издание Государственной Думы РФ, М., 2007.

Попондопуло В.Ф. О частном и публичном праве // Правоведение. 1994. N 5. С. 54.

Постатейный научно-практический комментарий к Конституции Российской Федерации коллектива ученых-правоведов под руководством ректора МГЮА, академика РАН О.Е.Кутафина (Официальный текст на 1 августа 2003 г.). Предисловие Председателя Конституционного Суда РФ, д.ю.н., профессора В.Д.Зорькина. . - ЗАО "Библиотечка "Российской газеты", 2003 г.

Постатейный научно-практический комментарий части первой Гражданского кодекса Российской Федерации под общей редакцией А.М. Эрделевского (с изменениями и дополнениями на 1 апреля 2001 г.) (в ред. Федерального закона от 30 ноября 1994 г. N 51-ФЗ с изменениями, внесенными Федеральными законами от 20 февраля 1996 г. N 18-ФЗ, от 12 августа 1996 г. N 111-ФЗ, от 8 июля 1999 г. N 138-ФЗ) - Агентство (ЗАО) "Библиотечка РГ", М., 2001 г.

Предпринимательское право Российской Федерации / под ред. Е.П. Губина, П.Г. Лахно). - "Юристъ", 2007 г.

Петров И.С. Некоторые вопросы нормативного правового регулирования приватизации в Российской Федерации //"Журнал российского права", N 2, февраль 2007 г.

Пятков Д. Государственное предприятие как предмет договора купли-продажи .// "Хозяйство и право", 1998, N 1.

Радченко С. Как не лишиться приватизированного имущества?// "эж-ЮРИСТ", N 33, август 2007 г.

Романец Ю.В.. Система договоров в гражданском праве России. - "Юристъ", 2007 г.

Суханов Е.А. Лекции о праве собственности. - М.: Юрид. лит., 2007

Суханов Е.А. Общие положения о праве собственности и других вещных правах (Комментарий ГК РФ).// Хоз. и право, 2006, № 6

Суханов Е.А. Основы гражданского законодательства. // Хоз. и право, 1992, № 1

Суханов Е.А. Приобретение и прекращение права собственности (Комментарий ГК РФ) Хозяйство и право, 2006, №6

Портной К. Правовое положение холдингов в России/Научно-практическое пособие. - М.: Волтерс Клувер, 2006

Толстой Ю.К. Еще раз о формах собственности в Российской Федерации. // Известия вузов. “Правоведение”, 1993, № 3

Титов А.А.. Комментарий к Жилищному кодексу РСФСР /Отв. ред. В.Б.Исаков - М.: Юрайт-Издат, 2007

Толкушкин А.В. Комментарий (постатейный) к Федеральному закону от 16 июля 1998 г. N 102-ФЗ "Об ипотеке (залоге недвижимости)" - Система ГАРАНТ, 2006 г.

Толкушкин А.В. Комментарий (постатейный) к Федеральному закону "О приватизации государственного и муниципального имущества" - Российское отделение Международной налоговой ассоциации (Рос-ИФА), 2007 г.

Толкушкин А.В. Постатейный комментарий к главе 25 Налогового кодекса Российской Федерации "Налог на прибыль организаций" (с учетом изменений, внесенных Федеральным законом от 29.12.2004 N 204-ФЗ). - Система ГАРАНТ, 2007 г.

Хохлов С.А. Право собственности и другие вещные права // Вестник ВАС РФ. 1995. N 8. С. 124-125.

Шершеневич Г.Ф. Учебник русского гражданского права (по изд. 1907 г.). М., 1995. С. 43.

Щенникова Л.В. Категория “собственность” в российском гражданском законодательстве и русской цивилистике. // Гос. и право, 1995, № 3, с.96-103.


Популярные, наиболее покупаемые работы:

  1. Повышение уровня качества обслуживания медицинской техники, а так же минимизация затрат на проведение комплексного технического обслуживания
  2. Методика обучения отдельным гимнастическим упражнениям
  3. Совершенствование организации дорожного движения (ОДД) на реальном участке улично-дорожной сети
  4. Причины психоэмоциональных нарушений у подростков
  5. Понятие и виды мер пресечения, их характеристика
  6. Разграничение компетенции в сфере государственного управления между федеральными органами исполнительной власти
  7. Особенности партийной системы России в период Думской монархии
  8. 2008 Россиско-грузино-осетинский конфликт ЭССЕ
  9. Физическая культура
  10. Метрология
  11. Открытие периодического закона элементов, создание периодической системы Менделеева Д.И. Значение этого открытия
  12. Евангелия от Марка общая характеристика
  13. Становление российского парламентаризма (на примере деятельности Государственной думы 1906-1917 гг.)
  14. Особенности воображения младших школьников
  15. Игровая технология как средство обучения на уроках химии в среднем звене общеобразовательного учебного заведения
  16. Индивидуальный подход при обучении решению текстовых задач в малокомплектной школе
  17. Отчет по производственной практике в ПУ «СургутАСУнефть» ОАО «Сургутнефтегаз»
  18. История государственной символики России
  19. Камеральная налоговая проверка как форма налогового контроля
  20. Стратегии и приоритеты социальной политики в Российской Федерации на современном этапе
  21. Морально-этическое обоснование смертной казни
  22. Военно-доктринальные установки по обеспечению
  23. Эволюция и перспективы развития электронных денег
  24. Формирование музыкально-образных представлений младших школьников на уроке музыки
Структура реферата:
Как правильно самостоятельно написать:
Как правильно оформить по ГОСТ:
Инструкции по работе с программами: