Информационные материалы для подготовки студентов

Расскажи одногруппникам: + 200 к карме:

Государственная и муниципальная собственность





Содержание

Введение 3

Глава 1. Понятие и классификация государственной и муниципальной собственности 6

1.1. Понятие государственной и муниципальной собственности 6

1.2.Структура и классификация государственной собственности 17

1.3. Муниципальная собственность в РФ 31

ГЛАВА 2. ПРАВОВЫЕ И ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ОСНОВЫ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ ОТНОШЕНИЙ СОБСТВЕННОСТИ ПОСРЕДСТВОМ ПРИВАТИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО И МУНИЦИПАЛЬНОГО ИМУЩЕСТВА 38

2.1. Организационные аспекты планирования приватизации государственного и муниципального имущества 38

2.2. Порядок оплаты и распределения денежных средств от продажи имущества 53

Глава 3. Проблемы приватизации государственного и муниципального имущества в Российской Федерации и возможные пути их решения 58

3.1. Проблемы приватизации государственного и муниципального имущества 58

3.2. Возможные пути решения спорных вопросов возникающих при приватизации государственного и муниципального имущества 81

Заключение 87

БИБЛИОГРАФИЯ 92

Введение

Конституция Российской Федерации 1993 года, закрепила положения о признании и защите частной, государственной, муниципальной и форм собственности. Гарантируется единство экономического пространства, свобода экономической деятельности. Именно такое утверждение новых гражданско-правовых институтов, правовое и организационное закрепление отношений по управлению собственностью свидетельствуют о возрождении и развитии демократической основы России.

Актуальность данной темы обусловлена тем, что анализ правовой базы, на основании которой в течение 1993-2003 годов осуществлялась передача в частные руки собственности Российской Федерации, чрезвычайно важен для последующей оценки конкретных результатов приватизации, а также определения эффективности, целесообразности и законности действий органов государственной власти по распоряжению федеральной собственностью.

Общий массив документов, очертивших правовые рамки для проведения приватизации государственной собственности в исследуемый период, превышает три тысячи актов.

Важнейшими из них являются три закона федерального уровня о приватизации - Закон РСФСР от 3 июля 1991 г. № 1531-I «О приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации»; Федеральный закон от 21 июля 1997 г. № 123-ФЗ «О приватизации государственного имущества и об основах приватизации муниципального имущества в Российской Федерации» и Федеральный закон от 21 декабря 2001 г. № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества»), а также Государственная программа приватизации, утвержденная Указом Президента Российской Федерации от 24 декабря 1993 г. № 2284 и иные указы Президента Российской Федерации, постановления Правительства Российской Федерации, акты федерального органа исполнительной власти по управлению федеральным имуществом, издаваемые в рамках его компетенции.

Проблема преобразования отношений и структуры собственности является одной из ключевых в ходе реформ, проводимых в любой из стран с переходной экономикой. Триада "стабилизация - либерализация - приватизация" стала классической для содержательного определения направлений таких реформ, по крайней мере на первой их стадии. Естественно, что стержнем реформы собственности в переходной экономике является приватизационная политика и практика. Вместе с тем этот процесс начался в России отнюдь не сразу, ему предшествовала целая серия подготовительных мер идеологического и правового характера. Точно так же с завершением приватизационных программ реформа собственности в самом широком смысле в переходной экономике не завершается, но лишь получает мощный старт, ибо только после "первичной" приватизации начинается формирование действительно эффективной системы прав собственности.

Приватизационная волна, захлестнувшая мир в 80-е годы, к началу 90-х годов докатилась до берегов России и робко остановилась у последних бастионов командно-административной системы. Если в 80-е годы тема приватизации реально интересовала лишь узкий круг ученых академического толка, и то лишь применительно к странам Запада и развивающегося мира, то где-то с осени 1990 г. в России начинается сверхактивное обсуждение приемлемой модели приватизации для внутренних нужд.

Целью дипломной работы является определение понятия и содержания

государственной и муниципальной собственности и анализ законодательного базиса их приватизации.

Указанная цель дипломного исследования обусловила постановку и решение следующей системы задач:

-дать понятие и рассмотреть классификацию государственной и муниципальной собственности

-представить юридическую природу и дать определение приватизации государственного и муниципального имущества в законодательстве РФ;

-определить порядок и способы проведения приватизации государственного и муниципального имущества

-обозначить особенности приватизации отдельных видов имущества;

-рассмотреть законодательную регламентацию планирования приватизации государственного и муниципального имущества;

-определить порядок оплаты и распределения денежных средств от продажи имущества;

-отразить особенности создания и правового положения открытых акционерных обществ, акции которых находятся в государственной или муниципальной собственности.

Методологической основой данной работы являются общенаучный, исторический, сравнительно-правовой, системно-структурный методы.

Теоретической базой послужили нормативно-правовые источники как международного, так и национального права, а также работы ведущих специалистов, исследовавших указанную проблему.

Цель исследования и поставленные задачи определяют структуру работы. Она состоит из введения, трех глав, включающих шесть пунктов, и заключения.

Объектом является приватизация в Российской Федерации.

Предметом являются правовые основы приватизации в Российской Федерации.

Заключение

Современная практика вносит коррективы в отношения собственности, «возвращая» роль государства, отнятую было безоглядной приватизацией.

Вместе с тем закономерно возрастает и значение макроэкономического планирования, поскольку только планово-рациональное взаимодействие фирм и корпораций при распределении усилий и ресурсов позволит эффективно достигать приоритетных целей развития экономики России.

Реформа отношений собственности - один из главных элементов рыночной трансформации постсоциалистической экономики. Преодоление тотального огосударствления, свойственного административно-плановой системе, осуществляется главным образом с помощью приватизации. Под приватизацией понимают продажу или безвозмездную передачу государственной собственности в руки граждан, трудовых коллективов и юридических лиц. В результате приватизации могут возникать частные или смешанные фирмы в различных организационно-хозяйственных формах—от индивидуальных предпринимательств до всех видов корпораций. В переходной экономике известны следующие основные методы приватизации: прямая продажа за деньги активов и ценных бумаг, льготная продажа или бесплатная передача активов работникам предприятий, массовая ваучерная приватизация и реприватизация. Каждый из этих методов приватизации может реализоваться в разнообразных конкретных формах. В переходной экономике приватизация осуществляется в больших масштабах и более быстрыми темпами, чем в развитой рыночной экономике. Россия прошла этапы массовой ваучерной и денежной приватизации. В настоящее время в большинстве стран с переходной экономикой завершена приватизация мелких предприятий торговли, общественного питания, сферы услуг. Приватизация крупных предприятий происходит медленнее, чем намечалось первоначальными государственными программами, и с большими трудностями. Рыночная реструктуризация крупных компаний требует целенаправленного участия государства, а также проведения реформ предприятий.

Разгосударствление представляет собой преобразование ведомственных государственных и муниципальных предприятий в обладающие хозяйственной самостоятельностью различные акционерные общества и товарищества, арендные предприятию. Преобразование заключаются в выведении предприятий из-под директивного управления министерств и ведомств. При этом государство по отношению к предприятию выступает в роли акционера или арендодателя. При разгосударствлении происходит перераспределение (передача) части прав собственности государственных органов управления новым субъектам, т.е. смена организационно-правовой формы хозяйствования; собственником остается государство.

Приватизация в отличие от разгосударствления предполагает не только смену субъекта собственности, но и формы собственности путем приобретения гражданами или их объединениями у государства, органов местного самоуправления в частную собственность

Порядок приватизации государственного и муниципального имущества определяется Федеральным законом РФ "О приватизации государственного и муниципального имущества" № 178-ФЗ от 21.12.2001 г.

Перечень федеральных государственных унитарных предприятий, акций открытых акционерных обществ, находящихся в федеральной собственности, и иного федерального имущества, которое планируется приватизировать в соответствующем году, содержится в прогнозном плане (программе), который ежегодно утверждается Правительством РФ.

Состав подлежащего приватизации имущественного комплекса унитарного предприятия определяется в передаточном акте, который составляется на основе данных акта инвентаризации унитарного предприятия, аудиторского заключения.

В зависимости от тех или иных условий используются следующие способы приватизации:

-преобразование унитарного предприятия в открытое акционерное общество;

-продажа государственного или муниципального имущества на аукционе;

-продажа акций открытых акционерных обществ на специализированном аукционе;

-продажа имущества на конкурсе;

-внесение государственного или муниципального имущества в качестве вклада в уставные капиталы открытых акционерных обществ;

-продажа за пределами территории РФ находящихся в государственной собственности акций открытых акционерных обществ;

-продажа акций открытых акционерных обществ через организатора торговли на рынке ценных бумаг;

-продажа имущества путем публичного предложения;

-продажа имущества без объявления цены;

-продажа акций открытых акционерных обществ по результатам доверительного управления.

После десятилетия реформ, ассоциируемых у большинства российских граждан с тотальной приватизацией, современная ситуация в стране сейчас уникальна – государство все быстрее завоевывает позиции и в обществе, и в бизнесе. Власть сделала ставку на строительство крупных государственных корпораций. Так в январе 2007г. Госдума приняла ФЗ от 5 февраля 2007 года N 13 «Об особенностях управления и распоряжения имуществом и акциями организаций, осуществляющих деятельность в области использования атомной энергии, и о внесении изменений в некоторые законодательные акты РФ».

Приватизационные процессы, развивавшиеся в течение более десяти лет, привели к существенному изменению структуры собственности в РФ в целом. С 1993 по 2006 года больше всего было приватизировано предприятий торговли (22,5 %), незначительную долю составляют образование (0,9 %), культура и искусство (0,87  %). Высокую долю в последние два года занимают предприятия сельского хозяйства (более 10 %) и строительства (от 9 до 11 %). Около 1% занимает приватизация здравоохранения, физической культуры и социального обеспечения. Отрасль «Бытовое обслуживание населения» занимает в структуре приватизируемого имущества в среднем 6 %   в последние три года.

В качестве положительного результата следует отметить тот факт, что параллельно процессу приватизации шло интенсивное образование новых частных предприятий. За указанный период общее количество предприятий и организаций возросло с 2250 тыс. до 4149,8 тыс., при этом количество государственных предприятий уменьшилось с 322 тыс. до 157 тыс. и составило 3,78% общей численности зарегистрированных юридических лиц.

Анализ количественных и качественных показателей результатов приватизации позволяет сделать вывод о том, к настоящему времени совершился переход от экономики с доминирующей государственной собственностью к экономике, построенной на преобладании собственности частной.

Следует отметить, что в настоящее время происходят процессы активизации государства в экономике. Власть сделала ставку на строительство крупных государственных корпораций. В круг  интересов государства  уже вовлечены или ждут своего времени  объекты нефтегазового комплекса, электроэнергетической,  атомной,  авто- и авиа-, горно- и алмазодобывающих отраслей промышленность, металлургии.

Необходимо внести изменения и дополнения в Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)». Анализ результатов действия данного закона показывает, что он  предусматривает упрощенный механизм процедуры банкротства, открывает широкие возможности для нового передела собственности путем криминального банкротства предприятий, включающего в себя неправомерные действия при банкротстве, преднамеренное или фиктивное банкротство. Данный способ «приватизации» нередко применяется в отношении предприятий, которые обладают ценным имуществом и порой являются единственным производителем уникальной продукции.

Также  необходимо:

- законодательно закрепить критерии отнесения государственных предприятий к конкретному виду собственности, типы этих предприятий, статус их руководящих работников и трудовых коллективов;

- законодательно определить ограничения для приватизации объектов, включенных в Реестр объектов культурного наследия РФ;

- законодательно определить меры, направленные на стимулирование предприятий различных форм собственности в случаях размещения государственных заказов, связанных с мобилизационной подготовкой экономики;

- разработать проект федерального закона, направленный на разграничение прав собственности на земли федерального значения, субъектов РФ и муниципальные.

Список литературы

Нормативные акты:

Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 года. (Российская газета, 25 декабря 1993 года, с.3-6).

Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть первая. от 30 ноября 1994 года № 52-ФЗ (Российская газета, 8 декабря 1994 года, с.3).

Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть вторая. от 26 января 1996 года № 14-ФЗ

Федеральный Закон “О введении в действие части первой Гражданского Кодекса Российской Федерации” от 30 ноября 1994 года № 52-ФЗ (Российская газета, 8 декабря 1994 года, с.3).

Федеральный закон от 21 декабря 2001 г. N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" (с изм. и доп. от 27 февраля 2003 г., 9 мая, 18 июня, 18 июля, 31 декабря 2005 г.).

Федеральный закон от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (с изм. и доп. от 21 декабря 2001 г., 21 марта, 14 ноября 2002 г., 10 января, 27 февраля 2003 г., 22 августа 2004 г.)

Основы гражданского законодательства Союза ССР и союзных республик, утвержденные Законом СССР от 8 декабря 1961 года (Ведомости СССР, 1961, № 50, ст.525).

Основы гражданского законодательства Союза ССР и союзных республик утвержденные 31 мая 1991 года (Ведомости СССР, 1991, № 26, ст. 733).

Постановление Правительства Российской Федерации от 20.12.2006 № 782 «Вопросы организации реализации федерального имущества»

Гражданский кодекс РСФСР, утвержденный Законом РСФСР от 11 июня 1964 года (Ведомости РСФСР, 1964, № 24, ст.406).

Указ Президента РФ от 15 марта 2000 г. N 511 "О классификаторе правовых актов" (в ред. Указа Президента РФ от 5 октября 2002 г.) // СЗ РФ. 2000. N 12. Ст. 1260; 2002. N 40. Ст. 3905.

Ведомости Государственного Собрания, Президента и Кабинета Министров Республики Башкортостан. 1998. N 9 (75). Ст. 542.

Постановление Правительства РФ от 31 июля 2003 г. N 466 "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 31 мая 2002 г. N 369".

Постановление Правительства РФ от 16 апреля 2003 г. N 222 "О внесении изменений и дополнений в постановление Правительства Российской Федерации от 31 мая 2002 г. N 369".

Постановление Правительства РФ от 25 сентября 2002 г. N 707 "О порядке реализации договоров аренды федерального имущества с правом выкупа, заключенных до вступления в силу Федерального закона "О приватизации государственного и муниципального имущества"

Постановление Правительства РФ от 31 мая 2002 г. N 369 "Об утверждении Правил определения нормативной цены подлежащего приватизации государственного или муниципального имущества" (с изм. и доп. от 16 апреля, 31 июля 2003 г.).

Указ Президента РФ от 24.12.1993 N 2284 «О Государственной программе приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации (с изменениями на 20 марта 2008 года)»

Распоряжение Госкомимущества РФ от 28 декабря 1992 г. N 1266-р Об установлении продажной цены объекта приватизации.

Распоряжение Госкомимущества РФ от 13 ноября 1992 г. N 763-р "О некоторых вопросах применения Временных методических указаний по оценке стоимости объектов приватизации".

Специальная литература:

Братусь С.Н. Предмет и система советского гражданского права. М., 1963. С. 49.

Брагинский М.И. Участие советского государства в гражданских правоотношениях. М., 1981. С. 16.

Брагинский М.И., Витрянский В.В. Договорное право: Общие положения. М.: Статут-2007

Беневоленская З.Э. Доверительное управление имуществом в сфере предпринимательства. Серия "Библиотека профессионала" - Волтерс Клувер, 2007

Белых В.С. Приватизация государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации: экономико-правовые вопросы // Государство и право. 2001. N 10. С. 29-30.

Бадтиев А. Правовое регулирование приватизации в субъекте Российской Федерации //"Российская юстиция", N 8, август 2007

Гетьман Н. Осень: "цыплята" приватизации // "эж-ЮРИСТ", N 39, октябрь 2007 г.

Грибанов В.П., Суханов Е.А. Гражданское право: Учебник / Под ред. Е.А. Суханова. М., 2006. С. 22-23.

Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть первая. Научно-практический комментарий. М.: Бек, 1996. С. 15.

Гражданское право России. Общая часть: Курс лекций (под ред. О.Н. Садикова). - "Юристъ", 2007 г.

Иоффе О.С. Правоотношение по советскому гражданскому праву. М., 1949. С. 20.

Концепции развития российского законодательства / Под ред. Л.А. Окунькова, Ю.А. Тихомирова, Ю.П. Орловского. Изд. 3-е. М., 1998. С. 7.

Комментарий к Конституции Российской Федерации / Под ред. Л.А. Окунькова,

Комментарий к Бюджетному кодексу Российской Федерации /под ред. А.Н. Козырина. - "Экар", 2007 г.

Комментарий к ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" - Издательство - Система ГАРАНТ, 2006 г.

Комментарий к законодательству об акционерных обществах /под ред. Крапивина О.М., ВласоваВ.И. - Система ГАРАНТ, 2006 г.

Кузнецов И.В. Проблемы совершенствования законодательства о приватизации // "Гражданин и право", N 1, июль 2007 г.

Новоселов В.И. К вопросу об административных договорах // Правоведение. 1969. N 3. С. 43.

Модин Н.А. Предприятие как объект муниципальной собственности.//"Законодательство и экономика", N 10, 11, октябрь, ноябрь 2007 г.

Научно-практическое пособие "Объединения предпринимателей: ассоциации, холдинги, финансово-промышленные группы, простое товарищество" / под ред. Шиткина И.С. - Система ГАРАНТ, 2007 г.

Н.А.Васецкий, Ю.К.Краснов. Российское законодательство на современном этапе. Государственная Дума в формировании правового пространства России (1994-2003) - Издание Государственной Думы РФ, М., 2007.

Попондопуло В.Ф. О частном и публичном праве // Правоведение. 1994. N 5. С. 54.

Постатейный научно-практический комментарий к Конституции Российской Федерации коллектива ученых-правоведов под руководством ректора МГЮА, академика РАН О.Е.Кутафина (Официальный текст на 1 августа 2003 г.). Предисловие Председателя Конституционного Суда РФ, д.ю.н., профессора В.Д.Зорькина. . - ЗАО "Библиотечка "Российской газеты", 2003 г.

Постатейный научно-практический комментарий части первой Гражданского кодекса Российской Федерации под общей редакцией А.М. Эрделевского (с изменениями и дополнениями на 1 апреля 2001 г.) (в ред. Федерального закона от 30 ноября 1994 г. N 51-ФЗ с изменениями, внесенными Федеральными законами от 20 февраля 1996 г. N 18-ФЗ, от 12 августа 1996 г. N 111-ФЗ, от 8 июля 1999 г. N 138-ФЗ) - Агентство (ЗАО) "Библиотечка РГ", М., 2001 г.

Предпринимательское право Российской Федерации / под ред. Е.П. Губина, П.Г. Лахно). - "Юристъ", 2007 г.

Петров И.С. Некоторые вопросы нормативного правового регулирования приватизации в Российской Федерации //"Журнал российского права", N 2, февраль 2007 г.

Пятков Д. Государственное предприятие как предмет договора купли-продажи .// "Хозяйство и право", 1998, N 1.

Радченко С. Как не лишиться приватизированного имущества?// "эж-ЮРИСТ", N 33, август 2007 г.

Романец Ю.В.. Система договоров в гражданском праве России. - "Юристъ", 2007 г.

Суханов Е.А. Лекции о праве собственности. - М.: Юрид. лит., 2007

Суханов Е.А. Общие положения о праве собственности и других вещных правах (Комментарий ГК РФ).// Хоз. и право, 2006, № 6

Суханов Е.А. Основы гражданского законодательства. // Хоз. и право, 1992, № 1

Суханов Е.А. Приобретение и прекращение права собственности (Комментарий ГК РФ) Хозяйство и право, 2006, №6

Портной К. Правовое положение холдингов в России/Научно-практическое пособие. - М.: Волтерс Клувер, 2006

Толстой Ю.К. Еще раз о формах собственности в Российской Федерации. // Известия вузов. “Правоведение”, 1993, № 3

Титов А.А.. Комментарий к Жилищному кодексу РСФСР /Отв. ред. В.Б.Исаков - М.: Юрайт-Издат, 2007

Толкушкин А.В. Комментарий (постатейный) к Федеральному закону от 16 июля 1998 г. N 102-ФЗ "Об ипотеке (залоге недвижимости)" - Система ГАРАНТ, 2006 г.

Толкушкин А.В. Комментарий (постатейный) к Федеральному закону "О приватизации государственного и муниципального имущества" - Российское отделение Международной налоговой ассоциации (Рос-ИФА), 2007 г.

Толкушкин А.В. Постатейный комментарий к главе 25 Налогового кодекса Российской Федерации "Налог на прибыль организаций" (с учетом изменений, внесенных Федеральным законом от 29.12.2004 N 204-ФЗ). - Система ГАРАНТ, 2007 г.

Хохлов С.А. Право собственности и другие вещные права // Вестник ВАС РФ. 1995. N 8. С. 124-125.

Шершеневич Г.Ф. Учебник русского гражданского права (по изд. 1907 г.). М., 1995. С. 43.

Щенникова Л.В. Категория “собственность” в российском гражданском законодательстве и русской цивилистике. // Гос. и право, 1995, № 3, с.96-103.


Популярные, наиболее покупаемые работы:

  1. История религий (иудаизм) тема на выбор автора
  2. Что такое истина?
  3. Клинико-лабораторные критерии диагностики бруцеллеза
  4. Образ другого индейцы глазами конкистадоров в конце 15-16 веках
  5. Суворов великий русский полководец
  6. Права и обязанности собственника жилого помещения и членов его семьи
  7. Юридическая культура в общественной жизни
  8. Предмет уголовно-исполнительного права
  9. Социальные нормы и нормативы потребления материальных благ
  10. Отчет по практике
  11. Страхование банковых рисков
  12. Конституционное право граждан на образование
  13. Новгородская феодальная республика государственно правовой анализ
  14. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЗЕМЛЕУСТРОЙСТВА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
  15. Общественная палата
  16. Особенности авторского права в современных гражданско-правовых отношениях
  17. Гусенечные бульдозеры
  18. Уголовно-процессуальное принуждение, связанное с изоляцией от общества
  19. ВЛИЯНИЯ ПАЛЬЧИКОВОГО ИГРОТРЕННИНГА НА РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА
  20. Механизм административно-правового регулирования
  21. Соотношение целого и частей в произведении Эдгара Морена Метод. Природа Природы
  22. Вынужденые переселенцы и беженцы России
  23. Совершенствование системы финансового оздоровления предприятия»
  24. Витаминная обеспеченность организма
  25. Послевоенный мир
Структура реферата:
Как правильно самостоятельно написать:
Как правильно оформить по ГОСТ:
Инструкции по работе с программами: