Информационные материалы для подготовки студентов

Расскажи одногруппникам: + 200 к карме:

Совместная работа логопеда и воспитателя





Содержание

Введение 3

1.Анализ литературных источников по проблеме исследования 5

1.1 Общетеоретические проблемы фонематического восприятия в развитии речи 5

1.2 Оптимизация коррекционного процесса на основе принципов взаимодействия и рационального определения функций воспитателя и логопеда в условиях детского сада 20

Глава II. Организация и методика экспериментальной части исследования 31

2.1 Цель и задачи экспериментальной части исследования 31

2.2 Характеристика участников эксперимента 32

2.3 Методика констатирующего эксперимента 34

2.4 Методика формирующего эксперимента 41

Глава III. Анализ результатов исследования 55

3.1 Анализ результатов констатирующего эксперимента 55

3.2 Анализ результатов обучения (контрольного эксперимента) 64

Заключение 68

Список литературы 70

Приложения 75

Введение

Успех коррекционно-воспитательной работы в логопедической группе определяется продуманной системой, суть которой заключается в логопедизации всего учебно-воспитательного процесса, всей жизни и деятельности детей.

Поиски новых форм и методов работы с детьми, имеющими речевые патологии, подвели к вопросу о планировании и организации четкой, скоординированной работы логопеда и воспитателей в условиях логопедической группы ДОУ.

Вопросам совместной работы логопеда и воспитателя посвящены работы многих специалистов, таких как Л.Н. Ефименковой, В.А. Ковшикова, Р.И. Лалаевой, Л.В. Лопатиной, В.К. Орфинской, Н.В. Серебряковой, Е.Ф. Соботович, Т.А. Ткаченко, Н.Н. Трауготт, Т.В. Тумановой, О.Н. Усановой, Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной и др.

Актуальность исследования заключается в практической потребности уточнения, расширения и систематизации данных о потенциале совместной работы логопеда и воспитателя в условиях детского сада с детьми с ФФНР, а также в определении наиболее эффективных методов и приемов совместной коррекционной работы логопеда и воспитателя.

Объектом исследования явились совместные занятия логопеда и воспитателя по устранению ФФНР у старших дошкольников в условиях детского сада. В качестве предмета изучения выступили методы и приемы коррекционно-педагогической работы логопеда и воспитателя по устранению ФФНР у старших дошкольников.

Цель работы: подобрать программу коррекционно-педагогической совместной работы логопеда и воспитателя у дошкольников с ФФНР.

Гипотеза: если работа логопеда и воспитателя будет основываться на сотрудничестве и взаимодействии, то процесс устранения ФФНР будет протекать более эффективно и продуктивно.

Задачи исследования:

 рассмотреть общетеоретические проблемы фонематического восприятия в развитии речи;

 показать оптимизацию коррекционного процесса на основе принципов взаимодействия и рационального определения функций воспитателя и логопеда в условиях детского сада;

 определить цель, задачи и методики констатирующего, формирующего, контрольного экспериментов;

 проанализировать результаты констатирующего эксперимента;

 проанализировать результаты обучения (контрольного эксперимента).

С целью решения поставленных задач использовались разнообразные методы, позволяющие наиболее тщательно изучить круг обозначенных проблем: анализ литературных источников по теме исследования, анализ анамнестических данных, констатирующее наблюдение, констатирующий и формирующий эксперименты, количественный и качественный анализ полученных данных.

Организация исследования. Эксперимент проводился на базе ГБОУ №2046 дошкольное отделение "Цветик" г. Москвы, в эксперименте участвовали 2 группы (экспериментальная и контрольная), по 10 детей старшего дошкольного возраста, имеющих ФФНР.

Новизна и практическая значимость состоит в предложениях и методических рекомендациях, которые обеспечивают эффективность совместной коррекционной работы логопеда и воспитателя.

Структура работы: исследование состоит из введения, 3-х глав, списка литературы и приложений.

Заключение

В результате анализа теоретической и методической литературы по теме исследования, необходимо отметить, что коррекционная работа по преодолению фонетико- фонематического развития речи детей ведется в тесном сотрудничестве логопеда и воспитателя. Анализ литературных источников показал, что в литературе достаточно подробно раскрыты вопросы онтогенеза фонетико-фонематической стороны речи, характерные признаки ФФНР и особенности речи де­тей с этим нарушением, однако недостаточно систематизирована информация по развитию фонематического восприятия у детей с ФФНР. Развитие фонематического восприятия имеет важное значение в системе обучения детей старшего дошкольного возраста. Оно поло­жительно влияет на формирование всей фонетической стороны речи и слоговой структуры слов. Толь­ко после достижения определенного уровня фонематического восприятия ребёнок может овладеть звуковым анализом и синтезом, а следовательно навыками чтения и письма.

На основании систематизации работ Голубевой Г.Г., Филичевой Т.Б., Чевелевой Н.А., Чиркиной Г.В., была предложена и апроби­рована программа совместной работы логопеда и воспитателя по устранению ФФНР у старших дошкольников.

Программа совместной работы логопеда и воспитателя по устранению ФФНР включала в себя:

- составление логопедом перспективного плана работы с педагогами на год

-разработку тем занятий, в ходе которых осуществлялось взаимодействие логопеда и воспитателя по устранению ФФНР у старших дошкольников

-подбор разнообразных форм совместной работы логопеда и воспитателя, таких как разовое консультирование, совместное планирование, взаимопосещения

-использование нетрадиционных форм работы логопеда и воспитателя, таких как занятия с использованием информационно-коммуникационных средств обучения, логоритмических упражнений на музыкальных занятиях, совместных занятий логопеда с родителями, детьми и воспитателем.

Таким образом, разработанная программа совместной работы логопеда и воспитателя повысила качество и прочность результатов кор­рекционно-логопедического воздействия и позволила более эффективно подготавливать детей к школьному обучению.

В результате проведенного исследования гипотеза о том, что совместные занятия логопеда и воспитателя по устранению ФФНР более эффективны, нежели отдельные занятия логопеда, подтвердилась. В результате анализа проведения контрольного эксперимента выявлено, что произошло значительное улучшение основных показателей фонематического анализа экспериментальной группы дошкольников с ФФНР.

Список литературы

1. Акименко В.М. Новые логопедические технологии. Ростов н/Д: Феникс, 2011. - 342 с.

2. Алексеева М.М. К методике обучения звукопроизношению.- М.: Академия, 2005. - 344 с.

3. Белякова Л.И. Речевой онтогенез и значение гиперсензитивных периодов /Ребёнок. Раннее выявление отклонений в развитии речи и их преодоление.– М.: МОДЭК, 2001- с.7-14

4. Богоявленский Д.А. Процессы абстракции и обобщения при усвоении грамматики. // Вопросы психологии. 1958. №4. - с. 85 - 98.

5. Бондарева Л.Ю. Обучение грамоте дошкольников и младших школьников. Академия развития.,2012. - 342 с.

6. Борисова Е.А. Индивидуальные логопедические занятия с дошкольниками. М.: Сфера, 2010. - 213 с.

7. Буслаева Е.Н. Состояние фонематического слуха у учащихся младших классов с нарушением интеллекта //Дефектология, 2002.- №2-с.17.

8. Выготский Л.С. Мышление и речь. – М.: Прессиздат,2006. - 246 с.

9. Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. – М.: Просвещение, 2001.- 456 с.

10. Гвоздев А.Н. От первых слов до первого класса. /А.Н. Гвоздев. -Саратов: Изд-во Саратовского ун-та, 1981. - 323 с.

11. Гвоздев А.Н. Усвоение детьми звуковой стороны русского языка. - М.: Академия, 2009 –302 с.

12. Гвоздев А.Н. Формирование у ребёнка грамматического строя русского языка. /А.Н. Гвоздев. М.: АПН РСФСР, 1949. - 4.1 - 268 с. 4.2 — 192 с.

13. Голубева Г.Г. Коррекция нарушений фонетической стороны речи у дошкольников. « Союз», 2010. - 249 с.

14. Горчакова А.М. Формирование фонематических процессов у детей с нарушениями речи.- Самара, СГПУ, 2003 –70 с.

15. Гревцева Е.В. Логопедический тренинг – СПб.: СпецЛит, 2002. –144 с.

16. Грибова О.Е. Приём научного моделирования как средство изучения речевых нарушений //Дефектология, 2001.- №1 – с.3-9

17. Грибова О.Е. Психолингвистика и логопедия: вопросы, предположения // Дефектология.- 2008.- №3 – с.3- 9

18. Гриншпун Б.М. Дислалия / Хрестоматия по логопедии.- М.: ГИЦ ВЛАДОС,2007.- 120 с.

19. Жинкин Н.И. Нарушение речи у дошкольников. – М.: Просвещение, 2002 – 198 с.

20. Жукова Н.С. и др. Логопедия – Екатеринбург: АРД ЛТД, 2008 –320с.

21. Зееман М. Хрестоматия по логопедии- М.: ГИЦ ВЛАДОС, 2007г.- 423 с.

22. Иншакова О.Б. Альбом для логопеда. ВЛАДОС,2013. – 250 с.

23. Казанская В.Л., Шматко Н.Д. Дидактические игры и упражнения по развитию слухового восприятия //Дефектология, 2002.- №6- 2008.- с.67- 87

24. Каше Г.А. Подготовка к школе детей с недостатками речи. - М.: Просвещение, 2005.- 188 с.

25. Кирьянова Р.А. Комплексная диагностика и её использование учителем-логопедом в коррекционной работе с детьми 5-6 лет, имеющими тяжёлые нарушения речи. – СПб.: Премиум, 2002 –368с.

26. Коменский Я.А. Материнская школа / Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста. – М.: Академия, 2009 – с.56-82

27. Коноваленко В.В. Фронтальные логопедические занятия в подготовительной группе для детей с ФФН – в 3 ч. - М.: ГНОМ и Д, 2001.- 207 с.

28. Корнев А.Н. Нарушения чтения и письма у детей – СПб.: МИМ, 2007.- 256 с.

29. Краузе Е.Н. Логопедия.- СПб.: Корона принт, 2003.- 177 с.

30. Курицына А.М. Формирование связной речи у детей 5-6 летнего возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи //Дефектология, 2008 .- №6.- с. 42-56.

31. Куссмауль А. Косноязычие и лепетние.- М.: ВЛАДОС, 2007.- 516 с.

32. Лалаева Р.И. Методика психолингвистического исследования нарушений устной речи у детей. М., 2004. - 344 с.

33. Левина Р.Е. Нарушения слоговой структуры слова у детей //Специальная школа. 1959. №4. С.15-21.

34. Логопедическое обследование ребёнка.- М.: АПО, 2005 – 30 с.

35. Логопедия/Л.С. Волкова, Р.И. Лалаева, Е.М. Мастюкова и др.- М.: Просвещение: ВЛАДОС, 2005.- 445 с.

36. Лукина Н.А., Никкинен И.И. Научи меня слышать.- СПб.: Паритет, 2003.- 188 с.

37. Лурия А.Р. Курс общей психологии: Мышление и речь. М.: Изд-во Моск. гос. ун-т им. М.В. Ломоносова, 1970. - Лекции 1 - 6 - 143 с. Лекции 7 — 12 - 172 с.

38. Методы обследования речи детей: Пособие по диагностике речевых нарушений / Под общей ред. Проф. Г.В.Чиркиной – М.: АРКТИ, 2003.-240 с.

39. Оскольская Н.А. Типология индивидуальных различий в структуре фонетико-фонематического недоразвития речи // Дефектология, 2001.- №2.- с. 67-73

40. Основы логопедии с практикумом по звукопроизношению / Под ред. Т.В. Волосовец. – М., 2000. - 340 с.

41. Основы теории и практики логопедии / Под ред. Левиной Р.Е. – М.: Просвещение, 2008.- 178 с.

42. Песталоцци И.Г. Как Гертруда учит своих детей. – М.: Академия, 2009. – 459 с.

43. Поваляева М.А. Справочник логопеда. – РнД: Феникс, 2002.- 145 с.

44. Пожиленко Е.А. Волшебный мир звуков и слов. – М.: ВЛАДОС, 2009.-224 с.

45. Понятийно-терминологический словарь логопеда /Под ред. В.И. Селивёрстова. – М.: ВЛАДОС, 2007. – 448 с.

46. Работа логопеда с дошкольником (игры и упражнения)/ автор-составитель Большакова С.Е. – М.: АПО, 2006.- 123 с.

47. Ребёнок. Раннее выявление отклонений в развитии речи и их преодоление / Под ред. Ю.Ф. Гаркуши – М.: МОДЭК, 2001 –256 с.

48. Рожденственская В.И., Радина Е.И. Основные принципы воспитания правильного произношения у дошкольников.- М.: Академия, 2009 – 319 с.

49. Розенгард-Пупко Г.Л. Формирование речи у детей раннего возраста. – М.: Академия, 2007. –371 с.

50. Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников: Учебное пособие – М.: ВЛАДОС, 2007.- 196 с.

51. Селивёрстов В.И. Речевые игры с детьми.- М.: ВЛАДОС, 2004. – 344 с.

52. Сохин Ф.А. Некоторые вопросы овладения ребёнком грамматическим строем в свете физиологического учения И.П.Павлова /Сов. Педагогика. 1975, №7, с. 42 - 55.

53. Спирова Л.Ф., Ястребова А.В. Нарушения речи у детей // Хрестоматия по логопедии. - М.: ВЛАДОС, 2007.- 363 с.

54. Стребелева Е.А. Методика проведения психолого-педагогического обследования.– М.: Полиграфсервис, 2008. – 169 с.

55. Ткаченко Т.А. Альбом индивидуального обследования дошкольника. – М.: ГНОМ и Д, 2001. -459 с.

56. Ткаченко Т.А. Логопедическая тетрадь. Развитие фонематического восприятия и навыков звукового анализа. – СПб: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2000.- 188 с.

57. Токарева О.А. Функциональные дислалии.- М.: ГИЦ ВЛАДОС, 2007.- 169 с.

58. Тумакова Г. А. Ознакомление дошкольников со звучащим словом. /Г.А.Тумакова. М.: Просвещение, 1991. - 128 с.

59. Ушинский К.Д. О первоначальном преподавании русского языка. /Собр.соч. в 6 т. Т. 5. /К.Д. Ушинский М.: Учпедгиз, 1958 С. 333-356.

60. Ушинский К.Д. Родное слово /Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста / Сост. М.М. Алексеева, В.И. Яшина. – М.: Академия, 2004. – 199 с.

61. Филичева Т.Б., Чевелева Н.А. Дислалия у детей // Хрестоматия по логопедии.- М.: ГИЦ ВЛАДОС, 2008.- 199 с.

62. Филичева Т.Б., Чевелева Н.А., Чиркина Г.В. Нарушения речи у детей: Пособие для воспитателей дошкольных учреждений. М, 2010. - 496 с.

63. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Программа обучения и воспитания детей с фонетико-фонематическим недоразвитием (старшая группа детского сада).- М.: МГОПИ, 2003.- 388 с.

64. Хватцев М.Е. Логопедическая работа с детьми дошкольного возраста.- М.: Академия, 2009. –331 с.

65. Хватцев М.Е. Общее учение о косноязычии /Хрестоматия по логопедии.- М.: ГИЦ ВЛАДОС, 2007.- 198 с.

66. Чиркина Г.В. Основы коррекционного обучения /Хрестоматия по логопедии.- М.: ГИЦ ВЛАДОС, 2007.-346 с.

67. Шаховская С.Н. Методические поиски в зарубежной логопедии.– М.: МОДЭК, 2001. – 253 с.

68. Швачкин Н.Х. Развитие фонематического восприятия речи в раннем возрасте.- М.: Академия, 2008. –312 с.

69. Эльконин Д.Б. Детская психология: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. /Даниил Борисович Эльконин; Ред.-сост. Б.Д. Эльконин. М.: Academia, 2005. - 384 с.

70. Эльконин Д.Б. Психология игры. /Д.Б. Эльконин. М.: Знание, 1978.-304 с.


Популярные, наиболее покупаемые работы:

  1. Роль медицинской сестры при уходе за больным сахарным диабетом
  2. Основные идеи М. Лютера
  3. Правовой режим муниципальной собственности
  4. Анализ деятельности круизной компании «Инфофлот»
  5. Традиционная культура чукчей
  6. Социология образования
  7. Инновационная экономика: содержание и основные формы развития.
  8. Оценка финансового состояния ОАО «Ростелеком»
  9. Методы управления кредитным риском. Порядок формирования, использования и учёта резерва на возможные потери по ссудам
  10. Онтология и гносеология Гольбаха
  11. Правовые аспекты реализации права на образование несовершеннолетними, отбывающими наказание в местах лишения свободы
  12. Степень воздействия СМИ на формирование общественного мнения
  13. Отражение проблемы национальных отношений в ежедневной газете Аргументы недели
  14. Импрессионизм в живописи как культурный феномен
  15. Прoкурaтурa в Вooруженных Силaх РФ
  16. Таможенный осмотр товаров и транспортных средств
  17. Советское общество 20-30-х гг. ХХ в. и массовые репрессии
  18. Криминалистическое идентифицирование
  19. Политический идеал Пьер Прудона
  20. ТС ТК роль и место в таможенном контроле
  21. Средства торговой информации
  22. Контроль результатов обучения по информатике.
  23. Свет как электромагнитная волна
  24. Операционная система Windows Mobile
  25. Эссе по английской статье на русском 20 тыс символов
Структура реферата:
Как правильно самостоятельно написать:
Как правильно оформить по ГОСТ:
Инструкции по работе с программами: