Таким образом, подводя итог данной работы можно сделать следующие выводы:
преодолеть кризис российской социально – экономической сферы без опоры на мощь государства невозможно.
осуществление антикризисных мер должно опираться на административные, юридические и экономические рычаги, имеющиеся у государства.
На первом этапе важно выправить наиболее острые диспропорции в экономике при приоритете централизованно используемых административных рычагов. При этом государственная политика должна, в частности, включать в себя:
антикризисную поддержку удовлетворения первоочередных потребностей населения;
антикризисную поддержку приоритетных производств.
По мере смягчения кризисных процессов должен осуществляться переход от государственных административно-ограничительных мер к экономическим рычагам, стимулирующим становление развитой структуры рынка и резкое увеличение численности самостоятельно хозяйствующих субъектов рынка. Это позволит увеличить объемы производства и перестроить его структуру с ориентацией на конкурентные отношения.
Начало и укрепление таких структурных сдвигов позволят перейти к осуществлению программы мер по целенаправленному развитию системы рынков. Подобному реальному формированию рыночных структур должны быть подчинены средства налоговой и кредитной политики, экономические и правовые меры воздействия государства на экономику, формы, способы и темпы приватизации, а также внешнеэкономическая политика.
Экономический кризис стал весьма болезненным, причем мировая ситуация будет способствовать его затягиванию (до выхода на предкризисные уровне мирового производства и торговли) примерно до конца 2010- даже 2011 года. Но кризис не вечен, и к следующему периоду экономического подъема вновь придется формировать контуры региональной политики, способной помочь модернизации страны. Важнее всего три приоритета, от которых зависит эффективность такой политики:
- она должна учитывать сложившиеся объективные процессы перемещения труда и капитала в России и опираться на объективно формирующиеся зоны роста;
- она должна синхронизировать стратегии компаний и инфраструктурные проекты властей, в том числе проекты в сфере развития человеческого потенциала;
- она должна стимулировать диалоговый режим взаимодействия властей разного уровня и горизонтальные связи регионов.
Если это удастся сделать на выходе из кризиса и в новой стадии роста, то вероятность реализации модернизационного сценария резко повысится. Важно выходить из кризиса на базе человеческих ресурсов, а не на перераспределении нефтяной ренты, на базе активных действий самих регионов.
Подводя итог анализа предполагаемых стратегических направлений по выводу Республики Коми из социально – экономического кризиса, можно сделать следующие выводы:
В республике, на мой взгляд, основной пик социально – экономического кризиса уже преодолен, но по прежнему остро стоят проблемы занятости населения, социально – этнические и жилищные проблемы, способы решения которых, на мой взгляд, детально проработаны в «Стратегии экономического и социального развития Республики Коми на 2012-2013 годы и на период до 2015 года».
Из приоритетных стратегический направлений по выводу республики из социально – экономического кризиса, я бы отметил следующие: развитие лесоперерабатывающой, топливно–энергетической, горно-рудной, строительной отрасли, а так же всемерное содействие развитию малого бизнеса и улучшение инвестиционного климата в республике.