Информационные материалы для подготовки студентов

Расскажи одногруппникам: + 200 к карме:

Скрытая учебная программа в высшем медицинском образовании (на примере медицинского факультета СПБГУ





Содержание

Введение 3

Глава 1. Высшее медицинское образование в контексте социологии образования 7

§ 1. Исследования в области социологии медицинского образования 7

§ 2. Концепция скрытой учебной программы и ее функции 16

Глава 2. 31

§ 1. Теоретическая модель изучения скрытой учебной программы в медицинском образовании 31

Список использованной литературы 33

Введение

Актуальность. Большинство учебных заведений имеет официальную учебную программу, охватывающую области академического знания, усвоение которых ожидается от учащихся, например, математику. Однако кроме этой академической и явно преподаваемой учебной программы существует также определенный набор ценностей, установок или принципов, который учителя передают учащимся неявным образом, это и есть скрытая учебная программа . Считается, что она способствует осуществлению социального контроля в школе и обществе в целом, поскольку посредством этой программы люди приучаются к конформизму и подчинению авторитету, она также учит их относиться к социальному неравенству как к естественному положению вещей и обеспечивает культурное воспроизводство . С. Боулз и Г. Гинтис (Bowles and Gintis, 1976) утверждали, что школы играют важную роль в обучении пунктуальности, дисциплине, послушанию и усердию, то есть качествам, необходимым, по их мнению, для рабочей силы в капиталистическом обществе. Согласно этой концепции, успех школы в обучении специальным навыкам и знаниям имеет меньшее значение, нежели успешная передача скрытой учебной программы, соответствующей дисциплинарным требованиям найма. Этот принцип соответствия подвергается критике на том основании, что многие учащиеся не социализируются в школе таким образом, они не становятся дисциплинированными рабочими, о чем свидетельствуют наблюдавшиеся временами распространение индустриального конфликта и сопротивление работников контролю со стороны менеджеров. Сопротивление может быть обнаружено даже в рамках самой школы, поскольку было установлено существование ученических субкультур (в основном среди менее успевающих учеников), отвергающих авторитет и школьные ценности. См. также: Классной комнаты взаимодействие; Образовательные достижения; Школьное знание.

Современные общества в значительной мере управляются знанием и экспертизой. Общество знания — не просто общество с большим количе­ством экспертов, технологических и информационных инфраструктур и специалистов,—скорее это общество, где культуры специализированного знания органически вплетены в ткань общества, как и целый ряд процес­сов, практик и отношений, обслуживающих знание (Кгюгг-Сегта 1999: 8). Экспертное знание является структурной чертой современного общества. Экспертиза—ресурс, материал, из которого создаются значения совре­менного мира. Современность принимает новые институциональные формы, основанные на познавательных системах и процессах. В своей повседневной жизни люди все больше опираются на информацию, произ­водимую экспертами (специалистами), и интерпретируют окружающий мир на основе этой информации. В свете утраты наукой монополии на истину меня­ется и положение экспертов. Эксперт — не тот, кто имеет обоснованное и дока­занное знание, но тог, кто признан другими в качестве эксперта, тот, кому уда­лось «отстоять на рынке притязания на познание» (Бек 2000: 248).

Процесс так называемой рефлексивной модернизации — возрастаю­щей рефлексивности (структурирования и переструктурирования социаль­ных связей на основе знаний) опосредован экспертными системами. Под «экспертной системой» мы понимаем любую сферу профессиональной дея­тельности, состоящую в производстве знаний или в приложении знаний к реше­нию задач в разнообразных социальных порядках. По определению Гидденса, «экспертные системы» представляют собой системы технического испол­нения и профессиональной экспертизы, которые организуют значительную часть социальной жизни (Giddens 1996: 25). Наряду с символическими сред­ствами обмена экспертные системы представляют собой средство деконтек-стуализации — процесса выключения социальных связей из локальных кон­текстов взаимодействия, освобождения социальных отношений от непосред­ственности контекста, когда отношения лицом-к-лицу все в большей мере за­меняются отношениями, дистанцированными в пространстве и времени. Условием деконтекстуализации является, в частности, возникновение осо­бого типа доверия — абстрактного доверия, доверия не индивидам, а абст­рактным системам. Люди плохо знают специфику работы отдельных экспер­тов (естественно, если сами не являются таковыми), но доверяют их деятель­ности. В данном случае речь идет не столько о доверии конкретному эксперту, которое зависит от множества факторов, часто напрямую не связанных со специ­фикой деятельности эксперта, сколько о доверии компетентности и еще шире — о доверии достоверности экспертного знания, которое обычный человек не может сам исчерпывающе проверить. Рассматривая проблему доверия экс­пертным системам, Гидденс говорит о значении «скрытого обучения»:

«Мы хорошо знаем о той настороженности, которую люди испытывали в раннюю фазу современного социального развития к новым социальным практикам — таким, как введение профессиональной медицины, чтобы признать важность социализации в формировании такого рода доверия. Влияние "скрытого обучения" в процессе фор­мального образования, вероятно, является здесь решающим. В процессе обучения... пе­редается не только фактическое знание, но общая социальная установка, аура уважения к техническому знанию всех видов» (Giddens 1996: 88-89).

Понятие «экспертная система» позволяет рассматривать не только продукты знания, но и социальный контекст получения этого знания. Однако, делая акцент на контексте работы экспертов и функциях знания в современном обществе, понятие «экспертная система» не дает воз­можности проанализировать внутренние принципы работы экспертных систем. Рассмотрение содержательного аспекта экспертного знания включает в себя понятие «экспертной культуры» как совокупности спе­цифических правил в рамках той или иной экспертной системы, а также локальной рациональности — соответствующих стандартов и установ­лений, определяющих, какой именно результат рассматривается в качестве знания и каковы условия его производства. Культура — понятие, отражающее символические аспекты существования определенной общности. Применительно к экспертным системам понятие «культура» ак­центирует различия в способах конструирования знаний и производства зна­чений, в эпистемологических и социальных механизмах различных областей и порядков экспертизы. Эммануил Валлерстайн говорит о том, что «суще­ствующие дисциплины являются "культурами" в том смысле, что они харак­теризуются общими погрешностями и предубеждениями при выборе иссле­довательских тем, стиля постановки научных проблем и преподавания. Они возводят на пьедестал своих культурных героев (роль которых выполняют "традиции") и они следуют ритуалам, необходимым для поддержания суще­ствования этой культуры» (Валлерстайн 2002:46).

Объект исследования: система высшего медицинского образования.

Предмет исследования: процесс функционирования скрытой учебной программы в высшем медицинском образовании.

Цель исследования: характеристика скрытой учебной программы в высшем медицинском образовании.

Задачи исследования:

Исследования в области социологии медицинского образования

 рассмотреть концепции скрытой учебной программы и ее функции;

 определить теоретическую модель изучения скрытой учебной программы в медицинском образовании;

 проанализировать теоретико-методологическую разработанность проблемы.

Список литературы

1. Анкерсмит Ф. Р. История и тропология: взлет и падение метафоры. М., 2003.

2. Бернстейн Б. Класс, коды и контроль: структура педагогического дискурса. М., 2008.

3. Браславски С. Куррикулум [Электронный ресурс]. МБП-ЮНЕСКО, Женева, 2003. URL: http://www.ibe.unesco.org/ru.html.

4. Бурдьe П. Воспроизводство: элементы теории системы образования. М., 2007.

5. Бурдьe П. Клиническая социология поля науки // Социоанализ Пьера Бурдьe. Альманах Российско-французского центра социологии и философии Института социологии Российской Академии наук. М.; СПб., 2001. С. 49–95.

6. Бурдьe П. Университетская докса и творчество: против схоластических делений // Socio-Logos’96. М., 1996. С. 8–31.

7. Горных А. А. Формализм: от структуры к тексту и за его пределы. Минск, 2003.

8. Деянов Д. Практические логики и коммуникативные стратегии // Критика и семиотика. 2001. № 3–4. С. 106–115.

9. Дудина В. Экспертные культуры и скрытая учебная программа в выс­шем образовании // Журнал социологии и социальной антропологии, 2005, Т.УШ, № 2, С. 93-109.

10. Интерпелляция как концепция, предложенная Альтюссером (URL: http://ru.wikipedia.org/)

11. Леви-Стросс К. Первобытное мышление. М., 1994.

12. Мещеряков Б. Г., Зинченко В. П. Большой психологический словарь. М., 2003.

13. Окольская Л. А. От школы к фабрике (Пол Уиллис. Приобщение к трудовой культуре: как дети рабочих становятся рабочими). Археорецензия // Отечественные записки. 2006. № 3(30). С. 160–166.

14. Окольская Л. А. Социализация с точки зрения социального конструктивизма и теорий социального воспроизводства // Вопросы воспитания. 2010. № 1(2). С. 25–33.

15. Окольская Л. А. Трудовые ценности и нормы в содержании учебников для начальной школы: сегодня и 20 лет назад // Вопросы образования. 2007. № 2. С. 68–85.

16. Осипов А.М. Социология образования в России: проблемы и перспек­тивы // Социс, 2004, №7, С. 2-18.

17. Потебня А. А. Мысль и язык. Киев, 1993.

18. Ридингс Б. Университет в руинах. Минск, 2009.

19. Рорти Р. Случайность, ирония и солидарность. М., 1996.

20. Тубельский А. Н. Уклад школьной жизни – скрытое содержание образования // Вопросы образования. 2007. № 4. С. 177–180.

21. Уайт Х. Метаистория. Историческое воображение в Европе XIX века. Екатеринбург, 2002.

22. Фрумин И. Д. Тайны школы: заметки о контекстах. Красноярск, 1999.


Популярные, наиболее покупаемые работы:

  1. Создание советского государственного аппарата
  2. Особенности создания pr-текстов
  3. Ядерная теория наследственности
  4. Фотоэлектронная эмиссия и ультрофиолетовая фотоэлектронная спектроскопия
  5. Правовая культура
  6. Закон в системе нормативно-правовых актов
  7. Товароведная оценка качества чая байхового, реализуемого в розничной торговой сети г.Томска
  8. Анализ, сравнение и обобщение психолого-педагогической литературы
  9. Управление конфликтами в организации
  10. Отчет по производственной практике на ОАО «Мясо»
  11. Муниципальное право
  12. Внедрение лабораторных стендов в учебный процесс
  13. Развитие языка в истории: основные законы и тенденции
  14. Политический идеал Пьер Прудона
  15. Политические процессы в 1930-е г.г
  16. Формирование осознанного отношения к своему здоровью у детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности
  17. Особенности финансовой деятельности бюджетных учреждений на примере полиции
  18. Женевская конференция 1864 г
  19. Роль СМИ в формировании образа террористической опасности в массовом сознании
  20. Правоотношения в сфере материального обеспечения граждан, имеющих детей
  21. Совместная работа логопеда и воспитателя
  22. Судебная власть в современном государстве
  23. История российского товарного знака 2000-2010 гг
  24. Устройство детей на воспитание
  25. Методика работы с исторической терминологией в начальной школе
Структура реферата:
Как правильно самостоятельно написать:
Как правильно оформить по ГОСТ:
Инструкции по работе с программами: