Информационные материалы для подготовки студентов

Расскажи одногруппникам: + 200 к карме:

Система работы детского сада по формированию знаний о родном крае в старшем дошкольном возрасте





Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3

Глава 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СИСТЕМЫ РАБОТЫ ДЕТСКОГО САДА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЗНАНИЙ О РОДНОМ КРАЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 5

1.1 Формирование знаний о родном крае дошкольников как часть нравственного воспитания подрастающего поколения 5

1.2 Направления и задачи работы по формированию знаний о родном крае с детьми старшего дошкольного возраста в ДОУ 10

1.3 Методические основы формирования знаний о родном крае детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с историей и культурой родного края 13

Глава 2 ИССЛЕДОВАНИЕ УРОВНЯ СФОРМИРОВАННОСТИ ПАТРИОТИЧЕСКИХ ЧУВСТВ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ОЗНАКОМЛЕНИЯ С РОДНЫМ КРАЕМ 19

2.1 Анализ уровня знаний и представлений о родном крае как основы патриотического воспитания детей 5-6 лет 19

2.2 Система педагогической работы по ознакомлению с культурой и достопримечательностями родного края как средство формирования патриотических чувств (формирующий этап эксперимента) 26

2.3 Контрольный этап эксперимента 30

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 32

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 34

ПРИЛОЖЕНИЯ 37

Введение

В последнее время в дошкольных образовательных учреждениях резко возник интерес к изучению родного края. Это обусловлено множеством причин: желанием познать мир, в котором живешь; новыми подходами к процессу воспитания, гуманизацией образования, ориентацией на развитие личности; осознанием эффективности краеведческого принципа воспитания и обучения (известного к неизвестному, от частного к общему) и т.п.

Изучение особенностей родного края в дошкольном образовании, есть не что иное, как важное средство связи учреждения с жизнью. Культурной традицией любого народа является бережное отношение к уже имеющимся знаниям по истории, природе и быту своего края, а также приобретению нового опыта. В самых увлекательных формах (экскурсии, походы, подготовка экспонатов для выставок, создание музеев и т.д.) воспитатель дает возможность приобщить дошкольников к культуре и традициям, флоре и фауне своей «малой родины».

Учебно-воспитательная работа становится наиболее эффективной, если она носит поисковый, исследовательский характер, который и есть суть краеведения в целом. Д.С. Лихачев писал о том, что "краеведение учит людей любить не только свои родные места, но и знать о них, приучает их интересоваться историей, искусством, литературой, повышать свой культурный уровень. Это – самый массовый вид науки" (Лихачев 1985: 5).

Использование краеведческого материала в учебно-воспитательном процессе в дошкольном учреждении, несомненно, играет большую роль в формировании исторического сознания детей. Задача воспитателя при ознакомлении детей с историей родного края – показать сложность, противоречивость, неоднозначность исторического пути родной им земли.

Результаты исследований ученых, практиков (Н.В. Алешина, Н.Ф. Виноградова, Л.Н. Воронецкая, А.Д. Жариков, Р.И. Жуковская, Е.А. Казаева, С.А. Козлова, Л.В. Кокуева, Н.Г. Комратова, Е.И. Корнеева, Л.В. Любимова, Л.Е. Никонова, М. Ю. Новицкая, Э.К. Суслова, Л.В. Филатова, Н.Ю. Ясева и др.) указывают на актуальность и необходимость работы по формированию системы работы детского сада по формированию знаний о родном крае в старшем школьном возрасте.

Объект исследования: процесс формирования знаний о родном крае в старшем дошкольном возрасте.

Предмет исследования: педагогические условия формирования знаний о родном крае в старшем дошкольном возрасте.

Цель исследования: изучение процесса формирования системы работы детского сада по формированию знаний о родном крае в старшем дошкольном возрасте.

Задачи исследования:

 рассмотреть процесс формирования знаний о родном крае дошкольников как часть нравственного воспитания подрастающего поколения;

 определить направления и задачи работы по формированию знаний о родном крае с детьми старшего дошкольного возраста в ДОУ;

 охарактеризовать методические основы формирования знаний о родном крае детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с историей и культурой родного края;

 дать анализ уровня знаний и представлений о родном крае детей 5-6 лет;

 разработать систему педагогической работы по ознакомлению с культурой и достопримечательностями родного края как средство формирования патриотических чувств (формирующий этап эксперимента);

 провести и проанализировать материалы контрольного этапа эксперимента.

Заключение

Проблема формирования системы работы детского сада по формированию знаний о родном крае, всегда была и остается острой и одной из ведущих проблем формирования личности ребенка. На эту проблему оказывает влияние общественно-политическое устройство человеческого общества, его функционирование и развитие под воздействием различных факторов.

Цель нашего исследования состояла в составлении и отборе методических рекомендации для педагогов в системе работы детского сада по формированию знаний о родном крае у старших дошкольников.

Для успешной реализации цели мы решили следующие задачи:

 изучили и проанализировали научную психолого-педагогическую литературу, посвященную структуре системы работы детского сада по формированию знаний о родном крае;

 выявили эффективность работы по ознакомлению с историей и культурой родного края старших дошкольников;

 провели эксперимент по выявлению уровня знаний и представлений детей 5-6 лет об истории и культуре родного края, а также уровню патриотического воспитания детей старшей группы.

На констатирующем этапе эксперимента мы получили невысокие результаты сформированности знаний о родном крае. В ходе проведения формирующего этапа нами были проведены различные мероприятия, направленные на патриотическое воспитание дошкольников. Результаты контрольного эксперимента стали выше: уровень сформированности знаний детей стал выше.

Гипотеза, состоящая в том, что если работу с детьми старшего дошкольного возраста по патриотическому воспитанию строить на основе четкого перспективно-тематического планирования по ознакомлению с историей и культурой родного края, использовать в работе с детьми различные формы и методы работы: беседы, экскурсии (в т.ч. видеоэкскурсии), продуктивную деятельность, игровую деятельность, осуществлять тесное сотрудничество с родителями, то у детей будут сформированы нравственно-патриотические основы развития, патриотические чувства по отношению к Родине, чувство принадлежности в социуму, возникнет любовь к традициям своего народа, полностью подтвердилась.

Список литературы

1. Приказ Минобрнауки РФ от 20.07.2011 г. № 2151 "Об утверждении  Федеральных Государственных Требовний к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования"

2. Абрамов А. Общероссийская патриотическая идеология: какой ей быть? // Патриот Отечества. 2004. №10.

3. Батурина Г. И., Кузина Т. Ф. "Народная педагогика в воспитании дошкольников".-М.А.П.О.,2005г.

4. Бочарова Н. И. Туристские прогулки в детском саду: пособие для практ. работников дошк. образоват. учреждений. – М.: Аркти, 2004. – 115 с.

5. Веселова Л.М. "Приобщение детей дошкольного возраста к живительному источнику народной мудрости". М.: 2007.

6. Водолажская И.А. Программа занятий кружка "Мир вокруг нас" для подготовительных групп детского сада //Туристско-краеведческая деятельность дошкольников и младших школьников. Образовательные программы. Вып. 1. - Омск: Обл. ЦДТ, 2006.

7. Виноградова Н. Ф., Жуковская Р. И., Козлова С. А. Родной край. М., 1990.

8. Гаврилова О. Н. "Перспективное планирование наблюдений на прогулках в ст. и подг. группах": Учебно-методическое пособие для педагогических работников дошкольных образовательных учреждений".

9. Гульянц Э.К., Базик И.Я. "Что можно сделать из природного материала": кн. для воспитателей детского сада-М.: Просвещение. 7

10. Гончарова Е.В. Региональная программа экологического образования дошкольников: Экология для малышей". Учебное пособие / Под общей редакцией Г.Н. Гребенюк. Тюмень 2000 г. 9.

11. Гончарова Е.В. Экология для малышей: методические рекомендации для пед. работников. Тюмень 2000 г.

12. Грехова Л.И. В союзе с природой. Эколого-природоведческие игры и развлечения с детьми. - М: 2002.

13. Земскова-Названова Л. И. Люби и знай родной свой край: занятия по краеведению с малышами. – М.: Чистые пруды, 2006.

14. Иванова О.В. Исследовательская деятельность дошкольников. // Начальная школа плюс До и После. - №9.- 2007.

15. Жуковская Р.И. и др. Родной край .- М: Просвещение, 1990 г.

16. Журнал "Управление дошкольным образовательным учреждением" №4, 2004 г.

17. Князьков С. Патриотами не рождаются, патриотов – воспитывают // Красная звезда. 2002. 13 апреля.

18. Козлова Т.А, Куликова Т.И. Дошкольная педагогика. М., 1998.

19. Колпачук О.С., Добрицкая И.Г. О патриотическом воспитании детей дошкольного возраста // Гармонизация психофизического и социального развития детей. Мн., 2006.

20. Ключевский В. О. Очерки и речи. М., 2003. С. 433-434

21. Кондрыкинская Л.А. С чего начинается Родина? Из опыта работы дошкольных образовательных учреждений. М., 2005.

22. Никова М.А. Формирование патриотизма у российского студенчества: Дисс. … канд. соц. наук. М, 2004.

23. Никонова Л.Е. Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста. Минск, 1991.

24. Николаева С.Н. Методика экологического воспитания в детском саду. - М: Просвещение, 2002 г.

25. Остапец А.А. Концептуальные положения программы "Школа - окружающий мир" //Краеведческая работа с дошкольниками: Матер. науч.-практ. конф. М., 2009.

26. Отношение дошкольников к природе / Под ред.: Зверева И.Д., Суравегиной И.Т. М.: Педагогика, 2008.

27. Петроченко Г.Г. Первые уроки гражданственности. Минск, 1982.

28. Пралеска. Воспитание и обучение детей в дошкольном учреждении» Базисная программа и методические рекомендации/ Под ред. Е.А. Панько, А.И. Васильева, А.Н. Белоус и др. Мн., 2000.

29. Седенко А.С. Метод проектов, история и практика применения. / А.С. Седенко//. – Москва. - №3. – 2003.

30. Сайдакова Л.А. Мир вокруг нас // Начальная школа. 2008. - 9.

31. Салеева Л.П. Использование игровых ситуаций при обучении старших дошкольников с целью формирования бережного отношения к природе // Ролевые игры по охране природы. – М.: 2007.

32. Салеева Л.П. Формирование бережного отношения старших дошкольников к природе. М., 2008.

33. Шаповалова Н.Г. Метод проектов: практика и применение. // Начальная школа плюс До и После. - №9.- 2007.

34. Шишкина В. А., Дедулевич М. Н. Прогулки в природу : учеб.-метод. пособие для воспитателей дошк. образоват. учреждений. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2003. – 111 с.


Популярные, наиболее покупаемые работы:

  1. Доклад по ВТО
  2. Excel - назначение и основные функциональные возможности
  3. Материльная и духовная культура народов КЧР
  4. Виды и формы коммерческого расчета
  5. Смертная казнь как исключительная мера
  6. Польское влияние на допетровскую Россию
  7. Уголовный процесс
  8. Формирование осознанного отношения к своему здоровью у детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности
  9. Гендерное влияение на отношение к своему здоровье мужчин и женщин
  10. Объективные и субъективные факторы развития сельского хозяйства России
  11. Разработка рекомендаций и внедрение зарубежных методов сбора и утилизации бытового мусора
  12. Отчет о выполнении учебного плана
  13. Трудовое право задачи
  14. Франция как актор мировой политики
  15. Психология принятия управленческих решений
  16. Внедрение инновационных технологий, способствующих повышения профессионального мастерства педагогов дошкольного образовательного учреждения
  17. Государственная социальная политика РФ
  18. Планирование и прогнозирование потребности в персонале
  19. Средства торговой информации
  20. Демографическая ситуация в мире
  21. Механизм фашистской диктатуры в германии
  22. Особенности формирования мотивации и интерес учащихся к физической культуре на основе применения народных подвижных игр
  23. Юридические гарантии обеспечения основных прав и свобод человека и гражданина
  24. Альфред Маршалл
  25. Разработка технологического процесса фигурного раскроя металла с помощью программного комплекса «Техтран»
Структура реферата:
Как правильно самостоятельно написать:
Как правильно оформить по ГОСТ:
Инструкции по работе с программами: