Информационные материалы для подготовки студентов

Расскажи одногруппникам: + 200 к карме:

Семиотика моды по Ролану Барту, книги системы моды статьи по семиотике культуры





Содержание

Введение 3

Глава 1.Концепция общества и культуры Р. Барта 8

1.1 Этика знака 8

1.2 Анализ риторической системы моды 14

Глава 2. Язык моды в семиотическом контексте произведений Р. Барта 25

2.1 Мода как феномен культуры 25

2.2 Своеобразие системы моды 27

Заключение 30

Список использованной литературы 34

Введение

Научно-техническая, технологическая и информационная революции на рубеже XX-XXI вв. раздвинули границы человеческого мира: от микро- до макрокосмоса. В условиях интенсивного развития возникает по-настоящему мощная «индустрия мод». Освоение модного пространства было настолько стремительным и крупномасштабным, что не осталось незамеченным. Многие исследователи в самых разных областях наук (социология, культурология, психология, экономика и т.п.) изучали и изучают этот многогранный феномен современной культуры.

В западной литературе мода является важной частью культуры и истории, поскольку до настоящего времени остается одним из главных средств зрительного выражения представлений о мире и отдельной исторической эпохе. Однако, мода существует только в рамках современности - это ее главная ценность и достоинство. Старая мода - это уже антимода. Она не может быть современной даже тогда, когда возвращается и возрождает некоторые мотивы ушедших времен. Чем мода новее, тем выше ее качество. В этом ее фундаментальное отличие от обычая, в котором древность выступает в качестве мерила обоснованности.

Мода как индустрия представляет собой организованное на принципах рациональности специализированное производство современных оригинальных моделей, где производится скорее не собственно модель, а «модность» - современность и оригинальность. С помощью этого человек получает возможность проявить свою индивидуальность и непохожесть, и одновременно следовать всеобщему единообразию. Таким образом, определяя термин «мода», как «подражание образцу, удовлетворение в социальной опоре», отметим, что «наряду с подражанием мода удовлетворяет потребность в различии, выделении из общей массы».

Другое значение этого термина гласит, что мода представляет собой одну из «массовых форм коммуникации, своеобразие которой заключается в периодическом изменении интереса, установок, ценностных ориентации определенных социальных слоев и групп по отношению к части собственных традиций, обычаев, привычек, изменений, происходящих под влиянием смены социальных, психологических и физических условий жизни»].

Одним из исследователей феномена моды был французский ученый Ролан Барт. Главной его работой, посвященной этой области общественной жизни, стала книга «Система Моды» (начата в 1957 г., закончена в 1963-м), опубликованная в 1967-м. В ней Барт рассматривает экономику, психологию и семиотику «процесса Моды» (в одежде), анализируя Моду, как знаковую систему. Считаем необходимым заметить, что слово «Мода» в смысле «fashion» (в переводе с англ. - образ, манера, фасон, образец, стиль) Барт пишет с заглавной буквы, чтобы сохранить оппозицию между Модой и модой fad (в переводе с англ. - прихоть, чудачество, фантазия, быстропро-ходящее увлечение, которое охватывает не все общество, а отдельные социальные группы и появляется из-за стремления к новизне). Используем именно это значение (и правописание) в нашей статье.

Возникнув «в нашей цивилизации одновременно с зарождением капитализма», Мода является одним из факторов «неомании» (маниакальной жажды «нового»), характерной для послеренессансного человека. Мода призвана ускорить обновление одежды, которое шло бы слишком медленно, если бы зависело только от износа.

Предметом исследования Р. Барта в «Системе Моды» выступает структурный анализ женской одежды описываемой в модных журналах. В качестве метода исследования Р. Барт выбирает общую науку о знаковых системах - «семиологию», и пользуется термином «семиотика», которому придает более конкретизирующий смысл (например, семиотика пищи, семиотика одежды).

В своем анализе Р. Барт отдает предпочтение «письменной Моде» - моде описываемой в модных журналах. Согласно французскому ученому, Мода не существует вне слова. В своих исследованиях Р. Барт отмечает тот факт, что современная цивилизация - это цивилизация языка и речи, где практически все изображения сопровождаются надписями или комментариями. Следует обратить внимание на то, что образ (картинка, изображение) может содержать в себе несколько перцептивных уровней (представлений, восприятий органами чувств) и читатель свободен в прочтении этого образа.

Язык (в виде надписей и комментариев) отнимает эту свободу, он выражает и навязывает определенный выбор, он требует воспринимать изображенный наряд до определенного уровня, он фиксирует и привязывает внимание к чему-то конкретному. Таким образом, согласно Р. Барту, слово всегда имеет властную функцию, поскольку оно, делает выбор вместо глаз. Помимо этого слово обладает определенным могуществом, которым оно постоянно пользуется: развенчивать один аксессуар как старомодный и провозглашать другой символом морального здоровья и социального успеха.

Язык, по мнению Барта, осуществляет в современном обществе абсолютный диктат над действительностью вследствие того, что человек не изолирован от других людей и от мира в целом. Он пишет, что «человек обречен иметь дело с языком, и это нельзя игнорировать ни при каких семиологических исследованиях». Если учесть, что люди обладают одинаковыми мыслительными возможностями, что связано с использованием языка, а все естественные языки имеют примерно одинаковую выразительную силу, то можно констатировать, что мода свободно коммуницирует в современных кругах общества, и имеет весьма широкое распространение. Происходит это потому, что так называемые модные стандарты и ценности передаются как через непосредственное взаимодействие (речь, жесты, мимика и т.д.), так и через многообразные специальные средства межличностной и массовой коммуникации: от телефона до журнала и телевизора.

В дискурсе Моды Р. Барт выделяет так называемую риторическую систему (систему сообщений) или Риторику Моды. Риторика Моды является, по его мнению, искусством. Она переносит семантические единицы (например, вечер, прогулка, весна) из отдельных частей в единую живую картину, или же из структуры в событие. Например, «для деревенских прогулок и посещения фермы ваши платья должны быть цветными». Риторике свойственно «украшать», упорядочивать, выстраивать «захваченные» семантические единицы.

Барт выделяет две риторические составляющие: письмо Моды и идеологию Моды.

Письмо Моды (или «поэтика одежды») трактуется французским ученым, как риторическое означаемое, в котором заключены приемы описания одежды, метафоры (к примеру, «романтический балет аксессуаров»), паратаксисы, создающие определенное настроение, стереотипные высказывания, типы сюжетостроения. «Превращение в поэзию, - отмечает Барт, - происходит тогда, когда реальная функция подменяется зрелищем, даже если это зрелище покрывается видимостью функции». Риторическое означаемое в описаниях предмета одежды или его применения образует некое коллективное воззрение, соотнесенное с социальными моделями. Это выражается в том, что редактор журнала не вкладывает ничего своего, используя лишь условно-правильный тон, поэтому высказывание Моды целиком поглощается простым письмом.

Цель исследования: характеристика семиотики моды по Роланду Барту.

Задачи исследования:

 рассмотреть этику знака;

 провести анализ риторической системы моды;

 охарактеризовать моду как феномен культуры;

 проанализировать своеобразие системы моды.

Заключение

Таким образом, идеология Моды определяется, как риторическое означаемое, а именно, как система социокультурных установок, функций, идей, мотивов, мифов, ценностей и других ментальных образований, суть которых заключается в маскировке своего истинного значения под видимостью «природы», то есть являются скрытыми от общей массы пользователей этой системы.

На примере риторики Моды французский исследователь показывает, что в современном обществе мифы и ритуалы не только не утратили своего исторического значения, но и приняли рациональную (словесную) форму оправдания. Следует отметить, что термин «миф», благодаря своей изначальной символичности, служит весьма удобным средством выражения современных моделей личного и общественного поведения. Мода посредством языка выступает как специфическая структура мифотворчества, порождающая динамичные, особенно влиятельные метаморфозы образа жизни в поведении масс и отдельно взятых людей. Рожденные ею мифы, как правило, не являются частью долговременной традиции, образующей ядро культуры, но в текучей мозаичной массовой культуре они занимают важное место и решают конкретные задачи связанные не только с выживанием в современном мире, но с управлением и манипулированием массовым сознанием.

Заметим, что мифология в истории любого народа является необходимым этапом культурного развития. Создавая мифы, человек находится в поисках смысла жизни, пытается вписать свою жизнь в рамки более обширного целого, обнаружить некую структуру, лежащую в основе бытия, понять вопреки всему, что жизнь не лишена смысла и ценности. Миф возникает как попытка построения на интуитивном уровне восприятия целостной картины мира, способной обобщить эмпирический опыт и дополнить его ограниченность.

Р. Барт в «Системе Моды» демонстрирует также две взаимосвязанных черты -«мечты» Моды: идентичность, реализуемую через имя (имена «звезд», ставшие «брендами») и инаковость, реализуемую через игру.

Модель идентичности в современной Моде предлагает женщине такие риторические формулы, как «будь собой», «будь как мы», где «мы» - собирательный образ носительниц модной одежды, символами которых выступают имена знаменитых манекенщиц, фотомоделей, киноактрис, то есть женщина одновременно может быть собой и кем-то (к примеру, своим кумиром). Отсюда возникает модель инаковости.

В Моде часто встречаются призывы «стать иной», преподносимые в игровой форме, к примеру, «древний мотив переоблачения, атрибут богов, полицейских, бандитов». Эта модель может быть представлена мифом «о много дикости», т.е. множественного личностного преображения с помощью изменения внешнего облика («строгая - это вы; мягкая - это тоже вы; благодаря мастерам моды вы обнаруживаете, что можете быть и той, и другой, вести двойную жизнь»). Барт замечает, что Мода приветствует многоликость, рассматривая ее как признак могущества. Таким образом, в дискурсе Моды Р. Барт анализирует серьезный вопрос человеческого сознания - «кто я?».

Что же касается человеческого тела, то его французский ученый рассматривает как означаемое, главная задача которого заключается в том, чтобы показать не просто «красивое тело», подчиненное каноническим правилам пластического совершенства, а тело «деформированное», соответствующее Моде текущего года. К примеру, «модная ли у вас голова в нынешнем году? Да, если ваше лицо - маленькое, черты -тонкие, а в обхвате ваша голова имеет не более 55 см, и т.д.». Так как культ тела тиражируется всеми видами массовой культуры, и в особенности Модой, то в качестве идеального образца берутся параметры фигуры и отдельных частей тела фотомоделей и манекенщиц.

Для того, чтобы трансформировать обычное тело до уровня идеального Мода прибегает к одежде, потому, что посредством одежды можно реально его изменять: удлинять, утолщать, уменьшать, увеличивать и т.п. Многие женщины обладательницы нестандартных фигур часто обращаются к Моде, как к «богине-целительнице», обладающей всемогущей властью их исправлять. В этом, согласно Барту, и проявляется могущество Моды.

Основная проблема заключается в том, что человек не способен видеть себя как нечто целое, он воспринимает себя как внутренне, так и внешне в виде «разрозненных обрывков, фрагментов, болтающих на струне его внутренних самоощущений» (к примеру, «у меня не такая талия как у манекенщицы», «у меня слишком пышные бедра» и т.д.), и Мода пользуется этим.

Дело в том, что видение человеком себя и окружающего мира кардинально отличается от того, как самого человека воспринимают и ощущают другие люди. «Другой взгляд» способен собрать отдельные распыленные ощущения конкретного человека в единое целое как раз потому, что «другой» обладает видением, «позволяющим ему усматривать одновременно и внешнее тело, составляющее исходный пункт мира субъекта, и само это тело, как часть этого мира».

Таким образом, «тело есть то, что видят другие», - пишет в своей статье «Значение тела: я и другой у Бахтина, Сартра и Барта» исследователь Эни Джефферсон. Анализируя творчество М. Бахтина, она замечает: «Без Другого у тела нет ни облика, ни формы, потому что Я не имеет прямого и ясного доступа к нему». Человек не может увидеть себя как образ, особенно это касается его тела; он обречен на репертуар образов Другого. Человек становится своеобразной жертвой чужих стереотипных представлений, и именно на стереотипе держится равновесие всей модной риторики. Для Барта человек отчужден не просто потому, что он становится образом в глазах Другого, но потому, что он тем самым уподобляется общепринятому мнению - доксе. Функцию этого «Другого» в работах Ролана Барта берет на себя Мода.

Мода дает множество способов и образов, описывает социально приемлемый слой жизни, облик человека, его манеру одеваться, носить определенный костюм и аксессуары, т.е. освобождает индивида от мучений, связанных с осознанием себя, соединяет его в одно единое целое. Тем самым мода создает иллюзию-возможность для решения личностных проблем, связанных с самовыражением, компенсируя некую неудовлетворенность и неполноценность. Таким образом, задачей модного описания, по мнению Р. Барта, является распространение Моды как основы смысла, а не просто в качестве определенного образца для подражания.

В своем творчестве Р. Барт достаточно критично подходит к этому феномену человеческой культуры, обращаясь к словам Оноре де Бальзака, «глуп тот, кто в моде видит только моду». Как уже было сказано, Р. Барт утверждает и доказывает, что мода служит специфической основой для современного мифотворчества. И приводит к тому, что человек вынужден следовать за этой совокупностью общественных идеологий.

Мода выступает в роли деспота, «которого умные люди высмеивают и которому подчиняются» или же, словами философа Жана де Лабрюейера, «презирать моду так же неумно, как слишком рьяно ей следовать».

Так или иначе, каждый человек в своей жизни не только должен, но и вынужден постоянно осуществлять выбор между различными ценностями и образцами поведения. В этом плане понимание того, что есть мода, может помочь осуществлять этот выбор ответственно, в интересах развития личности.

Список литературы

1. Барт Р. Система Моды. Статьи по семиотике культуры / Р. Барт. - Москва : Издательство им. Сабашниковых, 2003. - 512 с.

2. Барт Р. Система Моды. Статьи по семиотике культуры. - М., 2003. - 512 с.

3. Бодрийар Ж. "В тени молчаливого большинства или конец социального".-Екатеринбург:Издательство Уральского университета,2000.-100 с.

4. Васильева А."Этюды о моде и стиле".Глагол,2007

5. Веблен "Теория праздного класса"-М.Прогресс,1984.-368 с

6. Вежбицкая А. Язык. Культура. Познание / А. Вежбицкая. - Москва : Русские словари, 1996.-416 с.

7. Всемирная энциклопедия: Философия XX век / под науч. ред. и сост. А. А. Грицанов. -Москва : ACT ; Минск : Харвест, Современный литератор, 2002. - 976 с.

8. Гофман А. Б. Мода и люди. Новая теория моды и модного поведения / А. Б. Гофман. -Москва: Издательский сервис, 2000. - 232 с.

9. Грошев И. В. Полоролевые стереотипы в рекламе / И. В. Грошев // Психологический журнал. - 1998. - Т. 19, № 3. - С. 112-119. - Режим доступа: http://psyfactor.org/recl5.htm, свободный. - Загл. с экрана. - Яз. рус.

10. Гусейнов Г. М. Композиция костюма / Г. М. Гусейнов, В. В. Ермилова, Д. Ю. Ермилова и др. - Москва : Академия, 2004. - 432 с.

11. Джефферсон Э. Значение тела: я и другой у Бахтина, Сартра и Барта / Э. Джефферсон // Филологические исследования. - 2007. - №. 9. - С. 350-378.

12. Жан Бодрийяр Символический обмен и смерть. — М.: "Добросвет" 2000 — 387 стр.

13. Зомбарт В. "Народное хозяйство и мода.К вопросу о современных формах потребностей".-СПБ:Типография Брокгуазъ-Ефронъ,1904-30 с

14. Зомбарт В. Избранные работы / В. Зомбарт. - Москва : Территория будущего, 2005.

15. Иконникова С. Н. Очерки по истории культурологии / С. Н. Иконникова. - Санкт-Петербург, 1998.-407 с.

16. Ильин В. И. Поведение потребителей / В. И. Ильин. - Режим доступа: http://www.webstarstudio.com.

17. Ильин В.И."Потребление в социальном поле"/Cоциология потребления/-СПБ.:Социологическое общество М.Ковалевского,2001-с 25-39

18. Килошенко М. И. Психология моды: теоретический и прикладной аспекты / М. И. Килошенко. - Санкт-Петербург, 2001. - 192 с.

19. Конева А. В. Мода как иное / А. В. Конева // Российская массовая культура конца XX в. : мат-лы круглого стола (Санкт-Петербург, 4 декабря 2001 г.). - Режим доступа: http://anthropology.ru

20. Лебон Г."Психология масс",Эксмо,Москва,2000

21. Орлова Л. В. Азбука моды / Л. В. Орлова. - Москва : Просвещение, 1988. - 176 с.

22. Петров Л. В. Массовая коммуникация и культура. Введение в историю и теорию / Л. В. Петров. - Санкт-Петербург, 1999. - 211 с.

23. Петров Л.В.Мода как общественное явление.Л.,2003

24. Символический обмен и смерть.Ж.Бодрийар.-М.Добросовет,2000.-387 с.

25. Система вещей Ж.Бодрийар.-М.:Рудомино,1995.-168 с.

26. Соблазн Ж. Бодрийар.-М.:Ad Marginem,2000.-320.

27. Тард Г. Законы подражания .-СПБ. типография и литография С.Ф. Яздовского и К,1892.-371с

28. Флиер А.Я."Массовая культура и ее социальные функции. Высшая школа. М., 2003. - 241 с.

29. Шаров, К. С. Гендерные аспекты семиотики моды / К. С. Шаров // Вопросы философии. - 2007. - N 12. - С. 50-64.


Популярные, наиболее покупаемые работы:

  1. Судебная реформа Александра II содержание, роль в создании независимости суда
  2. Договор аренды транспортного средства
  3. Мoнapxия кaк фopмa пpaвления.
  4. Защита гражданских прав
  5. Разработка мобильных приложений на примере приложения "Яндекс.маркет"
  6. Учет и контроль расчетов с бюджетом по налогам и сборам
  7. Проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме
  8. Махновщина - ее идейные и организационные искания
  9. Королевская власть и придворное общество по мемуарам Сен Симона
  10. Прокурорский надзор, уголовное преследование и другие функции прокурора в судебных стадиях уголовного процесса
  11. Создание профессионального образа журналиста
  12. Жизнь и научная деятельность Г. Галилея
  13. Изучение маркетинговой деятельности предприятия ПАО «Вымпелком»
  14. Зимин Опричнина
  15. Криминологическая характеристика
  16. Регионализм в южном федеральном округе России
  17. Занятость и безработица.Экономические и социальные издержки безработицы.
  18. Военнопленные тройственного союза на территории Российской империи
  19. Распад СССР и образование СНГ
  20. Государственное управление как система
  21. Предпринимательское право
  22. Право собственности
  23. Проблема наркотизации молодежи и путей её преодоления средствами социально-профилактической работы
  24. Открытие периодического закона элементов, создание периодической системы Менделеева Д.И. Значение этого открытия
  25. Анализ эффективности использования фонда рабочего времени с целью оптимизации численности персонала ( на примере ФГБОУ ВПО "Сибирский государственный университет" финансово-экономическое управление, г.Новокузнецк)
Структура реферата:
Как правильно самостоятельно написать:
Как правильно оформить по ГОСТ:
Инструкции по работе с программами: