Информационные материалы для подготовки студентов

Расскажи одногруппникам: + 200 к карме:

Русская революция в социально-политическом творчестве Н.А. Бердяева





Содержание

Введение 3

Глава 1. Становление политических взглядов Н.А. Бердяева 7

1.1Политическая биография Н.А. Бердяева 7

1.2 Формирование политических взглядов Н.А. Бердяева 9

Глава 2. Революция 1905г. в социально-политическом творчестве Бердяева 23

2.1 Отражение политических взглядов Н.А. Бердяева в исследовании «Истоки и смысл русского коммунизма» 23

2.2 Формирование социалистических взглядов Н.А. Бердяева 28

Глава3. Революция 1917г. в социально-политическом творчестве Бердяева 44

3.1 Проблема свободы в творчестве Н.А. Бердяева 44

3.2 Отражение идеи свободы в исследовании "Царство духа и царство кесаря" 60

Глава 4. Осмысление русской революции в позднем социально-политическом творчестве Бердяева 69

4.1 Критика Н.А. Бердяевым русской революции 69

4.2Оригинальность философии Н. Бердяева 86

Заключение 108

Список использованной литературы 109

Введение

Первую русскую революцию (1905–1907 гг.) Николай Бердяев принял с недоверием, он критикует различные варианты российского радикализма, как «левого», так и «правого» толка. Эпохальными, с точки зрения определения собственной философской позиции, стали для Бердяева его книги: «Философия свободы» (1911) и «Смысл творчества» (1916). Во время Первой мировой войны Бердяев, не разделяя взглядов, которые ему представлялись «крайностями» патриотизма, был далёк и от настроений антигосударственных, и тем более антироссийских. Итогом его размышлений этих лет стала книга «Судьба России». Отношение к Февральской революции (1917 г.) у него с самого начала было двойственным: падение монархии он считал неизбежным и необходимым, но и «вступление в великую неизвестность» послереволюционного будущего воспринималось им как чреватое хаосом, падением в «пучину насилия». Октябрьская революция, по словам Бердяева, это «демократия и социализм как «принудительная добродетель и принудительное братство».

Позднее он вернулся к признанию социалистической идеи, но всегда был противником большевистского тоталитаризма и видел свой долг в духовном противостоянии ему. В своих работах по оценке революций Бердяев писал: «Русская революция есть великое несчастье. Всякая революция – несчастье. Счастливых революций никогда не бывало. Но революции посылаются Божьим промыслом, и потому народы многому в них научаются. Русская революция – отвратительна. Но ведь всякая революция отвратительна. Хороших, благообразных, прекрасных революций никогда не бывало, и быть не может. Всякая революция бывает неудачной. Удачных революций никогда не бывало. Французская революция, признанная «великой», тоже была отвратительна и неудачна. Она не лучше русской революции, она была не менее кровавой и жестокой, столь же безбожной, столь же разрушительной в отношении ко всем историческим святыням».

Актуальность обращения исследования основана на проблемах русской национальной идеи, философского осмысления судьбы России.

Исследования и оценки государственно-правовых взглядов мыслителя первого периода нашли освещение в полемических работах русских марксистов таких как, Л. Аксельрод, Г. Плеханова, В. Засулич, А. Богданова, А. Луначарского и др.

Активное участие в обсуждении творчества Бердяева приняли русские философы, религиозные и общественные деятели: Н.Антонов, В.Базаров, С. Гессен, В.Зеньковский, П. Милюков, И. Ильин, о. Иоанн (Шаховской), Л. Карсавин, Н. Лосский, Н.Михайловский, В.Свенцицкий, П. Сорокин, П. Струве, Е. Трубецкой, Г. Федотов, Д. Философов, С. Франк, Л. Шестов, В. Эрн.

После смерти мыслителя его творческое наследие продолжает привлекать внимание. Выходят работы В. Вейдле, игумена Геннадия, Л. Зандера, С. Левицкого, Н. Полторацкого, Р. Редлиха, Д. Руднева, Н. Татищева, К. Фотиева.

Бердяев был тесно связан с культурной элитой России начала века и в этом плане большой интерес представляют публикации мемуарного характера А. Белого, З. Гиппиус, Вяч. Иванова, Д. Мережковского, В.Розанова.

Творчество Бердяева - политического философа все еще нуждается в дальнейшем исследовании и обобщении. Самая полная для последней четверти века библиография работ философа и публикация о нем составлена Т.Ф. Клепининой и издана во Франции Работы о Бердяеве и его философии, вышедшие в России до 1917-1922гг. опубликованы недавно А.А. Ермичевым и составителями указателя "История русской философии конца XIX - XX в" (в 2-х ч.), изданном в Институте научной информации по общественным наукам в 1992г.

Трудности, связанные с анализом творчества Бердяева -политического мыслителя имеют различную природу. Большую и традиционную проблему составляет, к примеру, вычленение и обобщение политического и правоведческого материала в его публицистике, в религиозно-философских, литературоведческих, социально-философских и иных работах, столь типичных для представителя русской философской мысли.

Другая трудность связана с известной эволюцией его социально-философских, онтологических и нравственных установок, которые в определенной мере сказались на его политических и правовых взглядах. Наиболее распространенный прием обсуждения творчества философа в области государствоведения и правоведения состоит в фиксации внимания на каком-то одном характерном для него приеме истолкования или методологической ориентации. Так поступает, к примеру, автор "Философии права в России" Э.В. Кузнецов, по оценке которого государство и право у Бердяева "обуславливались естественно-правовыми принципами равенства и свободы".

Более обстоятельную и гибкую характеристику взглядов Бердяева на государство и право дает А.В. Гулыга в связи с анализом "Философии неравенства"(1923), где Бердяев высказывает несколько принципиальных для него идей и оценок относительно социальной жизни, государства, социализма, революции, и прежде всего - мысль об иерархии бытия.

Хронологические рамки исследования ограничены периодом 1890 – 1920-хх гг.

Цель исследования: изучить характеристику русской революции в социально-политическом творчестве Н.А. Бердяева.

Задачи исследования:

рассмотреть политическую биографию Н.А. Бердяева;

показать формирование политических взглядов Н.А. Бердяева;

проанализировать формирование социалистических взглядов Н.А. Бердяева;

изучить проблему свободы в творчестве Н.А. Бердяева;

показать итражение идеи свободы в исследовании "Царство духа и царство кесаря";

выявить особенности критики Н.А. Бердяевым русской революции;

показать оригинальность философии Н. Бердяева.

Методология исследования: принцип историзма и принцип социального детерминизма; использовался комплексный подход к изучению социальных и политических процессов и явлений. Важную роль играли сравнительно-исторический и генетический методы, позволяющие выявить эволюцию социально-политической концепции Н.А.Бердяева.

Заключение

И однако, в плане истории, т. е. эсхатологии, Бердяева и подстерегало последнее искушение. Он знает и любит повторять, что вся история соткана из преступлений. Но финальная Осанна заставляет его часто забывать, что история есть поле свободы и борьбы. Добро и зло борются в мировом процессе чрез человека. В этой борьбе личность зачастую обречена стать жертвой бессмысленных социальных сил. Ее давит и губит не одна природа, но и история. И Бог ждет от нее сопротивления действующим в истории силам зла.

Соблазн Бердяева — признать разумность истории en bloc, заставив личность перед ней преклониться. Бог, который молчит для него в природе, говорит в истории — и не только чрез пророков, ее обличающих, но и чрез ее временных и грешных владык. Это соблазн оптимистического гегельянства, столь роковой для русской интеллигенции, начиная с Белинского, через марксистов, до наших «пореволюционеров» всех оттенков. Монизм, от которого бежал Бердяев-философ, подстерегал его в истории. Не желая покоряться ни законам природы, ни авторитетам человеческим и даже божественным, Бердяев склонил свою гордую голову перед историей, в одной из ее самых страшных и отвратительных фаз: перед коммунистической революцией.

Может ли этот политический, хотя бы и последний, грех заставить нас забыть о подвиге целой жизни, об исключительной духовной красоте и благородстве ушедшего учителя? Время скоро исцеляет политические раны. «Двенадцать» Блока не мешают уже нам почитать поэта, как Пушкин дорог нам всем, несмотря на «Клеветникам России». Н. А. Бердяев войдет навсегда в историю России как образ живого и страстного религиозного искателя и борца, как человек, впервые открывший Западу все богатство и сложность, всю противоречивость и глубину русского религиозного гения.

Список литературы

Источники

1. "Борьба за идеализм" (1901; статья)

2. "Вопросы философии и психологии" (1904; статья)

3. "Гасители духа" (1913; критическая статья о политике Святейшего Синода по отношению к имяславцам; напечатана в газете "Русская молва"; после выхода статьи Бердяев был привлечен к суду)

4. "Демократия и иерархия" (статья)

5. "Духи русской революции" ( статья напечатана в сборнике "Из глубины" в 1918; издание было запрещено и опубликовано в СССР только в 1990)

6. "Духовный кризис интеллигенции" (сборник статей)

7. "Истоки и смысл русского коммунизма" (1937)

8. "Казнь и убийство" (статья)

9. "Конец Европы" (1915)

10. "Мир Божий" (1901; статья), критический этюд о Н.К. Михайловском (1901)

11. "Миросозерцание Достоевского" (1923; напечатана в Праге)

12. "Народоправство" (1917)

13. "Новое религиозное сознание и общественность" (1907; сборник статей)

14. "Новое средневековье. Размышление о судьбе России и Европы" (1924; напечатана в Берлине)

15. "О назначении человека. Опыт парадоксальной этики" (1931)

16. "О новом русском идеализме" (статья)

17. "О рабстве и свободе человека. Опыт персоналистической философии" (1939)

18. "Опыт эсхатологической метафизики. Творчество и объективация" (1947)

19. "Русская идея" (1946)

20. "Русская Свобода" (1917)

21. "Самопознание. Опыт философской автобиографии" (автобиографическая книга; вышла в печати после смерти Бердяева в 1949)

22. "Смысл истории" (1923; напечатана в Берлине)

23. "Смысл творчества" (1916; публицистическая книга)

24. "Субъективизм и индивидуализм в общественной философии" (1900; первая книга)

25. "Судьба России" (1918, публицистическая книга)

26. "Судьба человека в современном мире" (1934)

27. "Философия неравенства" (1918; напечатана в 1923 в Берлине; публицистическая книга)

28. "Философия свободного духа" (2 тома; 1927-1928)

29. "Философия свободы" (1911; публицистическая книга)

30. "Философская истина и интеллигентская правда" (1909; статья напечатана в сборнике "Вехи")

31. "Черная анархия" (напечатана в "Слове" 17 апреля 1909; статья о революции 1905-1907 - о "двух анархиях": красной и черной)

32. "Этическая проблема в свете философского идеализма" (статья)

33. Аксельрод Л. Новейшие русские идеалисты. Одесса. Буревестник. 1905; Засулич В. Элементы идеализма в социализме. СПб., 1905

34. Алексеев Н.Н. Об идее философии и ее общественной миссии. Париж. Путь. 1934. N. 44. С. 27-43.

35. Аржаковский А. Между историей и памятью: Николай Бердяев, русский мыслитель во Франции. - В кн.: Культурное наследие российской эмиграции. В 2-х кн. Кн. 1. М., 1994. С. 248-254

36. Баглай М.В. Дорога к свободе. М., 1995. С. 102, 189 и др.

37. Бердяев Н.А. О назначении человека. М., 1993. С. 182.

38. Бердяев Н.А. О рабстве и свободе человека. В кн.: Царство духа и царство кесаря. М., Республика. С. 10. 1995.

39. Бердяев Н.А. Философия свободного духа. М., 1995. С. 345

40. Богданов А.А. Новое средневековье. О "Проблемах идеализма"// Образование. 1903. Кн. 3. С. 1-23;

41. В религиозно-философском обществе // Новое время.1909. № 11806. С. 3.

42. Вишняк М. Бердяев - политический мыслитель. Нью-Йорк. Новое русское слово. 1948;

43. Гулыга А.В. Н.А. Бердяев. Жизнь и творчество. В Кн.: Н.А. Бердяев. Сочинения. М., 1994. С. 8-9.

44. Ермичев А.А. Три свободы Николая Бердяева. М., 1990. С. 220.

45. Зеньковский В.В. История русской философии. В 4-х кн., Ленинград. Эго. 1991. Кн.2. Ч. 2. С. 64.

46. Зеньковский В.В. Русские мыслители и Европа. Критика европейской культуры у русских мыслителей. Париж. ИМКА-ПРЕСС. 1962. С. 275

47. Зеньковский В.В. Русские мыслители и Европа. Критика европейской культуры у русских мыслителей. С. 274.

48. Исаев И.А. Политико-правовая утопия в России. М., 1991. С. 196.

49. Исаев И.А. Политико-правовая утопия в России. С. 175.

50. Кузнецов Э.В. Философия права в России. М., 1989. С. 76, примеч. 3.

51. Левицкий С.А. Трагедия свободы. С предисловием Н.О. Лосского. Париж. Посев. 1958. С. 38-40

52. Левицкий С.Ф. Бердяев - философ трагической свободы. Мюнхен. Мосты. 1958, N 1. С. 287-304;

53. Н.А. Бердяев: Pro et contra. Кн.1/ Сост., вступ. ст. и прим. А.А. Ермичева. - СПб,. 1994. С.563-570.

54. Полторацкий Н. Бердяев и Россия (Философия истории России у Н.А. Бердяева). Нью-Йорк. Изд. Общества Друзей Русской культуры. 1967. С. 19.

55. Полторацкий Н. Бердяев и Россия (Философия истории России у Н.А. Бердяева). Нью-Йорк. Изд. Общества Друзей Русской культуры. 1967. С. 70.

56. Полторацкий Н.П. Россия и революция. Русская религиозно-философская и национально-политическая мысль. Tanebly, 1988;

57. Сербиненко В.В. Оправдание культуры: выбор Г.Федотова. Вопр. филос. 1991., N 8. С. 43;

58. Тихомиров Ю.А. Публичное право. М., 1995. С. 12: Пермяков Ю.Е. Лекции по философии права. Самара. 1995.

59. Трубецкой Е.Н. Государственная мистика и соблазны грядущего рабства: По поводу статьи П.Струве и Н.А. Бердяева // Рус. мысль. 1917. N 1. С. 74.

60. Федотов Г.П. Бердяев - мыслитель (1948). - В сб.: "Новый Град". Нью-Йорк, 1952. С. 303.

61. Шестов Л. Похвала глупости: По поводу книги Николая Бердяева "Sub specie aeternitatis // Факелы. СПб., 1907. Кн. 2. С. 161.;


Популярные, наиболее покупаемые работы:

  1. Основы гос. миниц.управления на тему Реформирование системы формирования Федерального собрания РФ
  2. Новая процедура избрания губернаторов и ее влияние на государственные и общественные процессы в стране (2004-2013гг.)
  3. Основные идеи М. Лютера
  4. Естественные монополии_ сущность и значение
  5. Уголовная ответственность за кражу
  6. Сетевое общество
  7. Педагогические идеалы ЖЖ Руссо
  8. Исторический ракурс: от абака до персонального компьютера
  9. Управление медиаорганизацией на основе концепции всеобщего управления качеством
  10. Социальная политика нацистского режима (1933 - 1939)
  11. Общая характеристика ОАО "Сбербанк России".
  12. Актуальные вопросы внутренней экономической безопасности
  13. Становление и развитие местного самоуправления МО г.Сестрорецк
  14. Контрольная работа Конституционный уровень обеспечения
  15. Анализ современной пенсионной системы для поколений рожденных в 80-90 ггXXвека
  16. ПРОКУРОРСКИЙ НАДЗОР ЗА СОБЛЮДЕНИЕМ ПРАВ И СВОБОД ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА
  17. Традиционная культура чукчей
  18. Денежная система Украины
  19. Российская публицистика о Китае с конца 19 по начало 20 века
  20. Катализаторы в нефтепереработке
  21. Социальное положение неполных семей в современной России
  22. Значение эмоции и чувства в жизни человека
  23. Прекращение брака
  24. Управление конфликтами в организации
  25. Глава 1. Межконфессиональные и государственно-конфессиональные отношения как объект социологического исследования
Структура реферата:
Как правильно самостоятельно написать:
Как правильно оформить по ГОСТ:
Инструкции по работе с программами: