Информационные материалы для подготовки студентов

Расскажи одногруппникам: + 200 к карме:

Роль совместной деятельности в развитии общения дошкольников с ОНР





Содержание

Введение 1

Глава 1. Общение как показатель развития речи у дошкольников 5

1.1 Классификация ОНР 6

1.2 Особенности развития речи у дошкольников с общим недоразвитием речи 10

1.3 Изучение речевого развития у дшкольников с ОНР 11

Глава 2. Планирование работы совместной деятельности с детьми дошкольного возраста с ОНР 19

2.1 Цели, задачи и условия для развития речи дошкольников с ОНР 20

2.2 Планирование работы с дошкольниками для развития навыков общения с помощью совместной деятельности 25

Заключение 30

Список использованной литературы 31

Введение

Коммуникативная функция характеризуется наличием в речи сообщения и побуждения к действию. Общаясь с другими людьми, человек не только сообщает им свои мысли, знания, выражает желания и эмоциональные состояния, но и воздействует на них. Наблюдаемые у детей с ОНР трудности в организации собственного речевого поведения отрицательно сказываются на их общении с окружающими детьми.

Л. Г. Соловьева отмечала, что взаимообусловленность речевых и коммуникативных умений у данной категории детей имеет особенности речевого развития: бедность словарного запаса, недостаточность глагольного словаря, своеобразие связного высказывания. Все это препятствует осуществлению полноценного общения, следствием этих трудностей являются снижение потребности в общении, несформированность форм коммуникации (диалогическая и монологическая речь, особенности поведения; незаинтересованность в контакте, неумение ориентироваться в ситуации общения, негативизм.

В исследованиях О. С. Павловой речевой коммуникации дошкольников с ОНР были выявлены следующие особенности: в структуре групп данной категории детей действуют те же закономерности, что и в коллективе нормально говорящих детей.

Таким образом, уровень благоприятности взаимоотношений является достаточно высоким: число «предпочитаемых» и «принятых» детей значительно превышает число «непринятых» и «изолированных». Однако дети, как правило, затрудняются дать ответ о мотивах своего выбора товарища, т. е. достаточно часто они ориентируются не на собственное личностное отношение к партнеру по игре, а на выбор и оценку его педагогом.

Среди «непринятых» и «изолированных» чаще всего оказываются дети, которые плохо владеют коммуникативными средствами, находятся в состоянии неуспеха в любых видах детской деятельности. Их игровые умения, в основном, развиты слабо, а игра носит манипулятивный характер; попытки общения этих детей со сверстниками редко приводят к успеху и чаще всего заканчиваются вспышками агрессивности со стороны «непринятых».

В целом коммуникативные возможности детей с ОНР отличаются ограниченностью и по всем параметрам ниже нормы. Обращает на себя внимание невысокий уровень развития игровой деятельности дошкольников: бедность сюжета, процессуальный характер игры, низкая речевая активность. Для большинства таких детей характерна возбудимость и игры, не контролируемые воспитателем, иногда обретают неорганизованные формы. Часто дети не могут самостоятельно организовать свою деятельность, что говорит о недостаточной сформированности у них навыков совместной деятельности. Если дети выполняют какую-либо общую работу по поручению взрослого, то каждый ребенок стремиться сделать все по-своему, не ориентируясь на партнера, не сотрудничая с ним. Подобные факты говорят о слабой ориентации дошкольников с ОНР на сверстников в ходе совместной деятельности, о низком уровне сформированности их коммуникативных умений, навыков сотрудничества.

Изучение общения детей с ОНР показывает, что у большинства дошкольников преобладает ситуативно-деловая форма, что характерно для нормально развивающихся детей 2-4-х-летнего возраста. Ю. Ф. Гаркуша отмечает, что у дошкольников с ОНР процесс общения с взрослыми отличатся от нормы по всем основным параметрам, вызывая значительную задержку становления соответствующих возрасту форм общения: внеситуативно-познавательной и внеситуативно-личностной.

В исследовании Л. Э. Царгуш, посвященном изучению познавательной деятельности при ОНР, представлены интересные данные о связи уровня познавательной деятельности детей и типом используемых вопросительных высказываний. Автор отмечает, что при решении познавательной задачи вопросы наиболее часто встречаются в речи тех детей, которые осознают проблемность ситуации. Однако в этой ситуации нередко встречается не вопрос, а ответ на вопрос, поставленный во внутренней речи. Действия детей, не сумевших понять стоящую перед ними задачу, носят хаотичный характер, а вопрос выражает неуверенность в своих действиях. Если ребенок в общих чертах понимает проблему, появляются вопросы по поводу выяснения следующего этапа задания, анализа образца, правильности его действий.

Таким образом, вопрос играет важную роль при появлении затруднений. Оформляя в речи саму проблему, ребенок как бы «запускает» в ход свое мышление. Общение выполняет ключевую роль в психическом развитии человека. Важнейшим фактором развития общения ребенка является его взаимодействие с взрослыми и сверстниками. Современной логопедией признается, что одной из главных задач процесса обучения и воспитания ребенка с речевой патологией является формирование у него активной позиции, направленной на самокомпенсацию. Однако на практике по-прежнему распространено традиционное распределение ролей педагога и ребенка в процессе коррекции: педагог занимает активную позицию, а ребенок пассивную, что не может в дальнейшем обеспечить успешную социальную адаптацию. Создание условий для формирования активной позиции ребенка должно выражаться в стимулировании познавательной, социальной активности ребенка и, что особенно важно при нарушениях речи, речевой инициативы.

Стимулирование речевой активности ребенка должно включать в себя создание мотивов общения, включение в процесс обучения коммуникативно значимых форм речи и элементов языковой системы, использование методов обучения, требующих от ребенка проявления речевой инициативы, то есть увеличение процента инициальных высказываний в ситуации обучения, одним из видов которых является вопросительное высказывание.

Цель работы – изучить основные методы развития навыков общения у дошкольников с ОНР с использованием совместной деятельности.

Задачи:

 изучение общения как показателя развития речи у дошкольников;

 изучение классификации ОНР;

 определение роли совместной деятельности в развитии навыков общения у дошкольников с ОНР.

Предмет работы – общение у дошкольников с ОНР.

Объект работы – совместная деятельность в развитии навыков общения у дошкольников с ОНР.

Заключение

В дошкольном возрасте дети с ОНР стремятся к общению с близкими родственниками, а не со сверстниками. Дети готовы к общению со сверстниками, но вступление в контакт с другими детьми вызывают у них проблемы. У детей крайне низкий уровень вербальной коммуникативной активности в общении. В большинстве случаев дети недостаточно активны, скованны, напряжены, не проявляют инициативу, что влияет на свободу установления контакта с другими детьми. У детей с ОНР недостаточное стремление к широкой информированности, низкая активность вопросно-ответной коммуникации. Вежливость дошкольников к сверстникам обычно ниже, чем к взрослым, а в разговоре с ровесниками перебивание считается необходимым элементом общения. Для детей не характерно общение с постоянным кругом сверстников, они предпочитают общение с собеседниками того же пола, что и сами. В общении стремятся любым способом произвести положительное впечатление на собеседника, выделиться среди остальных детей, обратить на себя внимание. Общительность с близкими взрослыми проявляется в невысокой частоте инициативных актов. У детей имеется потребность в общении со взрослым, но взрослый необходим им как помощник, партнер по совместной деятельности. Они стремятся к тому, чтобы взрослый их похвалил, помог им. По данным наблюдения, у всех детей данной группы низкий уровень сосредоточенности спора на решении проблемы, в спорах они часто теряют нить спора, отходят от первоначальной темы и часто не сосредоточены на решении проблемы, а преследуют преимущественно цели самоутверждения. Дети с ОНР реже используют элементы адекватного невербального поведения в общении со сверстниками, родителями, воспитателями, чем дети без речевых нарушений. Все вышеизложенное позволяет сделать следующие выводы. Наблюдаемые у детей с ОНР трудности в организации языковой системы отрицательно сказываются на их коммуникативной деятельности. Такие особенности речевого развития, как: бедность и недифференцированность словарного запаса, явная недостаточность глагольного словаря, своеобразие связанного высказывания, препятствуют осуществлению полноценного общения, следствием этих трудностей являются снижение потребности в общении. В целом, коммуникативные возможности детей с ОНР отличаются ограниченностью и по всем параметрам ниже нормы. Но, надо отметить, что все выше сказанное не влияет фатально на качество коммуникативной деятельности ребенка. Дети с ОНР обладают теми же яркими признаками коммуникативной деятельности что и дети с речевой нормой. Анализ полученных данных указывает на необходимость введения в коррекционно-логопедическую работу особых средств, форм и методов, направленных на развитие коммуникативной деятельности детей.

Список литературы

1. Белобрыкина О.А. Речь и Общение: популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: «Академия К.», 1998. – 239 с.

2. Галигузова А. М. Смирнова. Ступени общения: от 1 г. до 7 л. – М.: просвещение, 1992. – 142 с.

3. Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребенком. Как? – М. «Масс Медиа». 2010. – 240 с.

4. Ермолаева М. Психологические методы развития навыков общения и эмоциональных состояний дошкольников // Дошкольное воспитание, 1999. - №9. - С.21

5. Жукова  Н.С.,  Мастюкова  Е.М.,  Филичева  Т.Б.  Логопедия.  -  Екатеринбург.,  1998.

6. Клименкова О. Игра как азбука общения // Дошкольное воспитание. - 1998. - №4. - С.7

7.  Клюева Н. В., Касаткина Ю. В. Учим детей общению. – Ярославль: «Академия развития», 2009. – 210 с.

8. Левина  Р.Е.  Основы  теории  и  практики  логопедии.  –  М.,  1968.

9. Леонтьев А. Н. Психология общения: Учеб. пособ. для студ. вузов, обучающихся по спец. «психология». – М.: Смысл, 2007. – 365 с.

10.  Лисина М. И. Проблемы онтогенеза общения. – М., ПРОФИ - ПРЕСС, 2008. – 187 с.

11. Логопедия. Методическое наследие: Пособ. для логопедов и студ. дефектол. фак. пед. ВУЗов. / под ред. Л. С. Волковой: в 5 кн – М.: Гуманист. изд. центр. Владос, 2003 – 480 с.

12. М. А. Панфилова. Игротерапия общения: Тесты и коррекционные игры. Практическое пособие для психологов, педагогов и родителей. – М.: изд-во «ГНОМ и Д», 2002. – 680 с.

13. Миронова  С.А.  Развитие  речи  у  дошкольников  на  логопедических  занятиях.  –  М.,1991. 

14.  Рогов. Психология общения – М.: ВЛАДОС, 2001. – 334 с.

15. Селиверстов  В.И.  Понятийно-терминологический  словарь  логопеда.  –  М.,  1997.

16. Соковник В. Н. О природе человеческого общения. – М.: Фрунзе, 1973. – 210 с.

17. Филичева  Т.Б.,  Туманова  Т.В.  Дети  с  общим  недоразвитием  речи.  Воспитание  и  обучение.  –  М.,  2001.

18. Филичева  Т.Б.,  Чиркина  Г.В.  Психологопедагогические  основы  коррекции  ОНР  У  детей  дошкольного  возраста//Дефектология.  -  №6.  -1985.  С.  35-39.


Популярные, наиболее покупаемые работы:

  1. Прекращение трудового договора
  2. Конфликты в сфере взаимодействия
  3. Государственное и муниципальное управление
  4. Приборы коммерческого учёта электроэнергии
  5. Устойчивость объектов
  6. Актуальные проблемы дошкольных образовательных учреждения условиях перехода на новые стандарты
  7. Предварительное расследование ОТЧЕТ ПО ПРАКТИКЕ
  8. Файловые системы
  9. Модернизация России этапы, цели, задачи, характер, специфические особенности, итог
  10. Муниципальные финансы
  11. А.Т.Твардовский - публицист и редактор журнала «Новый мир»
  12. Грабеж и его виды
  13. Перспективные направления и основные проблемы развития РФ на современном этапе
  14. Flash технологгия в средствах массовой информации
  15. Титаны Возрождения: Леонардо да Винчи, Рафаэль, Микеланджело, Тициан, Петрарка, Данте
  16. Понятие умысла и вины в современной России
  17. Особенности девиантного поведения московских школьников
  18. Методологические и гносеологические идеи философии Нового времени Ф.Бекон, Р. Декарт
  19. Демографические модели социальных систем
  20. НАТО - Варшавский договор: история создания и взаимоотношений
  21. Соотношение морали и права
  22. Реферат по работе Л.С. Выготского Воображение и творчество в детском возрасте
  23. Социальная работа с детьми разведенных родителей
  24. Графический интерфейс в системных и прикладных программах
  25. Психологическая готовность к школьному обучению
Структура реферата:
Как правильно самостоятельно написать:
Как правильно оформить по ГОСТ:
Инструкции по работе с программами: