Информационные материалы для подготовки студентов

Расскажи одногруппникам: + 200 к карме:

Роль игры в психологическом развитии дошкольника





Содержание

Введение 3

Глава 1 Психологическая сущность игры дошкольника 6

1.1 Понятие и возникновение игры 6

1.2 Классификация игр 9

1.3 Игрушка и её значение в игровом процессе 18

1. 4 Влияние игры на психическое и личностное развитие ребенка 21

Глава 2. Эмпирическое исследование влияния игровой деятельности на развитие личности дошкольника 27

2.1 Методы диагностики тревожности и страхов у дошкольников 27

2.2 Коррекционная программа и педагогические приемы преодоления страха и тревожности у дошкольников 39

2.3 Анализ и интерпретация результатов 54

2.4 Психолого-педагогические рекомендации родителям и воспитателям детских садов по оказанию помощи в преодолении тревожности и страхов у дошкольников 62

Заключение 64

Список использованной литературы 68

Введение

Актуальность исследования проблемы определяется тем, что игра является основным видом деятельности дошкольников и представляет из себя очень активный материал для реализации различных задач по формированию личности детей дошкольного возраста. Например, беспокойство, тревога, страх - такие же неотъемлемые, эмоциональные проявления психической жизни человека, как и радость, восхищение или гнев. В жизни ребенка окружающий его мир полон всевозможных тревог и страха. Эти переживания могут возникать у детей в незнакомом пространстве, или даже в собственной комнате, когда в ней становиться темно.

Причины, по которым у дошкольников могут возникать страх и тревожность, довольно разнообразны и могут быть связанны как с эмоциональным состоянием детей, так и с особенностями развития личности ребенка. Детские страхи и тревоги, если к ним правильно относиться и понимать причины их появления, чаще всего исчезают бесследно. Если же они сохраняются длительное время в поведении ребенка, то это служит признаком психологического неблагополучия. И от того, смогут ли родители, психологи и педагоги выявить и своевременно определить причину возникновения страха и тревоги, оказать психологическую помощь в их преодолении, и будет зависеть в целом дальнейшее психическое развитие дошкольника и в целом его психическое здоровье.

Цель исследования: изучение психологических особенностей и роли игры в психическом развитии дошкольника.

Объект исследования: тревожность и детские страхи дошкольников.

Предмет исследования: Особенность проявления тревожности и специфика детских страхов в дошкольном возрасте.

В соответствии с целью, объектом и предметом исследования нами поставлены следующие задачи:

 провести теоретический анализ понятия и возникновения игры;

 изучить классификацию игр;

 рассмотреть игрушку и ее значение в игровом процессе, а так же влияние игры на психологическое и личностное развитие ребенка;

 изучить методы диагностики тревожности и страхов у дошкольников;

 составить коррекционную программу и педагогические приемы преодоления страха и тревожности у дошкольников;

 провести анализ и интерпретацию результатов;

 дать психолого-педагогические рекомендации родителям и воспитателям детских садов по оказанию помощи в преодолении тревожности и страхов у дошкольников.

Данное исследование проводилось с помощью следующих методов:

- теоретический анализ психологической и педагогической литературы по проблеме исследования;

- разработка рекомендаций для родителей и воспитателей по преодолению тревожности.

Теоретическим и методологическим основанием исследования являются работы зарубежных психологов, исследовавших особенности тревоги и страха в психоаналитическом направлении: З. Фрейда, А. Фрейда, А. Адлера, К. Хорни, Г. Салливана, Э. Эриксона; теория Д. Селли о причинах детских страхов. Актуальность исследования определяется ростом негативных эмоционально-личностных проявлений у детей младшего школьного возраста, на которые указывают многочисленные авторы (А. И. Захаров, Г. А. Шалимова и многие др.). В исследованиях Л. С. Выготский, В. Вилюнас, Е. П. Ильин, К.Э. Изард, З. Фрейд и мн. др. подчеркивается многогранность, многовариативность, многофункциональность эмоциональной сферы, ее значимость для полноценного развития личности. Взгляды отечественных психологов на проявлении и значении тревоги и страха в развитии ребенка: Л.С. Выготского; С.Л. Рубинштейн А.М. Прихожан; Т.Д. Марцинковской; А. И.Захарова, А. С. Спиваковской, В. И. Гарбузова, И. П. Воропаевой, Н. П. Еренковой, О. А. Карабановой; разработки педагогической науки по способам способы преодоления тревожности у детей: Р.В. Овчарова; методы и приемы психокоррекционной помощи детям с повышенной тревожностью, описанные в работе А. М. Прихожан и М.И. Чистяковой; рекомендации воспитателям и родителям по снижению и преодолению детской тревожности и страха Е. Савина и Н. Шанина.

Практическая значимость работы заключается в том, что разработанные нами рекомендации для воспитателей и родителей, будут полезны им для работы в процессе понижения тревожности у дошкольников.

Структура исследования: цель и задачи исследования определили структуру и содержание исследования состоящей из введения, двух глав, заключения, списка литературы из источников. Объем исследования составляет 79 страниц.

Заключение

Теоретический анализ взглядов различных авторов на особенности содержания страха в детском возрасте и роли игры в ликвидации данных страхов определяет несколько подходов, по-разному описывающих специфику содержания страха у детей.

В психоаналитическом подходе основное место уделяется развитию внутренних психологических инстанций. 3. Фрейд и А. Фрейд отмечали, что психологическая особенность, детерминирующая специфику страха в старшем дошкольном возрасте у ребенка формируется в «Сверх-Я» и именно с данным феноменом связаны особенности детского страха. В отличии от З. Фрейда, А. Фрейд считала страх Сверх-Я первым внутренним страхом. Одним из характерных признаков данного подхода является тенденция авторов выяснить «психологическую пользу» детского страха, его естественность для психики, а также провести разграничение между нормальным и патологичным развитием в области детского страха.

Следующий подход условно можно назвать социальным. Здесь исследователи, как отечественные, так и зарубежные (Д. Селли, С. Салливен, А. И. Захаров), обращают внимание в первую очередь на изменения социального положения ребенка, на особенности его взаимоотношения с внешним миром. Они говорят о том, что содержание детского страха становится тесно связанным с характером межличностных знаковых социальных взаимоотношений.

Можно предположить, что эти два подхода отражают две точки зрения на единый феномен. Сторонники одного похода обращают внимание на внутреннюю психическую деятельность, другие исследователи обращают свое внимание на социальные аспекты существования ребенка.

Также можно указать еще два направления, связанных с выделением различных особенностей развития ребенка. В одном случае авторы (А.И. Захаров, В.И. Гарбузов) фиксируют выявленный экспериментальным путем страх смерти у детей 5-8 лет.

Причина его возникновения, как отмечается, лежит в особенностях развития детской картины мира - у ребенка происходит осознание смерти как таковой, как конечности жизни (В.И. Гарбузов). Кроме того, описывается существование у детей страха, связанного с символическими структурами сознания, с мифологичностью мышления, - страха различных мифологических персонажей. Именно этот подход обращает внимание на данные страхи-заместители, которые могут являться надстройкой над всеми остальными детскими страхами и которые связаны с культурно-историческим развитием общества.

В детских садах воспитатели, сталкивающиеся с проблемой детских страхов и тревожности у дошкольников быть внимательны к детям, которые проявляют тревожности и страхи. Нельзя оставлять без внимания жалобы малыша, следует относиться к ним с пониманием, каким бы беспочвенным не казался его страх.

Следует поговорить с воспитанником о его страхах. Лучше делать это в спокойной обстановке, посадив малыша на колени, или сесть рядом с ним. Беседу следует вести неторопливо и обстоятельно, перечисляя страхи и ожидая ответа «да» – «нет» или «боюсь» – «не боюсь». Повторять вопрос о том, боится или не боится ребенок, надо только время от времени. Тем самым можно избежать непроизвольного внушения страхов. Во время беседы взрослый должен подбадривать и хвалить ребенка, а также не стоит зачитывать список страхов с листочка.

Попробовать переубедить ребенка. Важно не уменьшать страх, не придавая ему значения, не говорить малышу о том, что все это глупости. Надо поделиться с воспитанником своим опытом, рассказать о том, чего вы боялись в детстве и почему, и обязательно о том, как вы перестали бояться.

Сочинить вместе с ребенком сказку или рассказ на тему его страха. Конец истории должен быть обязательно о том, как герой побеждает страх.

Нарисовать страх – это самый распространенный и действенный метод борьбы с ним. После того как ребенок нарисует, следует сжечь бумажку с рисунком, и обязательно объяснить малышу, что страха больше не существует, что вы его сожгли, и он больше никогда не побеспокоит его. Пепел от сожженной бумажки нужно развеять. Делать все это необходимо вместе с воспитанником, не забывая все время хвалить его, говорить, какой он смелый и большой, какой молодец, что смог победить страх.

Использовать игру или инсценировки. Это лучше делать в группе детей. Родители могут закрепить достигнутые результаты дома, повторив задание вместе с ребенком. Но не стоит заставлять детей, это может спровоцировать еще больший страх.

Организовать общение ребенка со сверстниками, у которых тоже есть страхи. Малыш будет ощущать моральную поддержку, новые знакомства помогут ему отвлечься от своих мыслей.

Все виды коррекции стоит применять в комплексе [9].

Таким образом, необходимо учитывать несколько правил в общении с дошкольниками:

Во-первых, взрослые должны быть эмоциональны в присутствии ребенка, ясно, четко, однозначно выражать свое отношение ко всему, что может явиться объектом его восприятия. Это необходимо для формирования его собственной системы оценок окружающего необходимой каждому человеку.

Во-вторых, взрослые должны быть максимально ласковы с ребенком, так как это оказывает стимулирующее воздействие на его психическое развитие, а также способствует формированию уверенности в себе, переживания защищенности.

В-третьих, требования взрослых к ребенку должны быть постоянными и строится с учетом реальных его возможностей – это необходимо для формирования воли и других важных качеств для развития способности действовать исходя из сложившихся устойчивых оценок, а не узко ситуационно; в-четвертых следует давать ребенку возможность накапливать опыт оценки ответственных действий; даже если он действует неверно по мере возможности следует дать ему завершить задуманное и помочь оценить действия и его результат в целом, а не одергивать по ходу дела, так как в том случае он не накапливает достаточного опыта самооценки и к тому же оказывается склонным к импульсивным мотивированным поступкам.

Список литературы

1. Анастази А. Воспитание детей в игре. - М.: Просвещение, 2012. – 326 с.

2. Аникеева Н.П. Воспитание игрой. Психологическая наука школе.- М.: Просвещение, 2010. – 144 с.

3. Блонский И.Д. Возрастная и педагогическая психология.– М.: Педагогика, 2008. – 262 с.

4. Богуславская З.М., Смирнова Е.О. Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста. - М.: Просвещение, 2007. – 291 с.

5. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте.– М. Просвещение, 2009. – 364 с.

6. Венгер А.Л. Психологические рисуночные тесты: Иллюстрированное руководство. – М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2010. – 160 с

7. Вологодина Н.Г. Детские страхи днем и ночью. - Ростов н/Д. : Феникс, 2010.- 472 с.

8. Воропаева, И. П. Коррекция эмоциональной сферы младших школьников: Метод. пособие / И. П. Воропаева; науч. ред. Г. Ф. Кумарина.– М., 2010.– 137 с.

9. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте.– СПб.: Союз, 2010. – 536 с.

10. Выготский Л.С. Вопросы детской психологии.– СПб.: Союз, 2010. – 224 с.

11. Выготский Л.С. Игра и ее роль в психологическом развитии ребенка: Вопросы психологии.– М.: Просвещение, 2009. – 541 с.

12. Выготский Л.С. Учение об эмоциях. - Собр. соч.: В 6 т. - Т. 4. - М.: Педагогика, 1984. - 400 с.

13. Гальперин П.Я. Методы обучения и умственное развитие ребенка.- М.: Педагогика-Пресс, 2007. – 389 с.

14. Гаспарова Е.М. Дошкольное воспитание. - М.: Педагогика, 2007 – 263 с.

15. Гурин В.Е., Солопанова О.Ю. Основы умственного воспитания младших школьников в процессе обучения музыки: восприятие, мышление, развитие.– Краснодар, 2011. –231 с.

i. Детская практическая психология: Учебник / Под ред. Т.Д. Марцинковской. - М.: Гардарики, 2010. - 255 с.

16. Джайнот Х.Д. Родители и дети («Некоторые причины страха у детей»). М., 2010. – 188 с.

17. Диагностика и коррекция психического развития дошкольников : Учеб. Пособие /Я. Л. Коменский, Е. А. Панько, А. Н. Белоус и др. / под ред Я. Л. Коменского, Е. А. Панько.- МН. : УНIВЕРСIТЭЦКАЕ, 2009. – 237 с.

18. Дьяченко О.М. Воображение дошкольника.– М: Знание, 2010. – 270с.

19. Дьяченко О.М., Лаврентьева Г. В. Психическое развитие дошкольников.– М.: Педагогика, 2007. – 128 с.

20. Ежкова Н. Развитие эмоций в совместной с педагогом деятельности: Эмоциональное развитие детей дошкольного возраста // Дошкольное воспитание. - 2010. - №1. - С.20-27.

21. Захаров А.И. Дневные и ночные страхи у детей. - СПб. : Речь, 2011. – 364 с.

22. Зубкова А. С., Зубанова С. Г. Книга для родителей. Детские страхи / А. С. Зубкова, С. Г. Зубанова. - Ярославль: Академия развития, 2007. – 477 с.

23. Изард К.Э. Психология эмоций. - СПб. : Питер, 2011. – 398 с.

24. Изотова Е.И., Никофорова Е.В. Эмоциональная сфера ребенка: теория и практика: Учебн. Пособие для студентов высших учебных заведений. - М. «Академия». – 2011. – 372 с.

25. Ильенков Э.В. Философия и культура.– М.Просвещение, 2008. – 394 с.

26. Карабанова О.А. Психология семейных отношений и основы семейного кон-сультирования: Учебное пособие. – М.: Гардарики, 2010. – 320 с.

27. Карварский Б.Д. Клиническая психология / под ред. М. Перре, У. Баумана. - СПб. : Питер, 2010. – 290 с.

28. Кино и дети. – М.: Мир книг, 2010. – 178 с.

29. Клюева Н. В. Касаткина Ю. В.Учим детей общению. Характер, коммуникабельность. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: Академия развития, 2006.- 240 с.

30. Кряжева Н. Л. Развитие эмоционального мира детей. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: Академия развития, 2006.-208 с.

31. Кузьмина М. Детский невроз страха // Школьный психолог. - 2010. - № 25. – С. 78-99

32. Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология. – М.: Сфера, 2011. – 464 с.

33. Левис Ш. «Ребёнок и стресс» - СПб. : Питер, 2009. – 392 с.

34. Логинова В.И. и др. Дошкольная педагогика. - М.: Просвещение, 2010. – 162 с.

35. Макарова Е.Г. «Преодолеть страх или искусствотерапия» - М., «Школа-Пресс», 2010. – 388 с.

36. Максакова А.И., Тумакова Г.А. Учите играя. - М.: Просвещение, 2007 – 248 с.

37. Макшанцева Л. В. Тревожность и возможности ее снижения у детей, начинающих посещать детский сад. // «Психологическая наука и образование», 2010. - № 2. – С. 25-56

38. Менджрицкая Д.В. Воспитание детей в игре. - М. : Просвещение, 2001. – 291 с.

39. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество. – М.: Издательский центр «Академия», 2010. – 456 с.

40. Немов Р. С. Психология: учеб. Пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. – кн. 3: Психодиагностика. Введение в научно – психологическое исследование с элементами математической статистики – 3-е изд. – М. : Гуманит. Центр ВЛАДОС, 2010. – 632 с.

41. Немов Р.С. Психология.– М.: ВЛАДОС, 2011. – 608 с.

42. Овчарова Р. В. Практическая психология в начальной школе.- М. : ТЦ «Сфера», 2010.- 240 с.

43. Педагогическое наследие / И. Г. Песталоцци, Я. А. Каменский, Д. Локк, Ж.Ж. Руссо. – М.: Просвещение, 2010. – 496 с.

44. Популярная психология для родителей; 2-е изд., испр.. Под ред. А. С. Спиваковской.- СПб. : Союз, 1997. – 399 с.

45. Практикум по возрастной и педагогической психологии : Для студ.сред. пед. учеб. заведений /авт.- сост. Е. Е. Данилова; под ред. И. В. Дубровиной. – М.; издательский центр «Академия», 1998. – 160 с.

46. Прихожан А. М. Причины, профилактика и преодоление тревожности // «Психологическая наука и образование» 1998. - №2. – С. 67-98

47. Проскура Е.Ф. Развитие познавательных способностей дошкольника.– Киев: Политиздат, 2010. – 376 с.

48. Психолог в детском дошкольном учреждении: методические рекомендации в практической деятельности / под ред. Т. В. Лаврентьевой. – М. : Новая школа, 1996. – 144 с.

49. Психолог в детском дошкольном учреждении: Методические рекомендации к практической деятельности / Под ред. Т. В. Лаврентьевой. – М.: Новая школа, 2006. – 416 с.

50. Психологические особенности формирования личности в педагогическом процессе. - М.: Просвещение, 2010. – 519 с.

51. Психология развития. Словарь. Под. ред. А.Л. Венгера // Психологический лексикон. Энциклопедический словарь в шести томах / Ред.-сост. Л.А. Карпенко. Под общ. ред. А.В. Петровского. – М.: ПЕР СЭ, 2010. – 176 с.

52. Рубинштейн С. Л. – Основы общей психологии / С. Л. Рубинштейн. - М. : Издательство: «Питер», 2010. - 685 с.

53. Руководство практического психолога: психическое здоровье детей и подростков в контексте психологической службы / под ред. Дубровиной И. В. – Москва: Академия, 2010. – 168 с.

54. Савина Е., Шанина Н. Тревожные дети. // «Дошкольное воспитание», 1996. - №4. – С. 90-102

55. Сапогова Е.Е. Психология развития человека: Учебное пособие. – М.: Аспект Пресс, 2011. – 460 с.

56. Спиваковская А. С. Игра – это серьезно.– М.: Педагогика, 2011. – 144 с.

57. Спиваковская А. С. Психотерапия: игра, детство, семья – ООО Апрель Пресс, ЗАО Изд-во ЭКСМО – Пресс, 2011. - 546 с.

58. Татаринцева А.Я., Григорчук М.Ю. Детские страхи: куклотерапия в помощь детям. СПб. : Речь, 2010. – 388 с.

59. Уронтаева Г. Дошкольное воспитание. Дидактическая игра как средство развития произвольной образной памяти у старших дошкольников.– М.: Педагогика, 2010. – 318 с.

60. Уронтаева Г. Дошкольное воспитание. Дидактическая игра как средство развития произвольной образной памяти у старших дошкольников. М.: Просвещение, 2011. – 275 с.

61. Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А. Практикум по детской психологии. – М.: Владос, 2010. – 315 с.

62. Фрейд А. Психология Я и защитные механизмы. - М.: Педагогика, 2010. – 470 с.

63. Фрейд З. Страх // Введение в психоанализ. Лекции. - М., 1989. - С.250-263.

64. Хорни, К. Собрание сочинений в 3-х томах: пер. с англ. / К. Хорни. – М.: Смысл, 2010. – Т. 2. – С. 480

65. Хухлаева О.В. Основы психологического консультирования и психологической коррекци: учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений. - М. : Издательский центр «Академия», 2011. – 265 с.

66. Чиркова Т. И. Психологическая служба в детском саду: учебное пособие для психологов и специалистов дошкольного образования. - М. : Педагогическое общество Росии, 2010.- 255 с.

67. Чистякова М. И. Психогимнастика / под ред. М. И. Буянова. – 2-е изд. - М. : Просвещение: ВЛАДОС, 2010. – 160 с.

68. Шаповаленко И.В. Возрастная психология. – М.: Знание, 2010 – 230 с.

69. Шелби Брайн. Тесты для детей: Открой своего ребенка с помощью тестов. - Тюмень : Скорпион, 2010. - 128 с.

70. Шишова Т.Л. Как помочь ребенку избавиться от страхов. Страхи - это серьезно. - СПб. : Речь, 2011. – 761 с.

71. Щербатых Ю. В. Психология страха: Популярная энциклопедия. - М. : Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2010. – 583 с.

72. Эльконин Д. Б. Психологические игры.- М.: Просвещение, 2010. –327 с.

73. Эриксон Э. Детство и общество. ? С-Пб.: Ленато, 2010.


Популярные, наиболее покупаемые работы:

  1. Теоретические основы учёта и анализа движения денежных средств
  2. Архаическая Греция VIII-VI вв. до н.э
  3. После Петра 1 и до президента Медведева
  4. Политический режим
  5. Система конституционного права в странах романо-германской
  6. Отягчающие обстоятельства
  7. Управление муниципальным имуществом ОТЧЕТ
  8. Юридический прецедент как источник системы общего права
  9. Валюта и ее влияние на экономику
  10. Программное обеспечение автоматизированной ин¬формационной системы «Склад»
  11. Дознаватель понятие и процессуальный статус
  12. Значение идей Р. Оуэна для развития менеджмента
  13. Преддоговорные отношения в гражданском праве
  14. Уголовная ответственность за бандитизм. законодательство теория практика
  15. Огюст Конт и Герберт Спенсер - основоположники социологии
  16. Социальные нормы и нормативы потребления материальных благ
  17. Бандитизм
  18. Правовая основа организации оперативно-розыскной деятельности органов внутренних дел и актуальные проблемы ее совершенствования
  19. Реферат-конспект Книга Русская революция от Ленина до Сталина 1917-1929 Э.Х. Карр
  20. Вклад русских ученых-космистов
  21. Источники победы в Великой отечественной войне
  22. Особенности фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи.
  23. Инновационная экономика: содержание и основные формы развития.
  24. Правовое положение органов внутренних дел
  25. Организация социальной работы на примере УСЗН
Структура реферата:
Как правильно самостоятельно написать:
Как правильно оформить по ГОСТ:
Инструкции по работе с программами: