Информационные материалы для подготовки студентов

Расскажи одногруппникам: + 200 к карме:

Роль женщины в римском обществе в период раннего Принципата





Содержание

Введение 3

Глава 1.Социально-политическое и экономическое развитие Древнего Рима в эпоху раннего Принципата 6

1.1Принципат, как особая форма монархии в Древнем Риме. Вопросы историографии 6

1.2 Общественное устройство в Древнем Риме периода раннего Принципата 37

Глава 2. Положение женщины в эпоху раннего Принципата 42

2.1 Быт и условия жизни женщин в период раннего Принципата 42

2.2 Образование женщин в период раннего Принципата 43

Глава 3. Профессиональные объединения женщин в эпоху раннего Принципата 63

3.1 Женские объединения в Помпеях 63

3.2 Роль женщин в политической жизни Рима периода раннего Принципата 80

Заключение 84

Список использованной литературы 85

Введение

Актуальность. Сегодня в условиях глобализации, интеграции, интенсификации межкультурных отношений наука выдвигает все новые проблемы, требующие особого подхода. Одной из самых актуальных проблем современности является женский вопрос. Изучение женского вопроса в контексте ее жизненного уклада, образования, места и роли в обществе имеет большое значение как составная часть гендерных проблем.

Античное общество в целом, и древнеримское в частности, как известно, было весьма сложным и помимо сословно-классовой структуры включало различные объединения и группы. Помимо общины (civitas), самой крупной ячейки у древних римлян, вся общественно-политическая, производственная, духовная, религиозная жизнь человека протекала внутри более мелких социальных групп: в семейно-родовой организации, в религиозных и профессиональных коллегиях, называвшихся collegium, collegium sodalicium, sodalitas, partes, а также в мелких кружках и компаниях друзей среди amici и necessitudines. Именно эти малые социальные группы образовывали непосредственно данную для античного общества реальность, внутри и, как правило, под контролем которых протекала деятельность и жизнь древнего римлянина, где совместно принимались решения и исполнялись планы и намерения.

Женщины в древнеримском государстве, при всех особенностях и своеобразии их положения, также неизбежно включались в различные коллективы или группы античного общества. Однако их место и роль в этой с. 70 микромножественной структуре не были однозначными и постоянными, они менялись вместе с развитием древнеримского общества, вызывая и изменение морально-психологического климата вокруг их положения.

Женщина в этот период не занимала самостоятельное положение в Риме. Указания же на политическую роль женщин императорского дома, по существу, не позволяют обнаружить иной природы их влияния на политику, кроме той, которая считается нормальной для влияния женщин из других семей на действия своих мужей. Специфика заключается в том, что результат влияния женщин императорского дома может быть куда более впечатляющим, нежели аналогичный результат влияния жен на любого римлянина - от плебея до сенатора.

Серьезное же внимание, уделяемое женским персонажам в исторических или биографических произведениях, следует, с нашей точки зрения, рассматривать в контексте критики системы власти принципата: жалобы на могущество женщин - это, в конечном счете, завуалированные жалобы на императора и его власть над сенатом.

Влияние женщин на своих мужей или сыновей для римского общества было столь же естественно, как и их участие в домашних делах.

Для римского общества было характерно широкое применение династических браков и использование в политике династических связей. Реальный политический статус женщины также мог измениться в случаях, если ее рассматривали в качестве потенциальной супруги влиятельного политика. Мы можем говорить о том, что использование женщин и женского <домашнего> влияния в качестве своего рода политического орудия было обычной практикой - закулисной составляющей официальной политической сцены.

Такая практика не рассматривается авторами античных текстов в качестве политической реалии, но, с нашей точки зрения, понимание ее роли и ее анализ необходим для полноценного изучения политической сферы жизни общества в целом и римского общества в частности.

В древнеримской традиции женщина не мыслилась вне замкнутых рамок фамилии, где протекала вся ее жизнь. Внутри фамилии, основной хозяйственной ячейки общества, жизнь мужчины и женщины существенно различалась по роду занятий, объекту трудовой деятельности, формам времяпрепровождения, нормам поведения. Это ясно сформулировано Колумеллой: «Домашний труд был уделом матроны, потому что отцы семейств возвращаются к домашним пенатам от общественной деятельности, отложив все заботы, будто для отдыха».

Источники исследования:

1) Исторические сочинения древних авторов (Веллей Патеркул, Светоний, Тацит, Плутарх

2)Художественные произведения греч. и римских писателей и поэтов (Овидий, Вергилий, Марциал)

3) Надписи

4) Археология (Помпеи)

Объект исследования: женщины эпохи Принципата в Древнем мире.

Предмет исследования: процесс функционирования социального статуса женщин в древнем Риме эпохи Принципата.

Цель исследования: характеристика роли женщины в римском обществе в период раннего Принципата.

Задачи исследования: рассмотреть принципат, как особую форму монархии в Древнем Риме; проанализировать общественное устройство в Древнем Риме периода Принципата; осветить быт и условия жизни женщин в период Принципата; охарактеризовать образование женщин в период Принципата, женские объединения в Помпеях; показать роль женщин в политической жизни Рима.

Структура исследования: работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы.

Заключение

Мы не можем, конечно, установить числового соотношения между этими скромными, неизвестными женщинами и героинями Ювенала. Можно, однако, не обинуясь, сказать, что первых было больше. Не следует, во-первых, меркою Рима мерить всю страну: во все времена и у всех народов жизнь в столице шла шумнее и распущеннее, с большим пренебрежением к установленным правилам морали и приличий, чем в остальной стране. Плиний, например, говорит о Северной Италии как о таком крае, «где до сих пор хранят честность, умеренность и старинную деревенскую простоту». А во-вторых, надо обязательно проводить границу между богатыми аристократическими кругами, где праздность и отсутствие насущных повседневных забот создавали атмосферу, в которой легко было сбиться с правого пути, и слоями среднесостоятельными и вовсе бедными, где на жене лежал весь дом и от ее усердия и умения зависело благосостояние всей семьи. Ювенал, рисуя женские типы, имеет в виду только Рим и сплошь женщин если не аристократического, то богатого класса, а Сенека говорит о скандальных бракоразводных историях именно в этой среде.

Мы располагаем документальными свидетельствами, к сожалению, больше всего именно об этой среде: жены простых людей, небогатых, а то и вовсе бедных, не обращали на себя внимания при жизни и уходили из нее незаметные и незамеченные. Память о них оставалась в сердцах близких, но выразить эту любовь, свою печаль и благодарность они умели только в истертых от бесконечного повторения словах, которые подозрительному взгляду кажутся лишь трафаретом, благопристойным и лживым.

Не надо, по существу говоря, никаких документальных данных, чтобы представить себе жизнь замужней женщины в этой среде, — извечную женскую долю всех времен и всех народов, с. 199 полную незаметного труда и мелких хлопот, которые не дают передохнуть с раннего утра и дотемна и которыми держится дом и семья. Она, конечно, домоседка: куда же пойдешь, когда нужно сделать то то, то другое, сготовить, убрать, починить. Она садится за прялку и, напряв ниток, переходит к ткацкому станку, не потому что это освященная веками благородная традиция, а потому что одежда, изготовленная дома, обойдется дешевле покупной. Она высчитывает каждый асс, прикидывает, как бы подешевле купить и хлеба, и овощей, и чурок для жаровни. Муж с рассвета возится в мастерской (каменотес, столяр или сапожник), ребята постарше ушли в школу. Теперь пора наводить чистоту: комнатенка за мастерской или полутемная низенькая мансарда моется (за водой надо бегать на перекресток, что поделаешь!), чистится, выскребается: чистота ее конек и пятно на полу приводит ее в ужас. Потом надо подумать о завтраке для мужа и для детей; в соседней лавчонке хитрец-грек продает палые маслины, выдавая их за лучший ранний сорт; ну ее-то, конечно, не проведешь: она купит модий-другой по дешевке и дома их засолит и замаринует — будет дешевле покупных и вкуснее. Старший сын является из школы с горькими слезами: никак не выходили на дощечке две противных буквы, а потом он дернул за хвост учительскую собаку — она и вцепись зубами! От учителя попало за все разом. Мать перевязывает руку пострадавшему, учит, как надо обращаться с животными, берет дощечку и грифель (она ведь тоже в родной деревне училась в школе: и прочтет, и напишет, и сосчитает); оказывается все просто и легко — только поведи рукой вверх-вниз, — непонятно, почему же не выходило в школе.

В воспитании детей в бедной трудовой семье на долю матери выпадает роль более важная, чем отцу, который все время занят, работает в мастерской, обходит с заказами клиентов, забегает в термы, проводит часок-другой в кабачке за приятельской беседой. Дети были при матери; первые уроки доброго поведения, подкрепляемые ее собственным примером, они получали от нее. Мать понимала не только в домашнем хозяйстве: она знала жизнь: у нее был тот опыт, который приобретается приглядыванием к окружающему и раздумьем над тем, что делается вокруг. Сын на возрасте, не послушавшись раз-другой ее совета и ожегшись, теперь внимательно вслушивался в эту тихую добрую речь и принимал с. 200 эти советы к руководству. Тацит оставил трогательную зарисовку семейной жизни: сын воспитывается «не в каморке купленной кормилицы», а на материнском лоне, под присмотром почтенной пожилой родственницы; в их присутствии «нельзя было сказать мерзкого слова, совершить непристойный поступок» (dial. 28), и как пример образцовых матерей он привел Корнелию, мать Гракхов, Аврелию, мать Цезаря, и Атию, мать Августа.

В то время, о котором идет речь, таких матерей надо было искать преимущественно в простых бедных семьях. О них никто не знал, кроме семьи и соседей; не нашлось писателя, который бы ими заинтересовался и о них написал; и мы можем только по туманному облику вилики у Катона и по жене пастуха, кочующего со своим стадом чуть не по всей Италии, образ которой на минуту мелькнул у Варрона, до некоторой степени представить себе, чем были эти женщины. Усердные помощницы своим мужьям, умевшие заботой и лаской скрашивать неприглядность бедности и смягчать ее жестокость; хлопотуньи-хозяйки, державшие дом в уюте и порядке; умные и нежные матери; добрые советницы и безотказные утешительницы и в малой беде и в большом горе, всегда обо всех помнившие и только о себе забывавшие, они всей своей жизнью оправдывали старинную пословицу, гласящую, что два лучших дара, которые бог посылает человеку, это хорошая мать и хорошая жена.

Список литературы

1 Ферреро Г., Величие и падение Рима, т. III, М., 1916; т. IV, 1922; т. V, 1925.

2 Буассье Г., Римская религия от Августа до Антонинов, русск. пер. М. 1914.

3 Драгоманов М., Вопрос о всемирно-историческом значении Римской империи и Тацит, ч. I, Киев, 1869.

4 Герье В. И., Август и установление империи, «Вестник Европы», 1877, № 6, 7, 8.

5 Гримм Э.Д., Исследования по истории развития римской императорской власти, ч. 1, СПб., 1901.

6 Гревс И.М., Очерки из истории римского землевладения преимущественно во время империи, т. I, СПб. 1899.

7 Виппер Р. Ю., Очерки истории Римской империи, ГИЗ, 1923.

8 Петрушевский Д. М., Очерки из истории средневекового общества и государства, М., 1922.

9 Ростовцев М. И., Рождение Римской империи, П., 1918.

10 Сергеев В. С., Очерки по истории древнего Рима, М. 1938, стр. 373—411.

11 Покровский М. М., История римской литературы, М.—Л. 1942.

12 Дератани Н. Ф., Вергилий и его Энеида; Вергилий, «Энеида», 1933; И. Ф. Дератани, Вергилий и Август, ВДИ, 1946, № 4, стр. 66 сл.

13 Тронский И. Д., История античной литературы, Л. 1946.

14 Кобылина М. М., Искусство древнего Рима, М.—Л. 1939; В. Д. Блаватский, Архитектура древнего Рима, М. 1938;

15 Брунов Н. И., Очерки по истории архитектуры, т. II, М. 1935;

16 Всеобщая история архитектуры. т. II, ч. 2, Архитектура древнего Рима, М. 1948.


Популярные, наиболее покупаемые работы:

  1. Субъект патентного права
  2. Таможенный контроль
  3. Интеллектуальная собственность
  4. Татуировка как особая форма изменения внешности
  5. Конституционно правовая основа борьбы с международным терроризмом в РФ
  6. Механизм фашистской диктатуры в германии
  7. Международный опыт повышения экономической эффективности сельскохозяйственного производства (на примере молочной промышленности)
  8. Представительство в гражданском процессе понятие, основания, виды
  9. Спортивные термины
  10. Информационно- аналитическое обеспечение реализации административной реформы в Российской Федерации
  11. Формирование правовой культуры учащихся при изучении истории Отечества XX века.doc
  12. Психолого-педагогическая деятельность по управлению конфликтами в образовательных учреждениях
  13. Коррупция как вид преступности
  14. Основные научные направления и научные центры
  15. Спрос и предложение
  16. Выбор стали для упругих элементов, работающих в агрессивных средах
  17. Анализ признаков статуса жилого помещения
  18. Свойства уравнения спектра типа Лежандра
  19. Особенности гидроотвалообразования
  20. Кадровая политика ЗАО "Русский Хром 1915"
  21. КПК (Pocket PC)
  22. Молодежный алкоголизм
  23. Наркотизация молодежи
  24. Фонетико-фонематическое недоразвитие речи
  25. Дипломатия Китая на современном этапе
Структура реферата:
Как правильно самостоятельно написать:
Как правильно оформить по ГОСТ:
Инструкции по работе с программами: