Информационные материалы для подготовки студентов

Расскажи одногруппникам: + 200 к карме:

Рисование и развитие личности ребенка





Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3

Глава 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ВЫРАЗИТЕЛЬНОГО ОБРАЗА В РИСУНКАХ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 7

1.1 Общая характеристика изобразительной деятельности детей дошкольного возраста 7

1.2 Роль рисования в развитии личности ребенка 11

Выводы по 1 главе 17

Глава 2 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ КАЧЕСТВ ЛИЧНОСТИ, РЕАЛИЗУЕМЫХ В ПРОЦЕССЕ РИСОВАНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 18

2.1 Педагогическая диагностика использования средств выразительности в рисунках детей старшего дошкольного возраста 18

2.2. Методические рекомендации по формированию личности в рисовании детей старшего дошкольного возраста 25

Выводы по 2 главе 36

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 37

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 39

Введение

Актуальность работы. Изобразительная деятельность ребенка в дошкольном возрасте является одним из естественных специфически детских видов деятельности. В процессе руководства ею открывается возможность решения широкого круга задач воспитательно-образовательного характера.

Работа по образовательному направлению предназначена для того, чтобы развить у детей пятого, шестого, седьмого года жизни двигательную координацию кистей и пальцев рук; научить изображать предметы, явления природы используя средства нетрадиционных художественных техник рисования. Именно совершенство тонкой двигательной координации кистей и пальцев рук дает ребенку овладеть письмом. От степени развития моторики руки, овладения детьми нетрадиционными техниками рисования (рисование пальчиками, деревянной палочкой, оттисками печатками из картофеля, поролоновым тампоном, шерстяными нитками и др.) зависит степень успешности обучения ребенка в начальной школе, готовность руки к письму.

Изобразительная деятельность развивает органы чувств и особенно зрительное восприятие, основанное на развитии мышления, умении наблюдать, анализировать, запоминать; воспитывает волевые качества, творческие способности, художественный вкус, воображение; знакомит с особенностями художественного языка, развивает эстетическое чувство (умение видеть красоту форм, движений, пропорций, цвета, цветосочетаний), необходимое для понимания искусства, способствует познанию окружающего мира, становлению гармонически развитой личности.

Искусство учит нас находить в обыкновенном и будничном черты необыкновенного, возбуждает сознание, заставляет переживать при виде прекрасного и трагического, вводит в мир красоты и правды.

Изобразительная деятельности является одной самых эффективных средств подготовки детей к школе.

Проблемами методики обучения изобразительной деятельности нетрадиционными техниками занимались Т.Г.Казакова, Т.С.Комарова, Н.П.Саккулина, Е.А.Флёрина, которые предлагают в процесс рисования включать игровые упражнения, музыку, обыгрывание и другие средства воздействия, а также вопросы развития детского изобразительного творчества в рисовании рассматривались в связи с усвоением детьми некоторых закономерностей рисунка и изобразительно-выразительных особенностей рисования в разных техниках. При этом все педагоги искали и описывали наиболее эффективные педагогические условия формирования выразительного образа в детском рисовании.

Проблема формирования выразительного образа в рисунках старших дошкольников определяется интересом к изучению особенностей детского изобразительного творчества.

По мнению Л.А. Венгер, Е.И. Игнатьева, Н.П. Сакулиной и др. основным условием возникновения образа считают непосредственное чувственное ознакомление с предметами и явлениями действительности. Т.Г. Казакова, Р.Г. Казакова и др., указывают на необходимость специальной организации восприятия детей с целью формирования нужных представлений об изображаемом образе.

В работах В.С. Кузина, Б.М. Неменского, Р.М. Чумичевой и др. подчеркивается активное воздействие на ребенка средств искусства, способствующих обогащению и разнообразию выразительных образов в детских рисунках.

Изобразительная деятельность ребенка теснейшим образом связана с развитием его личности. В процессе изображения участвует не какая-либо отдельная функция (память, внимание, мышление и т.д.), а личность человека в целом. Окружающее отражается в рисунке ребенка не механически, ребенок отражает реальность в своем рисунке, активно выбирая одни черты и отбрасывая другие.

Исходя из этого, Т.С. Комарова видит один из путей повышения выразительности образов в детских рисунках в обучении дошкольников технике рисования. Она пишет, что нужно научить детей технике рисования, чтобы они могли свободно ею распоряжаться, наиболее полно выражать в рисунке свои впечатления об окружающей жизни.

Цель нашей работы состоит в выявлении особенностей влияния рисования на развитие личности ребенка.

Объект исследования - изобразительная деятельность детей дошкольного возраста.

Предмет исследования - формирование личности в процессе рисования дошкольников.

Для успешной реализации цели нам необходимо решить следующие задачи:

- дать общую характеристику изобразительной деятельности детей старшего дошкольного возраста;

- рассмотреть влияние рисования на личность детей дошкольного возраста;

- провести эмпирическое исследование использования средств выразительности в рисунках детей старшего дошкольного возраста;

- провести анализ и сделать выводы.

Методы исследования:

- проблемно-игровая ситуация «Подбери названия к картинам»,

- проблемно-творческая ситуация «Автопортреты» (модифицированная методика Е.М. Торшиловой),

- методика организации творческой изобразительной деятельности «Цветные лужи».

База исследования. Исследование проводилось на базе______

Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.

Заключение

Изобразительное искусство занимает важное место в развитии детей дошкольного возраста.

Потребность в красоте и доброте у ребенка отмечается с первых дней его жизни. В старшем дошкольном возрасте он уже избирателен в выборе красивого, имеет на этот счет свои собственные суждения и сам, исходя из своих возможностей, «творит» красивое, чтобы удивить, восхитить, поразить нас, взрослых, умением видеть окружающий мир.

Ребенка надо учить видеть прекрасное вокруг себя – в природе, жизни и деятельности человека. Вырабатывать умение наслаждаться красотой окружающей природы, любоваться предметами быта, народных промыслов, замечать красивое в окружающем мире. Необходимо подводить детей к пониманию того, что красота в природе, красота в жизни, красота в искусстве неотделимы друг от друга. Осуществлять этот процесс необходимо так, чтобы вызвать у детей положительное отношение к природе, яркие эмоциональные переживания.

Произведения искусства несут радость познания, открытия, вызывают чувства наслаждения прекрасным. Обучение различным видам художественной деятельности дарит впоследствии детям радость творчества, формирует интерес к искусству, который сохраняется на протяжении всей жизни человека и служит одной из основ духовного развития личности.

Руководство творческими деятельностями детей, основанными на интеграции различных видов искусства, должно осуществляться таким образом, чтобы дети поняли, что одно и то же явление, образ действительности или воображения в разных видах художественной деятельности передаётся разными средствами. Познание средств выразительности разных видов художественной деятельности и овладение ими способствуют обогащению представлений детей о мире и искусстве, углубляет эстетические чувства, оценки и отношение к искусству и действительности.

Список литературы

1. Аверьева А.П. Изобразительная деятельность в детском саду: Планы занятий. Практическое пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М.: Мозаика-Синтез, 2001г.

2. Аранова, С.В. Обучение изобразительному искусству, модернизация общего образования / С.В.Аранова. - СПб.: Каро, 2004, с. 170.

3. Афонькина, Ю.А. Практикум по детской психологии. - М.: Просвещение, 2005, с. 24.

4. Боровик О.В. Развиваем воображение [Текст]/Л.И.Божович// Дошкольное образование. -2001. - №1. - С.23.

5. Васильева, М.И. Педагогические условия организации процесса освоения детьми природной среды в дошкольном образовательном учреждении: автореф. дисскандидат. пед. наук. / М.И. Васильева. Екатеринбург, 2000, с. 22.

6. Венгер, Л.А. Пути к развитию детского творчества // Дошкольное воспитание. - 2003. - №2. с. 94.

7. Выготский, Л.С. Лекции по психологии [Текст]/Л.С.Выготский.- СПб.: Питер, 2003.- 123 с.

8. Гаврина С. и др. Развиваем руки, чтоб учиться и писать и красиво рисовать. - Ярославль, 2007. – с.45.

9. Григорьева, Г.Г. Игровые приемы в обучении дошкольников изобразительной деятельности. - М.: Просвещение, 2009, с.36.

10. Григорьева, Г.Г. Изобразительная деятельность дошкольников. - М.: Академия, 2009, с. 124.

11. Детство: Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования / Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, З. А. Михайлова и др. — СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС»», 2011. — 528 с.

12. Дошкольная педагогика. Учеб. пособие для учащихся пед. уч-щ по спец. 2002 «Дошк. воспитание» и 2010 «Воспитание в дошк. учреждениях»/ В.И.Ядэшко, Ф.А. Сохин, Т.А. Ильина и др.; Под ред. В.И.Ядэшко, Ф.А. Сохина. – 2-ое изд., испр. и доп. –М.: Просвещение, 1986

13. Дошкольная педагогика. Петербургский научно-практический журнал. №5(62), июль 2010г.

14. Дьяченко, О.М. Воображение дошкольника [Текст]/О.М.Дьяченко. - М.:Просвещение, 2008. - С.79.

15. Дьяченко, О.М. Об основных направлениях развития воображения у детей [Текст]/О.М.Дьяченко// Вопросы психологии. -2007. -№16. - С.32.

16. Казакова Р.Г., Сайганова Т.И., Седова Е.М. и др. Рисование с детьми дошкольного возраста: нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий. - М.: Сфера, 2005, с.93.

17. Казакова Т. Г. Детское изобразительное творчество. — М.: «КАРАПУЗ-ДИДАКТИКА», 2006. — 192 с.

18. Комарова Т. С. Обучение детей технике рисования. Изд. 3-е, переработанное и дополненное. Учебное пособие. — М.: Педагогическое общество России, 2007. — 176 с.

19. Комарова Т. С. Изобразительная деятельность в детском саду: обучение и творчество. - М.: Педагогика, 1990. – с.36.

20. Комарова Т. С. Концепция эстетического воспитания и развития художественно-творческих способностей детей дошкольного возраста // В сб.: Актуальные проблемы формирования личности на материале народной культуры. Шуя, 1994, с.7.

21. Комарова Т.С. Детское художественное творчество. - М., 2005.

22. Квач Н.В. Развитие образного мышления и графических навыков у детей 5-7 лет: Пособие для педагогов дошкольных учреждений. - М.: ВЛАДОС, 2001, с.275.

23. Программа воспитания и обучения в детском саду. / Под ред. В.И.Васильевой. - М.: Академия, 2005. – с.38.

24. Радуга: Программа и метод, руководство по воспитанию, развитию и образованию детей 5-6 лет в детском саду // сост. Т.Н. Доронова - М.: Просвещение, 2007, с.21

25. Развитие социальных эмоций у детей дошкольного возраста / Под ред. А.В. Запорожца и Я.З. Неверович. - М.: Просвещение, 1986. – с.92.

26. Сухомлинский В. А. Проблемы воспитания всесторонне развитой личности // История педагогики в России. М., 1999.

27. Ушинский, К.Д. История воображения. Собр. соч. [Текст]/К.Д.Ушинский. - М., 2000. -Т.8. - С.13.

28. Фатеева А.А. Рисуем без кисточки / А.А. Фатеева. Худож. А.А.Селиванова. – Ярославль: Академия развития, 2006.

29. Флёрина Е. А. Игра и игрушка/ Под ред.Д.В. Менджерицкой Д.В. - М.: Просвещение, 1973 -215с

30. Халезова, Н.Б. Основы изобразительного искусства / Н.Б. Халезова. - М.: Просвещение, 1987, с. 73.

31. Шаповалова, А. В гостях у Мастера Карандаша / А. Шаповалова // Дошкольное воспитание. - 2002. – с. 39.

32. Шайдурова Н.В. Методика обучения рисованию детей дошкольного возраста. - М., 2008.

33. Шпикалова Т.Я. Изобразительное искусство: Основы народного и декоративно-прикладного искусства. - М.: Мозаика-Синтез, 1996, с.239.

34. Юсов Б.П. Изобразительное искусство и детское изобразительное творчество: Очерки по истории, теории и психологии художественного воспитания детей. — Магнитогорск, 2002.


Популярные, наиболее покупаемые работы:

  1. Современные методы изучения государственного стимулирования инновационной активности
  2. Организация детских общественных объединений
  3. Моделирование процесса ««Внутренний контроль»по материалам ОАО «Сбербанк»»
  4. Государственная социальная политика РФ
  5. Институт государственной службы в системе государственного управления
  6. Политический идеал Пьер Прудона
  7. Нормативно-правовые основы формирования кадрового резерва на муниципальной службе и Опыт формирования и подготовки кадрового резерва в зарубежных странах
  8. Татуировка как особая форма изменения внешности
  9. Раздробленность на Руси
  10. Обряды рождения и крещения ребенка
  11. Межполушарная асимметрия и психические функции
  12. Учет расчетов с поставщиками и покупателями в ООО «Пожарный Максимум».
  13. Просвещенный абсолютизм Екатерины 2
  14. Система противодействия экстремизму в Западно - Европейских странах и США, роль и место в этой деятельности полиции
  15. Роль и место социально-культурной деятельности в духовном развитии общества
  16. Организация и развитие электронного бизнеса
  17. Педагогическая адаптация к ДОУ песочная терапия
  18. Понятия о соучастия и виды соучастия в преступлениях
  19. Стандартизация социального обслуживания детей
  20. Арт-терапия
  21. Судебное представительство, его виды
  22. Анализ и характеристика предприятия ООО «Каскад»
  23. Организация и проведение специальной операции по пресечении захвата собственного объекта ОВД
  24. Исполнение наказания в виде смертной казни
  25. Административно правовое регулирования малого предпринимательства
Структура реферата:
Как правильно самостоятельно написать:
Как правильно оформить по ГОСТ:
Инструкции по работе с программами: