Природоохранные мероприятия в Компании выполняются в составе ежегодно реализуемых проектов «Обеспечение экологической безопасности», «Внедрение ресурсосберегающих технологий на железнодорожном транспорте», а также технического перевооружения ОАО «РЖД».
В качестве примера комплексного подхода к решению вопроса экологического развития, энергосбережения и снижения энергоемкости транспортной инфраструктуры можно привести реализацию концепции «Умный вокзал». Пилотным проектом является модернизация железнодорожного вокзала в городе Анапа, где должно быть реализовано снижение потребления энергоресурсов более чем на 50%. Это соответствует максимальному уровню энергоэффективности по европейскому стандарту «Green Building». В названной концепции заложены не только современные технологии энергосбережения (питание от солнечных батарей, светодиодная техника, кондиционирование воздуха за счет использования альтернативных источников энергии), но и инновационные решения в области строительства, экологии и безопасности.
В прошлом году в Анапе завершился пилотный проект по установке на здании железнодорожного вокзала системы солнечных модулей. В настоящее время на крыше вокзала в Анапе разместились 560 модулей солнечных батарей общей мощностью 70 кВт. В результате использования системы солнечных модулей вокзал в дневное время является энергонезависимым от общего электроснабжения.
В части развития качества обслуживания пассажиров и обеспечения транспортной доступности населения можно отметить ряд инновационных проектов.
В Казани возведен принципиально новый объект – транспортно-пересадочный узел, который получил наименование «Казань-2», где объединены потоки железнодорожного транспорта – пригородного сообщения и дальнего следования, междугородние автобусы, городской транспорт, в том числе метро.
Это первый из объектов, который построен ОАО «РЖД» специально к Всемирной летней Универсиаде-2013. Он имеет все атрибуты современного вокзала, который будет восприниматься не просто как транспортные ворота, а как сервисный и культурный центр.
На Московской железной дороге открыт Технологический центр управления пригородным комплексом. Новая структура – первая на сети. В настоящее время проект находится в статусе пилотного и охватывает только ярославское направление дороги – от Москвы до Александрова.
Центр выполняет следующие функции: координирует перевозки, обеспечивает их безопасность, информирует пассажиров об изменении расписания, рассматривает претензии по качеству обслуживания. Такая многофункциональность позволит пригородным пассажирским компаниям и ОАО «РЖД» оптимизировать свою работу.
Особое внимание уделено безопасности пассажиров. Центр оснащен системой интеллектуального видеонаблюдения. На широкоформатных экранах с высоким разрешением в режиме реального времени контролируется ситуация во всех помещениях и на прилегающей территории. Каждое нарушение разбирается с представителями правоохранительных органов. Кроме того, все остановочные платформы оборудованы кнопками экстренной связи. При чрезвычайной ситуации любой пассажир может вызвать сотрудников центра или по видеосвязи сообщить, что происходит на платформе.
ОАО «Российские железные дороги» является инициатором и создателем специального поезда – Передвижного выставочно-лекционного комплекса. В поезде в настоящее время девять выставочных вагонов, каждый из которых посвящен какому-либо инновационному проекту или компании, представляющей свои проекты.