Информационные материалы для подготовки студентов

Расскажи одногруппникам: + 200 к карме:

Воспитание эмпатии у детей дошкольного возраста





Содержание

Введение 3

Глава1.Теоретические, методические основы воспитания эмпатии у детей дошкольного возраста 6

1.1Понятие "эмпатия", сущностные характеристики эмпатии, особенности развития эмпатии у детей дошкольного возраста 6

1.2Педагогические условия воспитания эмпатии у дошкольников в детском саду и семье.Их характеристика 8

1.3 Анализ парциальных программ эмоционального развития В.Г.Ражников "Маленький Эмо", Р.С. Буре "Дружные ребята", О.М.Князева, Р.Б.Стеркина "Я, ты, мы", С.А. Козлова "Я - человек" 10

1.4 Воспитание эмпатии у детей дошкольного возраста в разных видах деятельности 12

Глава 2. Процесс развития эмпатии у детей дошкольного возраста 14

2.1 Педагогическая диагностика проявлений эмпатии у старших дошкольников 14

2.2 Процесс развития эмпатии у детей старшего дошкольного возраста посредством сюжетно-ролевой игры 21

2.3 Подберите упражнения для развития эмпатии у воспитателей и родителей 24

Заключение 34

Список литературы 36

Введение

Многие из феноменов, рассматриваемые психолого-педагогическими науками, имеют определенную предысторию изучения в различных отраслях философского знания. Аналогичным образом дело обстоит с понятием «эмпатия». История изучения эмпатии берет начало в конце XIX в. в таких философских дисциплинах, как этика и эстетика. В различных этических и эстетических учениях описываются особенности человека, отражающие специфику его отношений с окружающими и способствующие пониманию и познанию других людей. Эти теории положили начало исследованиям феномена эмпатии в психологии. Первым ввел термин «эмпатия» в психологическую науку Э. Титченер. согласно психологическому словарю (1990), эмпатия - это постижение эмоционального состояния, проникновение в чувствование, в переживание другого. Данное определение не дает полного представления о сложности и многогранности эмпатии, как психического явления. Существующие трактовки феномена эмпатии отражают многообразие направлений в исследовании этого явления.

Во-первых, эмпатия определяется как психический процесс, направленный на моделирование внутреннего мира переживаний воспринимаемого человека (А. Маслоу, К. Роджерс, В. Франкл, Е.И. Рогов, А.П. Волков, Т.П. Гаврилова и др.). При таком подходе к эмпатии подчеркивается ее динамический, процессуальный и фазовый характер. Западные психологи: Т. Баррет-Леннард, В. Айкес и др. выделяют три последовательные фазы, присущие эмпатии как психическому процессу:

1. Восприятие и резонанс слушателя, этап эмпатического понимания, во время которого субъект делает точные выводы относительно мыслей и чувств другого человека.

2. Этап эмпатической коммуникации, во время которого субъект выражает свои суждения по поводу переживаний другого.

3. Этап эмпатической коммуникации, во время которой эмпатическое понимание проверяется и развивается в диалогическом ключе взаимопонимания.

Отечественные психологи А.П. Сопиков и Т.П. Гаврилова выделили две фазы эмпатического процесса:

1. Восприятие многообразия открытых переменных объекта эмпатии, получение информации о качестве, знаке и содержании его переживаний.

2. Построение во внутреннем плане модели открытой и латентной деятельности объекта эмпатии и соотнесение ее с собственными ценностями и потребностями.

Во-вторых, эмпатия рассматривается в качестве психической эмпатической реакции в ответ на стимул [И.М. Юсупов, 1995]. Существует несколько видов эмпатических реакций, составляющие две большие группы:

1) эмпатические реакции в ответ на поведение группы.

2) эмпатические реакции в адрес конкретной личности.

В-третьих, эмпатия определяется как способность или свойство личности, имеющая сложную аффективно - когнитивно - поведенческую природу (Р. Даймонд, С. Маркус, Д. Майерс, С.А. Козлова, И.П. Петровский, Л.В. Стрелкова и др.). Данная способность раскрывается в умении давать опосредованный эмоциональный ответ на переживания другого, которая включает рефлексию внутренних состояний, мыслей и чувств самого субъекта эмпатии.

Целью нашей работы является выявление возможности воспитания эмпатии у детей дошкольного возраста.

Объект исследования: дети дошкольного возраста.

Предмет исследования: процесс вспитания эмпатии у детей дошкольного возраста.

Для успешной реализации цели и подтверждения гипотезы нам необxодимо решить следующие задачи:

- рассмотреть понятие "эмпатия", сущностные характеристики эмпатии, особенности развития эмпатии у детей дошкольного возраста;

- показать педагогические условия воспитания эмпатии у дошкольников в детском саду и семье;

- дать анализ парциальных программ эмоционального развития В.Г.Ражников "Маленький Эмо", Р.С. Буре "Дружные ребята", О.М.Князева, Р.Б.Стеркина "Я, ты, мы", С.А. Козлова "Я - человек";

- показать основы воспитания эмпатии у детей дошкольного возраста в разных видах деятельности;

- провести педагогическую диагностику проявлений эмпатии у старших дошкольников

- охарактеризовать процесс развития эмпатии у детей старшего дошкольного возраста посредством сюжетно-ролевой игры.

Заключение

Развитие эмпатии у детей старшего дошкольного возраста - это процесс, в котором проектируется поэтапное освоение ребенком способов эмоционально - действенного отношения к сверстникам и окружающему миру.

На основании анализа психолого-педагогической литературы мы выделили компоненты развития эмпатии у детей старшего дошкольного возраста (эмоциональный, когнитивный и поведенческий) и их критерии.

По результатам констатирующего эксперимента нами были выделены уровни развития эмпатии у детей 5 - 6 лет: низкий, средний, высокий.

Овладение высоким уровнем развития эмпатии предусматривает поэтапное овладение эмпатическими переживаниями: сопереживанием, сочувствием, сорадованием, оказанием действенной помощи.

С целью развития эмпатии у старших дошкольников нами была разработана формирующая программа, состоящая из комплекса сюжетно-ролевых игр. В соответствии с выделенными компонентами эмпатии содержание формирующего эксперимента состояло из трех этапов.

На первом этапе были проведены сюжетно-ролевые игры, ориентированные на констатацию эмоциональных состояний людей, т.е. на повышение уровня эмоционального компонента эмпатии. Для второго этапа были подобраны игры, направленные на восприятие и понимание внутреннего мира чувств и переживаний другого человека, т.е. на развитие когнитивного компонента эмпатии. На третьем этапе преобладали сюжетно-ролевые игры, направленные на помогающее, содействующее, альтруистическое поведение в ответ на переживание другого, т.е. игры на развитие поведенческого компонента эмпатии.

По окончании формирующего эксперимента для определения успешности нашей программы нами был проведен контрольный эксперимент.

По результатам проведенного итогового исследования стало возможным сделать ряд выводов:

1. В первичном исследовании у большинства детей был выявлен низкий уровень развития эмпатии - 60% обследуемых, тогда как в итоговом исследовании таких детей не было отмечено.

2. Дети, которые в первичном исследовании показали недостаточно высокий для данного возраста уровень развития эмпатии, после проведения комплекса сюжетно-ролевых игр в процессе повседневной жизни, во время второй половины дня и во время прогулок продемонстрировали положительную динамику развития уровня эмпатии, то есть по сравнению с первичным исследованием результаты в итоговом исследовании значительно улучшились.

4. Проводимые нами сюжетно-ролевые игры способствовали повышению уровня развития эмпатии детей старшего дошкольного возраста.

Таким образом, использованная программа формирующего эксперимента оказалась достаточно эффективным средством для повышения уровня развития эмпатии у старших дошкольников. Предлагаемые игры также можно использовать в работе воспитателей дошкольных учреждений в целях развития эмпатии у дошкольников и в целом для развития эмоционально-нравственной сферы, в ходе и вне занятий.

Список литературы

1. Абраменкова В.В. Социальная психология детства: развитие отношений ребенка в детской субкультуре. - М., 2000. - 415 с.

2. Аникеева Н.П. Воспитание игрой: Кн. для учителя. - М.: Просвещение, 1987. - 144 с.

3. Бодалев А.А. Психология о личности. - М., 1988. - С. 124 - 125.

4. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - М., 1968.

5. Венгер Л.А. Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет. - М., 1988. - 143 с.

6. Венгер Л.А., Мухина В.С. Психология: учебное пособие для учащихся педучилищ. - М., 1988. - 336 с.

7. Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников: книга для воспитателя детского сада / Р.С. Буре, Г.Н. Година, А.Д. Шатова и др.; под ред. А.М. Виноградовой. - М., 1989. - 96 с.

8. Выготский Л.С. Вопросы детской психологии. - СПб., 1997. - 224 с.

9. Выготский Л.С. Собрание сочинений в 6 т. Том 4. Детская психология. - М.: Педагогика, 1987. - 367 с.

10. Гаврилова Т.П. Понятие эмпатии в зарубежной психологии // Вопросы психологии. - 1975. - №2. - С. 147 - 168.

11. Гиппенрейтер Ю.Б., Карягина Т.Д., Козлова Е.Н. Феномен конгруэнтной эмпатии // Вопросы психологии. - 1993. - №4. - С. 61 - 68.

12. Голдаева Г. Педагогика переживания // Дошкольное воспитание. - 2001. - №6. - С. 95 - 97.

13. Дошкольная педагогика. Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов. В 2 ч. 4.2. /Под ред. В.И. Логиновой, П.Г. Саморуковой. - М.: Просвещение, 1988. - 270 с.

14. Дошкольная педагогика. Учеб. пособие для учащихся пед. уч-щ /Под ред. В.И. Ядэшко, Ф.А.Сохина. - М.: Просвещение, 1986. - 415 с.

15. Журавых О. Пойми меня… // Дошкольное воспитание. - 2002. - №2. - С. 18 - 20.

16. Запорожец А.В., Неверович Я.З., Кошелелева А.Д. и др. Развитие социальных эмоций у детей дошкольного возраста. - М., 1986.

17. Изард К., Кэрролл Е. Эмоции человека. - М., 1980. - 464 с.

18. Козлова С.А. Нравственное воспитание детей в современном мире // Дошкольное воспитание. - 2001. - №9. - С. 98 - 101.

19. Козлова С.А. Теория и методика ознакомления дошкольников с социальной действительностью: учебное пособие для студентов сред. пед. уч. завед. - М., 1998. - 160 с.

20. Колпакова Н. Развитие эмоционально-нравственной сферы и навыков общения у детей старшего дошкольного возраста // Дошкольное воспитание. - 1999. - №10.

21. Корепанова М.В. Феномен образа Я и особенности его развития в дошкольном детстве: учебное пособие к спецкурсу. - В., 2000. - 120 с.

22. Кряжева Н.Л. Развитие Эмоционального мира детей: Популярное пособие для родителей и педагогов. - Ярославль: Академия развития,1996 - 208 с.

23. Морозов В.П., Васильева А.Г. Невербальный слух и эмпатия // Труды института психологии РАИ. - 1995. - Сер 1. №2. - С. 253 - 260.

24. Недоспасова В.А. Растем играя: средний и старший дошкольный возраст. - М., 2002. - 190 с.

25. Обухова Л.Ф. Детская психология: теория, факты, проблемы. - М., 1995. - 357 с.

26. Овчаренко Е.Р. Зеркальный кубик и веселая гусеница // Обруч. - 2003. - №3. С. 21 - 22.

27. Овчаренко Е.Р. Педагогические условия развития эмпатии детей 5 - 7 лет // Науч. - метод. журнал «Начальная школа плюс: До и После». - 2003. - №10. - С. 11 - 15.

28. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Психология. - М., 2001.

29. Психология: словарь / Пол общ. ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. - М.,1990. - С. 463.

30. Рогов Е.И. Психология общения. - М.,2001. - С. 202 - 205.

31. Роджерс К. Эмпатия // Психология эмоций. - М., 1984. - С. 234 - 238.

32. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - СПб.: Госучпедтиз, 2000. - 704 с.

33. Социальная психология / Петровский А.В., Абраменкова В.В. - М., 1987. - 224 с.

34. Социальная психология личности в вопросах и ответах / Под ред. проф. В.А. Лабунской. - М., 2000. - С. 178 - 190.

35. Спиваковская А.С. Игра - это серьезно. - М.: Педагогика, 1981. - 144с.

36. Эльконин Д.Б. Психология игры. - М.: Владос, 1999. - 358 с.

37. Стрелкова А.П. Психические особенности развития эмпатии у дошкольников в семье и группе детского сада // Взаимодействие семьи и детского сада в нравственном воспитании дошкольников. - М., 1989.

38. Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А. Практикум по детской психологии. - М.: Просвещение, 1998. - 304 с.

39. Урунтаева Г.А. Дошкольная психология: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. - М.: Академия, 2001. - 336 с.

40. Эмоциональное развитие дошкольника / Под. ред. А.Д. Кошелевой. - М., 1985. - С. 99 - 100.

41. Юсупов И.М. Психология эмпатии: теоретич. и прикладн. аспекты: Автореф. Дис. … д-ра психол. наук. - СПб., 1995.


Популярные, наиболее покупаемые работы:

  1. Крито-Микенская цивилизация основные этапы развития
  2. Нарушение мыслительных функций у больных шизофренией как основного компонента структуры этого заболевания.
  3. Производство по делам об административном надзоре за лицами,освобожденными из мест лишения свободы
  4. Сравнительный анализ региональных сепаратистских движений в США
  5. Контроль результатов обучения по информатике.
  6. Политическая реклама
  7. Этапы развития советской милиции
  8. Деятельность акушерки по проведению лечебно-диагностических и профилактических мероприятий при внутриутробной инфекции
  9. Правосубъектность юридического лица.
  10. написать программу шифр цезаря
  11. Брачный договор по семейному праву проблемы теории и практики
  12. Управление внедрением федеральных государственных образовательных стандартов основного общего образования в сельской средней школе
  13. Россия-федеративное государство.Государственно-правовые признаки и особенности России как федерации
  14. Техническое обследование жилого шестиэтажного кирпичного здания
  15. Муниципальное право задачи
  16. Социальная политика
  17. Отчет по преддипломной практике в РНПЦ «Кардиология», г.Минск
  18. Привод к конвееру
  19. Особенности общения со сверстниками у детей старшего школьного возраста
  20. Кадровые процессы
  21. Собственные интегралы зависящие от параметра
  22. Социально-экономические особенности российской социально-экономической
  23. Декоративное цветоводство
  24. Политический идеал Пьер Прудона
  25. Права и обязанности граждан
Структура реферата:
Как правильно самостоятельно написать:
Как правильно оформить по ГОСТ:
Инструкции по работе с программами: