Информационные материалы для подготовки студентов

Расскажи одногруппникам: + 200 к карме:

Религиозно-философские взгляды Льва Александровича Тихомирова





Содержание

1. ФИЛОСОФСКИЕ ВЗГЛЯДЫ Л.А. ТИХОМИРОВА 3

2. РЕЛИГИОЗНО- ПОЛИТИЧЕСКИЕ ВЗГЛЯДЫ Л.А. ТИХОМИРОВА 33

3. РЕЛИГИОЗНО-НАЦИОНАЛЬНЫЕ ВЗГЛЯДЫ Л.А. ТИХОМИРОВА 55

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 75

Введение

1. ФИЛОСОФСКИЕ ВЗГЛЯДЫ Л.А. ТИХОМИРОВА

Философские взгляды Л.А. Тихомирова сформировались под влиянием приват-доцента Московского университета П.Е. Астафьева.

Философские взгляды П. Е. Астафьева принадлежат к персонализму неолейбницианского типа. Данный тип персонализма может быть охарактеризован как гносеологический, поскольку в его центр поставлена проблема познания личности . Он также чрезвычайно точно охарактеризован Н. О. Лосским как иерархический, поскольку в онтологии развивает учение Г. Лейбница о мире как иерархии духовных субстанций, дополняя это учение возможностью их взаимодействия.

Влияние П. Е. Астафьева на Л. А. Тихомирова осуществилось исключительно в сфере гносеологии. Панпсихический тезис неолейбницианского персонализма о мире как иерархии субстанциальных деятелей оказался совершенно неприемлем для Л. А. Тихомирова как христианского ортодокса.

Следуя Л. А. Тихомирову, научное познание формирует внешний или чисто материалистический взгляд на исторический процесс, который равнозначен позиции стороннего наблюдателя, намеренно игнорирующего его внутренний смысл. Предоставляя исследуемый объект самому себе вне соотнесения с внутренним миром субъекта, научное познание отказывается от постижения целей и смысла исторического бытия человека, исследует это бытие как безличный и нецеленаправленный процесс природы, где возможна лишь фиксация необходимых причинно-следственных отношений. При этом к внешнему и необходимому научному познанию Л. А. Тихомиров причисляет и историческую науку. В интерпретации Л. А. Тихомирова она дает сведения лишь о внешних необходимых факторах человеческого развития. Она не в состоянии удовлетворить потребность в раскрытии целевого и смыслового пространства исторического процесса, а потому должна быть дополнена альтернативным способом познания.

Таким образом, внешнее необходимое познание П. Е. Астафьева у Л. А. Тихомирова становится знанием научно-историческим. Однако, в отличие от панпсихиста П. Е. Астафьева, истолковывающего материальный мир как проявление духовной субстанции, внешнее необходимое познание в историософии Л. А. Тихомирова отражает реальный и независимый материальный мир. Согласно философу, в материальном аспекте человеческой истории действительно устранено свободное личное действие, доминируют необходимые и нецеленаправленные процессы, сам же волевой акт личности не формирует свойства материального мира, а лишь координируется с ними. Отвергая спиритуалистический монизм П. Е. Астафьева, мыслитель отказывается от употребления терминов «субстанциальное» и «феноменальное» знание на страницах «Религиозно-философских основ…». В его понимании термины «субстанция» и «феномен» не могут быть задействованы для выявления противоположности активного духа и инертной материи, а отражают только различные стороны целостного познаваемого предмета – пассивную непроявленную (субстанция) и активную являющуюся (феномен). Следуя мыслителю, ими в равной степени обладают как материальные, так и духовные явления мирового бытия.

Заключение

Интерпретируя духовную историю человечества как антитезу двух основополагающих религиозно-философских миросозерцаний, мыслитель остается верен принципам персонализма, определяя содержание каждого миросозерцания через отношение к личному бытию, фиксируя смысловую взаимосвязь между персоналистическим или имперсоналистическим учением об онтологической первореальности и воззрениями на личность человека. Следуя мыслителю, абсолютизация сверхтварного личного бытия в монотеистическом дуализме предполагает центрацию сверхприродного характера человеческой личности, последовательное утверждение се уникальности в сравнении с остальными формами мирового бытия, наделение ее свободой и нравственной ответственностью. Абсолютизация безличного природного бытия в пантеизме, напротив, полагает деонтологизацию и ценностное ничтожение человеческой личности, се трактовку в форме преходящего проявления безличной природной субстанции, отрицание человеческой свободы и самоопределения. Развиваемая Л. А. Тихомировым антитеза идеи сверхтварного Создателя и пантеистического монизма есть центральная мировоззренческая антитеза отечественной персоналистической философии, глубокому раскрытию которой наибольшее внимание уделили Н. О. Лосский, Н. А. Бердяев и С. А. Левицкий.

В философии истории Л. А. Тихомирова пантеистический монизм представлен тремя историческими формами: политеизмом, философским пантеизмом и атеизмом. Все три формы находятся между собой в логическом генетическом отношении, вовлечены в порождающую логическую взаимосвязь. Анализ исторических форм пантеистического монизма мыслитель осуществляет на примере язычества, синкретизма и материалистического атеизма.

Рассматривая проблему исторического развития язычества, Л. А. Тихомиров вступает в полемику с А. И. Введенским, постулирующим необратимое приближение язычника к монотеистическим воззрениям. Выступая решительным противником финалистических трактовок самоопределения человеческого духа, Л. А. Тихомиров обосновывает полифинальностъ духовного развития языческого мира через исследование духовных процессов Индии и Древней Греции, демонстрируя на их примере возможность успешного многовекового восходящего развития языческого мировоззрения, наряду с менее продолжительным нисходящим развитием, завершившимся рецепцией христианства.

Интерпретируя русскую культуру как форму христианской культуры, мыслитель постулирует ее религиоцентрическое видение, исключает центрацию природно-иррелигиозных факторов в се становлении. Рефлексируя над русской культурой, Л. А. Тихомиров акцентирует тему русской культурной идентичности, усматривая се конституирующее начало в восточно-христианском вероисповедании. Фиксируя относительную неоднородность русского культурного универсума из-за оппозиции православия и старообрядчества, мыслитель отказывается видеть в старообрядчестве фактор кризиса русской культурной самости, поскольку оно является полноценной религиозной конфигурацией. Полемизируя с В. С. Соловьевым, Л. А. Тихомиров раскрывает деструктивную миссию интеллигенции, активизирующей энтропийные процессы, ведущие к понижению единства, деградации и распаду русского культурного универсума. Антикультурную роль интеллигенции мыслитель обосновывает посредством ее идентификации с носителем псевдорелигиозного идеологического сознания.

Выделяя осознанный и неосознанный типы культурной самоидентификации нации, Л. А. Тихомиров связывает становление осознанной национально-культурной идентичности с самоопределением перед лицом культурной альтернативы. Раскрывая два завершенных этапа становления русского национально-культурного самосознания в период татаро-монгольского ига и в эпоху экспансии европейской культуры (инициированной петровскими реформами), увенчавшийся созданием славянофильства, мыслитель полагает, что оба этапа позволили русской нации познать православие основой своей культурной идентичности.

Список литературы

1. Булычев Ю. Сверяясь с Россией: О жизни и творчестве рус. философа Л.А. Тихомирова // Москва. 1992. № 2/4;

2. Бурин С.Н. Судьбы безвестные: С. Нечаев, Л. Тихомиров, В. Засулич. М., 1996; Кан Г.С. «Народная воля»: идеология и лидеры. М., 1997;

3. Ермашов Д.В. Пролубников А.В. Ширинянц А.А. Русская социально-политическая мысль XIX — начала XX века: Л.А. Тихомиров / Под ред. Е.Н. Мощелкова. М., 1999;

4. Костылев В.Н. Выбор Л. Тихомирова // Вопросы истории. 1992. № 6-7;

5. Лавров П.Л. Письмо товарищам в России по поводу брошюры Л.А. Тихомирова. Женева, 1888;

6. Маевский В. Революционер-монар­хист. Памяти Льва Тихомирова. Нови-Сад, 1934. С. 71–72.

7. Неволин С.Б., Л.А. Тихомиров // Рус. философы (кон. XIX – сер. ХХ в.): Антология. М., 1994. Вып.2;

8. Плеханов Г. В. Новый защитник самодержавия, или горе г. Л. Тихомирова // Сочинения. Т. 3. — М.—Л., 1928.

9. Плеханов Г.В. Новый защитник самодержавия, или Горе г. Л. Тихомирова // Соч.: В 3 т. М.; Л.; 1928;

10. Посадский С.В., Посадский А.В. Духовные основы истории/ Научный редактор: доктор философских наук, академик РАЕН, профессор  С.Н.Иконникова. СПб., 2010.

11. Ремнев А.В. Крестный путь Л. Тихомирова Исторический ежегодник. Спец. выпуск. Обществ. движение в Сибири в начале ХХ в. Омск, 1997;

12. Репников А. В., Милевский О. А. Две жизни Льва Тихомирова: Монография / Науч. ред. В. В. Шелохаев. — М.: Academia, 2011.

13. Репников А.В. Л. Тихомиров — от революции к апокалипсису // Россия и современный мир. 1998. №. 3;

14. Серебряков Э.А. Открытое письмо Л. Тихомирову. Женева, 1888;

15. Твардовская В. А. Социалистическая мысль в России на рубеже 1870—1880-х гг. — М., 1969.

16. Тихомиров Л. А. 25 лет назад. (Из дневников Л. Тихомирова), «Красный архив», 1930, т. 1—5;

17. Тихомиров Л. А. А. И. Желябов и С. Л. Перовская. Издательство «Донская речь», 1906.

18. Тихомиров Л. Рабочий вопрос (практические способы его решения). — М., 1909. — 257 с.

19. Тихомиров Л. А. Воспоминания, М.—Л,, 1927;

20. Тихомиров Л. А. Заговорщики и полиция, М., 1930.

21. Тихомиров Л.А. Власть Всероссийского Императора // Московские ведомости. 1913. № 198, 28 августа.

22. Тихомиров Л.А. Государство, свобода и христианство // Московские ведомости. 1912. № 227, 2 октября.

23. Тихомиров Л.А. Монархическая государственность. М., 1905. Ч. III. С. 54.

24. Тихомиров Л.А. Наша наука и государственный строй // Московские ведомости. 1912. № 58, 10 марта.

25. Тихомиров Л.А. Нужны ли принципы? // Московские ведомости. 1911. № 174.

26. Тихомиров Л.А. Представительство народа при Верховной Власти. М., 1910. С. 4.

27. Тихомиров Л.А. Что такое Отечество? М., 1907.

28. Фигнер В. Н. Лев Тихомиров // Полн. собр. соч. Т. 5. — М., 1932.

29. Филарет (Сковородин), игумен. К вопросу о роли Л. А. Тихомирова в учреждении Предсоборного Присутствия 1906 г. — http://www.bogoslov.ru/text/2510401.html.

30. Шерстюк М.В. Одиночество Л. Тихомирова // Россия XXI. 2002. № 2; Репников А.В. Л.А. Тихомиров, «схимник от самодержавия» // Россия и современный мир. 2002. № 3;

Популярные, наиболее покупаемые работы:

  1. Орловская область
  2. Привлечение детей к террористической деятельности
  3. Эффективность управленческих решений
  4. Формирование ценностных ориентаций младших школьников в процессе их ознакомления с окружающим миром
  5. Криминологическая характеристика социальных последствий преступности несовершеннолетних
  6. Формирование произвольного внимания у детей дошкольного возраста
  7. Финансовая деятельность государства правовые основы, цели, методы
  8. Криптосистема Рабина
  9. Контроль как способ обеспечения законности и служебной дисциплины в органах внутренних дел
  10. Внедрение лабораторных стендов в учебный процесс
  11. Феномен религиозной толерантности на примере современного российского общества в г. Москва
  12. Административно правовое регулирования малого предпринимательства
  13. Вологодская область
  14. Американский вариант английского языка. Лингвистические особенности южных диалектов
  15. Государственные корпорации создание, управление и использование имущества
  16. Характеристика деятельности коммерческого банка ОАО «Россельхоз»
  17. Информационно- аналитическое обеспечение реализации административной реформы в Российской Федерации
  18. Разрядка в советско-американских отношениях. Роль европейских стран в этом процессе
  19. Атомистическая теория Демокрита
  20. Использование современных технических средств на музыкальных занятиях в дошкольном учреждении
  21. Фонд социального страхования
  22. Арабо-израильский конфликт
  23. Развитие государственного аудита в Российской Федерации
  24. Разработка рекомендаций и внедрение зарубежных методов сбора и утилизации бытового мусора
  25. Разработка приложения для предметной области "База данных Студенты Колледжа" с применением языка программирования Delphi 7
Структура реферата:
Как правильно самостоятельно написать:
Как правильно оформить по ГОСТ:
Инструкции по работе с программами: