В последнее время в дошкольных образовательных учреждениях резко возник интерес к изучению родного края. Это обусловлено множеством причин: желанием познать мир, в котором живешь; новыми подходами к процессу воспитания, гуманизацией образования, ориентацией на развитие личности; осознанием эффективности краеведческого принципа воспитания и обучения ( известного к неизвестному, от частного к общему) и т.п
Изучение особенностей родного края в дошкольном образовании, есть не что иное, как важное средство связи учреждения с жизнью. Культурной традицией любого народа является бережное отношение к уже имеющимся знаниям по истории, природе и быту своего края, а также приобретению нового опыта. В самых увлекательных формах (экскурсии, походы, подготовка экспонатов для выставок, создание музеев и т.д.) воспитатель дает возможность приобщить дошкольников к культуре и традициям, флоре и фауне своей «малой родины».
Вопрос создания предметно-развивающей среды ДОУ на сегодняшний день стоит особо актуально. Это связано с новыми Федеральными государственными требованиями (ФГТ) к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования.
В соответствии с ФГТ программа должна строиться с учетом принципа интеграции образовательных областей и в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников. Решение программных образовательных задач предусматривается не только в совместной деятельности взрослого и детей, но и в самостоятельной деятельности детей, а также при проведении режимных моментов [1]. В соответствии с федеральными государственными требованиями к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования важным качеством для развития гражданственности ребенка, которое он может приобрести в результате освоения программы является формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности, патриотических чувств, чувства принадлежности к мировому сообществу, что отражено в области «Социализация».
Учебно-воспитательная работа становится наиболее эффективной, если она носит поисковый, исследовательский характер, который и есть суть краеведения в целом.
Цель нашего исследования - составить и отобрать методические рекомендации для педагогов патриотическому воспитанию старших дошкольников через ознакомление с историей и культурой родного города
Для успешной реализации цели нам необходимо решить следующие задачи:
¾ Ознакомление с родным краем и воспитание любви к нему - задача патриотического воспитания детей дошкольного возраста
¾ Содержание работы по ознакомлению детей с родным краем
¾ Средства и методы ознакомления дошкольников с краем.