Информационные материалы для подготовки студентов

Расскажи одногруппникам: + 200 к карме:

Развитие творческих способностей ДОУ





Содержание

ВВЕДЕНИЕ 4

Глава 1. Проблема изучения способностей в психологии 7

1.1 Понятие способностей: творчество и творческие способности 7

1.2 Природа и факторы развития способностей 12

1.3 Предметная среда ДОУ как средство развития творческих способностей 29

Глава 2. Эмпирическое исследование творческих способностей дошкольников 32

2.1 Организация и методы исследования 32

2.2 Анализ результатов исследования творческих способностей у дошкольников 41

2.3 Модель предметной среды ДОУ, способствующей развитию творчества дошкольников 44

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 63

Список литературы 67

ПРИЛОЖЕНИЯ 69

Введение

Современные философы трактуют понятие «среда» как систему, включающую взаимосвязи предметного и личностного характера. Через среду воспитание адаптирует личность к обстоятельствам, а образование выступает при этом моделью социума.

Педагоги окружающую среду рассматривают как возможность наиболее эффективного развития индивидуальности ребенка с учетом его склонностей, интересов и уровня активности.

При построении среды в ДОУ необходимо руководствоваться принципами В.А.Петровского:

- дистанции позиции при взаимодействии: поддержание визуальной связи взрослый -ребенок. Создание условий для доверительного общения взрослый – ребенок, ребенок – ребенок. Возможность выбора дистанции взаимодействия с учетом своих представлений.

- активности: включение всех помещений в действующую среду. Предоставление возможности свободно и самостоятельно моделировать среду, действовать в ней. Использование активного фона в горизонтальных и вертикальных плоскостях. Интенсивное насыщение проблемными и незавершенными образами, стимулами движений; эффектами «всамоделишности».

- стабильности и динамичности: использование в пространстве с постоянными габаритами переменных и заменяемых элементов убранства.

- комплексирования и гибкого зонирования: использование кассетной системы, позволяющей детям одновременно заниматься разными видами деятельности. Использование трансформирующего оборудования для обеспечения непересекания сфер активности (или наоборот, пересекания).

- эмоциогенности среды, индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия каждого ребенка и взрослого: предоставление «личного» пространства. Предоставление ребенку возможности уединяться, заняться любимым делом. Использование стимулов личностного развития, факторов психического и физического оздоровления. Наличие игрушки – символа.

- сочетания привычных и неординарных элементов в эстетически организованной среде: использование своеобразного языка искусства в дизайне: линии, образы, краски и т.п. Использование в интерьере простых, но талантливых произведений искусства. Включение эффективных зрелищ: цветовых, световых, музыкальных (бра, светильники, радуги, занавески и тому подобное).

- открытости-закрытости: взаимодействие и связь с природой. Введение элементов культуры своей страны, края. Предоставление возможности родителям принимать участие в организации среды. Предоставление возможности ребенку выражать свое «я».Исключение всего, что ведет к нарушению Прав ребенка.

- учета половых и возрастных различий: трехуровневое моделирование. Ориентация на зону ближайшего развития ребенка. Обеспечение полной или частичной изоляции мальчиков и девочек в спальне, душевой, туалетной. Обеспечение мальчиков и девочек равноценными по значению игрушками, сведениями, информацией.

Границы взаимодействия с окружающим миром ребенка младшего возраста значительно расширяются в сравнении с ранним возрастом. При организации развивающей среды в младшей группе нужно учесть, что дети этого возраста плохо реагируют на пространственные изменения обстановки и предпочитают в этом смысле стабильность (М.Н.Полякова), поэтому не следует часто переставлять оборудование в группе. Важно помнить, что в младшем возрасте формируются сенсорные способности ребенка, поэтому предметно-развивающая среда должна создавать условия для развития анализаторов. При оформлении микрозон в младшей группе особое значение приобретает использование пиктограмм, алгоритмов и схем. Использование алгоритмов и схем способствует формированию самостоятельности у детей, развитию мышления и зрительного восприятия. Педагоги обязательно должны подробно объяснить детям, что изображено на схеме, что обозначает каждый символ.

Основным приоритетом образования сегодня выступает личностно-ориентированное взаимодействие педагога с ребёнком: принятие и поддержка его индивидуальности, интересов и потребностей, развитие творческих способностей и забота о его эмоциональном благополучии. Мир, окружающий ребёнка, становится год от года всё разнообразнее и сложнее и требует от него не шаблонных, привычных действий, а подвижности мышления, быстроты ориентировки, творческого подхода к решению больших и малых задач. Отечественные психологи и педагоги (Л. С. Выготский, В. В. Давыдов, А. В. Запорожец, Н. Н. Поддъяков, Н. А. Ветлугина, Н. П. Сакулина, Е. А. Флёрина и др.) доказали, что творческие способности детей проявляются уже в дошкольном возрасте. Развитие этих способностей происходит при овладении общественно выработанными средствами деятельности в процессе специально-организованного обучения.

Поэтому одной из определяющих проблем современного образования является проблема формирования и развития творческой личности. Проблема соотношения личности и творчества представлена в работах Д. Б. Богоявленской, Л. Б. Ермолаевой - Томиной, Н. Н. Поддъякова. Изучению художественно-творческой деятельности детей предшкольного и младшего школьного возраста посвятили свои работы Д. Б. Богоявленская, Н. А. Ветлугина, В. Я. Воронова, Л. С. Выготский, И. Л. Лернер, Д. Б. Эльконин. В работах таких психологов, как Л. А. Венгер, Н. Е. Веракса, Л. С. Выготского, О. М. Дьяченко, А. В. Запорожца, А. Н. Леонтьева процесс творческой деятельности рассматривается как один из основополагающих аспектов развития личности уже на начальном этапе её становления.

Применительно к художественной деятельности идеи о творчестве как сущностной характеристике личности особенно актуальны. Они определяют наряду с игрой особую роль и предпочтение данного вида деятельности в педагогическом процессе, направленном на развитие личности обучаемого. Это объясняется тем, что художественная творческая деятельность в силу своей специфики представляет собой естественную «школу творческого развития».

Цель: определить влияние изобразительного искусства на развитие творческих способностей у детей.

Объект: педагогические условия развития творческих способностей у детей.

Предмет: процесс формирования творческих способностей у детей средствами предметной среды.

Гипотеза: мы предполагаем, что занятия предметной деятельностью способствуют развитию творческих способностей детей.

Для достижения данной цели нам необходимо решить ряд задач:

1. Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования.

2. Выявить уровень сформированности у детей творческих способностей.

3. Разработать систему занятий по развитию у детей творческих способностей.

4. Выявить результаты опытно – экспериментальной работы.

Методологическая и теоретическая основа исследования.

Теория психического развития ребенка Л.С. Выготского. Деятельностный подход А. Н.Леонтьева.

В процессе работы были использованы следующие методы исследования: анализ и обобщение изученной литературы, эксперимент (констатирующий и формирующий), сравнительный анализ полученных данных.

Практическая значимость исследования.

Результаты исследования могут быть полезны в тех областях, где идет непосредственная работа с детьми дошкольного возраста: в ДОУ, в творческих студиях.

Теоретическая значимость. Теоретическое обозрение полученных данных в ходе практического исследования и разработанные рекомендации помогут частично разобраться в проблеме, организовать работу в данном направлении.

Заключение

Таким образом, решая первую задачу, а именно проанализировав психолого - педагогическую литературу мы выяснили, что творчество для ребенка в учебном процессе предполагает наличие у него способностей, мотивов, знаний и умений, благодаря которым создается продукт, отличающийся новизной, оригинальностью, уникальностью. Изучение этих свойств личности выявило важную роль воображения, интуиции, неосознаваемых компонентов умственной активности, а также потребности личности в самоактуализации, в раскрытии и расширении своих созидательных возможностей. Творчество как процесс рассматривалось первоначально, исходя из самоотчетов деятелей искусства и науки, где особая роль отводилась “озарению”, вдохновению и им, подобным состояниям, сменяющим предварительную работу мысли.

Проблема развития творческих способностей дошкольников сейчас чрезвычайно актуальна. Быстрые темпы научно-технического развития общества, динамичность всех сфер жизни: производства, культуры, искусства, требуют быстрой реакции, гибкого мышления, творческого подхода к решению жизненно важных проблем.

Ориентация учебно-воспитательного процесса на развитие творческих способностей - это извечный гуманистический принцип. Так, одним из концептуальных положений греческой системы воспитания предполагалось, что самостоятельная, а значит и творческая, личность способна самоотверженно служить своему народу и государству. Этот несколько абстрактный тезис конкретизируется в задачах спартанской системы воспитания, суть которой (в современной терминологии) сводится к интеллектуально-творческому развитию ребенка: практическая направленность ума, искусство коротко и ясно выражать свою мысль, способность быстро схватывать суть вещей и явлений, умение быстро достигать своей цели, прибегая при необходимости к изобретательности.

По-новому заговорили об интеллектуальной силе человека, реализации его творческих возможностей в период технологической и научно-технической революций. В частности, если до этого долгое время считали, что высокий уровень развития интеллектуальных способностей индивидуума является залогом успешного решения им широкого круга проблем, то впоследствии стало очевидным, что для того, чтобы человек оставил после себя заметный след в форме нововведений, одних познавательных способностей не достаточно, они должны сочетаться с творческими способностями. В связи с этим педагогически передовые страны, отбросив разного рода спекуляции по поводу того, все дети обладают задатками творить, на практике подчиняют учебно-воспитательный процесс высокой цели развития творческих способностей личности.

В общем, идея развития творческих способностей индивидуума, как мы только что увидели, соответствует как его интересам, так и общегосударственным интересам и интересам человеческого общества вообще.

Творческая личность значительно лучше и легче приспосабливается к бытовым, социальным и производственным условиям, эффективно их использует и изменяет в соответствии с предпочтениями, убеждений и т.п..

Заботясь о развитии творческих способностей у детей, приобщая их к творческому труду, мы создаем необходимые условия для развития всех без исключения технических качеств детей дошкольного возраста. Несмотря на разнообразие и противоречивость современных психолого-педагогических взглядов на проблему творчества, необходимость развития способностей является бесспорной.

Развитие ребенка - активный процесс созидания, состоящий из творческой среды, ценностного отношения к миру через активную деятельность, которая отражает внутренний мир, особенности восприятия, представлений, интересов и способностей личности.

В процессе освоения и присвоения культуры ребенок воспринимает окружающую среду, действует в ней и с ней, осмысливает и делает выводы относительно окружающего мира. Именно в процессе решения творческих задач, поиска нестандартных способов их решения дошкольники вырабатывают умение критически относиться к окружающему миру, учатся дискутировать.

Успешное управление творческой деятельностью ребенка невозможно без учета индивидуальных способностей и интересов каждого ребенка, предоставление возможности самостоятельного экспериментирования, инициативной деятельности; организации обучения определенных действий, необходимых для реализации данной деятельности и создание условий для развития технических процессов, значимых для творчества.

Привлечение дошкольников к творческой деятельности раскрывает перед ним горизонты человеческих возможностей и способствует правильному определению своего места на широком поле собственных знаний, умений и способностей.

Решая вторую задачу исследования, мы провели экспериментальную работу по выявлению начальной степени сформированности уровня творческого воображения детей дошкольного возраста, которая показала, что большинство детей находится на низком уровне (70%), на среднем уровне находится 20% детей от всех испытуемых, на высоком уровне - 10% детей (1 ребенок). Уровень развития художественно – творческих способностей также составлял низкий уровень. Полученные в ходе констатирующего эксперимента результаты явились основой для разработки системы заданий по развитию творческих способностей.

В результате решения 3 задачи, а именно: с помощью разработанной нами системы занятий, включающей в себя специально подобранные методы и приемы, способствующих поддержанию активности, интереса и самостоятельности количество детей, перешедших с низкого уровня на средний составило 20% со среднего уровня на высокий не перешел ни один ребенок.

Результатами нашей работы могут послужить следующие данные. Уровень развития художественно – творческих способностей возрос с низкого уровня на средний.

Поэтому можно отметить, что поставленная нами гипотеза в ходе экспериментальной работы подтвердилась.

Список литературы

1. Абрамова Г.С. Возрастная психология. - Екатеринбург: Деловая книга, 2009.-156 с.

2. Агеева Е. Формирование элементов логического мышления (старший дошкольный возраст)// Дошкольное воспитание.- 2010.- с. 38-41

3. Богатеева З.А. Мотивы народных орнаментов в детских аппликациях. - М.: Просвещение, 2010.- 199 с.

4. Венгер Л.А. Воспитание сенсорной культуры ребенка. – М.: Просвещение, 2009.- 199 с.

5. Венгер Л.А. Старший дошкольник. // Дошкольное воспитание. – 2004. № 1. – С.56-62.

6. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. - М.: Просвещение, 2011.- 135 с.

7. Выготский Л.С. Лекции по психологии.: СПб, 2010.- 144 с.

8. Выготский Л.С. Педагогическая психология. – М.: Педагогика-пресс, 2009.- 144 с.

9. Детство: программа развития и воспитания детей в детском саду. - Детство - Пресс, 2009.- 166 с.

10. Доналдсон М. Мыслительная деятельность детей.- М.: Просвещение, 2009.-149 с.

11. Дубровина И.В., Данилова Е.Е., Прихожан И.В. Психология. – М.: ACADEMIA, 2010.- 456 с.

12. Дъяченко О.М. Возможности образовательной работы с умственно одаренными дошкольниками 5-7 лет. // Дошкольное воспитание. – 2005. № 3. – С. 45-49.

13. Запорожец А.В. Психическое развитие ребенка.- М.: Прессиздат, 2010.- 199 с.

14. Казакова Т.Г. Изобразительная деятельность и художественное развитие дошкольников. - М.: Просвещение, 2010.- 144 с.

15. Косминская В.Б., Халезова Н.Б. Основы изобразительного искусства и методика руководства изобразительной деятельностью детей. - М.: Просвещение, 2010.- 178 с.

16. Крысько В.Г. Общая психология в схемах и комментариях к ним.- М.: Московский психолого-социальный институт: Флинта, 2010.- 477 с.

17. Кулагина И.Ю. Возрастная психология. - М.: Прессиздат, 2011.- 144 с.

18. Мухина В.С. Детская психология. - М.: Просвещение, 2011.- 196 с.

19. Обухова Л.Т. Концепция Ж. Пиаже: за и против. – М.: Просвещение, 2011.- 123 с.

20. Обухова Л.Ф. Возрастная психология. - М.: Педагогическое общество России, 2009.- 456 с.

21. Общая психология. / Под ред. А.Г. Маклаков. – М.: Питер, 2011.- 353 с.

22. Общая психология. / Под ред. В.В. Богословского, А.В. Ковалева, А.А. Степанова. – М.: Просвещение,2011.

23. Петровский А.В. Введение в психологию. – М.: Академия, 2006.-199 с.

24. Практикум по общей психологии. / Под ред. А.И. Щербакова. – М.: Просвещение, 2010.- 188 с.

25. Программа воспитания и обучения в детском саду. – М.: Просвещение, 2010.- 156 с.

26. Психология. / Под ред. В.И. Дружинина.- М.: Питер, 2011.- 199 с.

27. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – М.: Питер, 2012.- 269 с.

28. Русакова М.А. Аппликация. - М.: Просвещение, 2012.- 353 с.

29. Шипицына Л.М. Азбука общения. – М.: Детство - Пресс, 2010.- 144 с.

30. Ястребова И.М. Творчество детей дошкольников.- М.: Прессиздат, 2009.- 199 с.


Популярные, наиболее покупаемые работы:

  1. Внешнеторговая политика России как фактор обеспечения экономической безопасности
  2. Путешествие Геродота
  3. Экологическая культура педагога
  4. Функции налоговых органов
  5. Правоохранительные органы
  6. Муниципальное право задачи
  7. Тактика ведения допроса лица, дающего заведомо ложные показания
  8. Внешняя политика СССР в 1939-1941гг. Борьба альтернатив
  9. основы законов организации
  10. Принципы уголовного судопроизводства
  11. Игровая концепция Хейзинга
  12. Цикл Менины Веласкеса в творчестве Пабло Пикассо
  13. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЗЕМЛЕУСТРОЙСТВА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
  14. Финансы и финансовая деятельность государства, методы и формы ее осуществления
  15. Традиционная культура чукчей
  16. Сущность и функции управления. Наука управления, ее методы познания
  17. Виды залога в римском праве
  18. Контроль в системе Государственной службы виды, методы и критерии эффективности
  19. Гражданско-правовые отношения, связанные с владением и пользованием зданий и сооружений, как объектов договора аренды.
  20. СССР и события в Чехословакии в 1968 году
  21. Проблемний кредит та причини його виникнення на прикладі ПАТ «УКРСИББАНК»
  22. Формирование военно-политических блоков в послевоенное время
  23. Революции нового времени (Англия, Голландия, Франция) в сравнении
  24. Формирование модели электронного правительства Волгоградской области
  25. Информационный менеджмент
Структура реферата:
Как правильно самостоятельно написать:
Как правильно оформить по ГОСТ:
Инструкции по работе с программами: