Таким образом, профессиональная деятельность объективно, независимо от воли и желаний специалиста, сталкивает его с психологическими и педагогическими явлениями, которые ставят его в зависимость от различных проявлений их и в свою очередь влияют на них. Это требует от специалиста общей гуманистической ориентированности, знания научных основ психологии и педагогики, а также конкретной профессионально-психологической и профессионально-педагогической подготовленности. Значение этих компонентов в профессионализме современного образованного специалиста особенно важно в период происходящих в российском обществе радикальных социальных и экономических перемен.
Психологическая и педагогическая подготовленность специалиста—выпускника высшей школы
Можно утверждать, что успех в жизни и профессиональной деятельности человека в числе других причин зависит от того, понимает ли он роль и влияние факторов, относящихся к психологическим и педагогическим, насколько глубоко понимает, обладает ли желанием считаться с ними, готов ли принимать решения и вести себя соответственно, может ли достигать обеспечивающих жизненный и профессиональный успех психологических и педагогических результатов. Это определяется наличием у него психологической и педагогической подготовленности. Каждый из этих взаимосвязанных видов имеет общую составляющую, нужную образованному человеку для достойной жизни, и профессиональную, нужную для успеха в избранной трудовой деятельности. Их компоненты — конкретизация дидактических единиц «Государственных образовательных требований (Федеральный компонент) к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки выпускников высшей школы».
Психологическая подготовленность любого специалиста— выпускника высшей школы как минимум включает:
а) общую психологическую подготовленность:
• знание предмета психологической науки; системы ее научных разделов, отраслей и их значения для практики жизни и деятельности;
• знание основ методологии психологической науки и методов, доступных к использованию в жизни и деятельности;
• представление о природе психики человека, связях с физиологией высшей нервной деятельности, закономерностях развития;
• знание основных психических явлений, процессов, качеств, состояний, свойств личности;
• знание роли и закономерностей освоения опыта предшествующих поколений людей, сознания и самосознания в поведении, деятельности, формировании личности;
• представление о психологии групп, социально-психологических механизмах и закономерностях их формирования и функционирования, особенностях поведения человека в группах, межличностных отношениях в быту и организованном коллективе;
• представление о психологии современного общества, проблемах и путях создания гуманного, демократического, правового общества;
• убежденность в необходимости личной активной гражданской позиции и использования психологических возможностей в достижении жизненного успеха, самореализации и самоутверждении в условиях современного общества, использования психологических предпосылок цивилизованной реализации своих прав и свобод, морального и правомерного поведения, построения отношений полов и учета психологии семейной жизни;
• умение давать психологическую характеристику личности, группы, ситуации, решения, поступка;
• умение интерпретировать свои особенности, состояния, мотивы поступков, владеть простейшими приемами психической саморегуляции и саморазвития качеств;
• умение осуществлять выборы оценок, отношений, решений и поступков, выводя свое мышление и мотивы из-под влияния ограниченных рамок сиюминутных интересов и желаний;
• умение пользоваться элементами психологической техники речи, неречевых средств, общения, наблюдения;
• проявление зарождения психологического мышления, интереса и установки к использованию данных психологии в своей жизни, убеждения в необходимости расширять и углублять свою психологическую подготовленность;
б) профессионально-психологическую подготовленность — это:
• знание психологических особенностей труда, трудового коллектива;
• умение усматривать психологический аспект в различных трудовых ситуациях, профессиональных решениях, оценивать его значимость, учитывать при разработке путей повышения эффективности труда;
• умение создавать психологические условия для эффективного личного труда в образовательном учреждении;
• умение психологически обоснованно определять способы личного поведения в различных ситуациях, возникающих в трудовом коллективе;
• умение отбирать психологические приемы и действия, повышающие эффективность решения типовых профессиональных задач;
• владение элементами психологической техники управления и работы с подчиненным персоналом;
• умение определять психологические пути профессионального развития своей личности;
• установка на непрерывное расширение и углубление своей профессионально-психологической подготовленности.
Педагогическая подготовленность любого специалиста-выпускника высшей школы — это как минимум:
а) общая педагогическая подготовленность:
• знание предмета педагогической науки, системы ее научных разделов, отраслей и их значения для практики жизни и деятельности;
• знание основ методологии педагогической науки и методов, доступных к использованию в жизни и деятельности;
• знание основных категорий педагогики и понимание обозначаемых ими педагогических явлений;
• знание основных педагогических закономерностей, принципов, потенциальных возможностей, путей, форм и методов формирования личности, ее свойств и качеств в процессе взросления, получения образования, труда, досуга, обстоятельств жизни;
• понимание зависимости жизненного успеха, судьбы, самореализации себя и самоутверждения в жизни, обществе, окружении от уровня сформированности своих педагогических свойств (образованности, воспитанности, обученности и развитости) и убежденность в решающей роли личных усилий в их действительном состоянии и совершенствовании;
• знание педагогических взаимосвязей личности и коллектива, личности и семьи, путей их оптимизации в интересах личности и других людей;
• представление о педагогических основах образования, воспитания, обучения и развития современного цивилизованного человека, способного жить в гуманном, демократическом, правовом обществе с рыночной экономикой;
• ориентированность в педагогических основах воспитания и развития детей в семейной жизни;
• представление о психологических и педагогических предпосылках обеспечения здорового образа жизни, подготовки к поведению в экстремальных жизненных ситуациях;
• умение осуществлять элементарный педагогический анализ жизненных, семейных, образовательных, учебных, воспитательных ситуаций;
• умение обоснованно оценивать степень сформированности основных педагогических свойств конкретного человека, его образованности, воспитанности, обученности и развитости;
• умение выявлять предшествующие и действующие основные причины и условия особенностей педагогической сформированности личности, ее достоинств и педагогической запущенности;
• умение выявлять педагогические возможности различных ситуаций жизни и работы с личностью;
• умение элементарно правильно пользоваться основными методами обучения и воспитания, приемами педагогического такта и техники, выполнять основные педагогические действия (педагогическое наблюдение, педагогическое общение, педагогическое поведение, подготовка и принятие педагогического решения, разработка плана педагогических действий, педагогический контроль и оценка и др.);
• умение обоснованно разрабатывать систему основных педагогических мер по оптимизации индивидуальной работы, работы с группой, коллективом, воспитательной работы, обучения, развития;
• умение осмысленно, элементарно корректно и педагогически эффективно строить свое учение в образовательном учреждении и осуществлять самоформирование личности;
• проявление зарождения педагогического мышления, интереса и установки к использованию данных педагогики в своей жизни, стремления продолжать расширять и углублять свою психологическую подготовленность;
б) профессионально-педагогическая подготовленность включает:
• понимание зависимости эффективности и результатов труда от сформированности каждого и всех педагогических свойств личности;
• знание педагогических основ управления;
• знание основных педагогических возможностей подготовки к решению профессиональных задач в экстремальных условиях;
• понимание педагогических влияний различных обстоятельств профессиональной деятельности на личность, умение определять возможности положительных влияний и предпосылки негативных, а также элементарно учитывать все это при самоорганизации своей деятельности и выполнении функций управления;
• умение в основе педагогически корректно готовить и проводить занятия с персоналом по профессиональным вопросам;
• желание далее совершенствовать свою профессионально-педагогическую подготовленность.
Этот основательный минимум психологической и педагогической подготовленности всякого образованного человека, студента-выпускника, без которой он останется дилетантом, достижим лишь при достаточном выделении учебного времени на изучение учебной дисциплины «Психология и педагогика», правильном сочетании различных форм занятий и методов, образцовом использовании преподавателем интенсивных педагогических технологий, должном внимании к практичности, активном учении студентов и его обеспечении учебной литературой, привлечении их к научно-кружковой и учебно-исследовательской работе.