Информационные материалы для подготовки студентов

Расскажи одногруппникам: + 200 к карме:

Психология и педагогика в жизнедеятельности, науке и образовании





Содержание

Введение 3

1. Учебная дисциплина "Психология и педагогика", ее цели, задачи, функции, концепция изучения 5

2. Психология и педагогика в научном подходе к решении. проблем человека 11

3. Психология и педагогика в деятельности и профессионализме специалиста 13

Заключение 20

Список использованной литературы 26

Введение

Гуманитарная интеллектуальная традиция исторически свойственна российскому образованию. Ныне оно строится на основе достижений мировой цивилизации и образования, интересов граждан России и потребностей создания в ней общественных условий, отвечающих идеалам гуманизма, подлинной демократии, свободы, уважения и защиты прав граждан. Образованный человек должен хорошо разбираться в жизни общества, строящегося на таких началах, принимать решения и совершать дела, отвечающие его писаным и неписаным законам.

Научные знания психологии и педагогики нужны любому человеку, ибо позволяют глубже и правильнее разбираться в жизни и себя в ней, в ее подлинных ценностях, в людях и отношениях с ними, предупреждать и преодолевать трудности, которых на жизненном пути всегда хватает. Они учат повышать свои возможности, становится сильнее, выбирать наилучшую линию и способы поведения в разных ситуациях. Многими тысячами примеров можно подтвердить, что человек, разбирающийся в вопросах психологии и педагогики, обладает надежным и действенным инструментом, повышающим его уверенность в себе, жизнестойкость и способность достигать успехов в жизни.

Учебные планы образовательных учреждений поэтому включают ряд новых обязательных для всех учебных дисциплин, в число которых входит «Психология и педагогика». Нельзя цивилизованно, по-современному строить жизнь, труд, отношения с людьми, воспитывать своих детей, развивать и совершенствовать себя самого, добиваться успехов, помогать другим и обществу, не обладая минимумом научно достоверных сведений по психологии и педагогике, а руководствуясь лишь житейскими, обывательскими, в значительной степени ошибочными представлениями.

Цель исследования: характеристика учебной дисциплины "Психология и педагогика" в жизнедеятельности, науке и образовании

Задачи исследования:

 рассмотреть учебную дисциплину "Психология и педагогика", ее цели, задачи, функции, концепция изучения;

 охарактеризовать дисциплину "Психологию и педагогику" в научном подходе к решении. проблем человека;

 проанализировать значение "Психологии и педагогики" в деятельности и профессионализме специалиста.

Заключение

Таким образом, профессиональная деятельность объективно, независимо от воли и желаний специалиста, сталкивает его с психологическими и педагогическими явлениями, которые ставят его в зависимость от различных проявлений их и в свою очередь влияют на них. Это требует от специалиста общей гуманистической ориентированности, знания научных основ психологии и педагогики, а также конкретной профессионально-психологической и профессионально-педагогической подготовленности. Значение этих компонентов в профессионализме современного образованного специалиста особенно важно в период происходящих в российском обществе радикальных социальных и экономических перемен.

Психологическая и педагогическая подготовленность специалиста—выпускника высшей школы

Можно утверждать, что успех в жизни и профессиональной деятельности человека в числе других причин зависит от того, понимает ли он роль и влияние факторов, относящихся к психологическим и педагогическим, насколько глубоко понимает, обладает ли желанием считаться с ними, готов ли принимать решения и вести себя соответственно, может ли достигать обеспечивающих жизненный и профессиональный успех психологических и педагогических результатов. Это определяется наличием у него психологической и педагогической подготовленности. Каждый из этих взаимосвязанных видов имеет общую составляющую, нужную образованному человеку для достойной жизни, и профессиональную, нужную для успеха в избранной трудовой деятельности. Их компоненты — конкретизация дидактических единиц «Государственных образовательных требований (Федеральный компонент) к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки выпускников высшей школы».

Психологическая подготовленность любого специалиста— выпускника высшей школы как минимум включает:

а) общую психологическую подготовленность:

• знание предмета психологической науки; системы ее научных разделов, отраслей и их значения для практики жизни и деятельности;

• знание основ методологии психологической науки и методов, доступных к использованию в жизни и деятельности;

• представление о природе психики человека, связях с физиологией высшей нервной деятельности, закономерностях развития;

• знание основных психических явлений, процессов, качеств, состояний, свойств личности;

• знание роли и закономерностей освоения опыта предшествующих поколений людей, сознания и самосознания в поведении, деятельности, формировании личности;

• представление о психологии групп, социально-психологических механизмах и закономерностях их формирования и функционирования, особенностях поведения человека в группах, межличностных отношениях в быту и организованном коллективе;

• представление о психологии современного общества, проблемах и путях создания гуманного, демократического, правового общества;

• убежденность в необходимости личной активной гражданской позиции и использования психологических возможностей в достижении жизненного успеха, самореализации и самоутверждении в условиях современного общества, использования психологических предпосылок цивилизованной реализации своих прав и свобод, морального и правомерного поведения, построения отношений полов и учета психологии семейной жизни;

• умение давать психологическую характеристику личности, группы, ситуации, решения, поступка;

• умение интерпретировать свои особенности, состояния, мотивы поступков, владеть простейшими приемами психической саморегуляции и саморазвития качеств;

• умение осуществлять выборы оценок, отношений, решений и поступков, выводя свое мышление и мотивы из-под влияния ограниченных рамок сиюминутных интересов и желаний;

• умение пользоваться элементами психологической техники речи, неречевых средств, общения, наблюдения;

• проявление зарождения психологического мышления, интереса и установки к использованию данных психологии в своей жизни, убеждения в необходимости расширять и углублять свою психологическую подготовленность;

б) профессионально-психологическую подготовленность — это:

• знание психологических особенностей труда, трудового коллектива;

• умение усматривать психологический аспект в различных трудовых ситуациях, профессиональных решениях, оценивать его значимость, учитывать при разработке путей повышения эффективности труда;

• умение создавать психологические условия для эффективного личного труда в образовательном учреждении;

• умение психологически обоснованно определять способы личного поведения в различных ситуациях, возникающих в трудовом коллективе;

• умение отбирать психологические приемы и действия, повышающие эффективность решения типовых профессиональных задач;

• владение элементами психологической техники управления и работы с подчиненным персоналом;

• умение определять психологические пути профессионального развития своей личности;

• установка на непрерывное расширение и углубление своей профессионально-психологической подготовленности.

Педагогическая подготовленность любого специалиста-выпускника высшей школы — это как минимум:

а) общая педагогическая подготовленность:

• знание предмета педагогической науки, системы ее научных разделов, отраслей и их значения для практики жизни и деятельности;

• знание основ методологии педагогической науки и методов, доступных к использованию в жизни и деятельности;

• знание основных категорий педагогики и понимание обозначаемых ими педагогических явлений;

• знание основных педагогических закономерностей, принципов, потенциальных возможностей, путей, форм и методов формирования личности, ее свойств и качеств в процессе взросления, получения образования, труда, досуга, обстоятельств жизни;

• понимание зависимости жизненного успеха, судьбы, самореализации себя и самоутверждения в жизни, обществе, окружении от уровня сформированности своих педагогических свойств (образованности, воспитанности, обученности и развитости) и убежденность в решающей роли личных усилий в их действительном состоянии и совершенствовании;

• знание педагогических взаимосвязей личности и коллектива, личности и семьи, путей их оптимизации в интересах личности и других людей;

• представление о педагогических основах образования, воспитания, обучения и развития современного цивилизованного человека, способного жить в гуманном, демократическом, правовом обществе с рыночной экономикой;

• ориентированность в педагогических основах воспитания и развития детей в семейной жизни;

• представление о психологических и педагогических предпосылках обеспечения здорового образа жизни, подготовки к поведению в экстремальных жизненных ситуациях;

• умение осуществлять элементарный педагогический анализ жизненных, семейных, образовательных, учебных, воспитательных ситуаций;

• умение обоснованно оценивать степень сформированности основных педагогических свойств конкретного человека, его образованности, воспитанности, обученности и развитости;

• умение выявлять предшествующие и действующие основные причины и условия особенностей педагогической сформированности личности, ее достоинств и педагогической запущенности;

• умение выявлять педагогические возможности различных ситуаций жизни и работы с личностью;

• умение элементарно правильно пользоваться основными методами обучения и воспитания, приемами педагогического такта и техники, выполнять основные педагогические действия (педагогическое наблюдение, педагогическое общение, педагогическое поведение, подготовка и принятие педагогического решения, разработка плана педагогических действий, педагогический контроль и оценка и др.);

• умение обоснованно разрабатывать систему основных педагогических мер по оптимизации индивидуальной работы, работы с группой, коллективом, воспитательной работы, обучения, развития;

• умение осмысленно, элементарно корректно и педагогически эффективно строить свое учение в образовательном учреждении и осуществлять самоформирование личности;

• проявление зарождения педагогического мышления, интереса и установки к использованию данных педагогики в своей жизни, стремления продолжать расширять и углублять свою психологическую подготовленность;

б) профессионально-педагогическая подготовленность включает:

• понимание зависимости эффективности и результатов труда от сформированности каждого и всех педагогических свойств личности;

• знание педагогических основ управления;

• знание основных педагогических возможностей подготовки к решению профессиональных задач в экстремальных условиях;

• понимание педагогических влияний различных обстоятельств профессиональной деятельности на личность, умение определять возможности положительных влияний и предпосылки негативных, а также элементарно учитывать все это при самоорганизации своей деятельности и выполнении функций управления;

• умение в основе педагогически корректно готовить и проводить занятия с персоналом по профессиональным вопросам;

• желание далее совершенствовать свою профессионально-педагогическую подготовленность.

Этот основательный минимум психологической и педагогической подготовленности всякого образованного человека, студента-выпускника, без которой он останется дилетантом, достижим лишь при достаточном выделении учебного времени на изучение учебной дисциплины «Психология и педагогика», правильном сочетании различных форм занятий и методов, образцовом использовании преподавателем интенсивных педагогических технологий, должном внимании к практичности, активном учении студентов и его обеспечении учебной литературой, привлечении их к научно-кружковой и учебно-исследовательской работе.

Список литературы

1. Бадмаев Б.Ц. Психология: как ее изучить и усвоить. — М., 2012.

2. Брайан С. Общество и образование. — М., 2010.

3. Введение в научное исследование по педагогике /Под ред. Журавлева В.И. — М., 2011.

4. Глисс Д., Стенли Д. Статистические методы в педагогике и психологии. — М., 1976.

5. Журавлев В.И. Педагогика в системе наук о человеке. — М., 2011.

6. Левитан К.М. Основы педагогической деонтологии. — М., 2010.

7. Лихачев Б.Т. Педагогика. 4-е изд. — М., 1999.

8. Педагогика / Под ред. П.И. Пидкасистого. 3-е изд. — М., 2011.

9. Педагогика / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев и др. — 3-е изд.— М., 2010.

10. Скаткин М.Н. Методология и методика педагогического исследования. — М., 1986.

11. Сластенин В.А. Теория и практика высшего педагогического образования.— М., 1991.

12. Соколов В.Н., Юзефович Г.Я. Отцы и дети в меняющемся мире. — М., 1991.

13. Филиппов Ф.Р. Школа и социальное развитие общества. — М., 2012.

14. Харламов И.Ф. Педагогика. 6-е изд. — М., 2012.


Популярные, наиболее покупаемые работы:

  1. ВИЧ-инфекция
  2. Выявление особенностей развития социальной политики в странах ЕС в современных условиях
  3. Коррупция как вид преступности
  4. Системы обработки информации
  5. Уголовное право в Древнем Риме
  6. Новые технологии обучения математике 8-11 классъ
  7. Труднорешаемые задачи. Искусственный интеллект
  8. Законодательная система
  9. Система экологического менеджмента - СУОС (Environmental Management System - EMS)
  10. Возможности развития мелкой моторики детей младшего школьного возраста в системе дополнительного образования
  11. Модернизация России этапы, цели, задачи, характер, специфические особенности, итог
  12. Эссе по английской статье на русском 20 тыс символов
  13. Отчет по преддипломной практике на ООО "Вязники Энергия"
  14. Материльная и духовная культура народов КЧР
  15. Общественные отношения в сфере финансовой деятельности государства, регулируемые нормами финансового права
  16. Объективные и субъективные факторы развития сельского хозяйства России
  17. План Маршалла сущность цели задачи и последствия
  18. Биллинговая система
  19. Красная книга и ее правовое значение
  20. Правовая и нормативная регламентация делопроизводства в ОВД
  21. Расчет и конструирование многоигольчатогоинъектора типа NK-17 для шприцевания мясных деликатесов
  22. Защита в уголовном процессе
  23. Государство и личность
  24. Существующие волоконно-оптических датчиков температуры и давления
  25. Покушение на преступление
Структура реферата:
Как правильно самостоятельно написать:
Как правильно оформить по ГОСТ:
Инструкции по работе с программами: