Информационные материалы для подготовки студентов

Расскажи одногруппникам: + 200 к карме:

Психология и педагогика в жизнедеятельности, науке и образовании





Содержание

Введение 3

1. Учебная дисциплина "Психология и педагогика", ее цели, задачи, функции, концепция изучения 5

2. Психология и педагогика в научном подходе к решении. проблем человека 11

3. Психология и педагогика в деятельности и профессионализме специалиста 13

Заключение 20

Список использованной литературы 26

Введение

Гуманитарная интеллектуальная традиция исторически свойственна российскому образованию. Ныне оно строится на основе достижений мировой цивилизации и образования, интересов граждан России и потребностей создания в ней общественных условий, отвечающих идеалам гуманизма, подлинной демократии, свободы, уважения и защиты прав граждан. Образованный человек должен хорошо разбираться в жизни общества, строящегося на таких началах, принимать решения и совершать дела, отвечающие его писаным и неписаным законам.

Научные знания психологии и педагогики нужны любому человеку, ибо позволяют глубже и правильнее разбираться в жизни и себя в ней, в ее подлинных ценностях, в людях и отношениях с ними, предупреждать и преодолевать трудности, которых на жизненном пути всегда хватает. Они учат повышать свои возможности, становится сильнее, выбирать наилучшую линию и способы поведения в разных ситуациях. Многими тысячами примеров можно подтвердить, что человек, разбирающийся в вопросах психологии и педагогики, обладает надежным и действенным инструментом, повышающим его уверенность в себе, жизнестойкость и способность достигать успехов в жизни.

Учебные планы образовательных учреждений поэтому включают ряд новых обязательных для всех учебных дисциплин, в число которых входит «Психология и педагогика». Нельзя цивилизованно, по-современному строить жизнь, труд, отношения с людьми, воспитывать своих детей, развивать и совершенствовать себя самого, добиваться успехов, помогать другим и обществу, не обладая минимумом научно достоверных сведений по психологии и педагогике, а руководствуясь лишь житейскими, обывательскими, в значительной степени ошибочными представлениями.

Цель исследования: характеристика учебной дисциплины "Психология и педагогика" в жизнедеятельности, науке и образовании

Задачи исследования:

 рассмотреть учебную дисциплину "Психология и педагогика", ее цели, задачи, функции, концепция изучения;

 охарактеризовать дисциплину "Психологию и педагогику" в научном подходе к решении. проблем человека;

 проанализировать значение "Психологии и педагогики" в деятельности и профессионализме специалиста.

Заключение

Таким образом, профессиональная деятельность объективно, независимо от воли и желаний специалиста, сталкивает его с психологическими и педагогическими явлениями, которые ставят его в зависимость от различных проявлений их и в свою очередь влияют на них. Это требует от специалиста общей гуманистической ориентированности, знания научных основ психологии и педагогики, а также конкретной профессионально-психологической и профессионально-педагогической подготовленности. Значение этих компонентов в профессионализме современного образованного специалиста особенно важно в период происходящих в российском обществе радикальных социальных и экономических перемен.

Психологическая и педагогическая подготовленность специалиста—выпускника высшей школы

Можно утверждать, что успех в жизни и профессиональной деятельности человека в числе других причин зависит от того, понимает ли он роль и влияние факторов, относящихся к психологическим и педагогическим, насколько глубоко понимает, обладает ли желанием считаться с ними, готов ли принимать решения и вести себя соответственно, может ли достигать обеспечивающих жизненный и профессиональный успех психологических и педагогических результатов. Это определяется наличием у него психологической и педагогической подготовленности. Каждый из этих взаимосвязанных видов имеет общую составляющую, нужную образованному человеку для достойной жизни, и профессиональную, нужную для успеха в избранной трудовой деятельности. Их компоненты — конкретизация дидактических единиц «Государственных образовательных требований (Федеральный компонент) к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки выпускников высшей школы».

Психологическая подготовленность любого специалиста— выпускника высшей школы как минимум включает:

а) общую психологическую подготовленность:

• знание предмета психологической науки; системы ее научных разделов, отраслей и их значения для практики жизни и деятельности;

• знание основ методологии психологической науки и методов, доступных к использованию в жизни и деятельности;

• представление о природе психики человека, связях с физиологией высшей нервной деятельности, закономерностях развития;

• знание основных психических явлений, процессов, качеств, состояний, свойств личности;

• знание роли и закономерностей освоения опыта предшествующих поколений людей, сознания и самосознания в поведении, деятельности, формировании личности;

• представление о психологии групп, социально-психологических механизмах и закономерностях их формирования и функционирования, особенностях поведения человека в группах, межличностных отношениях в быту и организованном коллективе;

• представление о психологии современного общества, проблемах и путях создания гуманного, демократического, правового общества;

• убежденность в необходимости личной активной гражданской позиции и использования психологических возможностей в достижении жизненного успеха, самореализации и самоутверждении в условиях современного общества, использования психологических предпосылок цивилизованной реализации своих прав и свобод, морального и правомерного поведения, построения отношений полов и учета психологии семейной жизни;

• умение давать психологическую характеристику личности, группы, ситуации, решения, поступка;

• умение интерпретировать свои особенности, состояния, мотивы поступков, владеть простейшими приемами психической саморегуляции и саморазвития качеств;

• умение осуществлять выборы оценок, отношений, решений и поступков, выводя свое мышление и мотивы из-под влияния ограниченных рамок сиюминутных интересов и желаний;

• умение пользоваться элементами психологической техники речи, неречевых средств, общения, наблюдения;

• проявление зарождения психологического мышления, интереса и установки к использованию данных психологии в своей жизни, убеждения в необходимости расширять и углублять свою психологическую подготовленность;

б) профессионально-психологическую подготовленность — это:

• знание психологических особенностей труда, трудового коллектива;

• умение усматривать психологический аспект в различных трудовых ситуациях, профессиональных решениях, оценивать его значимость, учитывать при разработке путей повышения эффективности труда;

• умение создавать психологические условия для эффективного личного труда в образовательном учреждении;

• умение психологически обоснованно определять способы личного поведения в различных ситуациях, возникающих в трудовом коллективе;

• умение отбирать психологические приемы и действия, повышающие эффективность решения типовых профессиональных задач;

• владение элементами психологической техники управления и работы с подчиненным персоналом;

• умение определять психологические пути профессионального развития своей личности;

• установка на непрерывное расширение и углубление своей профессионально-психологической подготовленности.

Педагогическая подготовленность любого специалиста-выпускника высшей школы — это как минимум:

а) общая педагогическая подготовленность:

• знание предмета педагогической науки, системы ее научных разделов, отраслей и их значения для практики жизни и деятельности;

• знание основ методологии педагогической науки и методов, доступных к использованию в жизни и деятельности;

• знание основных категорий педагогики и понимание обозначаемых ими педагогических явлений;

• знание основных педагогических закономерностей, принципов, потенциальных возможностей, путей, форм и методов формирования личности, ее свойств и качеств в процессе взросления, получения образования, труда, досуга, обстоятельств жизни;

• понимание зависимости жизненного успеха, судьбы, самореализации себя и самоутверждения в жизни, обществе, окружении от уровня сформированности своих педагогических свойств (образованности, воспитанности, обученности и развитости) и убежденность в решающей роли личных усилий в их действительном состоянии и совершенствовании;

• знание педагогических взаимосвязей личности и коллектива, личности и семьи, путей их оптимизации в интересах личности и других людей;

• представление о педагогических основах образования, воспитания, обучения и развития современного цивилизованного человека, способного жить в гуманном, демократическом, правовом обществе с рыночной экономикой;

• ориентированность в педагогических основах воспитания и развития детей в семейной жизни;

• представление о психологических и педагогических предпосылках обеспечения здорового образа жизни, подготовки к поведению в экстремальных жизненных ситуациях;

• умение осуществлять элементарный педагогический анализ жизненных, семейных, образовательных, учебных, воспитательных ситуаций;

• умение обоснованно оценивать степень сформированности основных педагогических свойств конкретного человека, его образованности, воспитанности, обученности и развитости;

• умение выявлять предшествующие и действующие основные причины и условия особенностей педагогической сформированности личности, ее достоинств и педагогической запущенности;

• умение выявлять педагогические возможности различных ситуаций жизни и работы с личностью;

• умение элементарно правильно пользоваться основными методами обучения и воспитания, приемами педагогического такта и техники, выполнять основные педагогические действия (педагогическое наблюдение, педагогическое общение, педагогическое поведение, подготовка и принятие педагогического решения, разработка плана педагогических действий, педагогический контроль и оценка и др.);

• умение обоснованно разрабатывать систему основных педагогических мер по оптимизации индивидуальной работы, работы с группой, коллективом, воспитательной работы, обучения, развития;

• умение осмысленно, элементарно корректно и педагогически эффективно строить свое учение в образовательном учреждении и осуществлять самоформирование личности;

• проявление зарождения педагогического мышления, интереса и установки к использованию данных педагогики в своей жизни, стремления продолжать расширять и углублять свою психологическую подготовленность;

б) профессионально-педагогическая подготовленность включает:

• понимание зависимости эффективности и результатов труда от сформированности каждого и всех педагогических свойств личности;

• знание педагогических основ управления;

• знание основных педагогических возможностей подготовки к решению профессиональных задач в экстремальных условиях;

• понимание педагогических влияний различных обстоятельств профессиональной деятельности на личность, умение определять возможности положительных влияний и предпосылки негативных, а также элементарно учитывать все это при самоорганизации своей деятельности и выполнении функций управления;

• умение в основе педагогически корректно готовить и проводить занятия с персоналом по профессиональным вопросам;

• желание далее совершенствовать свою профессионально-педагогическую подготовленность.

Этот основательный минимум психологической и педагогической подготовленности всякого образованного человека, студента-выпускника, без которой он останется дилетантом, достижим лишь при достаточном выделении учебного времени на изучение учебной дисциплины «Психология и педагогика», правильном сочетании различных форм занятий и методов, образцовом использовании преподавателем интенсивных педагогических технологий, должном внимании к практичности, активном учении студентов и его обеспечении учебной литературой, привлечении их к научно-кружковой и учебно-исследовательской работе.

Список литературы

1. Бадмаев Б.Ц. Психология: как ее изучить и усвоить. — М., 2012.

2. Брайан С. Общество и образование. — М., 2010.

3. Введение в научное исследование по педагогике /Под ред. Журавлева В.И. — М., 2011.

4. Глисс Д., Стенли Д. Статистические методы в педагогике и психологии. — М., 1976.

5. Журавлев В.И. Педагогика в системе наук о человеке. — М., 2011.

6. Левитан К.М. Основы педагогической деонтологии. — М., 2010.

7. Лихачев Б.Т. Педагогика. 4-е изд. — М., 1999.

8. Педагогика / Под ред. П.И. Пидкасистого. 3-е изд. — М., 2011.

9. Педагогика / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев и др. — 3-е изд.— М., 2010.

10. Скаткин М.Н. Методология и методика педагогического исследования. — М., 1986.

11. Сластенин В.А. Теория и практика высшего педагогического образования.— М., 1991.

12. Соколов В.Н., Юзефович Г.Я. Отцы и дети в меняющемся мире. — М., 1991.

13. Филиппов Ф.Р. Школа и социальное развитие общества. — М., 2012.

14. Харламов И.Ф. Педагогика. 6-е изд. — М., 2012.


Популярные, наиболее покупаемые работы:

  1. Базовый уровень
  2. Организация, нормирование и оплата труда на предприятии здравоохранения
  3. Разработка системы мотивации
  4. Товар в маркетинговой деятельности
  5. Особенности правового регулирования труда женщин и лиц с семейными обязанностями
  6. Роль школы и семьи в воспитании подрастающего поколения.
  7. Классификация договоров
  8. Технология создания и реализация вокально-хореографической шоу программы
  9. Эпоха дворцовых переворотов 1721 - 1801
  10. Организация эффективной системы развития персонала на предприятии
  11. Совершенствование системы стимулирующих выплат на предприятии ТЭК
  12. НАТО - Варшавский договор: история создания и взаимоотношений
  13. Общественные отношения в сфере финансовой деятельности государства, регулируемые нормами финансового права
  14. Международное морское право
  15. Педагогическое общение в учреждениях дополнительного образования детей
  16. Установочный диссонанс
  17. Тактика, политика, процедуры, правила
  18. Строительные нормы и правила при строительстве дорог
  19. Проект (социально-культурная деятельность)
  20. Принципы и функции права
  21. Архаическая Греция VIII-VI вв. до н.э
  22. Совершенствование деятельности органов государственной власти по работе с обращением с гражданами на примере государственной инспекции труда в Ульяновской области
  23. Разработка и исследование метода автоматической коррекции опечаток в текстах на естественном языке
  24. Влияние отношения к профессиональной ситуации на эмоциональное состояние педагогов.doc
  25. Методы и приёмы терминологической работы
Структура реферата:
Как правильно самостоятельно написать:
Как правильно оформить по ГОСТ:
Инструкции по работе с программами: