Информационные материалы для подготовки студентов

Расскажи одногруппникам: + 200 к карме:

Особенности подростков с девиантным поведением в конфликтных ситуациях





Содержание

Введение ……………………………………………………………………...3

Глава 1. Психологические особенности поведения в конфликтной ситуации

1.1. Проблема поведения в конфликтной ситуации…………..…………….…...6

1.2. Психологические исследования поведения подростков в конфликтной ситуации…………………………………………………………………………14

1.3. Проблема девиантности в подростковом возрасте ……………………….17

1.4. Особенности поведения девиантных подростков в конфликтной ситуации ……………………………………………………………………………………25

Глава 2. Экспериментальное исследование особенности поведения подростков в конфликтных ситуациях

2.1. Исследование особенностей поведения в конфликте учеников МОУ СОШ № 35………………………………………………………………………31

2.2. Коррекционная работа с подростками девиантного поведения………………………………………………………………………...45

2.3. Анализ и обобщение результатов…………………………………………62

2.4. Рекомендации для коррекционной работы с подростками с девиантнмы поведением…………………………………………………………………..….78

Заключение………………………………………………………………..89

Список литературы………………………………………….…………93

приложение………………………………………………………………..95

Введение

Актуальность исследования. В подростковой среде возникает множество конфликтов, как сpеди учащихся, так и мeжду учеником и учителем, родитeлeм и подростком, родителем и учителем и д.р.. Изучение причин возникновения и протекания конфликтов среди подростков с девиантным поведением, выявление особенности поведения в конфликтных ситуациях позволяет внести практические рекомендации по их предупреждению.

Б.Т. Лихачeв в работе о конфликте среди подростков с девиантным поведением, анализирует пpичины конфликтов позиции их поведения. Конфликты бывают сpеди младших школьников, подpостков, юношей.

При рассмотрении конфликтов выделяют, как особенность их возникновения, формирование нравственной зрелости подростков. (В.М. Афонькова, Е.А. Тимоховец).

Болезни современного общества порождают множество проблем, которые подчас требуют неотложного решения. Постоянный рост подростковой преступности - одна из них. Асоциальность личности, как правило, формируется в ответ на трудно преодолимые жизненные коллизии.

Преступление совершает индивид, смирившийся со своим низким социальным статусом, потерявший самоуважение, принимающий себя в качестве "плохого" человека. Девиантность, становится для личности средством извращенного, с точки зрения общества, самоутверждения. Постоянное осознание индивидом своего несоответствия требованиям социальной среды вызывает надлом личности и ее внутренний протест против этих требований. Постепенно уменьшается желание индивида соответствовать этим требованиям, зарождается стремление противостоять враждебной для него среде.

Референтными в такой ситуации для человека становятся асоциальные группы. Первоначальная степень "испорченности" личности еще сравнительно невысока. Но под отрицательным воздействием микросреды, жизненных неурядиц, собственных ошибок изменения личности накапливаются и приводят в конечном итоге к совершению преступления.

Цель исследования: возникновение и протекание конфликтных ситуаций и особенности поведения подростков с девиантным поведением.

Объект исследования: особенности подростков с девиантным поведением в конфликтных ситуациях.

Предмет исследования: изучение особенностей поведения подростков с девиантным поведением в конфликтных ситуациях

Гипотеза исследования: 1. Мы предполагаем, что в конфликтных ситуациях особенности поведения подростков с девиантным поведением: у мальчиков наиболее выражена склонность к прямой физической и прямой вербальной агрессии, а у девочек – к прямой вербальной и к косвенной вербальной.

2. Поведение подростков в конфликте напрямую зависит от темперамента, характера, лидерских способностей.

Исходя из предмета, объекта и общей цели исследования, была определена система исследовательских задач:

Первое - на основании проведенного исследования, проанализировать проблему поведения в конфликтной ситуации;

Второе - выяснить особенности исследования поведения подростков в конфликтной ситуации;

Третье – определить проблему девиантности в подростковом возрасте;

Четвертое – охарактеризовать особенности поведения девиантных подростков в конфликтной ситуации;

Пятое- провести исследование особенности поведения девиантных подростков в конфликтной ситуации;

Шестое- обобщить результаты эксперимента.

База исследования: Эксперимент проводился с учениками восьмого класса МОУ СОШ № 35, расположенной по адресу: город Москва, ул. Столетова 3.

Методы исследования: Опросник ПЭА (Опросник предназначен для измерения степени понимания, эмоциональной привлекательности и уважения партнеров); 2. «Диагностика агрессивных и враждебных реакций» (диагностика агрессивных и враждебных реакций); 3. Опросник структуры темперамента; 4. Диагностика агрессивности в отношениях А. Асингера (Стиль общения); 5. Методика диагностики предрасположенности личности к конфликтному поведению (К. Томас).

Степень разработанности проблемы. В отечественной психологии (М.А. Алеманский, Л.М. Зюбин, А.Н. Леонтьев, А.Е. Личко, А.Р. Лурия, Д.И. Фельдштейн и др.) и криминологи (В.Н. Кудрявцев, Г.М. Миньковский, А.Р. Ратиков, А.М. Яковлев и др.) убедительно показано, что девиантное поведение не определяется «прирожденными механизмами», обуславливаясь причинами социально-психологическими, в том числе характером микросреды и недостатками воспитания.

Исследованию предупреждений девиантного поведения посвящены труды С.А. Беличевой, А.С. Белкина, В.П. Кащенко, Л.М. Семенюк и др.

Научной базой для изучения проблем подросткового возраста являются фундаментальные работы российских (Л.С. Выготского, И.С. Кона, Д.И. Фельдштейна и др.) ученых.

Л.С. Выготский подошел к проблеме критического возраста с токи зрения анализа новообразований в создании подростка и социальной ситуации развития, отражающей в каждом возрасте неповторимые отношения между ребенком и средой.

Однако, несмотря на достаточно широкий круг исследований по проблеме девиантного поведения подростков, аспекты организации психолого-педагогической деятельности по предупреждению девиантного поведения подростков в школе недостаточно разработаны. Все это помогло определить проблему исследования: предупреждение причин формирования девиантного поведения подростков.

Теоретическая и практическая значимость работы состоит в том, что исследование особенностей подростков с девиантным поведением в конфликтных ситуациях, вносит новые теоретические обобщения в социально-психологические знания проблемы и способы решения вопроса.

Структура работы включает в себя: введение, две главы, заключение, библиографический список, включающий 51 источник- наименования научной и методической литературы по проблеме исследования.

Заключение

Всем понятно, что конфликты существовали и будут существовать, они неотъемлемая часть человеческих взаимоотношений, и нельзя говорить о том, что конфликты бесполезны или патологичны. Они нормальное явление в нашей жизни. Возникают они из-за различий между людьми, из-за того, что поступки, представления, чувства у каждого из нас не одни и те же и порой приходят в столкновение друг с другом.

В первой главе нами предпринята попытка отразить современное состояние проблемы конфликта у дивиантных подростков и ее исследование отечественными и зарубежными учеными. Подводя итог всему вышеизложенному, можно сделать следующие выводы: несмотря на накопленный опыт в области исследования конфликтов, на сегодняшний день нет единой и законченной теории конфликта, отражающей его природу и влияние на развитие общества.

Конфликт не следует понимать как сугубо негативное явление, общество, как и отдельный человек, находится в постоянном развитии. Одним из способов этого развития является конфликт.

Всякий конфликт возникает только при наличии его объекта. Та ценность, по поводу которой возникает столкновение интересов противоборствующих сторон, называется объектом конфликта. Следует различать понятия "объект" и "предмет" конфликта. Предметом конфликта являются те противоречия, которые возникают между взаимодействующими сторонами и которые они пытаются разрешить посредством противоборства.

В любом конфликте обязательно присутствуют его участники, которых принято называть оппонентами конфликта Оппоненты, преследуя, противоположные цели в конфликтном взаимодействии обладают определенным рангом, используя который, стремятся достичь своих целей, несовпадающих с целями противника. Рассматривая динамику конфликта, следует различать понятия конфликт и конфликтная ситуация, конфликтная ситуация это реальная возможность но еще не действительность конфликта, демонстрирующая, что противоречия достигли уровня, требующего принятия мер по их разрешению. Если противоречия, породившие конфликтную ситуацию разрешить не удалось, то конфликтная ситуация переходит в конфликт, включающий в себя такие стадии как инцидент, эскалация, завершение конфликта. Инцидент это тот случай, который инициирует открытое противоборство сторон. Инцидент конфликта дивиантных подростков следу отличать от его повода, т.е. того конкретного события, которое служит толчком, предметом к началу конфликтных действий. Повод – это еще не конфликт, а инцидент – это уже конфликт, его начало. Эскалация конфликта – это ключевая, самая напряженная его стадия, когда происходит обострение всех противоречий между его участниками и используются все возможности для победы в противоборстве.

Затем следует этап завершения конфликта, который означает любое его окончание, которое может быть как позитивным, так и негативным, после чего может следовать постконфликтный синдром, выражающийся в напряженных отношениях бывших оппонентов, может стать источником нового конфликта между ними.

Оказавшись в конфликтной ситуации, необходимо выбрать определенный стиль поведения ней, с учетом собственных интересов и интересов других, вовлеченных в конфликт людей. Выбор стиля поведения дивиантных подростков в конфликтной ситуации связан с той степенью готовности, в которой вы готовы удовлетворить собственные интересы и интересы другой стороны. Существует пять стилей поведения в конфликтной ситуации соперничество, сотрудничество, компромисс, избегание, приспособление, но не один из них не может быть выделен как самый лучший. Все зависит от конкретной конфликтной ситуации и "цены конфликта" может быть необходимым использование набора стилей поведения, например, если конфликт носит затяжной характер, и для разрешения одной его части может, понадобится использование одного стиля, а для разрешения другой совсем иного стиля поведения в конфликтной ситуации. Но, несомненно, наилучший учитель и советчик в выборе оптимального подхода и в его эффективного использования - это жизненная практика.

Во второй главе нами предпринята попытка экспериментального изучения выбора стиля поведения в конфликтной ситуации на примере учеников Московской школы- девиантных подростков.

Мы исходили из предположения о том, что выбираемый стиль поведения в конфликтных ситуациях связан с их индивидуально-поведеньческими особенностями, такими как темперамент, коммуникативные и организаторские способности, степень агрессивности в отношениях. Результаты, полученные в исследовании на выборке подростков, позволяют заключить:

1. Девиантные подростки с высокими организаторскими способностями, высокой пластичностью, темпом, энергичностью и эмоциональностью показывают склонность к использованию стиля приспособления и компромисса в конфликте. Приспособление также связано с низкой агрессивностью специалиста.

2. Девиантные подростки со средними организаторскими способностями, средними показателями пластичности, энергичности и темпа, низкой эмоциональностью чаще используют в конфликте стиль компромисса и избегания.

3. У подростков с низкими организаторскими способностями, низкой энергичностью, пластичностью, темпом и средней эмоциональностью ожидается, скорее всего, использование в конфликте стиля избегания.

4. Стили компромисса и избегания являются взаимоисключающими: подросток, предпочитающий в конфликте стиль компромисса. Не использует стиль избегания.

Выдвинутая нами гипотеза о том, что девиантные подростки склонны к выбору стилей приспособления, компромисса и избегания, а девиантные подростки к выбору стилей компромисса избегания и сотрудничества нашла частичное подтверждение. Результаты по выборке подростков полностью доказывают гипотезу исследования, эмпирические данные по подросткам не показывают наличие тесной взаимосвязи изученных показателей.

Цель исследования достигнута. Гипотеза исследования, поставленная в начале работы, доказана.

Список литературы

1. Беличева С.А. Основы превентивной психологии. – М., 2010

2. Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание. - М., 2008

3. Блюм Г. Психоаналитические теории личности. - М., 2009

4. Бэрон Р., Ричардсон Д. Агрессия. – СПб., 2008

5. Выготский Л.С. Педология подростка // Собр.соч.: в 6т. - М., 2010

6. Гришин А.А. На краю пропасти: наркомания и наркоманы. - ., 2006

7. Гилинский Я.И., Смолинский Л.Г. Социодинамика самоубийств // Социс. 2010

8. Голод С.И. Проституция в контексте изменений половой морали // Социс. 2005

9. Дети с отклонениями / По общ.ред. В.С. Мухиной. - М., 2010

10. Еникеева Д.Д. Пограничные состояния у детей и подростков. - М., 200.

11. Иванов В.Н. Девиантное поведение: причины и масштабы // Социально-политический журнал. – 2005

12. Казанская В.Е. Тоталитарное сознание и ребенок: семейное воспитание// Вопросы психологии. - 2002

13. Карцева Л.В. Психология и педагогика социальной работы с семьей: Учебное пособие. – М.: Академия, 2009

14. Ковалев А.Г., Мясищев В.Н. Темперамент и характер// Психология индивидуальных различий. Тексты. - М., 200

15. Ковалев В.В. Психиатрия детского возраста: Руководство для подростков. – М., 2009

16. Кондрашенко В.Т. Девиантное поведение у подростков. - Минск, 1988.

17. Коэн А. Содержание делинквентной субкультуры // Социология преступности. - М., 2006

18. Краткий словарь современных понятий и терминов. - М., 2010

19. Кречмер Э. Строение тела и характер. - М., 2006

20. Крысько В.Г. Социальная психология. - М., 2009

21. Кэмбелл Р. Как справляться с гневом ребенка. – СПб., 2007

22. Крысько В.В. Социальная психология: Учебное пособие. – М.: Эксмо, 2006

23. Ланцова Л.А., Шурупова М.Ф. Социологическая теория девиантного поведения // Социально-политический журнал. – 2008

24. Леонгард К. Акцентуированные личности.- Киев, 2006

25. Личко А.Е. Психопатии и акцентуации у детей и подростков. – Л.,2010

26. Льюис К.С. Христианское поведение // Иностранная литература. 2006

27. Майсак Н.В. Личностные особенности младшего подростка с девиантным поведением - М., 2006

28. Мардахаев Л.В. Социально-педагогическая реабилитация детей: Учебное пособие. – М.: Академия, 2010

29. Мокшанцев Р.К., Мокшанцева А.А. Социальная психология: Учебное пособие. – М.: Инфра-М, 2009

30. Мудрик А.В. Введение в педагогику. - М., 2005

31. Невский И.А. Учителю о детях с отклонениями в поведении. - М., 2010

32. Нравственность, агрессия, справедливость // Вопросы психологии. 2005

33. Померанц Г. Сквозь несогласие // Новое время. 2004

34. Психологический словарь / Под ред. В.П. Зинченко, Б.Г. Сещерякова. – М., 2007

35. Ранняя профилактика девиантного поведения детей и подростков / Под ред. А.Б. Фоминой. - М., 2003.

36. Реан А.А. Агрессия и агрессивность личности. - СПб., 2005

37. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога: Учеб. пособие: В 2 кн. - М., 2003

38. Селецкий А.И., Тарарухин С.А. Несовершеннолетние с отклоняющимся поведением. – Киев,2001

39. Солженицын А. Хочу во всем разобраться сам // Литературная газета. 2005

40. Тагирова Г.С. Психолого-педагогическая коррекционная работа с трудными подростками. - ., 2003

41. Фрейд З. Психология бессознательного. – М., 2010

42. Фромм Э. Детская агрессивность. – Минск,2006

43. Холостова В.И. Социальная реабилитация: Учебное пособие. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2003

44. Хорни К.Невротическая личность нашего времени. - М.,2006

45. Шихирев П.Н. Жить без алкоголя? Социально-психологические проблемы пьянства и алкоголизма. - М, 2008

46. Зубов В.Н., Нехорошева И.В. Диагностика предрасположенности молодежи к девиантному поведению. // Вопросы психологии. – 2009

47. Иовлева Т.Е., Салмина Н.Г., Тиханова Н.Г. Социально желательное поведение детей и построение отношений в новой социальной ситуации. // Вопросы психологии. – 2007

48. Кокурина И.Г. Социально-психологический анализ смыслообразующей функции мотивации жизнедеятельности социального индивида. // Вестник Московского Университета: Психология. – 2007

49. Моросанова В.И. Индивидуальная саморегуляция и характер человека. // Вопросы психологии. – 2007

50. Рогова Е.Е. Переживание одиночества подростками с разной социальной направленностью. // Вопросы психологии. – 2007

51. Сидоров К.Р. Самооценка, уровень притязаний и эффективность учебной деятельности старшеклассников. // Вопросы психологии. – 2007


Популярные, наиболее покупаемые работы:

  1. Молодежный алкоголизм
  2. Содержание понятия экспертной системы в области права
  3. Смертная казнь и пожизненное лишение свободы как её альтернатива
  4. Муниципальные финансы
  5. Гражданско-правовые отношения, связанные с владением и пользованием зданий и сооружений, как объектов договора аренды.
  6. МЕРКАНТИЛИЗМ ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ (Т.МАН, А.МОНКРЕТЬЕН)
  7. Предмет международное публичное право
  8. Проблемы развития Российской Федерации в условиях новой геополитической реальности в 1990-2000-х гг
  9. Основные принципы государственно-общественного управления
  10. Организация судебной власти в РФ
  11. Советское общество 20-30-х гг. ХХ в. и массовые репрессии
  12. Профессиональная этика юриста
  13. Конституционное право и его роль в государственно-правовой системе России
  14. Суды общей юрисдикции их роль и место в судебной системе
  15. Предъявление для опознания
  16. Метрическая система в революционной Франции
  17. Договор подряда в современном гражданском праве
  18. Бандитизм
  19. Уголовная ответственность за преступления экстремистской направленности
  20. Адвокатура и юридические услуги в Российской Федерации
  21. Практическое задание по технологии среднего профессионального образования. Развитие познавательных интересов студентов в разных формах опроса
  22. Страховые организации
  23. Купля продажа земельных участков
  24. Правонарушения в сфере социальной деятельности
  25. Суррогатное материнство. Сравнительный анализ законодательства России и стран Евросоюза
Структура реферата:
Как правильно самостоятельно написать:
Как правильно оформить по ГОСТ:
Инструкции по работе с программами: