До середины двадцатого века человечество имело вполне четкие представления о предназначении мужчин и женщин и разделении труда между ними. Эти устойчивые стереотипы были связаны с основными целями традиционного общества – воспроизведением, укреплением и продолжением биологического рода. Для достижения этих целей обществу была необходима стабильная семья, в которой один из супругов играет инструментальную, другой – экспрессивную роль: первую роль играл мужчина, она заключалась в общении с внешним миром, обеспечении семьи материальными ресурсами, другими словами, это была роль кормильца. Экспрессивная роль женщины – забота о внутреннем мире семьи, рождение и воспитание детей, ведение домашнего хозяйства и обустройство быта. В науке подобное разделение получило название поло-ролевого подхода, суть которого выразил З. Фрейд: «анатомия – это судьба», т.е. тысячелетиями мужчины и женщины осознавали себя только в соответствии с предначертанными им обществом ролями и были убеждены в их незыблемости и безальтернативности.
На основе традиционных ролей складывалось традиционное воспитание: девочек воспитывали как существ, которым предназначалось заботиться и понимать окружающих; в них хотели видеть только мягкость, нежность, покорность, терпимость, отсутствие логического мышления, эмоциональную неуравновешенность. В мальчиках культивировали нацеленность на конкуренцию, борьбу, агрессивность, смелость, решительность, жестокость, развивали в них логику, аналитический ум. Поскольку инструментальная роль предполагает концентрацию всех ресурсов в мужских руках, то и главой семьи, принимающей основные решения, был старший мужчина – муж, отец, дед. Такое положение существовало не только в семье, но и в политической, социальной и экономической структурах традиционного общества, в котором господствовали мужчины. Женщины могли жить только в семье отца или мужа, были ограничены только ролями матери и домохозяйки и полностью исключены из общественной и политической жизни (у них не было даже избирательных прав). Незамужние и бездетные женщины считались бесполезными нахлебницами (старыми девами) и подвергались остракизму.
Таким образом стили руководства мужского и женского будут отличаться между собой в связи с различными социально-психологическими особенностями.
Цель работы: характеристика влияния пола на индивидуальный стиль руководства.
Задачи работы: рассмотреть теоретические основы половых различий в социологии; выявить особенности мужского и женского стилей руководства.