Информационные материалы для подготовки студентов

Расскажи одногруппникам: + 200 к карме:

Психологическое консультирование





Содержание

Введение 4

Глава 1. Теоретические основы исследования проблемы чувства одиночества и его влияния на жизнестойкость и смысложизненные направления личности в подростковом возрасте 8

1.1 Философско-психологический анализ проблемы одиночества 8

1.2 Особенности жизнестойкости личности в подростковый период 10

Глава 2. Эмпирическое исследование чувства одиночества, жизнестойкости и смысложизненных ориентаций подростков (15-16 лет) 16

2.1 Организация работы 16

2.2 Описание проводимых методик 17

2.3 Анализ результатов исследования 24

Заключение 31

Библиография 33

Введение

Одиночество - главная беда людей нашего времени.

Можно долго рассуждать о причинах этой абсурдной ситуации - людей все больше вокруг, а одиночество все сильнее и безнадежнее: технический прогресс, ускорение темпа жизни и т.д. и т.п. Но разве одиноким людям станет от этого легче? В общем-то, одиночество бывает разным - кому-то не хватает друзей, кому-то просто приятельского общения... Но чаще люди чувствуют себя одинокими, когда в их жизни нет того самого, единственного человека, которого, сознательно или подсознательно, всю жизнь ищет, наверное, каждый из нас. Человека, который объединяет в себе твоего самого близкого друга, самого лучшего приятеля и самого желанного любовника. Проще говоря, любимого человека. (Я сейчас не говорю о том, что очень многие ныне называют любовью - непонятные отношения с кем попало, и потом появляется нелепый термин "новая любовь" и пр. Нет! Не бывает ни новой, ни старой любви! Любовь есть только одна, та, что приходится называть, чтобы как-то отличать, "настоящей любовью", т.е. любовь навсегда... нет, не навсегда, а просто вечная любовь. Любовь, для которой нет рамок жизни, любовь, которую ты помнишь, даже еще не встретив любимого человека в этой жизни... В общем, то, что показано в фильме "Куда приводят мечты").

Бывает, становится совсем тяжело - одиноко до боли, до отчаяния, которое накрывает с головой, так, что становится невыносимо холодно, хочется свернуться в тугой комок, схватив зубами подушку (чтобы никто не слышал) и рыдать, выть и кричать. Но и когда приступ проходит, легче не становится - наступает апатия. Кажется, что все бесполезно и бессмысленно. И не хочется ничего уже, потому что вера в то, что вы встретитесь, тает, и почти совсем исчезает. Та слепая и ничем не подтвержденная уверенность, что твой любимый, единственный человек, родственная душа - что он где-то есть, живет в это же время и ждет тебя также, как ты его. Эта самая вера уходит. И что же остается?

А остается одно: глубоко вдохнуть и понять простую вещь - ваша встреча состоится обязательно (это аксиома, не требующая доказательства), вопрос только в том, когда? А это уже зависит от тебя самого(ой). Эта встреча произойдет только тогда, когда ты будешь готов(а) к ней, ни раньше, ни позже.

И если эта встреча еще не случилась, значит, что-то в тебе еще не так, чего-то не хватает. Ведь встреча ваша - это вовсе не конец пути, это совсем не долгожданный рай, когда можно будет расслабиться и больше ничего не делать, нет. Ваша встреча - это момент, когда ты готов(а) для того, чтобы сделать счастливым своего любимого человека. Не себя в первую очередь, не поровну, а ее (его). Но не самоотрекаясь, не великодушно делая что-то, в тайне ожидая ответных действий. А делать счастливым любимого человека и самому(ой) быть счастливым(ой) от того, что видишь ее (его) счастливой(ым).

Итак, одиночество порождается утерей смысла бытия человека в современном обществе. Но зависит это не только от самого человека. Скорее это не его вина, а его беда. «Слишком много объективных факторов выпало на наш стремительный век, и противостоять им каждая отдельная личность сама по себе просто не в силах. Именно поэтому мы и говорим, что наше время - время отчуждения и одиночества».

Недостаточное материальное обеспечение семьи создает для подростков существенные ограничение возможностей (Ф.Райс) в получении образования, отдыха, спектра социальных контактов. Увеличивающееся расслоение общества обуславливает осознание унизительности своего положения либо вызывает девиантное поведение и бунт. Любая проблема (болезнь, потеря работы, семейные конфликты) может стать глобальной, приводить к стрессам. Порочный цикл бедности начинается с низкого уровня образования, сужающего возможности управления жизнью. Родители хотят воспитать своих детей порядочными, считают, что хороший табель будет залогом будущего продвижения, у них не всегда хватает сил и знаний на развитие личности ребенка, а в многодетных семьях может вообще не хватать времени. Подростки рано обретают материальную, социальную и эмоциональную независимость от семьи, что формирует зависимые отношения с ровесниками.

Цель исследования – изучение чувства одиночества, жизнестойкости и смысложизненных ориентаций подростков в возрасте 15-16 лет.

Предмет исследования - чувство одиночества, жизнестойкость и смысложизненные направления подростков в возрасте 15-16 лет.

Объект исследования – взаимосвязь чувства одиночества, жизнестойкости и смысложизненных ориентаций у подростков в возрасте 15-16 лет.

Гипотеза исследования. Мы предполагаем, что у подростков в возрасте 15-16 лет нет взаимосвязи чувства одиночества со смысложизненными ориентациями, но есть взаимосвязь жизнестойкости со смысложизненными ориентациями.

Задачи исследования:

 Теоретически изучить проблему одиночества, смысложизненных ориентаций и жизнестойкости у подростков в возрасте 15-16 лет.

 Изучить особенности жизнестойкости в подростковом возрасте.

 Изучить особенности смысложизненных ориентаций в подростковом возрасте

 Провести эмпирическое исследование по данной проблеме.

Теоретической базой исследования являются работы таких ученых как Ф.Е. Василюк, Ерина СИ., Козлов В.В., Ц.П. Короленко, Ш. Магомед-Эминов, К. М. Муздыбаев, В. Лебедев, Н.Н. Пуховский, М.М. Решетников, Н.В. Тарабрина, и другие.

Практической базой исследования является МОУ СОШ №

Исследование проводилось с … по …. Выборку составили подростки в возрасте 15-16 лет в количестве 97 человек из них 44 мальчика и 53 девочки.

В работе использованы следующие методики:

1. Методика диагностики уровня субъективного ощущения одиночества Д.Рассела и М.Фергюсона

2. Тест смысложизненных ориентаций (Джеймса Крамбо и Леонарда Махолика)

3. Тест жизнестойкости (Сальваторе Мадди)

4. Корреляция Пирсона.

Структура работы: работа состоит из введения, 2 глав, заключения, библиографии.

Заключение

Таким образом, человек, имеющий сильную потребность в общении, будет чувствовать себя одиноким в том случае, если его контакты ограничены одним-двумя людьми, а он бы хотел общаться со многими. В то же самое время тот, кто не испытывает такой потребности, может вовсе не ощущать своего одиночества даже в условиях полного отсутствия общения с другими людьми.

Одиночество сопровождается некоторыми типичными симптомами. Обычно одинокие чувствуют себя психологически изолированными от остальных людей, не способными к нормальному межличностному общению, к установлению с окружающими интимных межличностных отношений типа дружбы или любви.

Одинокая личность – это депрессивная, или подавленная, личность, испытывающего помимо прочего дефицит умений и навыков общения.

Результаты исследований дают представление о том, что в нашей стране мир ценностей, в том числе молодежи, чрезвычайно противоречив. Как отмечают исследователи, "в социокультурном и ценностном плане сложившуюся в России в настоящее время ситуацию можно было бы представить как единство противоположностей ценностей, находящихся на разных стадиях институционализации". Это, в частности, означает, что молодые люди не всегда могут верно сориентироваться в социальной действительности. В той противоречивой ситуации, в которой оказалось наше общество, пытающееся изменить духовные основы бытия, особенно важно понять взаимное влияние традиционного, устойчивого и необходимости реакции на новации в жизни общества. Сегодня существуют две полярные ценностно-целевые установки в обществе — либеральная и традиционная. На наш взгляд, сегодня лишь часть общества, причем с обеих сторон не очень значительная, абсолютно агрессивно настроена по отношению к той или иной альтернативной системе ценностей. Остальная — подавляющая — часть соединяет в себе и те и другие ценности, ситуативно поддерживает и проявляет их, не имея жесткой системы жизненных направления и ценностей. Ценности "кипят" как в котле, причудливо изменяют формы, порой очень быстро меняют знак на противоположный.

Список литературы

1. Абраменкова, В.В. Проблема отчуждения в психологии Текст. / В. В. Абраменкова//Вопросы психологии. — 2010. — № 1. — С. 5-12.

2. Абрамова, Г.С. Возрастная психология Текст. : учеб. пособие для студентов вузов.'/Г.С. Абрамова. -М.: Академический проект, 2011. — 704 с.

3. Абульханова-Славская, К.А. Развитие личности в процессе жизненности Текст. / К.А. Абульханова-Славская // Психология формирования и развития личности. — М., 2010. С. 31-43.

4. Абульханова-Славская, К.А. Стратегия жизни Текст. / К. А. Абульханова-Славская. М.: Мысль, 2010. - 299 с.

5. Аверин, В. А. Психология детей и подростков/ В. А. Аверин. - СПб, изд-во Михайлова В. А., 2008. - 379с.

6. Адлер, А. Наука жить Текст. / А. Адлер ; пер. с англ. и нем. — Киев: Port-Royal, 2011.- 286 с.

7. Акопов, Г.В. Проблема сознания в психологии. Отечественная платформа Текст. / Г.В. Акопов ; Сам. гос. пед. ун-т, Каф. психологии. — Самара: Изд-во Самар. гос. пед. ун-та; 2010. 206 с

8. Ананьев, Б.Г. Человек как предмет познания Текст. / Б.Г. Ананьев -СПБ.: Изд-во Питер, 2011. 288 с.

9. Анастази, А. Психологическое тестирование Текст.: в 2-х т. /А. Анастази. Т.2. - М., 2011. - 297 с.

10. Анцыферова, Л.Н. Личность в трудных жизненных условиях Текст. переосмысление, преобразование ситуаций и психологическая защита// Психологический журнал. — 2010. — № 1. С. 3-16.

11. Анцыферова, Л.Н. Способности личности к преодолению деформаций своего развития Текст. / Л.Н. Анцыферова // Психологический журнал. 2009.- Т.20, №1. - С. 6-19.

12. Асмолов, А.Г. Личность как предмет психологического исследования Текст. / А.Г. Асмолов. М.: Изд-во МГУ, 2010. — 104 с.

13. Братченко, С.Л. Экзистенциальная психология глубинного общения Текст.: уроки Джеймса Бюдженталя / С. Л. Братченко. М.: Смысл, 2010. -197 с.

14. Бердяев, H.A. О назначении человека Текст. / H.A. Бердяев. — М.: Республика, 2010. 362 с.

15. Бердяев, H.A. О человеке, его свободе и духовности Текст. / H.A. Бердяев. — М., 2009. — 310 с.

16. Битянова, Н.Р. Психология личностного роста Текст.: практ. пособие по проведению тренинга личностного роста психологов, социальных работников. / Н.Р. Битянова. М.: Международная педагогическая академия, 2010.-64 с.

17. Бодал ев, А. А. О смысле жизни человека, его акме и взаимосвязи между ними Текст. / А. А. Бодалев // Мир психологии. 2010. — № 2. — С. 4-58.

18. Бодалев, A.A. Об управлении развитием отношений Текст. / А. А. Бодалев / A.A. Бодалев // Мир психологии. 2011. - № 2. — С. 7-15.

19. Божович, Л. И. Личность и её формирование в детском возрасте/ Л. И. Божович.- Москва, 2009.- 398с.

20. Братусь, Б.С. Аномалии личности Текст. / Б.С. Братусь — М.: Мысль, 2010.-304 с.

21. Братусь, Б.С. Общепсихологическая теория деятельности и проблема единиц анализа личности Текст. / Б.С. Братусь // А.Н. Леонтьев и современная психология / под ред. А. В. Запорожца. М., 2010. - С. 212.

22. Брушлинский, A.B. Психология субъекта Текст. / A.B. Брушлинский ; Рос. Акад Наук, Ин-т психологии ; под ред. В.В. Знакова. -СПб.: Алетейя, 2010. 203 с.

23. Бубер, М. Два образа веры Текст. / М. Бубер. М.: Изд-во ACT, 2009.-592 с.

24. Бьюдженталь, Дж. Наука быть живым Текст. / Дж. Бьюдженталь. — М.: Класс, 2010.-323 с.

25. Бюлер, Ш. Что такое пубертатный период Текст. / Ш. Бюлер // Психология подростка: хрестоматия. — М:, 2010. С. 9-20.


Популярные, наиболее покупаемые работы:

  1. Влияние подвижных игр на физическое развитие детей в детском оздоровительном лагере
  2. Предпринимательское право
  3. Этика Ф. Ницше «По ту сторону добра и зла»
  4. Взаимосвязь самооценки и уровня тревожности у детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет)
  5. Особенности перевода названий административно-хозяйственных учреждений с немецкого языка на русский и функционирование каждого учреждения
  6. Защита гражданских прав
  7. Развитие теоретических взглядов на роль и место суда и судебной власти в дореволюционной России
  8. Технологии социальной работы с дезадаптированными детьми
  9. Криминалистическое идентифицирование
  10. Развитие оценки программ и политик в России
  11. Взаимосвязь между политической культурой, экономическим развитием и политической стабильностью
  12. Международное космическое право
  13. Химическое загрязнение
  14. Наивная теория возникновения прав собственности
  15. Нормативно-правовые акты регламентирующие защиту прав потребителя
  16. Договор ренты понятия, разновидности
  17. Интернет: история развития и его возможности
  18. Индивидуализация обучения на уроках математики как фактор оптимизации учебной деятельности в начальной школе
  19. Полоролевые различия
  20. Изгои Древней Руси
  21. Формирование мотивации
  22. Контртеррористическая операция
  23. Посягательство на жизнь сотрудника правоохранительного органа
  24. Положительные и отрицательные факторы в воспитании основ здорового образа ребенка
  25. Социальная реальность в понимании Зиммеля и Вебера
Структура реферата:
Как правильно самостоятельно написать:
Как правильно оформить по ГОСТ:
Инструкции по работе с программами: