Информационные материалы для подготовки студентов

Расскажи одногруппникам: + 200 к карме:

Психологическая подготовка спортсменов (шахматы)





Содержание

Введение 3

1. Процесс подготовки к соревнованиям 5

2.Воспитание волевых качеств спортсмена - шахматиста 6

3.Задачи спортивного психолога при подготовки спортсмена-шахматиста 7

Заключение 10

Список использованной литературы 11

Введение

Трудна и многогранна деятельность тренера при подготовке своих подопечных к шахматным соревнованиям. Необходимо максимально полно обладать информацией о будущих противниках, наметить точные планы действий, дебютные построения, стратегию миттельшпиля и эндшпиля, произвести детализацию знаний и умений ученика, создать рабочую модель соревнования и т. д. Но самое главное тренеру войти в роль друга – психолога-наставника, поскольку нельзя переоценить роль психологической подготовки к соревнованиям. Даже проигрыш одной партии может привести к нервному стрессу. (А. Котов). Соревнования бывают разные по цели, масштабу и степени психологической напряженности: отборочные, контрольные, командные матчи и т.д. Самыми сложными в психологическом плане являются матчи на первенство мира, т.к. накал борьбы очень высок. Лучшими матчевыми бойцами были Э. Ласкер, А. Алехин, М. Ботвинник, Г. Каспаров. Соревнования принято также делить на тренировочные, подводящие и кульминационные (главные). К главному старту необходимо подходить через серию тренировочных, а затем подводящих соревнований. Количество стартов в этих соревнований определяет тренер, исходя из индивидуальных особенностей спортсмена.

Невозможно достичь высоких, стабильных результатов, редко выступая на соревнованиях. Именно там проверяется потенциальные возможности спортсмена и его мастерство, выявляются недостатки спортивной и психологической подготовки, воспитываются волевые качества, проверяется спортивная форма (Анатолий Карпов много выступал на всевозможных соревнованиях). Высшая спортивная форма характеризуется состоянием наибольшей работоспособности и определяется комплексом компонентов подготовленности, в частности психологической подготовкой. Главная причина, обуславливающая взлёт или падение спортивных результатов – это работоспособность ЦНС. Она, в конечном счете, управляет всеми силами и возможностями человека. Психологический настрой спортсмена напрямую связан с ЦНС, поэтому очень важно регулировать режим тренировок и отдыха спортсмена и психологический тренинг. Все ученики имеют разные темпы становления спортивной формы и динамику работоспособности ЦНС, что требует особого внимания тренера. Прежде всего, спортсмена надо подготовить к возможным отклонениям от моделированных условий, неожиданным ситуациям и непредвиденным трудностям (Ботвинник и Рагозин играли под шум радио и курение папирос).

Цель работы: характеристика психологической подготовки спортсменов-шахматистов.

Задачи работы:

 рассмотреть процесс подготовки к соревнованиям;

 охарактеризовать воспитание волевых качеств спортсмена - шахматиста;

 определить задачи спортивного психолога при подготовки спортсмена-шахматиста.

Заключение

Большая результативность психологической работы достигается, если психолог сотрудничает не только со спортсменом и его родителями, но и с тренером, т.к. тренер – главный человек в спортивной жизни своего ученика. Зачастую приходится вырабатывать эффективные способы секундирования спортсмена, чтобы успокоить или, наоборот, активизировать спортсмена, и правильно подобранные слова, звучащие из уст тренера играют очень важную роль не только при настрое перед соревнованием, но и при обсуждении результатов игры. Ведь словом можно вдохновить, а можно и способствовать уменьшению веры в себя. Поэтому, зная психологические особенности спортсмена (темперамент, сила нервной системы, движущие мотивы и т.д.) индивидуально к каждому можно найти эффективный подход, который будет сказываться на профессиональном росте спортсмена. Хорошо, когда «заказ» психологу о работе со спортсменом исходит именно от тренера, который лучше, чем другие знает своего подопечного и особенности его предсоревновательного и соревновательного поведения, тогда психологический контроль идет совместно с тренером, помогая психологу вырабатывать оптимальные пути достижения поставленных целей. Поэтому взаимодействие тренера и психолога является оптимальным, ведь цель у них одна – успехи спортсменов.

Подводя итог вышесказанному, можно сделать вывод, что для достижения максимального спортивного результата в подготовке шахматистов необходимо гармоничное сочетание трех составляющих: технико-тактической, физической и психологической».

Список литературы

1. Интуиция. Искусство шахмат /Александр Белявский, Адриан Михальчишин, М., 2012.

2. Спринт на шахматной доске. Как победить в блице/Генрих Чепукайтис, М., 2010


Популярные, наиболее покупаемые работы:

  1. Реализация принципа равенства политических партий в РФ
  2. Методика обучения отдельным гимнастическим упражнениям
  3. Мировое соглашение в гражданском процессе
  4. Обзор различных средств разработки графических интерфейсов пользователя для Ruby
  5. Абхазский фактор в российско-грузинских отношениях
  6. Развитие творческого мышления и творческих способностей учащихся
  7. Виявлення особливостей мовної репрезентації концепту «Втрачене покоління», також розкриття його сутності та найбільш характерних рис у романі Ф.С Фіцджеральда «Великий Гетсбі».
  8. Анализ, сравнение и обобщение психолого-педагогической литературы
  9. Контрольная работа по финансовому праву
  10. Покушение на преступление
  11. Влияние средств массовой информации на формирование общественного мнения социально-психологические аспекты
  12. Древняя Русь
  13. Совершенствование стратегии управления человеческими ресурсами в организации
  14. Административный надзор в системе государственного-правового регулирования
  15. Структура системы органов внутренних дел России
  16. Создание советского государственного аппарата
  17. Нанотехнологии
  18. Христианское консультирование, работа с зависимыми людьми (алкоголизм, наркомания)
  19. Организация социальной работы на примере УСЗН
  20. По социальной психологии
  21. Сергей Андреевич Муромцев ученый, педагог, государственный деятель
  22. Ядерная теория наследственности
  23. Цели и принципы подтверждения соответствия в России в свете нового законодательства(статьи 18,19)
  24. Социальная работа в пенитенциарной системе
  25. Особенности программно-целевого подхода в государственном управлении в Российской Федерации
Структура реферата:
Как правильно самостоятельно написать:
Как правильно оформить по ГОСТ:
Инструкции по работе с программами: