Информационные материалы для подготовки студентов

Расскажи одногруппникам: + 200 к карме:

Психика животных и человека





Содержание

Введение 3

1. Основные стадии развития психики животных 5

1.1. Понятие о психике5

1.2. Развитие психики животных 13

2. Сравнение психики человека и животных 20

2.1. Отличия психики животных от психики человека20

2.2. Развитие психики человека26

Заключение 38

Список использованных источников и литературы40

Введение

Психика, являясь одним из важнейших механизмов приспособления, дает возможность живым организмам обитать в самых разнообразных условиях существования. Это достигается благодаря тому, что психика является регулятором поведения живых существ, которое строится, с одной стороны, в строгом соответствии с достигнутым уровнем развития психики, а, с другой стороны, в соответствии с конкретными условиями существования.

Откуда и как появился человек, почему у него стало функционировать сознание как высшая форма психики, чем отличается поведение человека от поведения животных, ответ на все эти вопросы разные теории дают по-разному. Одни полагают, что человек земного происхождения, другие - что он появился из космоса, третьи - что он имеет божественное происхождение.

Современная наука в основном придерживается первой точки зрения, согласно которой, человек, как сложно устроенный организма, появился на земле в результате длительного развития животного мира. Но у человека наряду с телом есть еще душа, главным свойством которой является сознание. Каким же образом человек приобрел это свойство? Одни полагают, что сознание возникло под влиянием биологических законов развития, другие - что появление сознания связано с общественно-историческими законами развития человека и общества.

Происхождение человека и его психики из животного мира привело некоторых ученых к утверждению, что между психикой человека и животных нет существенных различий. Одни из них низводили человека до уровня животных, другие, наоборот, наделяли животных качествами, присущими человеку. Антропологизация психики животных широко применялась как в психологии, так и в художественной литературе. Так, американский психолог Титченер писал, что психолог «старается, насколько это возможно, поставить себя на место животного, найти условия, при которых его собственные выразительные движения были бы в общем того же рода; и затем он старается воссоздать сознание животного по свойствам своего человеческого сознания».

Естественно возникает вопрос о том, в какой мере существует сходство между психикой человека и животных, и в чем заключается их различие.

Объект исследования: процесс развития психики

Предмет исследования: процесс развития психики у животных в сравнении с человеком.

Цель исследования: изучить основные стадии развития психики.

Задачи исследования:

1. Определить понятие психики

2. Изучить развитие психики животных

3. Выявить отличия психики животных от психики человека

4. Изучить развитие психики человека

Методической и научной базой исследования стали научные труды А.Н. Леонтьева, К.Э. Фабри, С. Л.Рубинштейна, Петровского, Р.С.Немова, Ю.Б. Гиппенрейтера, М.Г.Ярошевского, А.Л.Тертеля и др.

Структура работы представлена двумя главами, заключением и введением.

Заключение

Проведенное исследование позволяет нам сделать следующие выводы:

Психика — общее понятие, объединяющее многие субъективные явления, изучаемые наукой психологией. Существуют два различных философских понимания психики: материалистическое и идеалистическое.

Психика — это свойство высокоорганизованной живой материи, заключающееся в активном отражении субъектом объективною мира, в построении субъектом неотчуждаемой от него картины этого мира и регуляции на этой основе поведения и деятельности.

Выделяют три основные функции психики: отражение окружающей действительности, сохранение целостности организма, регуляция поведения.

Данные функции взаимосвязаны между собой и по сути являются элементами интегративной функции психики, которая заклю­чается в обеспечении адаптации живого организма к условиям окружающей среды.

Чем более развито живое существо, тем более сложны механизмы его адапта­ции. Самые сложные механизмы адаптации мы наблюдаем у человека.

Мы рассмотрели одну из концепций Н.А. Леонтьева — Фабри, касающуюся стадий и уровней развития психического отражения, начиная от простейших животных и заканчивая человеком.

Каждая из стадий и соответствующие ей уровни характеризуются определенным сочетанием двигательной активности и форм психического отражения. Совершенствование движений ведет к улучшению приспособительной деятельности организма. Эта деятельность, в свою очередь, способствует улучшению нервной системы, расширению ее возможностей, создает условия для развития новых видов деятельности и форм отражения. То и другое опосредствуется совершенствованием психики.

В психике человека и животных имеется много сходных черт, основанных на общих истоках возникновения элементарной психики в животном мире.

Но если психика животных обусловлена исключительно природными условиями существования, то у человека она имеет не только природный, но и социальный характер.

Психологами установлено, что без усвоения опыта человечества, без общения с себе подобными не будет развитых, собственно человеческих чувств, не разовьется способность к произвольному вниманию и памяти, способность к абстрактному мышлению, не сформируется человеческая личность.

Споры о происхождении психики не прекращаются и по сей день. Сегодня еще пет однозначного ответа на этот вопрос.

Мы, рассмотрев различные подходы к стадиям развития психики животных, придерживаемся в своем исследовании концепции российской психологии, ее материалистического подхода, и в частности, концепции Н.А.Леонтьева – К.Э. Фабри.

Список литературы

1. Введение в психологию / Под ред. А. В. Петровского.- М.: Академия, 2008. -612с.

2. Гиппенрейтер Ю. Б. Введение в общую психологию: Курс лекций: Учебное пособие для вузов. - М.: Академия, 2007.- 397с.

3. Леонтъев А. Н. Избранные психологические произведения: В 2-х т. Т. 2 / Под ред. В. В. Давыдова и др. — М.: Педагогика, 2000.

4. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. — М.: Академия, 2006. – 394с.

5. Маклаков А.Г. Общая психология. – СПб.: Питер, 2009. – 497с.

6. Немов Р. С. Психология: В 3-х кн. Кн. 1:Общие основы психологии. — 5-е изд. — М.: Владос, 2008.

7. Психология. / Под ред. В. Н. Дружинина. - СПб.: Питер, 2009 - с. 495.

8. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб.: Питер, 2009. -725с.

9. Сорокун П.А. Основы психологии. Псков: ПГПУ, 2010. - 312 с.

10. Тертель А. Л. Психология в вопросах и ответах. - М. : ТК Велби, Изд-во Проспект, 2008. - 176 с.

11. Тертель А. Л. Психология. Курс лекций. - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2006. –. 248с.

12. Фабри К. Э. Основы зоопсихологии: — М.: Изд-во МГУ, 2005. – 351с.

13. Щербатых Ю.В. Общая психология. Завтра экзамен. – СПб.: Питер, 2008. – 272с.

14. Ярошевский М.Г.История психологии: от античности до середины ХХ века.-М.: Академия, 2008. - 420с.

15. С.Д.Максименко. Общая психология. – Киев: Рефл-Бук, Ваклер, 2008. -528с.


Популярные, наиболее покупаемые работы:

  1. Природа управления и исторические тенденции его развития
  2. Правовое положение органов внутренних дел
  3. Психологические особенности жизнестойкости студенческой молодежи
  4. Криминологическая характеристика социальных последствий преступности несовершеннолетних
  5. Культура в классической немецкой философии
  6. Психологические особенности имиджа руководителя
  7. Углеродное сырье
  8. Выборы депутатов Государственной Думы и Федерального собрания РФ основные особенности и процедуры
  9. Влияние пола на индивид стиль руководства
  10. Подбора персонала в ООО «Домодедово Кэтеринг Сервис»
  11. Реклама и продвижение товаров в Интернете
  12. Роль массмедиа в механизме принятия политических решений
  13. Принципы уголовного судопроизводства
  14. Формирование правовой культуры учащихся при изучении истории Отечества XX века.doc
  15. Прокуратура в вооруженных силах
  16. Польское влияние на допетровскую Россию
  17. Женевская конференция 1864 г
  18. Государственное финансирование российской культуры приоритеты, проблемы, перспективы
  19. Уголовно-процессуальные функции дознания фсб
  20. Правовые средства противодействия коллективной монополистической деятельности
  21. Этнопсихология
  22. Международное морское право
  23. Формирование информационной грамотности младшего школьника в учебной деятельности
  24. Формирование мотивации
  25. Революции нового времени (Англия, Голландия, Франция) в сравнении
Структура реферата:
Как правильно самостоятельно написать:
Как правильно оформить по ГОСТ:
Инструкции по работе с программами: