Информационные материалы для подготовки студентов

Расскажи одногруппникам: + 200 к карме:


Содержание

Введение 3

1. Понятие о воображении 5

2. Виды воображения 11

3. Приемы создания образов воображения 14

Заключение 16

Список литературы 18

Введение

Что такое воображение? Ответ зависит от того, как мы поймем образ. Рассмотрим два толкования образа – «догматическое» и «критическое». Оба толкования едины в том, что помимо сущих, называемых «субъектом» и «объектом», существует еще нечто, называемое «образом». Различие же в том, что если в догматическом толковании образ – отражение объекта, то в критическом – всего лишь явление. Иными словами, если в первом случае образ похож на объект, то во втором – не имеет с ним ничего общего. Явление, учил Кант, нельзя считать знанием о вещи в себе. Явление говорит лишь о том, что вещь существует, но какова она – об этом явление молчит.

Нетрудно заметить, что оба толкования толкуют образ как сущее – третье наряду с субъектом и объектом. Ибо утверждают, что образ существует. И хотя в обоих случаях речь не идет о существовании в действительности, стоит нам сказать, что образ существует, как мы тут же истолкуем его как сущее. Ибо лишь сущее подлежит существованию. Ибо лишь про сущее можно сказать, что оно существует или не существует.

Но если образ есть сущее и существует, то тут же напрашивается вопрос: где он существует? И так как он не существует в действительности, приходим к выводу, что он существует в душе, уме или сознании. В итоге душа, ум или сознание истолковываются как сферы, в которых пребывают образы и все прочие «феномены сознания» – чувства, мысли и т.д. С точки зрения феноменологии сферическое понимание сознания – не более чем метафора, которая до определенных пределов терпима, но только не в вопросе о том, что такое воображение и образ. С точки зрения феноменологии образ должен быть понят феноменологически, т.е. не как сущее, а как бытие.

Проще всего понять образ феноменологически, если понять таким же образом его моменты – ощущения. Возьмем боль, которую испытывает человек при соприкосновении с острым предметом. Если боль – ощущение, то мы не можем сказать, что человек ощущает боль. Сказав такое, мы тем самым истолкуем боль как ощущаемое, тогда как ощущаемым является не боль, а страдание от действия предмета на тело. Предмет касается тела, тело страдает от касания, и именно это страдание ощущается человеком в боли. Иными словами, в выражении «ощущение боли» слово «боль» именует не ощущаемое в ощущении, а само ощущение, и поэтому правильно говорить не «я ощущаю боль», а я «пребываю в боли». Если боль – ощущение, то она должна быть понята как бытие сущего, и значит человек относится к боли ровно таким же образом, как сущее к бытию: сущее пребывает в бытии.

Вопросы изучения развития воображения являются традиционными в детской психологии. Такие психологи как Т. Рибо, Дж. Селли, З. Фрейд, Е.П. Торренс, Л.С. Выготский, С.П. Рубинштейн, Л.С. Коршунова, Н.Н. Палагина, О.М. Дьяченко и др. внесли большой вклад в исследовании данной проблемы.

Цель работы: характеристика воображения.

Задачи работы:

рассмотреть понятие о воображении;

изучить виды воображения;

осветить приемы создания образов воображения.

Заключение

Таким образом, в воображении, естественно, заключена тенденция к иносказанию, аллегории, использованию образов в переносном значении. Все средства литературного творчества (метафора, гипербола, эпитет, тропы и фигуры) показывают проявление преобразующей силы воображения. А все основные формы творческого преобразования мира, которыми пользуется искусство, в конечном счете, отражают те преобразования, которыми пользуется воображение.(6 С.236)

Из сказанного следует, что феноменологически ошибочно не только выражение «я ощущаю боль», но и «я ощущаю красный цвет». Цвета, звуки, запахи и вкусы – не ощущаемое в ощущениях, а сами ощущения. Правильно говорить не «я ощущаю красный цвет», а «я пребываю в красном цвете», не «я ощущаю сладкий вкус», а «я пребываю в сладком вкусе». Красное и сладкое суть такие же способы бытия, как чтение или хождение, и поэтому человек их не ощущает, а в них пребывает.

Мы говорим «тело находится в движении», и говорим правильно, потому что движение – способ бытия. Мы говорим также «человек в страхе» или «в гневе», и вновь говорим правильно, потому что страх, гнев, радость и прочие переживания – способы бытия. И ровно в том же смысле мы должны понять выражения «человек в цвете», «в запахе» или «во вкусе». Ибо чем бы ни отличались ощущения от движения и переживаний, они имеют ту же самую категориальную принадлежность.

Поскольку образ – целое ощущений, то и к нему человек относится как сущее к бытию. При восприятии человек вовсе не созерцает образ предмета – такое словоупотребление истолковывает образ не как бытие. При восприятии человек пребывает в образе предмета, подобно тому как он пребывает в чтении или хождении, в боли или красном цвете. И тогда проясняется, что такое воображение – вхождение и пребывание в образе. Вообразить кентавра – значит войти в образ по имени «кентавр», воображать кентавра – значит пребывать в образе по имени «кентавр». Слово «кентавр» именует не воображаемое в воображении, а бытие, в которое человек входит и в котором пребывает в воображении.

Список литературы

Венгер Л., Мухина В. Психология. М., 1988.-587с.

Маклаков А. Общая психология. 2000.- 390с.

Немов Р. Психология. Т.1. М., 1995. - 730с.

Петровский А. Введение в психологию. М., 1996. - 453с.

Петровский А. Общая психология М.,1978. - 542с.

Петровский А., Ярошевский М. Общая психология. М., 1998. 420с.


Популярные, наиболее покупаемые работы:

  1. Взаимосвязь между политической культурой, экономическим развитием и политической стабильностью
  2. Проблема детской лжи в младшем школьном возрасте
  3. Правовой статус обвиняемого
  4. Психологическая совместимость как уживаться людям с разными темпераментами
  5. Ислам, как явление культуры
  6. Предпринимательский риск и способы его измерения
  7. Уголовно-процессуальное принуждение, связанное с изоляцией от общества
  8. Каково влияние мировых элит на глобальные экономические процессы
  9. Ценности социальной работы и их роль в формировании профессионализма социального работника
  10. Методические основы работы над куплетной формой в детском хоре
  11. Классификация договоров
  12. Разработка рекомендаций по повышению уровня занятости населения в муниципальном образовании МО (на материалах администрации Шпаковского муниципального района)
  13. Система управления персоналом ДОУ общеразвивающего вида
  14. Методика расследования мошенничества
  15. Подходы и принципы формирования социального пакета
  16. Совершенствование маркетингового планирования фирмы
  17. Контрольная работа по дисциплине психология и педагогика
  18. Регистрация граждан по месту жительства, как административно-правовой институт
  19. Помехи
  20. Иностранная интервенция в Россию роль, цели и задачи
  21. АМНИСТИЯ ПОНЯТИЕ ПОРЯДОК ПРИНЯТИЯ, ПРАВОВЫЕ ПОСЛЕДСТВИЯ
  22. Импрессионизм в живописи как культурный феномен
  23. Толерантность как характеристика общества и продукт социальной коммуникации
  24. Семиотика моды по Ролану Барту, книги системы моды статьи по семиотике культуры
  25. Правоохранительные органы
Структура реферата:
Как правильно самостоятельно написать:
Как правильно оформить по ГОСТ:
Инструкции по работе с программами: