Информационные материалы для подготовки студентов

Расскажи одногруппникам: + 200 к карме:

Развитие рисования у дошкольников с нормальным развитием и детей с нарушениями речи





Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3

Глава 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ ВЗАИМОСВЯЗИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С РЕЧЕВЫМ РАЗВИТИЕМ ДОШКОЛЬНИКОВ 6

1.1Общая характеристика изобразительной деятельности и ее связь с речевым развитием детей старшего дошкольного 6

1.2 Понятие общего недоразвития речи 13

Глава 2 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ РИСОВАНИЯ И РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 25

2.1 Цель, задачи и методики исследования 25

2.2 Результаты и выводы 29

2.3 Работа по речевому развитию дошкольников при помощи формирования средств выразительности в рисунках детей старшего дошкольного возраста 36

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 43

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 45

Введение

В настоящее время родители и дошкольные учреждения обращают свои усилия на когнитивное развитие ребенка, так называемую подготовку к школе. При этом они обходят стороной те виды деятельности, которые являются типичными для детей дошкольного возраста. Это сюжетно-ролевая игра и продуктивные виды деятельности (рисование, конструирование). Изобразительная деятельность ребенка в дошкольном возрасте является одним из естественных специфически детских видов деятельности. В процессе руководства ею открывается возможность решения широкого круга задач воспитательно-образовательного характера.

Рисование для ребенка - это не просто интересное занятие. Во время рисования он развивает мелкую моторику, тренирует память и внимание, учиться думать и анализировать, фантазировать, соизмерять и сравнивать. Изобразительная деятельность имеет большое значение для развития личности и познавательной активности дошкольников (Л.С. Выготский, 1984; О.М. Дьяченко, 1996; Е.А. Екжанова, 2003; Е.И. Игнатьев, 1959; Т.Г. Казакова, 2006; Т.С. Комарова, 2005; В.С. Мухина, 1981; Ю.А. Полуянов, 2000; K. Ring, 2001; M. Brooks, 2005; M. Cox, 2005). Гипотеза о связи рисования и речи принадлежит Ш. Бюлер и Л.С. Выготскому. Л.С. Выготский писал, что рисование нельзя рассматривать без речевого сопровождения процесса создания рисунка. Многие современные исследователи также подчеркивают связь рисования с развитием речи детей (С.О. Абиджанова, Т.В. Лаврентьева, 1996; Т.В. Ахутина, Н.М. Пылаева, 2003; Л.А. Венгер, 1996; О.М. Дьяченко, Е.Л. Пороцкая, 1996; A. Toomela, 2002). Однако до сих пор остаются малоизученными механизмы влияния изобразительной деятельности на развитие детской речи и ее функций.

Возросшее число детей с теми или иными речевыми нарушениями требует новых средств и способов компенсации речевого дефекта. Нарушения речевого развития носят не только фонетический, лексический и грамматический характер. Возросло число детей с функциональными расстройствами речи, при которых страдают функции планирования, регуляции, контроля, номинативная, обобщающая функции (Т.В. Ахутина, Н.М. Пылаева, Ж.М. Глозман, Ю.В. Микадзе, 2008; 2009; 2008).

Работа по речевому развитию детей занимает одно из центральных мест в дошкольном учреждении, это объясняется важностью периода дошкольного детства в речевом становлении ребёнка.

Цель исследования - выявление роли изобразительной деятельности в развитии речи у детей дошкольного возраста.

Объект исследования - развитие функций речи у детей дошкольного возраста.

Предмет исследования - роль изобразительной деятельности в развитии функций речи у нормально развивающихся детей и детей с общим недоразвитием речи (ОНР).

Гипотеза исследования состоит в предположении того, что для выявления связи речи и изобразительной деятельности необходимо выделить единицу анализа, сочетающую в себе функции речи и рисунка. Согласно нашему предположению, единицей анализа взаимосвязи изобразительной деятельности и речи может служить изобразительный замысел. Замысел является центральным, системообразующим звеном, формируя который можно способствовать одновременно и развитию основных функций речи, и развитию изобразительной деятельности.

Для успешной реализации цели и подтверждения гипотезы нам необходимо решить следующие задачи:

- дать общую характеристику изобразительной деятельности детей старшего дошкольного возраста;

- рассмотреть подходы к определению общего недоразвития речи;

- провести эмпирическое исследование использования средств выразительности в рисунках детей старшего дошкольного возраста и его связи с речевым развитием дошкольников;

- провести анализ и сделать выводы.

Методы исследования:

- проблемно-игровая ситуация «Подбери названия к картинам»,

- проблемно-творческая ситуация «Автопортреты» (модифицированная методика Е.М. Торшиловой),

- методика организации творческой изобразительной деятельности «Цветные лужи».

База исследования. Исследование проводилось на базе ___________________.

Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.

Заключение

Детский возраст - это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи - фонетической, лексической, грамматической. Полноценное владение родным языком в дошкольном детстве является необходимым условием решения задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей в максимально сенситивный период развития.

Речь не является врожденной способностью, она формируется под влиянием речи взрослых, зависит от достаточной речевой практики, нормального речевого окружения, от воспитания и обучении, которые начинаются с первых дней жизни. Социальное окружение стимулирует речевое развитие и дает образец речи.

Изобразительное искусство занимает важное место в развитии детей дошкольного возраста.

Потребность в красоте и доброте у ребенка отмечается с первых дней его жизни. В старшем дошкольном возрасте он уже избирателен в выборе красивого, имеет на этот счет свои собственные суждения и сам, исходя из своих возможностей, «творит» красивое, чтобы удивить, восхитить, поразить нас, взрослых, умением видеть окружающий мир.

Ребенка надо учить видеть прекрасное вокруг себя - в природе, жизни и деятельности человека. Вырабатывать умение наслаждаться красотой окружающей природы, любоваться предметами быта, народных промыслов, замечать красивое в окружающем мире. Необходимо подводить детей к пониманию того, что красота в природе, красота в жизни, красота в искусстве неотделимы друг от друга. Осуществлять этот процесс необходимо так, чтобы вызвать у детей положительное отношение к природе, яркие эмоциональные переживания.

Изучение механизмов влияния изобразительной деятельности на развитие функций речи может быть проведено с помощью анализа единицы взаимосвязи рисования и речи. Поиск единицы анализа является методологической основой школы культурно-исторической психологии, заложенной Л.С. Выготским. Единицей психологического анализа взаимосвязи рисования и речи может выступить изобразительной замысел. Замысел представляет собой единство изобразительного и речевого развития. В нем в единстве представлены аффективно-мотивационная и операционно-техническая стороны изобразительной деятельности.

В ходе проведения коррекционной серии мы обучали детей новым средствам и способам рисования, пытались всячески активизировать детскую речь. Способность составить рассказ, поддерживать разговор, отвечать развернутыми фразами, задавать вопросы, говорить без длительных пауз, можно расценивать как проявление высокой речевой активности ребенка.

Руководство творческими деятельностями детей, основанными на интеграции различных видов искусства, должно осуществляться таким образом, чтобы дети поняли, что одно и то же явление, образ действительности или воображения в разных видах художественной деятельности передаётся разными средствами. Познание средств выразительности разных видов художественной деятельности и овладение ими способствуют обогащению представлений детей о мире и искусстве, углубляет эстетические чувства, оценки и отношение к искусству и действительности.

Список литературы

Аверьева А.П. Изобразительная деятельность в детском саду: Планы занятий. Практическое пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М.: Мозаика-Синтез, 2001г.

Аранова, С.В. Обучение изобразительному искусству, модернизация общего образования / С.В.Аранова. - СПб.: Каро, 2004, с. 170.

Афонькина, Ю.А. Практикум по детской психологии. - М.: Просвещение, 2005, с. 24.

Боровик О.В. Развиваем воображение [Текст]/Л.И.Божович// Дошкольное образование. -2001. - №1. - С.23.

Васильева, М.И. Педагогические условия организации процесса освоения детьми природной среды в дошкольном образовательном учреждении: автореф. дисскандидат. пед. наук. / М.И. Васильева. Екатеринбург, 2000, с. 22.

Венгер, Л.А. Пути к развитию детского творчества // Дошкольное воспитание. - 2003. - №2. с. 94.

Ветлугина, Н.А. и др. Музыкальное развитие ребенка / Н.А. Ветлугина. - М., 1968.

Ветлугина, Н.А. Художественное творчество и ребенок : Монография / Н.А. Ветлугиной. - М.,1972.

Выготский, Л.С. Лекции по психологии [Текст]/Л.С.Выготский.- СПб.: Питер, 2003.- 123 с.

Гаврина С. и др. Развиваем руки, чтоб учиться и писать и красиво рисовать. - Ярославль, 2007. – с.45.

Григорьева, Г.Г. Игровые приемы в обучении дошкольников изобразительной деятельности. - М.: Просвещение, 2009, с.36.

Григорьева, Г.Г. Изобразительная деятельность дошкольников. - М.: Академия, 2009, с. 124.

Детство: Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования / Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, З. А. Михайлова и др. — СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС»», 2011. — 528 с.

Дошкольная педагогика. Учеб. пособие для учащихся пед. уч-щ по спец. 2002 «Дошк. воспитание» и 2010 «Воспитание в дошк. учреждениях»/ В.И.Ядэшко, Ф.А. Сохин, Т.А. Ильина и др.; Под ред. В.И.Ядэшко, Ф.А. Сохина. – 2-ое изд., испр. и доп. –М.: Просвещение, 1986

Дьяченко, О.М. Воображение дошкольника [Текст]/О.М.Дьяченко. - М.:Просвещение, 2008. - С.79.

Дьяченко, О.М. Об основных направлениях развития воображения у детей [Текст]/О.М.Дьяченко// Вопросы психологии. -2007. -№16. - С.32.

Казакова Р.Г., Сайганова Т.И., Седова Е.М. и др. Рисование с детьми дошкольного возраста: нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий. - М.: Сфера, 2005, с.93.

Казакова Т. Г. Детское изобразительное творчество. — М.: «КАРАПУЗ-ДИДАКТИКА», 2006. — 192 с.

Калугин, Ю.Е. Творческое воображение и его развитие: Учеб. Пособие / Ю.Е. Калугин. -Челябинск, 1999.

Комарова Т. С. Обучение детей технике рисования. Изд. 3-е, переработанное и дополненное. Учебное пособие. — М.: Педагогическое общество России, 2007. — 176 с.

Комарова Т. С. Изобразительная деятельность в детском саду: обучение и творчество. - М.: Педагогика, 1990. – с.36.

Комарова Т. С. Концепция эстетического воспитания и развития художественно-творческих способностей детей дошкольного возраста // В сб.: Актуальные проблемы формирования личности на материале народной культуры. Шуя, 1994, с.7.

Комарова Т.С. Детское художественное творчество. - М., 2005.

Квач Н.В. Развитие образного мышления и графических навыков у детей 5-7 лет: Пособие для педагогов дошкольных учреждений. - М.: ВЛАДОС, 2001, с.275.

Климонтович Е.Ю., Коррекционная работа с детьми, страдающими общим недоразвитием речи III степени//Школа здоровья. - 2008. - № 1.

Колодяжная Т. П. Колунова Л. А. Речевое развитие ребенка в детском саду: новые подходы. Методические рекомендации для руководителей и воспитателей ДОУ - Ростов, 2002

Сухомлинский В. А. Проблемы воспитания всесторонне развитой личности // История педагогики в России. М., 1999.

Ушинский, К.Д. История воображения. Собр. соч. [Текст]/К.Д.Ушинский. - М., 2000. -Т.8. - С.13.

Фатеева А.А. Рисуем без кисточки / А.А. Фатеева. Худож. А.А.Селиванова. – Ярославль: Академия развития, 2006.

Флёрина Е. А. Игра и игрушка/ Под ред.Д.В. Менджерицкой Д.В. - М.: Просвещение, 1973 -215с

Халезова, Н.Б. Основы изобразительного искусства / Н.Б. Халезова. - М.: Просвещение, 1987, с. 73.

Шаповалова, А. В гостях у Мастера Карандаша / А. Шаповалова // Дошкольное воспитание. - 2002. – с. 39.

Шайдурова Н.В. Методика обучения рисованию детей дошкольного возраста. - М., 2008.

Шпикалова Т.Я. Изобразительное искусство: Основы народного и декоративно-прикладного искусства. - М.: Мозаика-Синтез, 1996, с.239.

Яворский, Б.Л. Статьи, воспоминания, переписка / Б.Л. Яворский. - М., 1972.


Популярные, наиболее покупаемые работы:

  1. Значение теории государства и права
  2. Контрольная по праву
  3. Выдающиеся дипломаты США
  4. Вопросы итогового государственного экзамена по специальности «Таможенное дело»
  5. Психологопедагогические особенности детей дошкольного возраста с ОНР (общим недоразвитием речи)
  6. Эволюция психики
  7. Система реального времени QNX
  8. Информационно-коммуникационные технологии
  9. Право постоянного (бессрочного) пользования
  10. Социальные проблемы молодых специалистов на государственной и муниципальной службе в РФ
  11. Особенности социальной работы в современном российском обществе, ее актуальные проблемы
  12. Основы конституционного строя как объект безопасности государства
  13. Авиастроение
  14. ГОСУДАРСТВЕННО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ МОЛОДЕЖНОМУ ЭКСТРЕМИЗМУ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.
  15. Разработка мобильных приложений на примере приложения "Яндекс.маркет"
  16. Совершенствования ТО и Р легковых автомобилей
  17. Технологические основы организации непосредственной образовательной деятельности в старшей группе детского сада
  18. Предварительное расследование ОТЧЕТ ПО ПРАКТИКЕ
  19. Управление конфликтами
  20. Экономическая политика в сфере производства информации и информационных технологий в СПб
  21. Психологическое консультирование
  22. Генпрокуратура РФ состав и компетенции
  23. СЕРВИТУТ ВИДА
  24. Татуировка как особая форма изменения внешности
  25. Доходы и расходы Федерального Государственного Казенного Учреждения «12 отряд Федеральной Противопожарной Службы по Кемеровской области»
Структура реферата:
Как правильно самостоятельно написать:
Как правильно оформить по ГОСТ:
Инструкции по работе с программами: