Информационные материалы для подготовки студентов

Расскажи одногруппникам: + 200 к карме:


Содержание

Введение…………………………………………………………………………3

Глава 1. Теоретико-методологические основы исследования агрессии.

1.1. Понятия «агрессия», «агрессивность»,«агрессивное поведение»………..5

1.2.Виды агрессии и агрессивного поведения………………………………….9

Глава II. Исследование агрессивного поведения молодежи.

2.1. Характеристика агрессивного поведения молодежи……………………..14

2.2. Факторы возникновения агрессии у молодежи……………………...……22

2.3. Профилактика и коррекция агрессивного поведения…………………….26

Заключение………………………………………………………………………33

Список литературы………………………………………………………………35

Введение

Одной из важнейших характеристик действий и поступков человека, с позиций устанавливаемых взаимоотношений между людьми, а также эффективности индивидуального личностного развития, является агрессивность, как черта характера, а также агрессия, как действие индивидуума. Проблема агрессивного поведения остается актуальной на протяжении всего существования человечества в связи с его распространенностью и дестабилизирующим влиянием. На протяжении веков лучшие умы человечества занимали вопросы: почему люди действуют агрессивно, и какие меры необходимо принять для того, чтобы предотвратить или взять под контроль подобное деструктивное поведение, что есть разрушительное в человеке, каковы истоки произрастания зла в человеке как индивиде, в социуме, в истории, в жизни всего человеческого рода?

Смена политического строя и радикальные социально-экономические реформы в России привели к системному кризису всех социальных институтов и фрустрационному состоянию большинства населения страны. Особенно трудно в этот период оказалось подросткам. Тревожным симптомом является рост числа несовершеннолетних с девиантным поведением, проявляющихся в асоциальных действиях (алкоголизм, наркомания, нарушение общественного порядка, хулиганство, вандализм и др.). Усилилось демонстративное и вызывающее по отношению к взрослым, поведение. В крайних формах стали проявляться жестокость и агрессивность Резко возросла преступность среди молодёжи.

Большой вклад в создание и развитие теорий человеческой агрессии внесли такие ученые как: Р. Бэрон, А. Бандура, К. Бюттер, Д. Ричардсон, А. Фромм, И.А. Фурманов, В. Холлигер, Д. Креч, А. Крачфилд, Н. Ливсон, К. Лоренц, Г. Паренс, Н.М. Румянцева, Л.М. Семенюк, З. Фрейд, С.Л. Воон, Л.Ю. Иванова, Д.Д. Исаев, И.И. Журавлёв, В.В. Деменьтев, Л. Бендер, X. Дельгадо, Д. Зильманн, А. Басс, А.К. Осинский, Н.Д. Левитов, В. Клайн В., G. Perry, К. Bussey, В.В. Лебединский и др.

Цель настоящего исследования заключается в теоретическом обосновании агрессивности среди молодежи

Поставленная цель определяет следующие задачи:

1) провести анализ теоретических источников по проблеме исследования и рассмотреть генезис, основные характеристики и виды агрессии как социального феномена;

2) обосновать социальные детерминанты агрессии и агрессивности среди молодежи;

3) провести исследование особенностей и видов агрессии у молодежи.

Объектом исследования является феномен социальной агрессии как форма причинения вреда другому человеку членами социального сообщества или социальными группами друг-другу.

Предметом исследования является характеристика, типология и социальные детерминанты молодежной агрессии, ее виды, формы проявления и сущностные характеристики.

Теоретико-методологическую основу работы составили концепции: Т. Дж. Бьюкенена, К.А. Абульхановой, А.А. Бодалева, Э. Фромма, М.Л. Бутовской, В.Н. Дружинина, К.С. Гаджиева.

Заключение

Агрессивное поведение молодежи - одна из наиболее актуальных социальных проблем.

Ученые лишь недавно обратились к агрессии в качестве объекта научного исследования.

По результатам проведенных нами исследований мы выделили несколько основных источников, из которых подростки приобретают знания об агрессивном поведении: в семье, при взаимодействии со сверстниками, из масс - медиа (боевики, фильму ужасов, триллеры), компьютерные игры.

В семье агрессивные дети, как правило, вырастают, где между детьми и родителями пропасть, где мало интересуются развитием детей, где не хватает тепла и ласки, отношение к проявлениям детской агрессивности безразличное или снисходительное, где в качестве дисциплинарных воздействий вместо заботы и терпеливого объяснения предпочитают силовые методы, особенно физические наказания.

Весьма важным обстоятельством, влияющим на возникновение и формирование агрессии у детей, считается характер семейного руководства. Изучение зависимости между практикой семейного руководства и агрессивным поведением у детей сосредоточилось на характере и строгости наказаний, а так же на контрасте родителей поведения детей. Было выявлено, что жестокие наказания связаны с относительно высоким уровнем агрессивности у детей, а недостаточный контроль и присмотр за детьми коррелирует с высоким уровнем социальности, зачастую сопровождающимся агрессивным поведением.

Различные формы агрессивного поведения дети усваивают и при общении со сверстниками. Например, шумные игры, со сверстниками дают возможность детям научиться агрессивным реакциям (оскорбление, унижение, избиение). При внимательном наблюдении за детьми в детском саду, можно заметить уже и потенциальных жертв, и потенциальных насильников. Исследования Хасскинса (1985) свидетельствуют о том, что дети, которые в течение пяти лет перед школой регулярно посещали детский сад, оценивались учителями как более агрессивные, чем дети, посещавшие детский сад редко. Из этого можно предположить, что дети, чаще «практиковавшие» в агрессивном поведении со сверстниками, к примеру, в детском саду, успешнее усвоили подобные реакции и скорее способны применить их в других условиях, к примеру, в школе [7, с. 44].

Большую озабоченность родителей и специалистов вызывают модели агрессии, демонстрируемые по телевидению и в компьютерных играх. И это не случайно, ведь и вербальная, и физическая агрессия на наших телеэкранах вовсе не редкость. Так, Уильяме, Забран и Джой (1982) сообщают, что в наиболее популярных телевизионных программах на каждый час вещания приходится в среднем около девяти актов физической и восьми актов вербальной агрессии. Таким образом, даже ребенок, проводящий у телевизора около двух часов, видит в среднем за день свыше 17 актов агрессии. Секс или насилие, так или иначе, фигурируют более чем в 60 % анонсов телепрограмм [2, с. 54]. Сегодня эта ситуация представляются еще более ужасающей.

Таким образом, мы пришли к выводу, что агрессивное поведение может формироваться у несовершеннолетних на протяжении долгого периода времени. По мере взросления ребенка появляются дополнительные источники научения агрессивному поведению. Недостаточное внимание, а чаще всего формальный подход к этой проблеме соответствующих органов и общественности способствует перерастанию агрессивного поведения несовершеннолетнего в преступное.

Список литературы

1. Андреева Г.В. Зарубежная социальная психология ХХ столетия. Теоретические подходы Учеб. пособие для вузов. М., 2001. 269с.

2. Андриенко В.К. Гербеев Ю.В. Невский И.А «Система перевоспитания подростков в условиях специальной школы», Москва, 1990

3. Брушлинская Н. Насилие на телеэкране и в жизни. // Российская Федерация сегодня. 2002. № 6. С. 54

4. Генезис агрессивно-насильственных преступлений // Насилие, агрессия, жестокость. Криминально-психологическое исследование. М., 1990. С. 17.

5. Горьковая И.А «Медико-психологическое исследование формирования характера делинквентных подростков», диссертации кандидата психологических наук, Санкт-Петербург, 1999

6. Журавлева Д. Подростковая агрессивность - психологическая закономерность или социальный феномен. //Нар. Образование. 2003. №2. С. 185-192.

7. Забрянский Г. И. Социология преступности несовершеннолетних. Минск, 1997. 197 с.

8. Иванова Л.Ю. «Агрессивность, жестокость и отношения старшеклассников к их проявлениям» сб. Проблемы личности, профилактика отклонений в её развитии Москва & Архангельск, 2000

9. Исаев Д.Д. Журавлёв И.И Дементьев В.В. Озерецковский С.Д. «Типологические модели поведения подростков с различными формами аддиктивного поведения» Санкт-Петербург, 1997

10. Колосова С. Агрессия и агрессивность. //Школьный психолог. 2000. № 26. С. 18.

11. Курт Бартол. Психология криминального поведения. М., Прайм-Еврознак, 2004. 352 с.

12. Личко А.Е. Попов Ю.В. «Делинквентное поведение, алкоголизм и токсикомании у подростков», Москва, 1998

13. Мойер К. Хирургия агрессии // Лит. газета. 1973. 13 февраля. С. 6.

14. Паренс Генри «Агрессия наших детей» Москва, 1999

15. Першанина Е «Проблема профилактики педагогической запущенности подростков» журнал «Советская педагогика», 1994, № 5

16. Пирожков В.Ф. Криминальная психология. М.: «Ось 89», 2001. 702 с.

17. Саенко Е.В. «Профессиональная деятельность психолога при профилактике девиантного поведения» автореферат диссертации кандидата психологических наук Тверь, 1995

18. Семенюк Л.М. «Психологические особенности агрессивного поведения подростков и условия его коррекции» Москва, 2001

19. Степанов В.Г. «Психология трудного школьника» Москва, 1998

20. Сурков А.»Семейные войны» газета «Стрела», №14 (143), Санкт-Петербург 1999, апрель, стр.6

21. Черников О.А. Теория агрессии в психологии личности. - В кн.: Личность и деятельность. Тезисы докладов у Всесоюзного съезда психологов

22. Шипицына Л.М. Иванов Е.С. «Нарушения поведения учеников школы» Уэльс, Великобритания, 2002


Популярные, наиболее покупаемые работы:

  1. Гражданско-правовые отношения, связанные с владением и пользованием зданий и сооружений, как объектов договора аренды.
  2. Конституционное право зарубежных стран
  3. Профессиональное воспитание будущего педагога в высшей школе США
  4. Брак и порядок его заключения
  5. Субъекты право социального обеспечения в РФ
  6. Управление источниками финансирования оборотного капитала предприятия (на примере предприятия ООО"Пмк-77 ")
  7. Метиодика преподавания истории в немецкой школе
  8. Организация практических работ при изучении геометрического материала на уроках математики в начальной школе
  9. Теория правового государства
  10. Военно-доктринальные установки по обеспечению
  11. Возможности развития мелкой моторики детей младшего школьного возраста в системе дополнительного образования
  12. Законы Хаммурапи как основа Вавилонского Общества
  13. Сущность, содержание и практика налогового администрирования на современном этапе экономического развития Казахстана.
  14. Карр Русская революция от Ленина до Сталина
  15. Особенности профессии повара
  16. Лизинг
  17. ДЕЯТЕЛЬНОСТь МЕДСЕСТРЫ ПРИ ЛЕЧЕНИИ САХАРНОГО ДИАБЕТА II ТИПА
  18. Воспитание в целостном педагогическом процессе
  19. Правовые аспекты деятельности и структура организации НАТО
  20. Объекты конституционно-правовых отношений
  21. Интерпол
  22. Изучение организации и ведения учета материально-производственных запасов на ОАО «У-УАЗ»
  23. Роль и задачи региональных администраций в организации и проведении выборов (на примере республики карелия)
  24. Компенсационные и профилактические функции системы социальной защиты населения
  25. Прокурорский надзор, уголовное преследование и другие функции прокурора в судебных стадиях уголовного процесса
Структура реферата:
Как правильно самостоятельно написать:
Как правильно оформить по ГОСТ:
Инструкции по работе с программами: