Информационные материалы для подготовки студентов

Расскажи одногруппникам: + 200 к карме:

Психология принятия управленческих решений





Содержание

Введение 3

1.Теоретические основы психологии управления 8

1.1 Сущность управления 8

1.2 Проблемы управления в условиях рыночной экономики 13

1.3 Система методов управления 16

2. Психологические условия принятия управленческих решений 20

2.1 Основные качества руководителя 20

2.2 Стили руководства как фактор принятия управленческих решений 22

3. Эффективность принятия управленческих решений 25

3.1 Сущность эффективности управления 25

3.2 Выбор принятия управленческого решения как фактор успеха руководства 29

Заключение 34

Список использованной литературы 37

Введение

Важнейшим элементом управления являются управленческие решения. Обычно управленческие решения призваны перевести объект управления в соответствии с целями управления из данного состояния в другое. Весь процесс управленческого решения руководителя условно можно разделить на следующие составляющие:

принятие решения;

передача решения для исполнения в форме задания;

стимулирование, то есть создание побудительных ситуаций для подчиненных;

контроль.

Принятие решения относится к основополагающим и определяющим характеристикам процесса управления. По форме принятия решения подразделяются на единоличные, коллегиальные и коллективные.

Коллегиальные решения принимаются на основе обсуждения проблемы специалистами, поиска оптимального варианта с учетом предложенных идей, но окончательная формулировка решения и вся полнота ответственности принадлежит руководителю. Коллективные решения принимаются коллективом на основе голосования, ответственность за последствия решения лежит на всем коллективе, а не на руководителе.

Рутинные решения принимаются в соответствии с имеющейся программой. Руководитель должен идентифицировать ситуацию и взять на себя ответственность за начало определенных действий, даже если руководитель не достаточно компетентен, неверно трактует ту или иную ситуацию, исполнитель, делающий верные выводы, разумно действующий и контролирующий последствия, добивается заранее предписанного результата, в достижении которого он и сам лично заинтересован.

Селективный уровень предполагает, что руководитель оценивает достоинство целого круга возможных решений и старается выбрать те действия, которые лучше всего подходят, являются наиболее эффективными, экономичными.

Адаптационные решения обеспечивают нахождение новых решений известной проблемы. В этом случае руководитель должен суметь отказаться от привычного, но уже устаревшего подхода к проблеме и выработать творческое решение. Успех в этом в определяющей степени зависит от личной инициативы руководителя, его способности к генерации новых идей.

На инновационном уровне руководителю необходимо понимание совершенно неожиданных и непредсказуемых проблем, для решения которых требуются новые представления, наиболее плодотворно образующиеся при обсуждении и использовании идей других специалистов.

Из данных определений можно заключить, что успешность рутинных решений определяется качеством заранее разработанных положений и инструкций, регламентирующих управленческую деятельность, и качеством исполнителей, состав которых определен независимо от руководителя.

Понятно, что в этом случае управление сводится к регулированию и диспетчированию и обеспечивается требовательностью, дисциплинированностью и исполнительностью руководителя. Действия руководителя, достигающего успеха в решениях инновационного уровня, во многом сводятся к функции попечительства, создании в коллективе атмосферы раскрепощенности и творческой инициативы. На селективном и адаптивном уровнях принятия управленческих решений эти два вида психологического обеспечения эффективной деятельности руководителя требуют осуществления выбора между собой. Это в свою очередь, можно проделать только при условии функционирования специального психологического механизма — механизма принятия решений.

В классической теории различают принятие решений в условиях определенности и неопределенности.

В первом случае выбор однозначен и работает рациональная модель принятия решений: индивид ранжирует все возможные альтернативы решения по порядку предпочтения и выбирает лучшую.

Решая задачу в условиях неопределенности, лицо, принимающее решение, не знает, что в результате произойдет. Достижение рациональности становится проблематичным, и индивид придерживается некоторых эвристических правил принятия решений. Принятие решений в условиях риска предполагает введение вероятности в оценку возможности того или иного исхода.

Аналогичную классификацию предложил Ю. Козелецкий, разделив задачи, по которым принимаются решения, на замкнутые и открытые. Замкнутые задачи — это хорошо определенные задачи. При их решении предполагается, что человек обладает полной информацией о множестве альтернативных вариантов решений и вытекающих из них последствий. Принятие решения устанавливает необходимость решения двух подзадач:

• определения полного набора возможных альтернативных вариантов решения, когда важно, чтобы альтернативы для лица, принимающего решения, были сравнимы между собой;

• осуществления оптимального выбора на основе максимизации целевой функции лица, принимающего решение.

Понятно, что принятое решение можно признать оптимальным в свете информации, которой располагает тот, кто принимает решение. Не следует принимать во внимание такие важные психологические переменные, как. ограниченные возможности человеческого познания, ограниченные скорости переработки информации, ее хранения и т. п. Поэтому психологическое обеспечение принятие таких решений прежде всего нацеливается на преодоление этих ограничений, получение субъектом всей необходимой информации.

В случае открытых задач данные о каких-либо альтернативных вариантах решения отсутствуют. Поэтому субъекту, принимающему решение, приходится самостоятельно определять множество возможных действий и предусматривать последствия каждого из них. Принятие решений открытых задач включает:

• продуктивный процесс, в результате которого формируются рабочие гипотезы решения проблемной ситуации;

• процесс выбора наиболее приемлемой гипотезы, связанный с определением возможности ее реализации. Продуктивный процесс имеет эвристический характер, то есть направляется совокупностью эвристических принципов. Как известно, эвристика в широком смысле — наука о творчестве, в узком — теория и практика организации избирательного поиска при решении сложных интеллектуальных задач. Эвристика ограничивает поиск в пространстве большого количества возможностей и не гарантирует обязательного решения задачи. Эвристические принципы, эвристика человека не сводятся к формальным правилам, они включают в себя мотивационно-эмоциональные процессы, обеспечивающие избирательность поиска. Очевидна также целесообразность использования коллективных форм взаимодействия с другими специалистами при формулировании новых для принимающего решения его вариантов.

Цель исследования: характеристика психологии принятия управленческих решений.

Задачи исследования:

рассмотреть сущность управления;

изучить проблемы управления в условиях рыночной экономики;

рассмотреть система методов управления;

изучить основные качества руководителя;

обосновать стили руководства как фактор принятия управленческих решений;

рассмотреть сущность эффективности управления;

изучить выбор принятия управленческого решения как фактор успеха руководства.

Заключение

Таким образом, при принятии решений руководителем в условиях относительной определенности, при сравнении ограниченного количества альтернатив оптимальный выбор обеспечивается получением всей исходной информации, преодолением ограничений познавательных возможностей человека. В общем случае принятие оптимального решения обеспечивается многократным переобследованием руководителем элементов проблемной ситуации и выявлением их новых признаков, соотнесении признаков разных элементов друг с другом, а также с условиями и требованиями задач управления.

Принятие решений в условиях неопределенности, в случае выполнения, так называемых открытых задач, когда готового решения не существует, сложный многоступенчатый процессе В нем можно выделить следующий примерный набор стадий:

• изучение проблемы;

• выработка идей;

• оценка идей, их отсев;

• планирование нововведений;

• обратная связь, анализ результатов.

Стадия изучения проблемы включает постановку проблемы, построение информационной и концептуальной моделей проблемной ситуации. При данном подходе на этой стадии упор делается на осознание трудностей, препятствующих реализации установившихся форм управления. Важным является учет мнений но этому поводу самых различных специалистов. Выработка идей осуществляется как индивидуально руководителем, принимающим решение, так и в результате соответствующей деятельности группы специалистов. При оценке и отсеве новых идей прежде всего определяется их реализуемость, что в свою очередь существенно зависит от самого руководителя, его настроя, уровня притязаний. Планирование нововведений предполагает определение — какие работы, к какому сроку и кто должен выполнить. Заключительная стадия включает практическую реализацию управленческого решения, контроль и анализ результатов, возникающую в случае необходимости коррекцию управленческого решения, допускающую возврат на стадию «изучения проблемы» или «выработки идей», или другие промежуточные этапы.

При принятии решения руководителем в условиях неопределенности, ведущее значение приобретает возможность нахождения нового, ранее не встречавшегося варианта выхода из проблемной ситуации, обеспечиваемого творческим потенциалом руководителя и лиц, участвующих в принятии решения. Творческие способности являются сложным образованием, которое в частности включает: способность замечать и формулировать альтернативы, подвергать сомнению на первый взгляд очевидные истины; умение ставить вопросы, избегать поверхностных формулировок, большая взволнованность, активный интерес к проблеме, исключительное упорство, готовность бороться с сомнениями, сочетание трезвости со смелостью, способность идти на риск и т. д.

В целом, заключая раздел, можно сделать вывод, что принятие управленческих решений в разных условиях определенности имеет различную психологическую структуру. В условиях относительной определенности решающее значение приобретает возможность преодоления информационных психологических ограничений для выбора оптимального варианта из возможных альтернатив. Такие решения возможны при иерархических структурах управленческих и личностных ценностей, что характерно для установочного типа профессий и личности. При управлении в условиях неопределенности главным становится нахождение новых решений, что характерно для самоорганизующих систем управления, профессий функционального типа. С другой стороны, стремление к новому, к расширению форм поведения присуще лицам функционального психологического типа. Таким образом, следует дифференцированно подходить к психологическому обеспечению совершенствования управленческих решений в зависимости от характера управленческой деятельности и психологического типа руководителя.

Список литературы

Абалкин Л.И. заметки  о российском предпринимательстве / Избраное труды: в 4 –х  т.т. Т.III.// ВЭО России  – М.: ОАО «НПО Экономика», 2000 – с. 365–436; Березовский Б. А., Гнедин А.В. Задача наилучшего выбора/ Отв. ред. Э.А. Трахтенгерц. – М.: Наука, 1984. – 196с.; Евланов Л.Г. Теория и практика принятия решений/ Акад. нар. хоз-ва СССР. – М.: Экономика, 1984. – 175 с.; Обзор экономики России. Основные тенденции развития 2001. Пер. с англ. – М., 2001. – 275 с.

Асаул А.Н. Оценка  конкурентных позиций  субъектов предпринимательской  деятельности / А.Н. Асаул, Х.С. Абаев, Д.А. Гордеев – СПб: Гуманистика, 2007. – С. 53-61.

Афоничкин А.И. Принятие управленческих решений в экономических науках: Учеб. пособие. – Саранск: Изд-во Мордовского ун-та, 1998.; Евланов Л.Г. Теория и практика принятия решений/ Акад. нар. хоз-ва СССР. – М.: Экономика, 1984. – 175 с.; Конюховский П. Математические методы исследования операций в экономике. -СПб.: Питер, 2000.-185 с.; Шмален Г. Математические модели в экономических исследованиях на предприятии // Пробл. теор. и практики управления – 1998 - № 3. – С.76-82

Багиев Г.Л. и др. Маркетинг: Учебник для вузов / Г.Л. Багиев, В.М. Тарасевич,  Х. Анн; Под общ. ред. Г.Л. Багиева. – М.: ОАО «Изд-во «Экономика», 1999. – 703 с.; Блюмберг В.А. Какое решение лучше? Метод расстановки приоритетов / В.А. Блюмберг, В.Ф. Глущенко. – Л.: Лениздат, 1982. – 160 с.

Басовский Л.Е. Прогнозирование и планирование в условиях рынка. Учебное пособие. – М.: ИНФРА – М, 2001. – 260 с. – (Серия «Высшее образование»); Попов Г.Х.  Эффективное  управление. Изд. 2-е переработанное и дополненное. – М.: Экономика,  1985.

Бешедев С.Д., Гурвич Ф.Г. Математико-статистические методы экспертных оценок. -М.: Статистика. 1980, 263 с.

Бойцов, А.С. Прогнозирование производства и сбыта сельскохозяйственной продукции / А.С.  Бойцов, Н.Ю. Морозова, П.В. Никифоров, О.Д.  Притула.  НовГУ им. Ярослава Мудрого. – Великий Новгород, 2003. – 196 с.

Голубков Е.П. Какое принять решение? (Практикум хозяйственника). – М.: Экономика, 1990. – 189с.; Голубков Е.П. Маркетинговые исследования: теория, методология и практика. – М.: Издательство «Финпресс», 1998.  – 416 с.; Гончаров В.В. Важнейшие критерии результативности управления. – М.: МНИИПУ, 1998. – 304 с.; Иванов А.И., Малявина А.В. Разработка управленческих решений.: Учеб. пособие. – М.: МАЭП, ИИК «Калита», 2000. – 112 с.

Горбунов А.А.., Кулибанов В.С., Кротов В.Ю. Прогнозирование и регулирование инвестиционно-строительной деятельности в регионе. – СПб.: «Банк Петровский» АОЗТ «ПФ», 1995. – 112 с.; Круглов М.И. Стратегическое управление компанией. Учебник для вузов. – М.: Русская Деловая Литература, 1998.

Грешилов А.А. Как принять наилучшее решение в реальных условиях. – М.: Радио и связь, 1991. – 320 с.; Маркетинг: Учебник / Под ред. А. Н. Романова. – М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1995; Рейльян Я.Р. Аналитическая основа принятия управленческих решений. – М.: финансы и статистика, 1989. – 206 с.

Использованы материалы книги : Кузнецова Л. А. Разработка  управленческого решения : учеб. Пособие. – Челябинск : Челябинский государственный университет, 2001. 

Литвак Б.Г. Управленческие решения. – М.: Ассоциация авторов и издателей «ТАНДЕМ», Издательство ЭКМОС, 1998. – 248 с.

Маркетинг: Учебник / Под ред. А.Н. Романова. – М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1995.

Попов В.В. Методы управления, их содержание и взаимосвязь. – М.: Экономика, 1974. – 63 с.; Чавкин А.М. Методы и модели рационального управления в рыночной экономике: разработка управленческих решений: Учеб. пособие для экон. вузов. – М.: Финансы и статистика, 2001. – 317 с.

При наличии нескольких туров экспертизы третий и четвертый этапы повторяются.

Скиданов И.П.  Управленческое предвидение (методология, диагностика, дидактика). – СПб: СПбГАСУ, 2006. – С. 84-86.

Скиданов И.П.  Управленческое предвидение (методология, диагностика, дидактика).  – СПб: СПбГАСУ, 2006. – С. 84-86.


Популярные, наиболее покупаемые работы:

  1. Технология создания и реализация вокально-хореографической шоу программы
  2. Китайцы в США в 19 веке. Формирование чайнатаунов
  3. Исследования социально-психологических качеств руководителя организации
  4. Основы бизнес-планирования на примере АО «РусГидро»
  5. Разработка технологического процесса фигурного раскроя металла с помощью программного комплекса «Техтран»
  6. Национализм в Европе в 20 веке
  7. Деловые переговоры: организация и проведение (на примере ОАО “Белсервисдом”)
  8. Джон Локк и его педагогические учения
  9. Характеристики современной политической элиты России
  10. Психофизическая проблема
  11. Страховая пенсия по старости
  12. Буровые долото
  13. Подключение сетевого принтера
  14. Нефтяная промышленность России
  15. Нейропсихологический анализ
  16. Обеспечение иска в гражданском процессе
  17. Механизм функционирования и деятельность суверенных фондов в мировой практике
  18. Дидактические пинципы профессиональго обучения
  19. Исполнительная власть
  20. Эволюция избирательной системы в Великобритании в 18-19 веках
  21. Методы оценки финансовых активов Газпром
  22. Понятие и признаки преступления
  23. Прохождение учебной практики в УФССП России по Москве Царицынский ОСП
  24. Возбуждение уголовного дела как стадия уголовного судопроизводства
  25. Отражение проблемы национальных отношений в ежедневной газете Аргументы недели
Структура реферата:
Как правильно самостоятельно написать:
Как правильно оформить по ГОСТ:
Инструкции по работе с программами: