Важнейшим элементом управления являются управленческие решения. Обычно управленческие решения призваны перевести объект управления в соответствии с целями управления из данного состояния в другое. Весь процесс управленческого решения руководителя условно можно разделить на следующие составляющие:
принятие решения;
передача решения для исполнения в форме задания;
стимулирование, то есть создание побудительных ситуаций для подчиненных;
контроль.
Принятие решения относится к основополагающим и определяющим характеристикам процесса управления. По форме принятия решения подразделяются на единоличные, коллегиальные и коллективные.
Коллегиальные решения принимаются на основе обсуждения проблемы специалистами, поиска оптимального варианта с учетом предложенных идей, но окончательная формулировка решения и вся полнота ответственности принадлежит руководителю. Коллективные решения принимаются коллективом на основе голосования, ответственность за последствия решения лежит на всем коллективе, а не на руководителе.
Рутинные решения принимаются в соответствии с имеющейся программой. Руководитель должен идентифицировать ситуацию и взять на себя ответственность за начало определенных действий, даже если руководитель не достаточно компетентен, неверно трактует ту или иную ситуацию, исполнитель, делающий верные выводы, разумно действующий и контролирующий последствия, добивается заранее предписанного результата, в достижении которого он и сам лично заинтересован.
Селективный уровень предполагает, что руководитель оценивает достоинство целого круга возможных решений и старается выбрать те действия, которые лучше всего подходят, являются наиболее эффективными, экономичными.
Адаптационные решения обеспечивают нахождение новых решений известной проблемы. В этом случае руководитель должен суметь отказаться от привычного, но уже устаревшего подхода к проблеме и выработать творческое решение. Успех в этом в определяющей степени зависит от личной инициативы руководителя, его способности к генерации новых идей.
На инновационном уровне руководителю необходимо понимание совершенно неожиданных и непредсказуемых проблем, для решения которых требуются новые представления, наиболее плодотворно образующиеся при обсуждении и использовании идей других специалистов.
Из данных определений можно заключить, что успешность рутинных решений определяется качеством заранее разработанных положений и инструкций, регламентирующих управленческую деятельность, и качеством исполнителей, состав которых определен независимо от руководителя.
Понятно, что в этом случае управление сводится к регулированию и диспетчированию и обеспечивается требовательностью, дисциплинированностью и исполнительностью руководителя. Действия руководителя, достигающего успеха в решениях инновационного уровня, во многом сводятся к функции попечительства, создании в коллективе атмосферы раскрепощенности и творческой инициативы. На селективном и адаптивном уровнях принятия управленческих решений эти два вида психологического обеспечения эффективной деятельности руководителя требуют осуществления выбора между собой. Это в свою очередь, можно проделать только при условии функционирования специального психологического механизма — механизма принятия решений.
В классической теории различают принятие решений в условиях определенности и неопределенности.
В первом случае выбор однозначен и работает рациональная модель принятия решений: индивид ранжирует все возможные альтернативы решения по порядку предпочтения и выбирает лучшую.
Решая задачу в условиях неопределенности, лицо, принимающее решение, не знает, что в результате произойдет. Достижение рациональности становится проблематичным, и индивид придерживается некоторых эвристических правил принятия решений. Принятие решений в условиях риска предполагает введение вероятности в оценку возможности того или иного исхода.
Аналогичную классификацию предложил Ю. Козелецкий, разделив задачи, по которым принимаются решения, на замкнутые и открытые. Замкнутые задачи — это хорошо определенные задачи. При их решении предполагается, что человек обладает полной информацией о множестве альтернативных вариантов решений и вытекающих из них последствий. Принятие решения устанавливает необходимость решения двух подзадач:
• определения полного набора возможных альтернативных вариантов решения, когда важно, чтобы альтернативы для лица, принимающего решения, были сравнимы между собой;
• осуществления оптимального выбора на основе максимизации целевой функции лица, принимающего решение.
Понятно, что принятое решение можно признать оптимальным в свете информации, которой располагает тот, кто принимает решение. Не следует принимать во внимание такие важные психологические переменные, как. ограниченные возможности человеческого познания, ограниченные скорости переработки информации, ее хранения и т. п. Поэтому психологическое обеспечение принятие таких решений прежде всего нацеливается на преодоление этих ограничений, получение субъектом всей необходимой информации.
В случае открытых задач данные о каких-либо альтернативных вариантах решения отсутствуют. Поэтому субъекту, принимающему решение, приходится самостоятельно определять множество возможных действий и предусматривать последствия каждого из них. Принятие решений открытых задач включает:
• продуктивный процесс, в результате которого формируются рабочие гипотезы решения проблемной ситуации;
• процесс выбора наиболее приемлемой гипотезы, связанный с определением возможности ее реализации. Продуктивный процесс имеет эвристический характер, то есть направляется совокупностью эвристических принципов. Как известно, эвристика в широком смысле — наука о творчестве, в узком — теория и практика организации избирательного поиска при решении сложных интеллектуальных задач. Эвристика ограничивает поиск в пространстве большого количества возможностей и не гарантирует обязательного решения задачи. Эвристические принципы, эвристика человека не сводятся к формальным правилам, они включают в себя мотивационно-эмоциональные процессы, обеспечивающие избирательность поиска. Очевидна также целесообразность использования коллективных форм взаимодействия с другими специалистами при формулировании новых для принимающего решения его вариантов.
Цель исследования: характеристика психологии принятия управленческих решений.
Задачи исследования:
рассмотреть сущность управления;
изучить проблемы управления в условиях рыночной экономики;
рассмотреть система методов управления;
изучить основные качества руководителя;
обосновать стили руководства как фактор принятия управленческих решений;
рассмотреть сущность эффективности управления;
изучить выбор принятия управленческого решения как фактор успеха руководства.