Информационные материалы для подготовки студентов

Расскажи одногруппникам: + 200 к карме:

Возможности развития мелкой моторики детей младшего школьного возраста в системе дополнительного образования





Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3

Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В УЧРЕЖДЕНИЯХ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 5

1.1. Психолого-педагогические исследования мелкой моторики как психомоторного качества ребенка 5

1.2. Особенности развития мелкой моторики в младшем школьном возрасте 10

2.1. Структура и сущность дополнительного образования в системе образовательного единства России 16

Глава 3. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ В УЧРЕЖДЕНИЯХ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 40

3.1. Установление начального уровня развития мелкой моторики детей на констатирующем этапе эксперимента. 40

3.2. Использование методики развития мелкой моторики на формирующем этапе эксперимента 42

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 60

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 62

Введение

Актуальность темы. Современная концепция начального воспитания и образования, изменение требований к содержанию и характеру начального образования определяют необходимость совершенствования развития ребенка дошкольного возраста, как многоаспектного целостного процесса, важным направлением которого является целостное развитие.

В то же время, в начальной школе многие учащиеся сталкиваются с трудностями письма, что обусловлено недостаточным развитием у них мелкой моторики. Нарушения мелкой моторики, в свою очередь, влияют на развитие речи.

Проявления нарушений моторики детей в логопедическом и психолого-педагогическом аспекте изучались многими авторами (Левина Р.Э., Филичева Т.Б., Чиркина Г.В

Цель исследования - теоретически обосновать и доказать в результате педагогического эксперимента возможности развития мелкой моторики детей младшего школьного возраста в системе дополнительного образования.

Объектом исследования является развитие мелкой моторики детей младшего школьного возраста.

Предмет исследования - развитие мелкой моторики детей младшего школьного возраста в системе дополнительного образования.

Согласно поставленной цели определены следующие задачи исследования:

• обоснование теоретико-методологических подходов к изучению развития мелкой моторики детей младшего школьного возраста;

• разработка методики развития мелкой моторики детей младшего школьного возраста;

• экспериментальная проверка разработанной методики.

В процессе исследования использовались следующие методы:

- теоретический анализ научной и методической литературы;;

- эмпирические методы: наблюдение, педагогический эксперимент; метод диагностических задач (тесты, беседы.

В исследовании принимала участие группа детей (12 человек) младшего школьного возраста (6-7 лет).

Заключение

Изучение литературных источников позволяет сделать вывод о том, что существующие исследования посвящены главным образом вопросам развития у детей общей моторики, развитию мелкой моторики внимания уделено меньше. В то же время, исследователи указывают на взаимосвязь между двигательным и речевым развитием детей, при этом особо подчеркивают благотворное влияние моторных упражнений на становление речи у детей.

В результате проведенного нами экспериментального исследования выявлены различные уровни сформированной мелкой моторики руки у детей

В результате экспериментальной работы в зависимости от степени сформированной моторики определены три группы детей: с высоким, средним и низким уровнем.

Предложена программа, направленная на развитие мелкой моторики в системе дополнительного образования. Предлагаемые занятия должны гармонично входить в структуру занятий учреждения дополнительного образования и реализовывать не только двигательные задачи, но и способствовать формированию у детей разнообразных психических функций.

Результаты обучения выявили положительную динамику развития моторики детей.

предложенная методика позволяет улучшить развитие мелкой моторики: двое детей продемонстрировали высокий уровень, количество детей низкого уровня уменьшилось с 4-х до 1.

В КГ в развитии мелкой моторики изменений не произошло.

Вместе с тем, развитие мелкой моторики руки в условиях системы дополнительного образования позволяет значительно расширять моторные возможности, готовить руку ребенка к письму, рисованию, к успешному выполнению практической деятельности с предметами. Совершенствование двигательных качеств способствует более быстрому формированию трудовых навыков.

Список литературы

1. Беляев Н. Г. Возрастная физиология /Н.Г. Беляев.- Ставрополь: СГУ, 2009.-246 с.

2. Березина В. А. Дополнительное образование дертей карк средство их творческого развития. - Диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. - М., 2002

3. Бернштейн Н.А. Очерки по физиологии движений и физиологии активности. М., 1966, 349 с.

4. Бернштейн Н.А. Физиология движений и активность. - М., 2010.

5. Выготский Л.C. Собрание сочинений: в 6-ти т., Т.5. Основы дефектологии / Под ред. Т.А.Власовой. М.: Педагогика, 1983. - 368с.

6. Гуровец Г.В., Маевская С.И. Генез, клиника и основные направления работы при моторной алалии. // Недоразвитие и утрата речи. Вопросы теории и практики. М. 1985.

7. Ерошкина С.Т. Пальчиковый игротренинг // Логопед. - 2007. - № 4.

8. Журба Л. Т., Мастюкова Е. М. Нарушение психомоторного развития детей первого года жизни. - М.: Медицина, 2001

9. Запорожец А.В. Восприятие и действие. М., 2007.- 323 с.

10. Лурия А.Р. Основные проблемы нейролингвистики. М., 1975.

11. Микадзе Ю.В. Нейрофизиология детского возраста: Учебное пособие. - СПб: Питер, 2008. // Сб. ст. по исследованиям психических явлений. URL: http://www.scorcher.ru/neuro/science/base/ch_ontogenesis.php

12. Обреимова Н. И. Основы анатомии, физиологии и гигиены детей и подростков / Н.И. Обреимова, А.С. Петрухин.- М.: Академия, 2000.- 414 с.

13. Озерецкий Н.И. Моторная одаренность. М., 2012.

14. Раннева Т.Н. Приемы работы по развитию ручной умелости у детей с общим недоразвитием речи // Логопед. - 2007. - № 2.

15. Сеченов И.М. Рефлексы головного мозга. //Избранные произведения. М., 2010, 509с.

16. Сечкина, О.К. Формирование психомоторных свойств ребенка в раннем возрасте как важный фактор развития психомоторики / О.К.Сечкина // Современный мир и образование : сборник научных статей. - Самара : СГПУ, 2008.

17. Фомина Л.В. Стимуляция развития речи у детей путем тренировки движений пальцев рук. // Тезисы докл. 20-го Всесоюзногосовещания по проблемам высшей нервной деятельности. М., 1974, с, 281 -282.

18. Конвшева Н.М. Секреты мастеров. Учебник по трудовому обучению для учащихся 4 класса. М., 2000, с 74-79.

19. Антакова-Фомина Л.В. Стимуляция развития речи у детей раннего возраста путём тренировки движений пальцев рук. - В кн.: Тезисы докладов XXIV-го Всесоюзного совещания по проблемам высшей нервной деятельности. М., 1974г.

20. Бернштейн Н.А. Биомеханика и физиология движений. - М.- Воронеж, 1997.

21. Белая А.Е., Мирясова В.И. Пальчиковые игры для развития речи дошкольников. - М.,2000 г.

22. Кольцова М.М. Двигательная активность и развитие функций мозга.- М., Педагогика, 1973г.

23. Кольцова М.М. Ребёнок учится говорить. - 2-е изд., перераб. и доп.- М., Советская Россия, 1979 г.

24. Гаврина С.Е. Развиваем руки - чтоб учиться и писать, и красиво рисовать. - Ярославль, Академия развития, 1997 г.

25. Белая А.Е., Мирясова В.И. Пальчиковые игры для развития речи дошкольников. - М.,2000 г.

26. Цвынтарный В. Играем пальчиками и развиваем речь. - Санкт-Петербург, Лань,1996г


Популярные, наиболее покупаемые работы:

  1. Вопросы действия уголовного закона в пространстве
  2. Вещи как объекты гражданских прав: понятие и классификация
  3. Вынужденые переселенцы и беженцы России
  4. Современные теории происхождения государства
  5. Средства коррекции сенсорного развития дошкодльников
  6. Вопросы таможенное регулирование
  7. Теоретические основы учета и расчетов с персоналом по оплате труда
  8. Стороны в арбитражном процессе
  9. Информационный менеджмент
  10. Приборы коммерческого учёта электроэнергии
  11. Производство в суде апелляционной инстанции
  12. Проблемы банкротства в целом, с учетом современных российских условий на примере ОАО «ДРИАДА»
  13. Способы привлечеия и удержания внимания в Массовой коммуникаии
  14. Православные и мусульмане сравнительный анализ религиозного поведения и ценностных ориентаций
  15. Распад СССР и образование СНГ
  16. Проблемы обеспечения безопасности на Ближнем Востоке
  17. Система отбора граждан на муниципальную службу в Администрации Щучанского района Курганской области
  18. Красота и уродство
  19. Разработка рекомендаций по повышению уровня занятости населения в муниципальном образовании МО (на материалах администрации Шпаковского муниципального района)
  20. Художественная стилистика античного золота на примере предметов мелкой пластики клада Куль-Аба
  21. Любовная тема в поэзии В.В. Маяковского
  22. Место и роль теории государства и права
  23. Проблема определения искусства
  24. Обзор интерактивных учебных материалов
  25. Разработкаь мер по совершенствованию инженерно-технической защиты информации на объекте«ООО Муза».
Структура реферата:
Как правильно самостоятельно написать:
Как правильно оформить по ГОСТ:
Инструкции по работе с программами: