Информационные материалы для подготовки студентов

Расскажи одногруппникам: + 200 к карме:

Возможности развития мелкой моторики детей младшего школьного возраста в системе дополнительного образования





Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3

Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В УЧРЕЖДЕНИЯХ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 5

1.1. Психолого-педагогические исследования мелкой моторики как психомоторного качества ребенка 5

1.2. Особенности развития мелкой моторики в младшем школьном возрасте 10

2.1. Структура и сущность дополнительного образования в системе образовательного единства России 16

Глава 3. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ В УЧРЕЖДЕНИЯХ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 40

3.1. Установление начального уровня развития мелкой моторики детей на констатирующем этапе эксперимента. 40

3.2. Использование методики развития мелкой моторики на формирующем этапе эксперимента 42

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 60

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 62

Введение

Актуальность темы. Современная концепция начального воспитания и образования, изменение требований к содержанию и характеру начального образования определяют необходимость совершенствования развития ребенка дошкольного возраста, как многоаспектного целостного процесса, важным направлением которого является целостное развитие.

В то же время, в начальной школе многие учащиеся сталкиваются с трудностями письма, что обусловлено недостаточным развитием у них мелкой моторики. Нарушения мелкой моторики, в свою очередь, влияют на развитие речи.

Проявления нарушений моторики детей в логопедическом и психолого-педагогическом аспекте изучались многими авторами (Левина Р.Э., Филичева Т.Б., Чиркина Г.В

Цель исследования - теоретически обосновать и доказать в результате педагогического эксперимента возможности развития мелкой моторики детей младшего школьного возраста в системе дополнительного образования.

Объектом исследования является развитие мелкой моторики детей младшего школьного возраста.

Предмет исследования - развитие мелкой моторики детей младшего школьного возраста в системе дополнительного образования.

Согласно поставленной цели определены следующие задачи исследования:

• обоснование теоретико-методологических подходов к изучению развития мелкой моторики детей младшего школьного возраста;

• разработка методики развития мелкой моторики детей младшего школьного возраста;

• экспериментальная проверка разработанной методики.

В процессе исследования использовались следующие методы:

- теоретический анализ научной и методической литературы;;

- эмпирические методы: наблюдение, педагогический эксперимент; метод диагностических задач (тесты, беседы.

В исследовании принимала участие группа детей (12 человек) младшего школьного возраста (6-7 лет).

Заключение

Изучение литературных источников позволяет сделать вывод о том, что существующие исследования посвящены главным образом вопросам развития у детей общей моторики, развитию мелкой моторики внимания уделено меньше. В то же время, исследователи указывают на взаимосвязь между двигательным и речевым развитием детей, при этом особо подчеркивают благотворное влияние моторных упражнений на становление речи у детей.

В результате проведенного нами экспериментального исследования выявлены различные уровни сформированной мелкой моторики руки у детей

В результате экспериментальной работы в зависимости от степени сформированной моторики определены три группы детей: с высоким, средним и низким уровнем.

Предложена программа, направленная на развитие мелкой моторики в системе дополнительного образования. Предлагаемые занятия должны гармонично входить в структуру занятий учреждения дополнительного образования и реализовывать не только двигательные задачи, но и способствовать формированию у детей разнообразных психических функций.

Результаты обучения выявили положительную динамику развития моторики детей.

предложенная методика позволяет улучшить развитие мелкой моторики: двое детей продемонстрировали высокий уровень, количество детей низкого уровня уменьшилось с 4-х до 1.

В КГ в развитии мелкой моторики изменений не произошло.

Вместе с тем, развитие мелкой моторики руки в условиях системы дополнительного образования позволяет значительно расширять моторные возможности, готовить руку ребенка к письму, рисованию, к успешному выполнению практической деятельности с предметами. Совершенствование двигательных качеств способствует более быстрому формированию трудовых навыков.

Список литературы

1. Беляев Н. Г. Возрастная физиология /Н.Г. Беляев.- Ставрополь: СГУ, 2009.-246 с.

2. Березина В. А. Дополнительное образование дертей карк средство их творческого развития. - Диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. - М., 2002

3. Бернштейн Н.А. Очерки по физиологии движений и физиологии активности. М., 1966, 349 с.

4. Бернштейн Н.А. Физиология движений и активность. - М., 2010.

5. Выготский Л.C. Собрание сочинений: в 6-ти т., Т.5. Основы дефектологии / Под ред. Т.А.Власовой. М.: Педагогика, 1983. - 368с.

6. Гуровец Г.В., Маевская С.И. Генез, клиника и основные направления работы при моторной алалии. // Недоразвитие и утрата речи. Вопросы теории и практики. М. 1985.

7. Ерошкина С.Т. Пальчиковый игротренинг // Логопед. - 2007. - № 4.

8. Журба Л. Т., Мастюкова Е. М. Нарушение психомоторного развития детей первого года жизни. - М.: Медицина, 2001

9. Запорожец А.В. Восприятие и действие. М., 2007.- 323 с.

10. Лурия А.Р. Основные проблемы нейролингвистики. М., 1975.

11. Микадзе Ю.В. Нейрофизиология детского возраста: Учебное пособие. - СПб: Питер, 2008. // Сб. ст. по исследованиям психических явлений. URL: http://www.scorcher.ru/neuro/science/base/ch_ontogenesis.php

12. Обреимова Н. И. Основы анатомии, физиологии и гигиены детей и подростков / Н.И. Обреимова, А.С. Петрухин.- М.: Академия, 2000.- 414 с.

13. Озерецкий Н.И. Моторная одаренность. М., 2012.

14. Раннева Т.Н. Приемы работы по развитию ручной умелости у детей с общим недоразвитием речи // Логопед. - 2007. - № 2.

15. Сеченов И.М. Рефлексы головного мозга. //Избранные произведения. М., 2010, 509с.

16. Сечкина, О.К. Формирование психомоторных свойств ребенка в раннем возрасте как важный фактор развития психомоторики / О.К.Сечкина // Современный мир и образование : сборник научных статей. - Самара : СГПУ, 2008.

17. Фомина Л.В. Стимуляция развития речи у детей путем тренировки движений пальцев рук. // Тезисы докл. 20-го Всесоюзногосовещания по проблемам высшей нервной деятельности. М., 1974, с, 281 -282.

18. Конвшева Н.М. Секреты мастеров. Учебник по трудовому обучению для учащихся 4 класса. М., 2000, с 74-79.

19. Антакова-Фомина Л.В. Стимуляция развития речи у детей раннего возраста путём тренировки движений пальцев рук. - В кн.: Тезисы докладов XXIV-го Всесоюзного совещания по проблемам высшей нервной деятельности. М., 1974г.

20. Бернштейн Н.А. Биомеханика и физиология движений. - М.- Воронеж, 1997.

21. Белая А.Е., Мирясова В.И. Пальчиковые игры для развития речи дошкольников. - М.,2000 г.

22. Кольцова М.М. Двигательная активность и развитие функций мозга.- М., Педагогика, 1973г.

23. Кольцова М.М. Ребёнок учится говорить. - 2-е изд., перераб. и доп.- М., Советская Россия, 1979 г.

24. Гаврина С.Е. Развиваем руки - чтоб учиться и писать, и красиво рисовать. - Ярославль, Академия развития, 1997 г.

25. Белая А.Е., Мирясова В.И. Пальчиковые игры для развития речи дошкольников. - М.,2000 г.

26. Цвынтарный В. Играем пальчиками и развиваем речь. - Санкт-Петербург, Лань,1996г


Популярные, наиболее покупаемые работы:

  1. Стратегии и приоритеты социальной политики в Российской Федерации на современном этапе
  2. Русская революция в социально-политическом творчестве Н.А. Бердяева
  3. Система расчетов с покупателями и заказчиками ТСЖ
  4. Отчет по преддипломной практике в РНПЦ «Кардиология», г.Минск
  5. Изучение элементов синтаксиса и пунктуации в начальной школе
  6. Отчет по практике по специальности защита информации и систем связи
  7. Оценка производственного контроля на мясоперерабатывающих предприятиях.
  8. Информатика. Информационные технологии.
  9. Развитие творческого мышления и творческих способностей учащихся
  10. Проблема боли в психосоматике
  11. Религиозно-философские взгляды Льва Александровича Тихомирова
  12. Авиастроение
  13. Здравоохранение
  14. Организация и развитие электронного бизнеса
  15. Кутюмы Бовези историко-правовой анализ
  16. Особенности девиантного поведения московских школьников
  17. Роль и значение права в социальной и государственной практике
  18. Умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, совершенное при смягчающих обстоятельствах (при превышении пределов необходимой обороны, мер, необходимых для задержания преступника или в состоянии аффекта)
  19. Международно-правовой статус непризнанных и частично признанных государственных образований
  20. Формы и методы духовно-нравственного воспитания на уроках Кубановедения
  21. Медицинские информационные системы
  22. Денежное обращение и денежный оборот в России
  23. Правовое положение иностранных студентов на территории РФ
  24. Педагогическая система образования детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата
  25. Проблемы выражения эмоций и чувств в процессе общения
Структура реферата:
Как правильно самостоятельно написать:
Как правильно оформить по ГОСТ:
Инструкции по работе с программами: