Информационные материалы для подготовки студентов

Расскажи одногруппникам: + 200 к карме:

Психологическая помощь учителям и родителям в совершенствовании общения с детьми





Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3

Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ ОБЩЕНИЯ УЧИТЕЛЯ И РОДИТЕЛЕЙ С ДЕТЬМИ 7

1.1. Понятие общения, его структура и функции 7

1.2 Понятие и функции педагогического общения 12

1.3 Общение родителей с детьми 18

Глава 2 ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ПСИХОЛОГИЧЕСКОМУ КОНСУЛЬТИРОВАНИЮ В ШКОЛЕ 27

2.1 Содержание психопрофилактической работы 27

2.2 Особенности работы школьного психолога-консультанта с учащимися, с педагогами, с родителями 35

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 44

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 46

Введение

Актуальность работы. В последние десятилетия психологи сделали ряд замечательных открытий. Одно из них - о значении стиля общения с ребенком для развития его личности.

Теперь уже стало бесспорной истиной, что общение так же необходимо ребенку, как и пища. Малыш, который получает полноценное питание и хороший медицинский уход, но лишен постоянных контактов со взрослым, плохо развивается не только психически, но и физически: он не растет, худеет, теряет интерес к жизни.

Анализ многочисленных случаев смерти младенцев в домах ребенка, проведенный в Америке и Европе после первой мировой войны - случаев, необъяснимых с одной лишь медицинской точки зрения, - привел ученых к выводу: причина - неудовлетворенная потребность детей в психологическом контакте, то есть в уходе, внимании, заботе со стороны близкого взрослого.

Этот вывод произвел огромное впечатление на специалистов всего мира: врачей, педагогов, психологов. Проблемы общения стали еще больше привлекать внимание ученых.

Если продолжить сравнение с пищей, то можно сказать, что общение может быть не только здоровым, но и вредоносным. Плохая пища отравляет организм; неправильное общение «отравляет» психику ребенка, ставит под удар его психологическое здоровье, эмоциональное благополучие, а впоследствии, конечно, и его судьбу.

«Проблемные», «трудные», «непослушные» и «невозможные» дети, так же, как дети «с комплексами», «забитые» или «несчастные» - всегда результат неправильно сложившихся отношений в семье и в школе.

Мировая практика психологической помощи детям и их родителям показала, что даже очень трудные проблемы воспитания вполне разрешимы, если удается создать для ребенка благоприятный стиль общения. Родители часто обращаются к психологам и педагогам за помощью в воспитании. Одни из них связывают свои трудности с негативными чертами характера ребенка, не задумываясь о своем вкладе в этот процесс. Они водят его по специалистам для исправления поведения, но, зачастую, безрезультатно. Педагоги же, наоборот, не считают нужным обращаться к психологу за помощью в проблемах, возникающих в общении с детьми, а если и обращаются, то в единичных случаях.

Задача психолога показать обратившимся, что поведение ребенка является реакцией на особенности их взаимодействия, и может быть исправлено только в результате изменения действий самих родителей и педагогов. Так, например, в семье, где разлад между супругами, ребенок может часто болеть, скрепляя семью вокруг общей цели - заботы о его здоровье. Если родителям не хватает времени на эмоциональное общение с ребенком, оно заменяется формальным уходом (одеть, накормить, научить), малыш будет привлекать внимание взрослых своим негативным поведением. Слишком требовательные, педантичные родители могут сформировать у ребенка невротичные черты характера, а непоследовательные и все позволяющие - демонстративные.

Другие родители осознают недостатки в своем взаимодействии с ребенком, но не имеют достаточной психологической и педагогической базы для их устранения. В каждом конкретном случае важно разобраться в стиле родительского воспитания и скорректировать его с учетом индивидуальных особенностей всех членов семьи.

Общение считается мерилом нравственной культуры человека. Этика общения свидетельствует о нравственности личности, является отражением индивидуального нравственного сознания, представляет собой совокупность конкретных навыков, умений, установок, чувств. Кроме морального сознания важна культура чувств и культура поведения. Морально зрелая личность со сформированным знанием культурных моделей поведения, этикетных правил должна уметь их адекватно использовать в каждой конкретной жизненной ситуации. Мировая практика психологической помощи детям и их родителям показала, что даже очень трудные проблемы воспитания вполне разрешимы, если удается восстановить благоприятный стиль общения в семье, в коллективе.

Основные черты этого стиля определились в результате огромной работы психологов, гуманистов, теоретиков и практиков. Проблему общения как категорию психологии изучали Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, Б.Г. Ананьев, Б.Ф. Ломов, А.А. Леонтьев, А.А. Бодалев, СВ. Кондратьева.

На методологическом уровне общение рассматривалось как: 1)вид деятельности (М.С. Каган); как «деятельность общения», «коммуникативная деятельность» и т.д. (А.А. Леонтьев); 2) многоплановое, многогранное проявление действий человека к миру с наличием контактов обмена информации.

Один из основателей гуманистической психологии - известный американский психолог Карл Роджерс - назвал его «личностно центрированным», то есть, ставящим в центр внимания личность того человека, с которым ты сейчас общаешься.

Цель нашей работы состоит в выявлении особенностей психологической помощи родителям и педагогам в совершенствовании общения с детьми.

Объект исследования - процесс общения учителя, родителей с детьми.

Предмет исследования - особенности психологической помощи в совершенствовании процесса общения учителя, родителей с детьми.

Для успешного достижения цели нам необходимо решить следующие задачи:

- рассмотреть понятие общения и его структуру;

- выявить особенности педагогического общения;

- изучить проблемы в общении родителей с детьми;

- рассмотреть содержание психологической работы с родителями и учителями в проблемах общения с детьми.

Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.

Заключение

Многие современные дети испытывают проблемы в общении, как со сверстниками, так и с взрослыми. Проанализировав литературу, мы обнаружили несколько взглядов на проблему общения. Вот, например, определение, которое дает Добрович А.Б. в своей книге «Общение: наука и искусство»: «общение служит не только для регуляции совместной деятельности, установления общности между людьми, и является инструментом познания, но оно еще является и основой познания для отдельного человека, наконец, общение служит самоопределению личности, без чего человек бы выпал из совместной деятельности и оказался бы вне человечества - потеряным и бесполезным...»

Посмотрев, хотя бы на это определение мы можем сделать вывод о том, что общение очень многогранно. Без него невозможны деятельность, познание, формирование и развитие личности. Общение сопровождает все эти процессы и способствует их осуществлению.

Общение в семье с родными людьми имеет большое значение для развития ребенка. Ребенок, переступая порог школы, психологически сталкивается с новой социальной системой отношений со взрослыми.

В связи с необходимостью учиться, семья начинает по-новому контролировать ребенка. Добрович А.Б. считает, что те или иные коммуникативные навыки часто закрепляются у ребенка в силу того, какую типичную роль ему предопределили в семье. В действительности этих ролей гораздо больше. Таким образом, мы видим, что главным источником социальных ориентаций ребенка является семья и среда, в которой он вырос.

Общение с учителем в школе - новая сторона общения. Это общение для школьников является основным. Ребенок находится в большой эмоциональной зависимости от учителя. Недостаток положительных эмоций со стороны учителя дети компенсируют общением с соседом по парте или кем-то другим. Приобретая новые знания, слушая рассказы, которые читает учитель, дети усваивают не только информацию, но и ее оценку взрослым, эмоциональную реакцию.

Зачастую родители устают от собственного непонимания и уже не видят своего ребёнка, а учителя своих учеников. Никакая психология ребенка их не интересует. В их голове складывается какая-то обобщённая и искажённая версия реально существующих, абсолютно разных детей, возникшая под воздействием разговоров взрослых друг с другом, информации из газет, ТВ, но не из общения и умения понять и услышать своих детей. Позже именно поэтому у родителей, учителей и детей возникают проблемы с общением.

Создание благоприятного психологического климата, способствующего формированию психологически здоровой, успешной личности, создание психолого-педагогических условий, обеспечивающих духовное развитие каждого ребенка, его душевный комфорт - вот основные цели психологической службы школы.

Список литературы

Абрамова Г.С. Практическая психология: Учебник для студентов вузов. – 6-е изд., перераб. и доп. М.: Академический проект, 2001.

Алешина Ю.Е. Индивидуальное и семейное психологическое консультирование. – Изд. 2-е.- М.: «Класс», 2004.

Битянова М.Р. Организация психологической работы в школе. - М.:Прессиздат, 2009

Бондаренко А.Ф. Психологическая помощь: теория и практика. – М.: «Изд-во институт психотерапии», 2000.

Бондаренко О.Р. Умное незнание психолога-консультанта: Из опыта подготовки психологов-консультантов// Журнал практического психолога. 1998. - №7.

Бурменская Г.В., Захарова Е.И., Карабанова О.А., Лидерс А.Г. Возрастно-психологический подход в консультировании детей и подростков: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Академия, 2009.

Выготский Л.С. Мышление и речь. Психика, сознание, бессознательное. (Собрание трудов.) – М.: Издательство «Лабиринт», 2001. – 368 с.

  Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребенком. Как? – М., «Mass Media». – 1995. – 240с.

Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребенком. Так? – М. АСТ Астрель , 2008.- стр. 251с.

Добрович А.Б. Общение: наука и искусство. — М.: Знание, 1978 и 1980. — С. 159.

Дубровина И. В. и др. Рабочая книга школьного психолога/Под ред. И. В. Дубровиной.- М.:Знание, 2009.

Конюхов Н.И. Словарь-справочник практического психолога.-Воронеж: Ирис, 2009.

Леонтьев А.Н. Лекции по общей психологии. – М.: Смысл, 2000. – 511 с.

Лысенко Е.М. Индивидуальное психологическое консультирование. – М.: Владос-пресс, 2006

Меновщиков В.Ю. Введение в психологическое консультирование. М.: Смысл, 2008.

Мирошников С.А, О.Ю. Кравец, М.Г. Филиппова, Р.В. Чернов.  Методические  материалы к программному обеспечению практикума по экспериментальной психологии и психодиагностике ЭДК (экспериментально-диагностический комплекс). 2-е издание (соответствующая версия программы: 6.10.5)  – Санкт-Петербург, 2006. 100с.

Настольная книга практического психолога. Книга 1. Система работы психолога с детьми разного возраста: Е. И. Рогов — Москва, Владос, 2006 г

Немов Р.С. Психологическое консультирование: Учеб. для студ.вузов.- М.: ВЛАДОС, 2001

Нормативно-правовая документация практического психолога/ Под ред О. Н. Истратова, Л. В. Посошенко – СПб.: Феникс, 2008 г

Обозов Н.Н. Психологическое консультирование (методическое пособие). – СПб.: Центр прикладной психологии,2007

Практический психолог в школе. Лекции, консультирование, тренинги./Под ред. Н. В. Самоукина - СПб: Психотерапия, 2008 г

Психологическое сопровождение подростков. Система работы, диагностика, тренинги./ Под ред. Е. В. Федосенко – СПб.: Речь, 2008 г.

Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии.– СПб.: Питер, 2004. – 713 с.

Рудакова И.А., Жильцова С.В., Филиппенко Е.А. Конфликтология для педагогов. - Ростов-на-Дону: «Феникс», 2005. – 155с.

Руководство практического психолога. Психологические программы развития личности в подростковом и старшем школьном возрасте / Под ред. И.В. Дубровиной. – М.: Академия, 2009

Шипицына Л.М., Защиpинская О.В. Азбука общения. Pазвитие личности pебенка, навыков общения со взpослыми и свеpстниками. С-Пб., 2008

Шнейдер Л.Б. Пособие по психологическому консультированию: Учебное пособие. – М.: Ось, 2003


Популярные, наиболее покупаемые работы:

  1. Перспективы и проблемы развития государственной молодежной политики в РФ
  2. Эмоционально-волевая сфера младших школьников
  3. Расчет и конструирование многоигольчатогоинъектора типа NK-17 для шприцевания мясных деликатесов
  4. Представление о будущем у подростков с лёгкой степенью умственной отсталости
  5. Особенности проявления механизмов психологической защиты у подростков
  6. Проектирование и разработка Web - сайта службы такси «Люкс».
  7. Контрольная работа по предмету Актуальные проблемы семейного права
  8. Разработка технологичского процесса получения экстракта гризеофульвина мощностью 6500 кг/год. по годовому продукту с учетом требований ГОСТ 52249-09 (GMP).
  9. Риски ООО «ФУД ФЬЮЖН»
  10. Психология- Психика и деятельность
  11. РАБОТА И СХЕМА ТЕЛЕВИЗОРА HORIZONT
  12. Импрессионизм в живописи как культурный феномен
  13. Правовое регулирование заработной платы
  14. Власть и личтность
  15. Бухгалтерский учет денежных средств
  16. Формирование связной речи у детей 6 - 7 лет с ОНР III уровня на логопедических занятиях
  17. Виды залога в римском праве
  18. Анализ и повышение квалификации персонала организации (на примере гостиницы ООО Южная)
  19. Исследование структуры материалов
  20. Отчет по практике кафе ЭЛКОД
  21. Технологическая схема и оборудование Стан 5000
  22. Социальные и правовые гарантии при потере работы
  23. XX век наступает
  24. Проблемы трудовой миграции в России
  25. Контрольная работа по Конституционному праву
Структура реферата:
Как правильно самостоятельно написать:
Как правильно оформить по ГОСТ:
Инструкции по работе с программами: