Информационные материалы для подготовки студентов

Расскажи одногруппникам: + 200 к карме:

Психологическая помощь учителям и родителям в совершенствовании общения с детьми





Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3

Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ ОБЩЕНИЯ УЧИТЕЛЯ И РОДИТЕЛЕЙ С ДЕТЬМИ 7

1.1. Понятие общения, его структура и функции 7

1.2 Понятие и функции педагогического общения 12

1.3 Общение родителей с детьми 18

Глава 2 ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ПСИХОЛОГИЧЕСКОМУ КОНСУЛЬТИРОВАНИЮ В ШКОЛЕ 27

2.1 Содержание психопрофилактической работы 27

2.2 Особенности работы школьного психолога-консультанта с учащимися, с педагогами, с родителями 35

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 44

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 46

Введение

Актуальность работы. В последние десятилетия психологи сделали ряд замечательных открытий. Одно из них - о значении стиля общения с ребенком для развития его личности.

Теперь уже стало бесспорной истиной, что общение так же необходимо ребенку, как и пища. Малыш, который получает полноценное питание и хороший медицинский уход, но лишен постоянных контактов со взрослым, плохо развивается не только психически, но и физически: он не растет, худеет, теряет интерес к жизни.

Анализ многочисленных случаев смерти младенцев в домах ребенка, проведенный в Америке и Европе после первой мировой войны - случаев, необъяснимых с одной лишь медицинской точки зрения, - привел ученых к выводу: причина - неудовлетворенная потребность детей в психологическом контакте, то есть в уходе, внимании, заботе со стороны близкого взрослого.

Этот вывод произвел огромное впечатление на специалистов всего мира: врачей, педагогов, психологов. Проблемы общения стали еще больше привлекать внимание ученых.

Если продолжить сравнение с пищей, то можно сказать, что общение может быть не только здоровым, но и вредоносным. Плохая пища отравляет организм; неправильное общение «отравляет» психику ребенка, ставит под удар его психологическое здоровье, эмоциональное благополучие, а впоследствии, конечно, и его судьбу.

«Проблемные», «трудные», «непослушные» и «невозможные» дети, так же, как дети «с комплексами», «забитые» или «несчастные» - всегда результат неправильно сложившихся отношений в семье и в школе.

Мировая практика психологической помощи детям и их родителям показала, что даже очень трудные проблемы воспитания вполне разрешимы, если удается создать для ребенка благоприятный стиль общения. Родители часто обращаются к психологам и педагогам за помощью в воспитании. Одни из них связывают свои трудности с негативными чертами характера ребенка, не задумываясь о своем вкладе в этот процесс. Они водят его по специалистам для исправления поведения, но, зачастую, безрезультатно. Педагоги же, наоборот, не считают нужным обращаться к психологу за помощью в проблемах, возникающих в общении с детьми, а если и обращаются, то в единичных случаях.

Задача психолога показать обратившимся, что поведение ребенка является реакцией на особенности их взаимодействия, и может быть исправлено только в результате изменения действий самих родителей и педагогов. Так, например, в семье, где разлад между супругами, ребенок может часто болеть, скрепляя семью вокруг общей цели - заботы о его здоровье. Если родителям не хватает времени на эмоциональное общение с ребенком, оно заменяется формальным уходом (одеть, накормить, научить), малыш будет привлекать внимание взрослых своим негативным поведением. Слишком требовательные, педантичные родители могут сформировать у ребенка невротичные черты характера, а непоследовательные и все позволяющие - демонстративные.

Другие родители осознают недостатки в своем взаимодействии с ребенком, но не имеют достаточной психологической и педагогической базы для их устранения. В каждом конкретном случае важно разобраться в стиле родительского воспитания и скорректировать его с учетом индивидуальных особенностей всех членов семьи.

Общение считается мерилом нравственной культуры человека. Этика общения свидетельствует о нравственности личности, является отражением индивидуального нравственного сознания, представляет собой совокупность конкретных навыков, умений, установок, чувств. Кроме морального сознания важна культура чувств и культура поведения. Морально зрелая личность со сформированным знанием культурных моделей поведения, этикетных правил должна уметь их адекватно использовать в каждой конкретной жизненной ситуации. Мировая практика психологической помощи детям и их родителям показала, что даже очень трудные проблемы воспитания вполне разрешимы, если удается восстановить благоприятный стиль общения в семье, в коллективе.

Основные черты этого стиля определились в результате огромной работы психологов, гуманистов, теоретиков и практиков. Проблему общения как категорию психологии изучали Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, Б.Г. Ананьев, Б.Ф. Ломов, А.А. Леонтьев, А.А. Бодалев, СВ. Кондратьева.

На методологическом уровне общение рассматривалось как: 1)вид деятельности (М.С. Каган); как «деятельность общения», «коммуникативная деятельность» и т.д. (А.А. Леонтьев); 2) многоплановое, многогранное проявление действий человека к миру с наличием контактов обмена информации.

Один из основателей гуманистической психологии - известный американский психолог Карл Роджерс - назвал его «личностно центрированным», то есть, ставящим в центр внимания личность того человека, с которым ты сейчас общаешься.

Цель нашей работы состоит в выявлении особенностей психологической помощи родителям и педагогам в совершенствовании общения с детьми.

Объект исследования - процесс общения учителя, родителей с детьми.

Предмет исследования - особенности психологической помощи в совершенствовании процесса общения учителя, родителей с детьми.

Для успешного достижения цели нам необходимо решить следующие задачи:

- рассмотреть понятие общения и его структуру;

- выявить особенности педагогического общения;

- изучить проблемы в общении родителей с детьми;

- рассмотреть содержание психологической работы с родителями и учителями в проблемах общения с детьми.

Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.

Заключение

Многие современные дети испытывают проблемы в общении, как со сверстниками, так и с взрослыми. Проанализировав литературу, мы обнаружили несколько взглядов на проблему общения. Вот, например, определение, которое дает Добрович А.Б. в своей книге «Общение: наука и искусство»: «общение служит не только для регуляции совместной деятельности, установления общности между людьми, и является инструментом познания, но оно еще является и основой познания для отдельного человека, наконец, общение служит самоопределению личности, без чего человек бы выпал из совместной деятельности и оказался бы вне человечества - потеряным и бесполезным...»

Посмотрев, хотя бы на это определение мы можем сделать вывод о том, что общение очень многогранно. Без него невозможны деятельность, познание, формирование и развитие личности. Общение сопровождает все эти процессы и способствует их осуществлению.

Общение в семье с родными людьми имеет большое значение для развития ребенка. Ребенок, переступая порог школы, психологически сталкивается с новой социальной системой отношений со взрослыми.

В связи с необходимостью учиться, семья начинает по-новому контролировать ребенка. Добрович А.Б. считает, что те или иные коммуникативные навыки часто закрепляются у ребенка в силу того, какую типичную роль ему предопределили в семье. В действительности этих ролей гораздо больше. Таким образом, мы видим, что главным источником социальных ориентаций ребенка является семья и среда, в которой он вырос.

Общение с учителем в школе - новая сторона общения. Это общение для школьников является основным. Ребенок находится в большой эмоциональной зависимости от учителя. Недостаток положительных эмоций со стороны учителя дети компенсируют общением с соседом по парте или кем-то другим. Приобретая новые знания, слушая рассказы, которые читает учитель, дети усваивают не только информацию, но и ее оценку взрослым, эмоциональную реакцию.

Зачастую родители устают от собственного непонимания и уже не видят своего ребёнка, а учителя своих учеников. Никакая психология ребенка их не интересует. В их голове складывается какая-то обобщённая и искажённая версия реально существующих, абсолютно разных детей, возникшая под воздействием разговоров взрослых друг с другом, информации из газет, ТВ, но не из общения и умения понять и услышать своих детей. Позже именно поэтому у родителей, учителей и детей возникают проблемы с общением.

Создание благоприятного психологического климата, способствующего формированию психологически здоровой, успешной личности, создание психолого-педагогических условий, обеспечивающих духовное развитие каждого ребенка, его душевный комфорт - вот основные цели психологической службы школы.

Список литературы

Абрамова Г.С. Практическая психология: Учебник для студентов вузов. – 6-е изд., перераб. и доп. М.: Академический проект, 2001.

Алешина Ю.Е. Индивидуальное и семейное психологическое консультирование. – Изд. 2-е.- М.: «Класс», 2004.

Битянова М.Р. Организация психологической работы в школе. - М.:Прессиздат, 2009

Бондаренко А.Ф. Психологическая помощь: теория и практика. – М.: «Изд-во институт психотерапии», 2000.

Бондаренко О.Р. Умное незнание психолога-консультанта: Из опыта подготовки психологов-консультантов// Журнал практического психолога. 1998. - №7.

Бурменская Г.В., Захарова Е.И., Карабанова О.А., Лидерс А.Г. Возрастно-психологический подход в консультировании детей и подростков: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Академия, 2009.

Выготский Л.С. Мышление и речь. Психика, сознание, бессознательное. (Собрание трудов.) – М.: Издательство «Лабиринт», 2001. – 368 с.

  Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребенком. Как? – М., «Mass Media». – 1995. – 240с.

Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребенком. Так? – М. АСТ Астрель , 2008.- стр. 251с.

Добрович А.Б. Общение: наука и искусство. — М.: Знание, 1978 и 1980. — С. 159.

Дубровина И. В. и др. Рабочая книга школьного психолога/Под ред. И. В. Дубровиной.- М.:Знание, 2009.

Конюхов Н.И. Словарь-справочник практического психолога.-Воронеж: Ирис, 2009.

Леонтьев А.Н. Лекции по общей психологии. – М.: Смысл, 2000. – 511 с.

Лысенко Е.М. Индивидуальное психологическое консультирование. – М.: Владос-пресс, 2006

Меновщиков В.Ю. Введение в психологическое консультирование. М.: Смысл, 2008.

Мирошников С.А, О.Ю. Кравец, М.Г. Филиппова, Р.В. Чернов.  Методические  материалы к программному обеспечению практикума по экспериментальной психологии и психодиагностике ЭДК (экспериментально-диагностический комплекс). 2-е издание (соответствующая версия программы: 6.10.5)  – Санкт-Петербург, 2006. 100с.

Настольная книга практического психолога. Книга 1. Система работы психолога с детьми разного возраста: Е. И. Рогов — Москва, Владос, 2006 г

Немов Р.С. Психологическое консультирование: Учеб. для студ.вузов.- М.: ВЛАДОС, 2001

Нормативно-правовая документация практического психолога/ Под ред О. Н. Истратова, Л. В. Посошенко – СПб.: Феникс, 2008 г

Обозов Н.Н. Психологическое консультирование (методическое пособие). – СПб.: Центр прикладной психологии,2007

Практический психолог в школе. Лекции, консультирование, тренинги./Под ред. Н. В. Самоукина - СПб: Психотерапия, 2008 г

Психологическое сопровождение подростков. Система работы, диагностика, тренинги./ Под ред. Е. В. Федосенко – СПб.: Речь, 2008 г.

Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии.– СПб.: Питер, 2004. – 713 с.

Рудакова И.А., Жильцова С.В., Филиппенко Е.А. Конфликтология для педагогов. - Ростов-на-Дону: «Феникс», 2005. – 155с.

Руководство практического психолога. Психологические программы развития личности в подростковом и старшем школьном возрасте / Под ред. И.В. Дубровиной. – М.: Академия, 2009

Шипицына Л.М., Защиpинская О.В. Азбука общения. Pазвитие личности pебенка, навыков общения со взpослыми и свеpстниками. С-Пб., 2008

Шнейдер Л.Б. Пособие по психологическому консультированию: Учебное пособие. – М.: Ось, 2003


Популярные, наиболее покупаемые работы:

  1. Поисковые системы и технологии поиска информации
  2. Правовое регулирование брачных отношений
  3. Изолирующие жидкости. Электропроводность при постоянном напряжении.
  4. Консенсусная демократия Швеции
  5. Разработка повышения эффективности Торгово-производственного коммунального унитарного предприятия «Ком¬бинат питания «Витамин»
  6. Религия Ислам
  7. Правовой статус депутата представительного органа местного самоуправления в РФ
  8. Этапы развития формы государственного устройства российской империи 19 - начала 20 веков
  9. Эмоциональное выгорание
  10. Выявление особенностей развития социальной политики в странах ЕС в современных условиях
  11. Порядок выборов депутатов Государственной думы Федерального собрания РФ
  12. Понятие разбоя и вымогательства в уголовном праве. Содержание уголовной ответственности
  13. Расследование сексуальных преступлений в отношении несовершеннолетних
  14. Роль и место социально-культурной деятельности в духовном развитии общества
  15. Конституционно правовой статус президента РФ в среде руководства ФСБ
  16. Анализ финансово-хозяйственной деятельности ОАО «Татавтодор»
  17. Правовое положение и организация работы подразделений по делам несовершеннолетних
  18. Система органов государственной власти
  19. Особенности памяти младших школьников
  20. принципы управления предприятиями
  21. Память как познавательный психический процесс
  22. Психологические трудности на начальной стадии брака
  23. Экологическая культура педагога
  24. Особенности общения со сверстниками у детей старшего школьного возраста
  25. Оценка общей эффективности деятельности предприятия на примере ОАО "СМНМ"
Структура реферата:
Как правильно самостоятельно написать:
Как правильно оформить по ГОСТ:
Инструкции по работе с программами: