Информационные материалы для подготовки студентов

Расскажи одногруппникам: + 200 к карме:

Профессиональное воспитание будущего педагога в высшей школе США





Содержание

Введение 3

1. Теоретические основы развития профессионального образования учителей в США 10

2. Современные тенденции развития профессионального воспитания будущего педагога в высшей школе США 18

Заключение 22

Список использованной литературы 23

Введение

Современные тенденции мирового развития, такие как демократизация и информатизация общества, рост глобальных проблем и роли человеческого фактора в их решении, делают единственно возможной моделью существования человечества «разумное», т.е. основанное на знаниях общество. В нём созданы все возможности для того, чтобы человек мог удовлетворить постоянную потребность в повышении своего образовательного уровня, а также уровня профессиональной квалификации и мобильности с тем, чтобы быть готовым к эффективной самореализации в быстроменяющихся условиях окружающего мира.

Образовательный уровень населения, который в развитых странах уже сегодня справедливо считается основным показателем богатства и жизнеспособности нации, приобретает первостепенную значимость. В этой связи представляется закономерным то, что сегодня во всём мире происходят существенные изменения в сфере образования, затронувшие его философию, ценностно-целевые приоритеты, организационные структуры, содержание образования, подходы к разработке образовательных стандартов и учебных программ, технологии и контроль качества обучения, и многие другие аспекты.

В России современный этап также характеризуется тем, что вопросы, связанные с анализом состояния, перспектив развития и реформированием отечественной системы образования выдвинулись в число приоритетных проблем национальной государственной политики. Достигнуто осознание ключевой роли образования в обеспечении интеллектуального и духовного благополучия общества, устойчивого социально-экономического развития и, как следствие, глобальной конкурентоспособности страны в мировом сообществе.

Постепенная интеграция России в мировое образовательное пространство, в том числе, вступление в Болонский процесс в 2003 году, с необходимостью потребовала существенных изменений в структуре отечественного высшего образования: гибкости и открытости по типам образовательных учреждений и образовательным уровням, соотнесённости с зарубежными моделями, с гуманистическими традициями мировой и отечественной культуры, способностью к самообновлению и саморазвитию в ответ на потребности изменяющегося современного общества.

Важнейшим стратегическим направлением обновления российской образовательной системы выступает модернизация педагогического образования, его целей, философско-теоретических основ, содержания и технологий, поскольку именно система подготовки педагогических кадров является центральным элементом национальной образовательной системы в целом.

Программа развития системы непрерывного педагогического образования в России, принятая Министерством образования и науки РФ в 2001 году, ориентирует отечественную высшую педагогическую школу на переход к новой образовательной парадигме, педагогический идеал которой устремлён к формированию высококвалифицированного учителя-гуманиста, гражданина своей страны, педагога-исследователя, способного и готового к инновационной творческой деятельности, непрерывному профессионально-личностному совершенствованию, продуктивному общению в профессиональной среде, а также к активному участию в жизни современного российского общества. Столь высокие требования к личности и уровню профессиональной компетентности учителя предполагают модернизацию всех звеньев системы педагогического образования, что в эпоху глобализации невозможно реализовать без тщательного анализа и учёта соответствующих процессов и тенденций в мире.

Несмотря на то, что социальные и педагогические аспекты отечественной и зарубежной высшей педагогической школы не всегда носят рядосопоставительный характер, мировой опыт подготовки учителей и, в частности, опыт США, несомненно, представляет большой интерес для российского педагогического образования.

Во-первых, США являются одной из наиболее экономически развитых стран мира, в образовательной системе которой фокусируются общие тенденции развития зарубежной высшей школы, адаптированные к социокультурным условиям американского общества. На протяжении последних десятилетий в США идёт интенсивное развитие системы непрерывного педагогического образования в ответ на потребности социально и экономически гетерогенного американского общества. Последнее нуждается в учителе - субъекте непрерывного профессионального совершенствования, в учителе - творце и исследователе, несущем ответственность за эффективное интеллектуальное, духовное, социальное и физическое развитие всех своих учеников, независимо от их расово-этнической принадлежности и социально-экономического статуса.

Ответом американской системы педагогического образования на данный социальный заказ явился активный поиск наиболее эффективных путей подготовки таких учителей: переориентация профессиональной подготовки с усвоения определённой суммы знаний, умений и навыков на формирование у будущих учителей педагогического мышления, развитие профессиональной рефлексии как основы способности осваивать, интегрировать и применять новые знания и умения на протяжении всей жизни.

Актуальность обращения к американскому опыту подготовки учителей усиливается общностью задач, стоящих сегодня перед США и Россией, а именно: подготовка учителей к работе в классах с многонациональным составом учащихся; переход к личностно-ориентированной образовательной парадигме; формирование у будущего учителя инициативной, личностно-вовлечённой гражданской позиции; коммуникабельности, толерантности к представителям иных культур, способности к межкультурному диалогу и плодотворному профессиональному сотрудничеству.

Особый интерес для изучения представляет такой образовательный институт в системе педагогического образования США, как школы профессионального развития, на базе которых сегодня, наряду с традиционными вузовскими программами, реализуется профессионально-педагогическая подготовка будущих учителей.

Школы профессионального развития представляют собой созданный на паритетных началах вузами, с одной стороны, и общественными школами, с другой, образовательный институт, на базе которого параллельно со школьными общеобразовательными программами реализуется программа профессионально-педагогической подготовки студентов - будущих учителей, а также программы повышения квалификации профессиональных педагогов. Школы профессионального развития являются на сегодняшний день средоточием всех важнейших тенденций педагогического поиска в США. Они предлагают новые подходы к решению проблем согласованности теоретической и практической составляющих психолого-педагогической подготовки, содержания и объёма отдельных учебных курсов; организации педагогической практики, её места и функций в профессиональной подготовке. Всё это, отражённое в теории и практике деятельности школ профессионального развития, должно стать предметом специального изучения и анализа в России как материал для проектирования альтернативных технологий освоения профессии учителя в российских вузах.

Необходимость исследования профессионально-педагогической подготовки учителей в школах профессионального развития приобретает особую актуальность в свете того, что одним из путей повышения качества российского педагогического образования выступает создание на базе вузов учебно-научно-педагогических комплексов непрерывного педагогического образования. Поскольку в школах профессионального развития соответствующая идея достаточно эффективно реализуется уже на протяжении полутора-двух десятков лет, очевидна необходимость изучения и анализа теоретических, содержательных и организационно-деятельностных основ подготовки будущих учителей в данном образовательном институте.

Следует отметить, что речь идёт не о прямом перенесении опыта американской системы педагогического образования и, в частности, школ профессионального развития, на отечественную почву, а о всестороннем изучении, критическом осмыслении и адаптации этого опыта к специфике российского образования и национальным социокультурным условиям. Только в этом случае использование элементов конструктивного зарубежного опыта представляется целесообразным для выбора стратегии и тактики движения вперёд, диагностики потенциальных трудностей и просчётов и перспектив в реформировании отечественной системы подготовки учителей.

Современный уровень изученности проблемы определяет ряд отечественных исследований, посвященных различным аспектам деятельности системы высшего педагогического образования США. Общее состояние дел и современные тенденции в системе высшего педагогического образования раскрываются в работах Б.Д. Вульфсона, Т.Н. Куриловой, З.А. Мальковой, Н.Д. Никандрова, Р.Г. Сахиевой и др.; проблемы целей и содержания американского педагогического образования анализируются в работах Н.Д. Никандрова, В.Я. Пилиповского, Т.А. Тартарашвили, O.A. Шиян и др. Различные аспекты профессионально-педагогической подготовки будущих учителей рассматриваются в исследованиях Г.Г. Агаповой, О.Н. Боровиковой, B.C. Будыко, Н.В. Гольцовой, И.А. Ершовой, Н.И. Крюковой, О.Я. Курилиной, Н.И. Лизуновой, И.Н. Мартыновой, Е.Ю. Рогачевой, И.Н. Розиной, JI.H. Талаловой и др.; специфика подготовки обучения в системе повышения квалификации учителя в США выявлена В.Б. Гаргай, Н.И. Костиной, E.H. Котляровой, М.С. Сунцовой и др.

Как показывает анализ вышеуказанных работ, в отечественной педагогической науке накоплен достаточно богатый опыт изучения теории и практики подготовки будущих учителей в американской высшей школе, который обогатил теорию и практику российского педагогического образования. Вместе с тем, в работах отечественных исследователей не являются предметом специального рассмотрения вопросы подготовки учителей в школах профессионального развития - институте инновационного типа в системе высшего педагогического образования США, заслужившего большое внимание со стороны педагогов-исследователей США, Канады, Австралии и ряда европейских государств как фактор повышения качества и обеспечения непрерывности подготовки педагогических кадров для национальных образовательных систем. Для более полного и точного понимания проблемы исследования был изучен и систематизирован широкий круг работ американских учёных.

Вопросы философских основ, глобальных целей и задач, организационных структур, содержания, образовательных стандартов, качества, контроля за качеством обучения и деятельностью высшей педагогической школы США освещаются в работах, авторами которых являются М. Apple, D. Armstrong, D.L. Ball, D. Barnes, F. Baumgartner, M. Cochran-Smith, D.K.Cohen, L. Darling-Hammmond, S. Feiman-Nemser, A.D. Glenn, J.I. Goodlad, M.E. Gredler, K. Hammerness, D.P. Kauchak, M. Levine, J.E. Ormrod, S.A. Sarason, D.A. Schon, L. Shulman, R.J. Sternberg, H. Wenglinsky и др.

Более конкретно содержание и организация профессионально-педагогической подготовки будущих учителей в школах профессионального развития США исследуются в работах I. Abdal-Haqq, J.L. Antonek, К.Н. Au, L.V. Beardsley, C.L. Book, K. Brownell, D.D.Cooner, P.L. Grossman, S.L. Knight, B.B. Levin, C.E. Matthews, L. Teitel, D.L. Wiseman, S. Yerian, K.M. Zeichner и др. Эти авторы разрабатывают концептуальные основы школ профессионального развития, вопросы контроля качества данного образовательного института в аспекте подготовки будущих педагогов, исследуют перспективные направления развития школ профессионального развития в системе непрерывного педагогического образования США.

Цель исследования заключается в выявлении и обосновании теоретических и практических основ содержания и организации профессионального воспитания

Объект исследования - современная система педагогического образования США.

Предмет исследования - процесс профессионального воспитания будущих педагогов в высшей школе США.

Задачи исследования:

рассмотреть теоретические основы развития профессионального образования учителей в США;

проанализировать современные тенденции развития профессионального воспитания будущего педагога в высшей школе США.

Заключение

В заключение необходимо отметить, что основы современной системы высшего педагогического образования в США были заложены еще в колониальный период, в который уставы колледжей, излагавшие основные принципы преподавания и содержание учебного процесса были составлены под влиянием английских, шотландских и немецких университетов.

Однако, в отличие от развитых европейских стран Соединенные Штаты Америки определили собственную специфику педагогического образования, которая имеет некоторые отличительные особенности, а именно религиозность, прагматизм, целесообразность, демократизацию и отсутствие традиционализма, присущего практически всем другим европейским странам и, собственно, всему миру.

Список литературы

Бим-Бад Б.М. Из истории учительства в США. - Режим доступа: http://www.bim-bad.ru/biblioteka/article_full.php?aid=188

Гончаров Л.Н. Школа и педагогика США до II Мировой войны / Л.Н. Гончаров. - М., 1972

Дюжакова М.В. Педагогическое образование в условиях развития миграционных процессов (на материале России и США) // Автореферат на соискание степени док. пед.наук. Санкт-Петербург, РГПУ им. А.И. Герцена, 2009. - http://dibase.ru/article/27042009_duzhakovamv/1

История США. Том первый. - М., 1990, 1850 стр.

Никитина Е.С., Данилова Д.А. Региональные проблемы подготовки педагогических кадров: организационно-педагогические основы. – Новосибирск: Сиб. унив. изд-во, 2003. – 160с.

Образование в Америке - http://www.usinfo.ru/obrazovanie.htm

Смолина Т.Л. Адаптация к инокультурной среде: анализ родственных понятий // Психология человека: интегративный подход. Сборник статей. Санкт-Петербург: Изд-во АНО «ИПП», 2007. - С. 162-167.

Шахнина И. 3. Гуманитаризация высшей школы США. — Казань, 1993.

Ямбург Е. А. Школа для всех: адаптивная модель. — М., 1996.

Banks, C. (2004). Improving multicultural education: Lessons from the Intergroup Education Movement. New York: Teacher College Press.

Grant, C. A. (1994). Challenging the myths about multicultural education. Multicultural Education Winter, 4-9.

Professional Learning In The Learning Profession: A Status Report on Teacher Development in the United States and Abroad / Linda Darling-Hammond, Ruth Chung Wei, Alethea Andree, Nikole Richardson, and Stelios Orphanos. Published by the National Staff Development Council and The School Redesign Network at Stanford University as part of their multi-year study, The Status of Professional Development in the United States. February 2009.  - http://www.learningforward.org/news/NSDCstudy2009.pdf

Day C., Sachs J. Professionalism, Performativity and Empowerment: Discourses in the Politics, Policies and Purposes of Continuing Practice Development / D. Day, C. & J. Sachs // International Handbook of Continuing Professional Development, 2004. ― P. 3―32.

Ready R.K. Administrative Job: Issues and Dilemma / R.K. Ready. ― New York: McGraw-Hill Book Company, 1967. ― 139 р.

Shulman L.S. Knowledge as teaching: Foundation of the new reform / L.S. Shulman // Harvard Educational Review, 1987. ― Vol. 57. ― P. 1―22.


Популярные, наиболее покупаемые работы:

  1. Изучение вопросов становления государства и права на роках истории в средней и старшей школе
  2. Подготовка кадров для государственной и муниципальной власти
  3. Финансово-хозяйственная деятельность Открытого акционерного общества «Сбербанк России»
  4. Совершенствование логистической системы как факт развития монобрендовой сети
  5. 1. ВИДЫ СТРАТЕГИЙ ДИВЕРСИФИКАЦИИ, ИХ ХАРАКТЕРИСТИКА
  6. Расследование заказных убийств
  7. Расчет показателей эффективности ПАО «Интер РАО»
  8. Формы правления
  9. Организация и проведение специальной операции по пресечении захвата собственного объекта ОВД
  10. Права человека и их защита на современном этапе
  11. Документационное обеспечение управления
  12. Проблема наркотизации молодежи и путей её преодоления средствами социально-профилактической работы
  13. Христанизация Британии и её отражение
  14. Особенности формирования мотивации и интерес учащихся к физической культуре на основе применения народных подвижных игр
  15. Исследование Международной организации уголовной полиции (Интерпол)
  16. Изучение представлений о патриотизме у старших школьников как условие формирования нравственных ценностей
  17. Польское влияние на допетровскую Россию
  18. Методы стимулирования положительного поведения и поступков у младших школьников
  19. Международная торговля
  20. Совершенствование системы управления на примере фирмы
  21. Формирование нравственных качеств старших школьников в процессе использования литературных произведений на уроках истории Великой Отечественной войны.doc
  22. Юридическая практика
  23. Конституционный суд в системе органов судебной власти
  24. Конституционное право Контрольная работа
Структура реферата:
Как правильно самостоятельно написать:
Как правильно оформить по ГОСТ:
Инструкции по работе с программами: