В условиях кризиса традиционные формы кредитования и инвестирования не способны в полной мере обеспечить необходимую финансовую базу. Приоритетной формой субсидирования крупных долгосрочных проектов становится банковское проектное финансирование.
В развитых странах Запада метод проектного финансирования используется уже десятилетия. Первоначально финансированием инвестиционных проектов занимались крупнейшие американские и канадские банки. В настоящее время эта сфера деятельности освоена банками всех развитых стран, при этом лидирующие позиции принадлежат банкам Великобритании, Германии, Нидерландов, Франции и Японии. Активно участвуют в финансировании инвестиционных проектов международные финансовые институты, в частности МБРР и ЕБРР. При этом проектное финансирование характеризуется широким составом кредиторов, что обусловливает возможность организации консорциумов, интересы которых представляют, как правило, наиболее крупные кредитные институты - банки-агенты. В качестве источников финансирования могут привлекаться средства международных финансовых рынков, специализированных агентств экспортных кредитов, финансовых, инвестиционных, лизинговых и страховых компаний, долгосрочные кредиты Международного банка реконструкции и развития (МБРР), Международной финансовой корпорации (МФК), Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР).
Что касается России, то сложности с применением проектного финансирования в полном объеме и смысле этого понятия в отечественной практике обусловлены следующими причинами:
- внутренние источники долгового финансирования не так хорошо развиты в России, как, например, в европейских странах. Внутренние рынки кредитов не имеют достаточных финансовых ресурсов или ликвидных средств, необходимых для широкомасштабного финансирования капиталоемких проектов, особенно крупных проектов с длительным сроком погашения кредитов. Практически отсутствуют опыт и знания для того, чтобы с уверенностью оценивать и принимать на себя весь или часть проектного риска;
- имеются несоответствия между доходами и займами внутри страны и обслуживанием долгов в валюте. Риск несовпадения между валютами, в которых поступает выручка, и валютой, в которой должна обслуживаться задолженность, осложняет проектное финансирование;
- недостаточны правовая структура и законодательная стабильность в области согласования и распределения рисков и предоставления гарантий и других форм обязательств по проектному финансированию. Коммерческая и кредитная документация по проектному финансированию является сложной и должна подкрепляться законодательной и нормативной основой. Должны быть законодательно оформлены все виды обязательств и гарантий, тонкости распределения рисков и прибылей, политические и страховые риски;
в российской практике в настоящее время мало специалистов по проектному финансированию, хотя многие банки заявляют о предоставлении подобных услуг. Недостаточно проектов разработки системы проектного финансирования для каких-либо крупных инвестиционных проектов;
- недостаточно квалифицированных участников проектного финансирования - организаций, фирм, могущих принять на себя функции управляющих крупными проектами в современной трактовке этого понятия. Помочь решению этой проблемы может привлечение специалистов или специализированных компаний (в том числе, иностранных).
Сказанное позволяет сформулировать основные недостатки системы финансового обеспечения инновационной деятельности в России и наметить пути её улучшения.
На мой взгляд, основные недостатки следующие.
Низкий объем средств, расходуемых государством и частным бизнесом на инновационную деятельность.
Неудовлетворительное соотношение объемов финансирования инновационной деятельности государством и частным сектором.
Не разработанность механизма целевого использования средств государственного бюджета, выделяемых на инновационную деятельность.
Маломощность источников инвестирования в инновационную деятельность у частного сектора.
Отсутствие системы налогового, таможенного и страхового стимулирования вложений средств частного сектора в инновационную деятельность.
Неразвитость кредитно-денежной системы поддержки инновационной деятельности: низкая капитализация банковской сферы и высокие процентные ставки за кредит.
Отсутствие условий для расширения отечественного рынка венчурного капитала и выхода высокотехнологичных компаний на фондовый рынок.
Предлагаются следующие пути устранения названных недостатков.
Поскольку бюджетные средства будут оставаться главным источником финансирования крупномасштабных инновационных проектов, необходимо поднять долю затрат на науку в расходах государственного бюджета до порогового норматива – 4%. В среднесрочной перспективе это послужит серьезным шагом к стабилизации финансового положения научно-технического комплекса.
При решении вопросов распределения бюджета науки прогнозирование экономического и научно-технологического развития должно играть большую роль. Целесообразно создать единый специализированный экспертно-прогнозный орган, в сферу деятельности которого войдут все процедуры формирования перечня приоритетов научно-технологического развития, ведение баз данных по инновациям и т. д.
Целесообразно пересмотреть механизмы реализации целевых программ, шире распространить условия контрактной системы, повысить уровень конкурсной основы при отборе инвестиционных проектов.
Государство, используя косвенные механизмы поддержки инновационной сферы, должно обеспечить приток частных инвестиций в эту сферу. Речь, в частности, идет о стимулировании инвесторов, вкладывающих средства в наукоемкое высокотехнологичное производство, поддержке организаций разных форм собственности в период освоения ими инноваций путем предоставления кредитов и государственных гарантий.
Необходимо обеспечить государственную поддержку системы венчурного инвестирования и страхования инновационных рисков для привлечения инвестиций частного сектора и коммерческих банков в инновационный бизнес. Важным шагом в этом направлении может стать формирование специализированных банков инновационного развития и страховых компаний, страхующих кредитные риски, связанные с освоением инновационной продукции.
Особое внимание следует уделить формированию рациональной налоговой политики, предусматривающей соответствующие льготы и преференции, предоставляемые предприятиям и организациям, создающим и внедряющим новую технику и технологии. Целесообразно снизить уровень налогообложения прибыли предприятий, направляемой на техническое перевооружение производства для выпуска инновационной продукции. При проведении названных мероприятий целесообразно использовать опыт, накопленный в развитых странах в области создания механизмов финансово-экономической поддержки процессов нововведений и передачи технологий.
Лишь после того как в стране будет создана система, реально стимулирующая развитие инвестиционной и инновационной деятельности, Россия может рассчитывать на успешную реализацию новой экономической стратегии – переход к инновационной экономике.