Информационные материалы для подготовки студентов

Расскажи одногруппникам: + 200 к карме:

Проблемы выражения эмоций и чувств в процессе общения





Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3

Глава 1 ТЕОЕРТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ ВЫРАЖЕНИЯ ЭМОЦИЙ И ЧУВСТВ В ПРОЦЕССЕ ОБЩЕНИЯ 5

1.1 Невербальный компонент как составляющая процесса общения 5

1.2 Эмоциональные состояния человека и их проявление 10

Глава 2 ПОКАЗАТЕЛИ ВЫРАЖЕНИЯ ЭМОЦИЙ И ЧУВСТВ В ПРОЦЕССЕ ОБЩЕНИЯ 15

2.1. Виды и роль эмоций в жизни человека 15

2.2 Проявление или выражение эмоций человека 24

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 29

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 32

Введение

Актуальность работы. Эмоции имеют огромное значение в жизни любого человека. Они в большей степени, чем продуманная речь, показывают истинное отношение к окружающему миру, другим людям. Человеческие эмоции обусловлены нашим подсознанием, их невозможно подделать. Поэтому им доверяют больше, чем обычному речевому общению

Эмоции - особый класс субъективных психологических состояний, отражающих в форме непосредственных переживаний приятного процесс и результаты практической деятельности, направленной на удовлетворение его актуальных потребностей. Поскольку все то, что делает человек, в конечном счете служит цели удовлетворения его разнообразных потребностей, постольку любые проявления активности человека сопровождаются эмоциональными переживаниями. Основные эмоциональные состояния, которые испытывает человек, делятся на собственно эмоции, чувства и аффекты. Эмоции и чувства предвосхищают процесс, направленный на удовлетворение потребности, имеют идеаторный характер и находятся как бы в начале его. Эмоции и чувства выражают смысл ситуации для человека с точки зрения актуальной в данный момент потребности, значения для ее удовлетворения предстоящего действия или деятельности. Эмоции могут вызываться как реальными, так и воображаемыми ситуациями. Они, как и чувства, воспринимаются человеком как его собственные внутренние переживания, коммуницируются, т.е. передаются другим людям, сопереживаются.

Наиболее четко разделение эмоций и чувств дано А.Н.Леонтьевым. Он отмечает, что эмоция имеет ситуативный характер, т.е. выражает оценочное отношение существующей или возможной в будущем ситуации, а также к своей деятельности в ситуации. Чувство же носит отчетливо выраженный предметный характер, это устойчивое эмоциональное отношение.

Чувства выражаются через определенные эмоции в зависимости от того, в какой ситуации оказывается объект, к которому данный человек испытывает чувство.

Таким образом, прямого соответствия между чувствами и эмоциями нет: одна и та же эмоция может выражать разные чувства, и одно и то же чувство может выражаться в разных эмоциях. Не проявляя внешне эмоции, человек скрывает от других и свои чувства.

Изучение особенностей межличностного восприятия также очень важно для разработки самой проблемы общения, о чем писали Б.Г.Ананьев, А.А.Бодалев, В.Н.Мясищев, Б.Ф.Ломов, Н.Н.Обозов, В.Н.Панферов и другие известные ученые.

Целью данной работы является рассмотрение проблемы выражения эмоций и чувств в процессе общения.

Объект исследования- эмоции и чувства человека.

Предмет исследования - выражение эмоций и чувств в процессе общения.

Для успешной реализации цели нам необходимо решить следующие задачи:

- рассмотреть невербальный компонент как составляющую часть общения;

- выявить эмоциональные состояния человека и их проявления;

- рассмотреть показатели эмоций и чувств в процессе общения.

Теоретическая и методологическая основа исследования. Достижения отечественной и зарубежной науки в исследовании особенностей эмоций и чувств. В ходе работы проработана и изучена общая и специальная литература.

Структура курсовой работы. Курсовая работа состоит из введения, 2-х глав, заключения и списка литературы.

Заключение

Яркость и разнообразие эмоциональных отношений делают человека более интересным. Он откликается на самые разнообразные явления действительности: его волнуют музыка и стихи, запуск спутника и новейшие достижения техники. Богатство собственных переживаний личности помогает ей более глубоко понять происходящее, более тонко проникнуть в переживания людей, их отношения между собой.

Чувства и эмоции способствуют более глубокому познанию человеком самого себя. Благодаря переживаниям человек познает свои возможности, способности, достоинства и недостатки. Переживания человека в новой обстановке нередко раскрывают что-то новое в самом себе, в людях, в мире окружающих предметов и явлений.

Эмоции и чувства придают словам, поступкам, всему поведению определенный колорит. Положительные переживания воодушевляют человека в его творческих поисках и смелых дерзаниях. Без человеческих эмоций никогда не бывало, нет и быть не может человеческого искания истины.

Таким образом, мы видим, что «непосредственное отражение своих состояний», «переживание отношения», « выражение отношения»-это все характеристики эмоций. Эмоции возникли в процессе эволюции и являются средством, при помощи которого все живые существа устанавливали значимость тех или иных условий для удовлетворения необходимых для них потребностей. К классу эмоций относят настроения, чувства, аффекты, страсти, стрессы. Это так называемые «чистые» эмоции. Они включены во все психические процессы и состояния человека. Эмоции могут вызываться, как реальными, так и воображаемыми ситуациями. Эмоции могут быть сигналом, оценкой, побудителем действия или бездействия. Чувства- еще более, чем эмоции, устойчивые психические состояния, т.е. выражают устойчивое отношение к каким-либо объектам (реальным или воображаемым). Эмоции следуют за актуализацией мотива. Чувства носят предметный характер и связываются с представлением или идеей о некотором объекте. Чувства совершенствуются и развиваясь, образуют ряд уровней, начиная от непосредственных чувств и кончая высшими, относящимися к духовным ценностям и идеалам. Человек может испытывать разного рода чувства- моральные, эстетические, интеллектуальные, а также положительные и отрицательные.

Список литературы

Абульханова К.А. Социальное мышление личности/К.А. Абульханова // Современная психология: состояние и перспективы исследований. Часть 3. Социальные представления и мышление личности. М.: Институт психологии РАН, 2002. С. 88–103.

Амонашвили Ш.А. Педагогическое общение. – М: Академия, 2009. – 230 с.

Андреева Г.М. Психология социального познания. Учеб. пособие. Издание второе, перераб. и доп./Г.М. Андреева - М.: Аспект Пресс, 2006. – 288 с.

Андреева Г.М. Социальная психология. Учебник для высших учебных заведений. - М.: Аспект Пресс, 2010. – 376 с.

Асмолов А.Т. Культурно-историческая психология и конструирование миров. – Воронеж: ВГУ, 2004. – 120 с.

Веремьев А. А. Личностно ориентированное эстетическое воспитание будущих учителей // Искусство и образование. – 2005. – № 2 (34). – С. 37–40.

Вилюнас В.К. Основные проблемы психологической теории эмоций/\ Психология эмоций, 1998г.

Горелов И.Н. Невербальные коммуникации. – М: Речь, 2010. – 104 с.

Давыдов Д.Г. Социально-психологические особенности имиджа вооруженных сил России в молодежной среде: Автореферат дис.… канд. псих. наук. - М., 2005. – 23 с.

Донцов А.И. Концепция социальных представлений в современной французской психологии/ А.И. Донцов, Т.П. Емельянова // Вопросы психологии. - 2008. - № 1. - С. 147–152.

Дружинин В.Е. Психология эмоций, чувств, воли.-М.: ТЦ Сфера, 2003

Емельянова Т.П. Социальное представление понятие и концепция: итоги последнего десятилетия // Психол. журн. - 2001. - Т. 22. - № 6. - С. 39–47.

Ильин Е.Л. Эмоции и чувства. – СПб: Питер, 2010. – 750 с.

Калюжный А.А. Социально-психологические основы имиджа учителя: автореф. дис.… д-ра психол. Наук. – Ярославль, 1996. – 212 с.

Каменская Е.Н. Основы психологии.-Ростов н/Д: Феникс, 2003

Качалова Л.П. Воспитание педагогического имиджа будущего учителя: теория и технология- . Шадринск, 2008. – 190 с.

Коджаспирова Г. М., Коджаспиров А. Ю. Педагогический словарь для высших и средних учебных заведений. М: Пресс, 2010. – 365 с.

Колесникова И.А.Основы технологической культуры педагога. – СПб: Питер, 2003. – 190 с.

Лабунская В.А. Невербальное поведение. – М: Академия, 2001. – 390 с.

Леонтъев А.И. Потребности, мотивы, эмоции // Психология эмоций Тексты. - М., 2004.

Мак–Дугалл У. Различение эмоции и чувства / Психология эмоций. Тексты / Под ред. В.К. Вилюнаса, Ю.Б. Гиппенрейтер. М.: Изд–во МГУ, 2004, с. 103–107;

Немов Р.С. Психология: Учебник. В 3 кн. Кн.1 Общие основы психологии.--М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2007

Психология: Словарь/ Под общ. ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского.М.: Политиздат, 1990

Перелыгина Е.Б. Психология имиджа: Учеб. пособие/. - М.: Аспект Пресс, 2002. – 223 с.

Петрова Е.А. Жесты в педагогическом процессе. – М: Высшая школа, 2006. – 132 с.

Рыданова И.А. Основы педагогики общения: (Учебное пособие). – Мн: Беларуская навука,2008. – 319с.

Рубинштейн С.Л. Человек и мир. М., 1976г.

Станиславский К.С. Избранное. – М: Речь, 2006. – 311 с.

Тарасенко Н. А. Формирование индивидуального имиджа преподавателя вуза : автореф. дис. … канд. пед. Наук. - Оренбург, 2002. – 130 с.

Феофанов О.А. Реклама: новые технологии в России. - СПб.: Питер, 2006. – 384 с.

Черепанова В.Н. Формирование индивидуального имиджа педагога как средство реализации гуманистической концепции образования: автореф. дис. … канд. пед. Наук. - Тюмень, 2006. – 240 с.

Шкуратова И.П. Исполнение социальных ролей как механизм создания имиджа личности// Имиджелогия-2005: Материалы Третьего международного симпозиума по имиджелогии / Под ред. Е.А. Петровой. М.: РИЦ АИМ, 2005. С. 64–67.

Boulding К. The Image. Knowledge in Life and Society/ К. Boulding. - The University of Michigan Press, 2010. - 175 p.


Популярные, наиболее покупаемые работы:

  1. Образование в свете болонской декларации
  2. Организация трансграничных услуг
  3. Место России в процессах глобализации
  4. Оппортунизм и его виды
  5. Правовой режим земель лесного фонда
  6. Формирование государственной политики и ее реализация
  7. Динамика приоритетных направлений внешней политики Киевской Руси
  8. Развитие рисования у дошкольников с нормальным развитием и детей с нарушениями речи
  9. Моральный кодекс полемиста
  10. Научная литература и законодательство Российской Федерации.
  11. Исследование системы управления фармацевтическим предприятием
  12. Внедрение инновационных технологий, способствующих повышения профессионального мастерства педагогов дошкольного образовательного учреждения
  13. Посягательство на жизнь сотрудника правоохранительного органа
  14. Прoкурaтурa в Вooруженных Силaх РФ
  15. Особенности социальной работы в современном российском обществе, ее актуальные проблемы
  16. Манифест о даровании вольности российскому дворянству 1762. «Наказ» Екатерины II. Жалованная грамота дворянству 1785 г
  17. Особые завещательные распоряжения
  18. Снижению затрат на ТО и ТР, а так же издержек на содержание парка автомобилей
  19. Спец службы и правоохранительные органы Франции
  20. Хореография
  21. Контроль как способ обеспечения законности и служебной дисциплины в органах внутренних дел
  22. Планування та побудова локальної мережі
  23. Материльная и духовная культура народов КЧР
  24. Правовые основы организации и деятельности представительных органов местного самоуправления
  25. Конституция Германской Империи 1871 г, структура, содержание, значение
Структура реферата:
Как правильно самостоятельно написать:
Как правильно оформить по ГОСТ:
Инструкции по работе с программами: