Информационные материалы для подготовки студентов

Расскажи одногруппникам: + 200 к карме:

Проблемы выражения эмоций и чувств в процессе общения





Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3

Глава 1 ТЕОЕРТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ ВЫРАЖЕНИЯ ЭМОЦИЙ И ЧУВСТВ В ПРОЦЕССЕ ОБЩЕНИЯ 5

1.1 Невербальный компонент как составляющая процесса общения 5

1.2 Эмоциональные состояния человека и их проявление 10

Глава 2 ПОКАЗАТЕЛИ ВЫРАЖЕНИЯ ЭМОЦИЙ И ЧУВСТВ В ПРОЦЕССЕ ОБЩЕНИЯ 15

2.1. Виды и роль эмоций в жизни человека 15

2.2 Проявление или выражение эмоций человека 24

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 29

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 32

Введение

Актуальность работы. Эмоции имеют огромное значение в жизни любого человека. Они в большей степени, чем продуманная речь, показывают истинное отношение к окружающему миру, другим людям. Человеческие эмоции обусловлены нашим подсознанием, их невозможно подделать. Поэтому им доверяют больше, чем обычному речевому общению

Эмоции - особый класс субъективных психологических состояний, отражающих в форме непосредственных переживаний приятного процесс и результаты практической деятельности, направленной на удовлетворение его актуальных потребностей. Поскольку все то, что делает человек, в конечном счете служит цели удовлетворения его разнообразных потребностей, постольку любые проявления активности человека сопровождаются эмоциональными переживаниями. Основные эмоциональные состояния, которые испытывает человек, делятся на собственно эмоции, чувства и аффекты. Эмоции и чувства предвосхищают процесс, направленный на удовлетворение потребности, имеют идеаторный характер и находятся как бы в начале его. Эмоции и чувства выражают смысл ситуации для человека с точки зрения актуальной в данный момент потребности, значения для ее удовлетворения предстоящего действия или деятельности. Эмоции могут вызываться как реальными, так и воображаемыми ситуациями. Они, как и чувства, воспринимаются человеком как его собственные внутренние переживания, коммуницируются, т.е. передаются другим людям, сопереживаются.

Наиболее четко разделение эмоций и чувств дано А.Н.Леонтьевым. Он отмечает, что эмоция имеет ситуативный характер, т.е. выражает оценочное отношение существующей или возможной в будущем ситуации, а также к своей деятельности в ситуации. Чувство же носит отчетливо выраженный предметный характер, это устойчивое эмоциональное отношение.

Чувства выражаются через определенные эмоции в зависимости от того, в какой ситуации оказывается объект, к которому данный человек испытывает чувство.

Таким образом, прямого соответствия между чувствами и эмоциями нет: одна и та же эмоция может выражать разные чувства, и одно и то же чувство может выражаться в разных эмоциях. Не проявляя внешне эмоции, человек скрывает от других и свои чувства.

Изучение особенностей межличностного восприятия также очень важно для разработки самой проблемы общения, о чем писали Б.Г.Ананьев, А.А.Бодалев, В.Н.Мясищев, Б.Ф.Ломов, Н.Н.Обозов, В.Н.Панферов и другие известные ученые.

Целью данной работы является рассмотрение проблемы выражения эмоций и чувств в процессе общения.

Объект исследования- эмоции и чувства человека.

Предмет исследования - выражение эмоций и чувств в процессе общения.

Для успешной реализации цели нам необходимо решить следующие задачи:

- рассмотреть невербальный компонент как составляющую часть общения;

- выявить эмоциональные состояния человека и их проявления;

- рассмотреть показатели эмоций и чувств в процессе общения.

Теоретическая и методологическая основа исследования. Достижения отечественной и зарубежной науки в исследовании особенностей эмоций и чувств. В ходе работы проработана и изучена общая и специальная литература.

Структура курсовой работы. Курсовая работа состоит из введения, 2-х глав, заключения и списка литературы.

Заключение

Яркость и разнообразие эмоциональных отношений делают человека более интересным. Он откликается на самые разнообразные явления действительности: его волнуют музыка и стихи, запуск спутника и новейшие достижения техники. Богатство собственных переживаний личности помогает ей более глубоко понять происходящее, более тонко проникнуть в переживания людей, их отношения между собой.

Чувства и эмоции способствуют более глубокому познанию человеком самого себя. Благодаря переживаниям человек познает свои возможности, способности, достоинства и недостатки. Переживания человека в новой обстановке нередко раскрывают что-то новое в самом себе, в людях, в мире окружающих предметов и явлений.

Эмоции и чувства придают словам, поступкам, всему поведению определенный колорит. Положительные переживания воодушевляют человека в его творческих поисках и смелых дерзаниях. Без человеческих эмоций никогда не бывало, нет и быть не может человеческого искания истины.

Таким образом, мы видим, что «непосредственное отражение своих состояний», «переживание отношения», « выражение отношения»-это все характеристики эмоций. Эмоции возникли в процессе эволюции и являются средством, при помощи которого все живые существа устанавливали значимость тех или иных условий для удовлетворения необходимых для них потребностей. К классу эмоций относят настроения, чувства, аффекты, страсти, стрессы. Это так называемые «чистые» эмоции. Они включены во все психические процессы и состояния человека. Эмоции могут вызываться, как реальными, так и воображаемыми ситуациями. Эмоции могут быть сигналом, оценкой, побудителем действия или бездействия. Чувства- еще более, чем эмоции, устойчивые психические состояния, т.е. выражают устойчивое отношение к каким-либо объектам (реальным или воображаемым). Эмоции следуют за актуализацией мотива. Чувства носят предметный характер и связываются с представлением или идеей о некотором объекте. Чувства совершенствуются и развиваясь, образуют ряд уровней, начиная от непосредственных чувств и кончая высшими, относящимися к духовным ценностям и идеалам. Человек может испытывать разного рода чувства- моральные, эстетические, интеллектуальные, а также положительные и отрицательные.

Список литературы

Абульханова К.А. Социальное мышление личности/К.А. Абульханова // Современная психология: состояние и перспективы исследований. Часть 3. Социальные представления и мышление личности. М.: Институт психологии РАН, 2002. С. 88–103.

Амонашвили Ш.А. Педагогическое общение. – М: Академия, 2009. – 230 с.

Андреева Г.М. Психология социального познания. Учеб. пособие. Издание второе, перераб. и доп./Г.М. Андреева - М.: Аспект Пресс, 2006. – 288 с.

Андреева Г.М. Социальная психология. Учебник для высших учебных заведений. - М.: Аспект Пресс, 2010. – 376 с.

Асмолов А.Т. Культурно-историческая психология и конструирование миров. – Воронеж: ВГУ, 2004. – 120 с.

Веремьев А. А. Личностно ориентированное эстетическое воспитание будущих учителей // Искусство и образование. – 2005. – № 2 (34). – С. 37–40.

Вилюнас В.К. Основные проблемы психологической теории эмоций/\ Психология эмоций, 1998г.

Горелов И.Н. Невербальные коммуникации. – М: Речь, 2010. – 104 с.

Давыдов Д.Г. Социально-психологические особенности имиджа вооруженных сил России в молодежной среде: Автореферат дис.… канд. псих. наук. - М., 2005. – 23 с.

Донцов А.И. Концепция социальных представлений в современной французской психологии/ А.И. Донцов, Т.П. Емельянова // Вопросы психологии. - 2008. - № 1. - С. 147–152.

Дружинин В.Е. Психология эмоций, чувств, воли.-М.: ТЦ Сфера, 2003

Емельянова Т.П. Социальное представление понятие и концепция: итоги последнего десятилетия // Психол. журн. - 2001. - Т. 22. - № 6. - С. 39–47.

Ильин Е.Л. Эмоции и чувства. – СПб: Питер, 2010. – 750 с.

Калюжный А.А. Социально-психологические основы имиджа учителя: автореф. дис.… д-ра психол. Наук. – Ярославль, 1996. – 212 с.

Каменская Е.Н. Основы психологии.-Ростов н/Д: Феникс, 2003

Качалова Л.П. Воспитание педагогического имиджа будущего учителя: теория и технология- . Шадринск, 2008. – 190 с.

Коджаспирова Г. М., Коджаспиров А. Ю. Педагогический словарь для высших и средних учебных заведений. М: Пресс, 2010. – 365 с.

Колесникова И.А.Основы технологической культуры педагога. – СПб: Питер, 2003. – 190 с.

Лабунская В.А. Невербальное поведение. – М: Академия, 2001. – 390 с.

Леонтъев А.И. Потребности, мотивы, эмоции // Психология эмоций Тексты. - М., 2004.

Мак–Дугалл У. Различение эмоции и чувства / Психология эмоций. Тексты / Под ред. В.К. Вилюнаса, Ю.Б. Гиппенрейтер. М.: Изд–во МГУ, 2004, с. 103–107;

Немов Р.С. Психология: Учебник. В 3 кн. Кн.1 Общие основы психологии.--М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2007

Психология: Словарь/ Под общ. ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского.М.: Политиздат, 1990

Перелыгина Е.Б. Психология имиджа: Учеб. пособие/. - М.: Аспект Пресс, 2002. – 223 с.

Петрова Е.А. Жесты в педагогическом процессе. – М: Высшая школа, 2006. – 132 с.

Рыданова И.А. Основы педагогики общения: (Учебное пособие). – Мн: Беларуская навука,2008. – 319с.

Рубинштейн С.Л. Человек и мир. М., 1976г.

Станиславский К.С. Избранное. – М: Речь, 2006. – 311 с.

Тарасенко Н. А. Формирование индивидуального имиджа преподавателя вуза : автореф. дис. … канд. пед. Наук. - Оренбург, 2002. – 130 с.

Феофанов О.А. Реклама: новые технологии в России. - СПб.: Питер, 2006. – 384 с.

Черепанова В.Н. Формирование индивидуального имиджа педагога как средство реализации гуманистической концепции образования: автореф. дис. … канд. пед. Наук. - Тюмень, 2006. – 240 с.

Шкуратова И.П. Исполнение социальных ролей как механизм создания имиджа личности// Имиджелогия-2005: Материалы Третьего международного симпозиума по имиджелогии / Под ред. Е.А. Петровой. М.: РИЦ АИМ, 2005. С. 64–67.

Boulding К. The Image. Knowledge in Life and Society/ К. Boulding. - The University of Michigan Press, 2010. - 175 p.


Популярные, наиболее покупаемые работы:

  1. Мой консультационный опыт
  2. Особенности Российского федерализма
  3. Особенности финансовой деятельности бюджетных учреждений на примере полиции
  4. Оформление документов в Китае
  5. Теория денег у классиков политической экономии ( Тюрго, Смит, Рикардо, Мальтус ,Сэй, Милль)
  6. Досудебное соглашение о сотрудничестве
  7. Органы государственной безопасности
  8. Механизм фашистской диктатуры в германии
  9. Свобода и необходимость как философская проблема
  10. Массово-информационное право как предмет регулирования
  11. Дееспособность граждан по гражданскому законодательству Российской Федерации
  12. Патентное право
  13. Проблема методологии гуманитарных наук на рубеже веков
  14. Влияние пола на индивид стиль руководства
  15. Девиантное поведение подростков
  16. Обучение как метод профессионального развития персонала в образовательном учреждении
  17. Историческая школа Германии,ее роль в становлении институционализма
  18. РЕКРУТИНГ ПЕРСОНАЛА В ОРГАНИЗАЦИЯХ СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ
  19. Судебные системы современности. Специализированные судебные органы в современном мире
  20. СЕРВИТУТ ВИДА
  21. Контроль в системе Государственной службы виды, методы и критерии эффективности
  22. Правовое регулирование ипотеки
  23. Дисциплина Муниципальное право России
  24. Методика развития координационных способностей
  25. Международно-правовые избирательные стандарты и правила в избирательном процессе
Структура реферата:
Как правильно самостоятельно написать:
Как правильно оформить по ГОСТ:
Инструкции по работе с программами: