Информационные материалы для подготовки студентов

Расскажи одногруппникам: + 200 к карме:

Проблема профориентации подростков





Содержание

ВВЕДЕНИЕ 4

Глава 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПОДРОСТКОВ 7

1.1 Проблема выбора профессии в подростковом возрасте 7

1.2 Профессиональное самоопределение и факторы, влияющие на выбор профессии подростками 12

Глава 2. ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОФОРИЕНТАЦИИ ПОДРОСТКОВ 19

2.1 Психологические особенности подростков 19

2.2 Профессиональные намерения учащихся, выявление ближайших и перспективных профессиональных планов учащихся 9-11-х классов 22

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 33

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 35

Введение

Актуальность проблемы. Радикальные изменения, происходящие в экономической, политической и общественной жизни современного российского общества, сопровождаются существенными сдвигами в сознании и мироощущении людей. Меняется система ценностей, представления о добре и зле, о том, что безнравственно, а что подлежит одобрению.

Особенно остро эти проблемы касаются подрастающего поколения.

Поэтому актуальной задачей системы образования является психолого - педагогическая поддержка в самоопределении современных подростков и юношей. Им необходима помощь в выборе ценностных ориентиров, выборе путей своего собственного личностного и профессионального развития.

Профессиональное самоопределение и самоактуализация выпускника школы - это длительный процесс развития его отношения к будущей профессии и к самому себе как к потенциальному субъекту профессиональной деятельности. В данном случае выпускник школы занимает активную позицию: он сам выбирает профессию и сам проходит период профессионального обучения, сам строит свою собственную профессиональную карьеру посредством реализации собственного интеллектуального и личностного потенциала. Особенность процесса профессионального самоопределения и самоактуализации заключается в том, что процесс продолжается весь профессиональный и часто жизненный путь человека. Исследование влияния профессиональной идентичности студентов на выбор ими учебной специальности и процесс учебной адаптации, а также на их удовлетворенность процессом обучения было проведено Агитой Смит.

Большой вклад в разработку методологических и теоретических основ профориентации внесли Н.К. Крупская, А.С. Макаренко, П.П. Блонский, С.Т. Шацкий.

Проблемы построения системы профориентации и управления этой системой рассматриваются в работах В.Ф. Сахарова, А.Д. Сазонова, О.Г. Максимовой, С.Н. Чистяковой и др.

Различные вопросы профориентации исследуются в работах С.С. Гриншпун, В.Д. Симоненко, С.С. Мартыновой, М.С. Савиной, Е.М. Павлютенкова и др.

В современной науке появляются новые исследования по различным аспектам профессионального самоопределения школьников Н.Э. Касаткиной, Н.С. Пряжниковым, С.В. Салыдевой, И.Д. Чечель.

Проблема профессионального самоопределения, представлений о своем профессиональном «Я» тех, кто завтра выйдет на рынок труда и будет производительной силой общества, является чрезвычайно актуальной.

Основная идея работы заключается в том, что подчас профессиональный выбор выпускников современных школ недостаточно осознан, что в последствии может привести к негативным последствиям при становлении личности молодых людей как профессионалов своего дела.

Цель нашей работы - определить основные проблемы профессионального выбора выпускников.

Предмет работы - профессиональный выбор.

Объект - проблемы профессионального становления современных подростков.

Для успешной реализации цели нам необходимо решить следующие задачи:

рассмотреть проблему выбора профессии в подростковом возрасте;

изучить профессиональное самоопределение и факторы, влияющие на выбор профессии подростками;

рассмотреть психологические особенности подростков;

проанализировать влияние личностных качеств на выбор профессии;

изучить спрос и предложение на рынке труда;

определить взаимосвязь востребованности и выбора профессии.

Теоретической базой исследования являются психолого-педагогические теории профессионального самоопределения учащихся (Б.Г. Ананьев, И.С. Кон, C.J1. Рубинштейн, Л.И. Божович, П.А. Шавир, Е.А. Климов, Т.В. Кудрявцев, A.И. Сухарева); основные положения концепции профессионального самоопределения молодежи ИОСО РАО (В.А. Поляков, С.Н. Чистякова); социально-педагогические концепции активного взаимодействия человека и среды в процессе социализации личности (А.С. Макаренко, А.В. Мудрик, М.И. Рожков, С.Т. Шацкий, Г.Н. Филонов); преемственность трудовой и профессиональной подготовки мочодежи (П.Р. Атутов, С.Я. Батышев, B.А. Поляков, Н.Н. Чистяков).

Практическая значимость исследования связана с возможностью использования материалов исследования в работе по формированию профессионального самоопределения подростков в социально-воспитательной деятельности средних общеобразовательных учебных заведений.

Структура работы. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы.

Заключение

Исходя из проведенного анализа, можно сделать вывод, что в ходе осуществления своего профессионального выбора множество выпускников допускают ошибки, ориентируясь не на собственные способности. склонности и возможности, а на зачастую на позиции членов семьи, друзей, престиж профессии и т.д. Часто данные ошибки сопряжены с отстуствием конкретных знаний о профессиональной деятельности тех или иных специалистов. В связи с этим решающее значение приобретает консультационное сопровождение профессионального выбора выпускников, главной целью которого является помощь молодым людям в осознании своей автономности и принятие ими ответственности за свою образовательную траекторию и карьерный рост. Автономная личность имеет представление о своих способностях и интересах, достоинствах и недостатках, о возможных объективных препятствиях и путях их преодоления, ее отличают активная жизненная позиция и установка на достижение успеха.

Поведение автономной личности на рынке труда предполагает общую ориентировку в социально-экономической ситуации, знание вакансий, а также наличие навыков поиска работы, составления резюме, прохождения собеседования и т. д. Личность, которая не готова удовлетворять требованиям реальности, оказывается невостребованной. Относительный баланс между спросом и предложением рабочей силы может быть достигнут при наличии профессиональной компетентности.

В настоящее время проблема выбора, стоящая перед выпускником, и его дальнейший профессиональный путь являются очень актуальными в масштабах всей страны. Так, по мнению многих исследователей, выявлена тенденция к неготовности выпускников самостоятельно и адекватно осуществлять профессиональный выбор и эта тенденция обусловлена тем, что родители в большинстве жизненно важных ситуаций совершают выбор за своего ребенка, принимая весь груз ответственности на себя. Желание «поступить» своего ребенка любой ценой в ВУЗ продиктовано беспокойством и желанием отодвинуть во времени его взросление.

Таким образом, по результатам исследования можно сделать выводы:

· Профессиональные намерения выпускников не соответствуют реальному положению на рынке труда;

· Профессиональный выбор осуществляется школьниками под влиянием собственных представлений о величине заработной платы и престижности тех или иных профессий, но эти представления не всегда соответствуют реальному положению вещей;

· выпускники не имеют адекватных знаний о себе, своих интересах, склонностях, личностных особенностях, так как влияние педагогов, психологов, СМИ оцениваются учащимися как малозначимые;

· Максимально желательными для учащихся являются профессии экономического и юридического профилей; профессии, связанные с компьютерными технологиями - несмотря на то, что рынок труда перегружен подобными специалистами;

· По результатам исследования было выявлено, что, несмотря на распространенность информации о перегруженности рынка труда специалистами с высшим образованием и преобладанием вакансий рабочих профессий, выпускники определяют для себя высшее образование в качестве приоритетного образовательного уровня;

Таким образом, очевидно, что в стране назрела необходимость в организации эффективно действующей системы профориентации молодежи с учетом региональных особенностей, рационального использования кадрового потенциала, динамики рынка труда и рынка образовательных услуг.

Список литературы

Абульханова-Славская К. А. Стратегия жизни / К. А. Абульханова-Славская. М.: Академия, 2011. – 390 с.

Асмолов А. Г. Психология личности: Учебник. - М.: МГУ, 2010. - 367 с.

Атутов П.Р. Педагогика трудового становления учащихся: содержательно-процессуальные основы. Избранные труды в 2-хтомах/ Под ред. дпн проф. Г.Н. Никольской. – М.: 2001.

Божович Л. И. Проблемы формирования личности: избранные психологические труды / Под ред. Д.И. Фельдштейна. — М:; Воронеж: Ин-т практической психологии, 2005.

Вербицкий А.А., Ларионова О.Г. Личностный и компетентностный подходы в образовании: проблемы интеграции. М.: Логос, 2009. – 336 с.

Винтин И. А. Особенности социального самоопределения подростков / И. А. Винтин // Социс. - 2010. - № 2. – С. 77-94.

Даутова О.Б. Самоопределение личности школьника в профильном обучении. Учебно-методическое пособие, изд. КАРО, С- Петербург, 2006.

Дубровина, И.В.Формирование личности в переходный период от подросткового к юношескому возрасту / И.В. Дубровина. – М.: Педагогика, 1987.–184с.

Дьяченко М. И, Кандыбович Л. А. Психологические проблемы готовности к деятельности. - Мн.: БГУ, 2008. - 282 с.

Зеер Э.Ф. Психология профессий.- М., Академический Проект; Фонд «Мир», 2005.

Зеер Э.Ф., Павлова А.М., Садовникова Н.О. Основы профориентологии. Учебное пособие для студентов. – М., «Высшая школа», 2005.

Климов Е. А. Психология профессионального самоопределния молодежи / Е. А. Климов. Ростов-на-Дону, 2009. – 253 с.

Кон И.С. Категория "Я" в психологии. // Психологический журнал. - 2009. том 2. - №3. - С.25-38.

Кандыбович, Л.А., Мудрик, А.В. Менеджмент знаний : терминологический словарь-справочник. - Минск : Харвест, 2010. - 752 с.

Крутецкий В.А. Психология. - М.: Просвещение, 2006. – 390 с.

Кульневич С.В., Т.П. Лакоценина. Воспитательная работа в современной школе: от коллективизма к взаимодействию. Учебно-методическое пособие для учителей и классных руководителей, студентов. Воронеж, ЧП Лакоценин С.С. - 2006.

Лебедева В.А. Психология сегодня. Материалы Х регион. студ. Науч.-практ. конф. Екатеринбург, 23 – 24 апр. 2008 г. / Отв. за выпуск В.А. Лебедева. - Екатеринбург: ГОУ ВПО «Рос. гос. проф.-пед. ун-т», 2008. - 254 с.

Левитов Н.Д. Психология труда. – М.: Академия, 2008. – 390 с.

Лернер П.С. Самоопределение школьников в границах изменения ценностей образования. В сб. Профессиональное самоопределение учащейся молодёжи: становление и развитие методологии и практики: Материалы ΙΙ Всероссийской научно-практической конференции (ноябрь 2008 г., Кострома) / Под общей ред. С.Н. Чистяковой. - М.: Изд. МЭСИ, 2008. - с.44-50. 

Лернер П.С. Самоопределение растущей личности как смысловой концентр общего среднего образования. – В сб.: Социально-педагогическая поддержка ребёнка в процессе социализации: Материалы Российской научно-практической конференции. М.: МГПИ, АПК и ППРО, 2008. с. 156-160.

Мартина Н. Формирование готовности к профессиональному самоопределению. // Директор школы, с. 65, № 3, 2006.

Никандров Н.Д. Воспитание и социализация в современной России: риски и возможности. –Известия РАО, 2006, # 3. – с.3-17.

Новичков В.Б. Необходима новая теория содержания образования. — Народное образование, 2007, # 7, с.147-151.

Пряжникова Е.Ю. Профориентация Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Е. Ю. Пряжникова, Н.С. Пряжников. — 2-е изд., стер. — М.: Издательский центр «Академия», 2007. — 496 с.

Пряжникова Е.Ю., Пряжников Н.С. Профориентация. Учебно-методическое пособие. – М., «Академия», 2005.

Пряжников Н. С. Активные методы профессионального самоопределения: Учебное пособие. — М.: МГППИ, 2010. — 88 с.

Психология профессий/Под ред. Э.Ф. Зеера. - М.: Академический Проект, Фонд «Мир», 2008. – 289 с.

Резапкина Г.В. Психология и выбор профессии. Программа предпрофильной подготовки. Учебно-методическое пособие. – М., «Генезис», 2005.


Популярные, наиболее покупаемые работы:

  1. Объекты конституционно-правовых отношений
  2. Метрическая система в революционной Франции
  3. Развитие воображенияч младших школьников с ЗПР
  4. Исследование организации и методов антикризисного управления на предприятии (ОАО «179 СУДОРЕМОНТНЫЙ ЗАВОД»)
  5. Государственное финансирование российской культуры приоритеты, проблемы, перспективы
  6. Коррекция нарушений письма у младших школьников общеобразовательных школ
  7. Защитная реакция организма
  8. Нейропсихологический анализ
  9. Профессиональное воспитание будущего педагога в высшей школе США
  10. Гражданский процесс
  11. Мой консультационный опыт
  12. Строительные нормы и правила при строительстве дорог
  13. Структура отраслевого рынка
  14. Рассмотрение валютных операций в коммерческом банке РФ и перспективы развития операций
  15. Политический режим понятия и виды
  16. Экологическое воспитание старших дошкольников с помощью игры
  17. Разработка повышения эффективности Торгово-производственного коммунального унитарного предприятия «Ком¬бинат питания «Витамин»
  18. Церковные реформы в России 18 века
  19. Правовой статус личности в арабских государствах
  20. Общественно-политическое движение в России в 19 веке
  21. Аналитической психологии К.Г. Юнга
  22. Развитие творческих способностей ДОУ
  23. Элементы структуры таможенного правоотношения субьекты обьект содержание
  24. Педагогические идеалы ЖЖ Руссо
  25. Инструменты внешнеторговой политики современного государства
Структура реферата:
Как правильно самостоятельно написать:
Как правильно оформить по ГОСТ:
Инструкции по работе с программами: