Информационные материалы для подготовки студентов

Расскажи одногруппникам: + 200 к карме:

Проблема профориентации подростков





Содержание

ВВЕДЕНИЕ 4

Глава 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПОДРОСТКОВ 7

1.1 Проблема выбора профессии в подростковом возрасте 7

1.2 Профессиональное самоопределение и факторы, влияющие на выбор профессии подростками 12

Глава 2. ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОФОРИЕНТАЦИИ ПОДРОСТКОВ 19

2.1 Психологические особенности подростков 19

2.2 Профессиональные намерения учащихся, выявление ближайших и перспективных профессиональных планов учащихся 9-11-х классов 22

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 33

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 35

Введение

Актуальность проблемы. Радикальные изменения, происходящие в экономической, политической и общественной жизни современного российского общества, сопровождаются существенными сдвигами в сознании и мироощущении людей. Меняется система ценностей, представления о добре и зле, о том, что безнравственно, а что подлежит одобрению.

Особенно остро эти проблемы касаются подрастающего поколения.

Поэтому актуальной задачей системы образования является психолого - педагогическая поддержка в самоопределении современных подростков и юношей. Им необходима помощь в выборе ценностных ориентиров, выборе путей своего собственного личностного и профессионального развития.

Профессиональное самоопределение и самоактуализация выпускника школы - это длительный процесс развития его отношения к будущей профессии и к самому себе как к потенциальному субъекту профессиональной деятельности. В данном случае выпускник школы занимает активную позицию: он сам выбирает профессию и сам проходит период профессионального обучения, сам строит свою собственную профессиональную карьеру посредством реализации собственного интеллектуального и личностного потенциала. Особенность процесса профессионального самоопределения и самоактуализации заключается в том, что процесс продолжается весь профессиональный и часто жизненный путь человека. Исследование влияния профессиональной идентичности студентов на выбор ими учебной специальности и процесс учебной адаптации, а также на их удовлетворенность процессом обучения было проведено Агитой Смит.

Большой вклад в разработку методологических и теоретических основ профориентации внесли Н.К. Крупская, А.С. Макаренко, П.П. Блонский, С.Т. Шацкий.

Проблемы построения системы профориентации и управления этой системой рассматриваются в работах В.Ф. Сахарова, А.Д. Сазонова, О.Г. Максимовой, С.Н. Чистяковой и др.

Различные вопросы профориентации исследуются в работах С.С. Гриншпун, В.Д. Симоненко, С.С. Мартыновой, М.С. Савиной, Е.М. Павлютенкова и др.

В современной науке появляются новые исследования по различным аспектам профессионального самоопределения школьников Н.Э. Касаткиной, Н.С. Пряжниковым, С.В. Салыдевой, И.Д. Чечель.

Проблема профессионального самоопределения, представлений о своем профессиональном «Я» тех, кто завтра выйдет на рынок труда и будет производительной силой общества, является чрезвычайно актуальной.

Основная идея работы заключается в том, что подчас профессиональный выбор выпускников современных школ недостаточно осознан, что в последствии может привести к негативным последствиям при становлении личности молодых людей как профессионалов своего дела.

Цель нашей работы - определить основные проблемы профессионального выбора выпускников.

Предмет работы - профессиональный выбор.

Объект - проблемы профессионального становления современных подростков.

Для успешной реализации цели нам необходимо решить следующие задачи:

рассмотреть проблему выбора профессии в подростковом возрасте;

изучить профессиональное самоопределение и факторы, влияющие на выбор профессии подростками;

рассмотреть психологические особенности подростков;

проанализировать влияние личностных качеств на выбор профессии;

изучить спрос и предложение на рынке труда;

определить взаимосвязь востребованности и выбора профессии.

Теоретической базой исследования являются психолого-педагогические теории профессионального самоопределения учащихся (Б.Г. Ананьев, И.С. Кон, C.J1. Рубинштейн, Л.И. Божович, П.А. Шавир, Е.А. Климов, Т.В. Кудрявцев, A.И. Сухарева); основные положения концепции профессионального самоопределения молодежи ИОСО РАО (В.А. Поляков, С.Н. Чистякова); социально-педагогические концепции активного взаимодействия человека и среды в процессе социализации личности (А.С. Макаренко, А.В. Мудрик, М.И. Рожков, С.Т. Шацкий, Г.Н. Филонов); преемственность трудовой и профессиональной подготовки мочодежи (П.Р. Атутов, С.Я. Батышев, B.А. Поляков, Н.Н. Чистяков).

Практическая значимость исследования связана с возможностью использования материалов исследования в работе по формированию профессионального самоопределения подростков в социально-воспитательной деятельности средних общеобразовательных учебных заведений.

Структура работы. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы.

Заключение

Исходя из проведенного анализа, можно сделать вывод, что в ходе осуществления своего профессионального выбора множество выпускников допускают ошибки, ориентируясь не на собственные способности. склонности и возможности, а на зачастую на позиции членов семьи, друзей, престиж профессии и т.д. Часто данные ошибки сопряжены с отстуствием конкретных знаний о профессиональной деятельности тех или иных специалистов. В связи с этим решающее значение приобретает консультационное сопровождение профессионального выбора выпускников, главной целью которого является помощь молодым людям в осознании своей автономности и принятие ими ответственности за свою образовательную траекторию и карьерный рост. Автономная личность имеет представление о своих способностях и интересах, достоинствах и недостатках, о возможных объективных препятствиях и путях их преодоления, ее отличают активная жизненная позиция и установка на достижение успеха.

Поведение автономной личности на рынке труда предполагает общую ориентировку в социально-экономической ситуации, знание вакансий, а также наличие навыков поиска работы, составления резюме, прохождения собеседования и т. д. Личность, которая не готова удовлетворять требованиям реальности, оказывается невостребованной. Относительный баланс между спросом и предложением рабочей силы может быть достигнут при наличии профессиональной компетентности.

В настоящее время проблема выбора, стоящая перед выпускником, и его дальнейший профессиональный путь являются очень актуальными в масштабах всей страны. Так, по мнению многих исследователей, выявлена тенденция к неготовности выпускников самостоятельно и адекватно осуществлять профессиональный выбор и эта тенденция обусловлена тем, что родители в большинстве жизненно важных ситуаций совершают выбор за своего ребенка, принимая весь груз ответственности на себя. Желание «поступить» своего ребенка любой ценой в ВУЗ продиктовано беспокойством и желанием отодвинуть во времени его взросление.

Таким образом, по результатам исследования можно сделать выводы:

· Профессиональные намерения выпускников не соответствуют реальному положению на рынке труда;

· Профессиональный выбор осуществляется школьниками под влиянием собственных представлений о величине заработной платы и престижности тех или иных профессий, но эти представления не всегда соответствуют реальному положению вещей;

· выпускники не имеют адекватных знаний о себе, своих интересах, склонностях, личностных особенностях, так как влияние педагогов, психологов, СМИ оцениваются учащимися как малозначимые;

· Максимально желательными для учащихся являются профессии экономического и юридического профилей; профессии, связанные с компьютерными технологиями - несмотря на то, что рынок труда перегружен подобными специалистами;

· По результатам исследования было выявлено, что, несмотря на распространенность информации о перегруженности рынка труда специалистами с высшим образованием и преобладанием вакансий рабочих профессий, выпускники определяют для себя высшее образование в качестве приоритетного образовательного уровня;

Таким образом, очевидно, что в стране назрела необходимость в организации эффективно действующей системы профориентации молодежи с учетом региональных особенностей, рационального использования кадрового потенциала, динамики рынка труда и рынка образовательных услуг.

Список литературы

Абульханова-Славская К. А. Стратегия жизни / К. А. Абульханова-Славская. М.: Академия, 2011. – 390 с.

Асмолов А. Г. Психология личности: Учебник. - М.: МГУ, 2010. - 367 с.

Атутов П.Р. Педагогика трудового становления учащихся: содержательно-процессуальные основы. Избранные труды в 2-хтомах/ Под ред. дпн проф. Г.Н. Никольской. – М.: 2001.

Божович Л. И. Проблемы формирования личности: избранные психологические труды / Под ред. Д.И. Фельдштейна. — М:; Воронеж: Ин-т практической психологии, 2005.

Вербицкий А.А., Ларионова О.Г. Личностный и компетентностный подходы в образовании: проблемы интеграции. М.: Логос, 2009. – 336 с.

Винтин И. А. Особенности социального самоопределения подростков / И. А. Винтин // Социс. - 2010. - № 2. – С. 77-94.

Даутова О.Б. Самоопределение личности школьника в профильном обучении. Учебно-методическое пособие, изд. КАРО, С- Петербург, 2006.

Дубровина, И.В.Формирование личности в переходный период от подросткового к юношескому возрасту / И.В. Дубровина. – М.: Педагогика, 1987.–184с.

Дьяченко М. И, Кандыбович Л. А. Психологические проблемы готовности к деятельности. - Мн.: БГУ, 2008. - 282 с.

Зеер Э.Ф. Психология профессий.- М., Академический Проект; Фонд «Мир», 2005.

Зеер Э.Ф., Павлова А.М., Садовникова Н.О. Основы профориентологии. Учебное пособие для студентов. – М., «Высшая школа», 2005.

Климов Е. А. Психология профессионального самоопределния молодежи / Е. А. Климов. Ростов-на-Дону, 2009. – 253 с.

Кон И.С. Категория "Я" в психологии. // Психологический журнал. - 2009. том 2. - №3. - С.25-38.

Кандыбович, Л.А., Мудрик, А.В. Менеджмент знаний : терминологический словарь-справочник. - Минск : Харвест, 2010. - 752 с.

Крутецкий В.А. Психология. - М.: Просвещение, 2006. – 390 с.

Кульневич С.В., Т.П. Лакоценина. Воспитательная работа в современной школе: от коллективизма к взаимодействию. Учебно-методическое пособие для учителей и классных руководителей, студентов. Воронеж, ЧП Лакоценин С.С. - 2006.

Лебедева В.А. Психология сегодня. Материалы Х регион. студ. Науч.-практ. конф. Екатеринбург, 23 – 24 апр. 2008 г. / Отв. за выпуск В.А. Лебедева. - Екатеринбург: ГОУ ВПО «Рос. гос. проф.-пед. ун-т», 2008. - 254 с.

Левитов Н.Д. Психология труда. – М.: Академия, 2008. – 390 с.

Лернер П.С. Самоопределение школьников в границах изменения ценностей образования. В сб. Профессиональное самоопределение учащейся молодёжи: становление и развитие методологии и практики: Материалы ΙΙ Всероссийской научно-практической конференции (ноябрь 2008 г., Кострома) / Под общей ред. С.Н. Чистяковой. - М.: Изд. МЭСИ, 2008. - с.44-50. 

Лернер П.С. Самоопределение растущей личности как смысловой концентр общего среднего образования. – В сб.: Социально-педагогическая поддержка ребёнка в процессе социализации: Материалы Российской научно-практической конференции. М.: МГПИ, АПК и ППРО, 2008. с. 156-160.

Мартина Н. Формирование готовности к профессиональному самоопределению. // Директор школы, с. 65, № 3, 2006.

Никандров Н.Д. Воспитание и социализация в современной России: риски и возможности. –Известия РАО, 2006, # 3. – с.3-17.

Новичков В.Б. Необходима новая теория содержания образования. — Народное образование, 2007, # 7, с.147-151.

Пряжникова Е.Ю. Профориентация Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Е. Ю. Пряжникова, Н.С. Пряжников. — 2-е изд., стер. — М.: Издательский центр «Академия», 2007. — 496 с.

Пряжникова Е.Ю., Пряжников Н.С. Профориентация. Учебно-методическое пособие. – М., «Академия», 2005.

Пряжников Н. С. Активные методы профессионального самоопределения: Учебное пособие. — М.: МГППИ, 2010. — 88 с.

Психология профессий/Под ред. Э.Ф. Зеера. - М.: Академический Проект, Фонд «Мир», 2008. – 289 с.

Резапкина Г.В. Психология и выбор профессии. Программа предпрофильной подготовки. Учебно-методическое пособие. – М., «Генезис», 2005.


Популярные, наиболее покупаемые работы:

  1. Роль системы материального и морального стимулирования в реализации операционной стратегии ОАО РЖД
  2. Проблемы обеспечения безопасности на Ближнем Востоке
  3. Культура цвета в средневековой Японии
  4. Информационно- аналитическое обеспечение реализации административной реформы в Российской Федерации
  5. Курение и алкоголизм
  6. Криминологическая характеристика и профилактика наркотизма среди военнослужащих
  7. Социальные нормы и нормативы потребления материальных благ
  8. Конституция Германской Империи 1871 г, структура, содержание, значение
  9. Финансово-хозяйственная деятельность бюджетного учреждения на примере КГБПОУ «Ачинский торгово-экономический техникум»
  10. Распад СССР и образование СНГ
  11. Характеристика педагогов Воспитательного общества благородных девиц в период с 1859-1862гг
  12. Проблемы уголовно-процессуальной деятельности органов федеральной службы безопасности Российской Федерации в расследовании преступлений, отнесенных к их компетенции
  13. Причины психоэмоциональных нарушений у подростков
  14. Внедрение системы электронного документооборота
  15. Уголовно правовая характеристика организации преступного сообщества или участия в нем
  16. Страховая пенсия по старости
  17. Основные направления философии 20 века
  18. Правовой режим и особенности охраны общеизвестных товарных знаков
  19. Понятие социального института
  20. Юридическая ответственность за дачу взятки
  21. Взаимосвязь спорта и политики
  22. Жизнь и государственная деятельность Юрия Долгорукого
  23. Фонд социального страхования
  24. Кокни – язык трущоб
  25. Криминологическая характеристика социальных последствий преступности несовершеннолетних
Структура реферата:
Как правильно самостоятельно написать:
Как правильно оформить по ГОСТ:
Инструкции по работе с программами: