Информационные материалы для подготовки студентов

Расскажи одногруппникам: + 200 к карме:

Проблема смысла жизни в духовном опыте человечества





Содержание

Введение 3

1. Сущность, особенность вопроса смысла жизни 6

2. Самопознание и самоактуализация как путь работы под собой 11

3. Что такое «зло» и «добро» 13

Заключение 16

Список использованной литературы 18

Введение

Чем более зрелом и мудрым становится любой человек, тем отчетливее он понимает, что ощущение полноты жизни определяется в первую очередь качеством решения, сугубо психологических проблем.

Представления среднего человека о собственном внутреннем мире крайне примитивны и скудны, не приведены в стройную систему взглядов.

Если мы не садимся за руль автомобиля без подлежащей подготовки, то как мы можем отправляться по жизненному пути без мало-мальски подробной «инструкции»?

Первым вопросом в такой «инструкции», является главный вопрос – поиск каждым человеком смысла жизни.

Некоторые психологи утверждают, что смысл есть «ни что иное, как защитные механизмы, реактивные образования…»

Но человек не может существовать только для спасения своих «защитных механизмов».

Вопрос поиска смысла жизни в психологии именуется «логотерапией», то есть терапией духовных измерений человека.

«Если у личности имеется вопрос: «Зачем я живу?», она может вынести любое «Как я живу» - говорил Ницше, один из основоположников логотерапии. Опасное заблуждение считать, что человеку прежде всего требуется равновесие, в первую очередь ему требуется борьба за какую-то цель, достойную его.

Это его духовная динамика, создающая необходимое жизненное движение, то духовное напряжение, которое и является признаком душевного здоровья и гармонии с самим собой.

Одной из основных психологических проблем современного человека является так называемый «экзистенциальный вакуум», или проще говоря - скука.

Скука, внутренняя пустота ставят перед психологом огромное количество проблем, которые растут с угрожающей быстротой. Человек боится остаться наедине с собой, впадает в депрессию, ощущает пустоту существования, обретает стойкие неврозы. Немало случаев самоубийства, алкоголизма, юношеской преступности можно объяснить только «экзистенциальным вакуумом». Этот вакуум приобретает иногда, глубоко скрытые формы — стремление к власти, включая ее наиболее примитивную форму - желание денег, стремление к удовольствию, сексуальная компенсация и т.д.

Ни один психолог не сможет ответить на вопрос о смысле жизни одной фразой, поэтому важен не смысл вообще, а специфический смысл жизни данной личности в данный момент времени.

Вопрос смысла жизни - одна из наиболее интересных и необходимых областей знания. Только в нашей стране библиография работ по данной теме насчитывает более 3 тысяч названий. Ведущие специалисты этой отрасли - Леонтьев Д.А, Насиновская Е.Е., Выготский Л.С., Карташова Л.В., Никонова Т.В., Соломанидина Т.О. и другие известные зарубежные исследователи.

Объект исследования – понятие, сущность, особенности смысла жизни и смысла счастья.

Предмет исследования - психологические особенности смысла жизни и счастья.

Цель работы - изучение и анализ сущности и проблемы смысла жизни и счастья.

Исходя из предмета, объекта и общей цели исследования была определена система исследовательских задач:

Заключение

Смысл - это нечто скрытое за внешним, внутреннее; либо нечто приносящее практическую пользу от какой-либо деятельности. Понятие смысла очень близко к понятию цели. Смысл можно рассматривать и как цель, и как практическую пользу или выгоду. В этом случае он познается только тогда, когда мы теряем.

Экзистенциальный кризис (кризис человеческой жизни) воспринимается не как интеллектуальное открытие, а как отнятие того, что у человека было. Человек начинает задумываться о смысле жизни тогда, когда у него возникает экзистенциальная тревога.

В разные времена и при разных психических состояниях проявляется одна или другая сторона тревоги. Переживание бессмысленности жизни и желание покончить с ней находят, как правило, противостояние во внутреннем чувстве ответственности.

В разные времена и в разных ситуациях человек хватается то за одно, то за другое влечение, а иногда и за все сразу, для того, чтобы отвлечься от чего-то более насущного, спрятанного гораздо глубже в нем самом. Лихорадочной и продуктивной, целенаправленной деятельностью человек иногда пытается заполнить внутреннюю пустоту. Однако, при таком подходе к деятельности, человек неизбежно испытывает "депрессию победы"- это состояние, при котором люди, которые очень напряженно добиваются какой-либо цели, добившись ее, получают явное переживание экзистенциальной пустоты (отсуствия смысла жизни). В это время велика вероятность того, что человек начнет заполнять это чувство пустоты или, так называемый экзистенциальный вакуум, с помощью "эрзац - смыслов". Эрзац-смысл - это рационализация смысла существования, т.е. это рационализированные, ложные мысли о человеческой ситуации. Они связывают существование с продуктами человеческой деятельности, ее результатами. Например, смысл жизни коровы, с точки зрения человека - в ее полезности для людей. Это пример эрзац-смысла, т.к. никто не знает точку зрения самой коровы.

Таким образом, сама постановка вопроса о смысле жизни предусматривает вторичность жизни по отношению к чему-либо более значимому и сводит его к результатам деятельности человека. На самом же деле, центром деятельности человека и ее смыслом является он сам.

Еще один вариант смысла жизни - через самоотдачу или жертву.

Зигмунд Фрейд говорил, что в конечном итоге смысл человеческой жизни должен иметь вечную, неизменную опору и поэтому вне религиозного сознания вообще невозможны никакие разговоры о смысле человеческой жизни. Т.к. Фрейд был атеистом и рационалистом, то это было очень смелое и жесткое заявление - и поэтому сам Фрейд считал жизнь бессмысленной.

Список литературы

Попов Е.В.Основы философии: Учебное пособие для вузов.– М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2007.

Асмолов А.Г. По ту сторону сознания: методологические проблемы неклассической психологии. М.: Изд-во «Смысл», 2002.

Асмолов  А.Г. Культурно-историческая психология и конструирование миров. М. – Воронеж: Изд-во «Институт практической психологии», 2006.

Братусь Б.С. Аномалии личности. М.: Мысль, 2008.

Мачехин А.Е. В поисках смысла. Мудрость тысячелетий. Изд.2-е, перераб. И доп. – М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2003.

Василюк Ф.Е. Психология переживания. М.: Изд-во Моск. ун-та, 2004.

Фролов И.Т. Введение в философию: Учебник для вузов. – М..: Политиздат, 2009.

Франкл В. Р. Человек в поисках смысла. Москва, Прогресс, 2000.

Вилюнас В.К. Психология эмоциональных явлений. М.: Изд-во Моск. ун-та, 2006.

Войтко В.И. Психологический словарь. К., 2002.

Выготский Л.С. Мышление и речь // Собр. соч. В 6 т., М., 2004. Т.2.

Выготский Л.С. Психология. М., 2010.

Иванников В.А. Психологические механизмы волевой регуляции. М.: Изд-во Моск. ун-та, 2001.

Изард К.Э. Психология эмоций. СПб., 2010.

Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. 2-е изд. М.: Политиздат, 2007.

Леонтьев А.Н. Философия психологии. Из научного наследия. М., 2004.

Леонтьев Д.А. Психология смысла. М.: Изд-во «Смысл», 2009.

Насиновская Е.Е. Методы изучения мотивации личности. М.: Изд-во Моск. ун-та, 2008.

Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб.: Питер, 2008.

Столин В.В. Самосознание личности. М., 2003.

Франкл В. Человек в поисках смысла. М., 2000

Фрейд З. Неудовлетворенность культурой. Мир философии. - М., 2001.


Популярные, наиболее покупаемые работы:

  1. Общие правила производства следственных действий
  2. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ОБРАЗОВАНИИ
  3. Аналіз оцінки інвестиційної діяльності комерційних банків
  4. Права и обязанности участников образовательных отношений
  5. Правовые проблемы выпуска и обращения ипотечных ценных бумаг
  6. Органы самоуправления в лагере и их деятельность
  7. ПОНЯТИЕ, ПРАВОВАЯ ПРИРОДА И СОДЕРЖАНИЕ ДОГОВОРА СТРАХОВАНИЯ
  8. Предмет Философия ВАРИАНТ 10 ответы на 6 вопросов
  9. Основные правила совершения нотариальных действий
  10. Институт усыновления в законодательстве РФ
  11. Представление о будущем у подростков с лёгкой степенью умственной отсталости
  12. Сравнительный анализ региональных сепаратистских движений в США
  13. Придворное общество Людовика XIV
  14. Образ семьи в творчестве Джерома Сэлинджера
  15. ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ
  16. Концепция развития таможенных органов в Российской Федерации
  17. Основные условия договора морской перевозки грузов
  18. Современные процессоры Intel и AMD
  19. ПРОЦЕСС ИЗМЕЛЬЧЕНИЯ ДРЕВЕСИНЫ В ЩЕПУ
  20. Изучение элементов синтаксиса и пунктуации в начальной школе
  21. Структура системы органов внутренних дел России
  22. Реализация уголовной политики в сфере защиты сотрудников органов внутренних дел от преступных посягательств
  23. Пути повышения эффективности капитальных и финансовых вложений предприятия (на примере ОАО "ОК-Лоза")
  24. Красная книга и ее правовое значение
  25. Синтез алмазоподобных кремний-углеродных пленок методом высокочастотного плазмохимического осаждения
Структура реферата:
Как правильно самостоятельно написать:
Как правильно оформить по ГОСТ:
Инструкции по работе с программами: