Информационные материалы для подготовки студентов

Расскажи одногруппникам: + 200 к карме:

Военный конфликт с Грузией





Содержание

Введение 3

1. Вооруженный конфликт как политико-правовое явление 5

2. Определение статуса военного конфликта с Грузией и применение норм права 10

3. Правоприменимость норм международного права в военном конфликте с Грузией 11

4. Международный уголовный суд 14

Заключение 16

Список использованной литературы 23

Введение

Реалии сегодняшнего дня, к сожалению, характеризуются большим количеством военно-политических конфликтов, возникающих как между различными государствами, так и на территории одного из них. Как правило, они носят ярко выраженную национальную, этническую, религиозную окраску, что существенно осложняет и без того непростые, а подчас неразрешимые проблемы.

На фоне этих участившихся негативных явлений особую роль приобретает международное право как универсальный регулятор такого рода конфликтов. Не последнюю роль здесь играет набирающая обороты глобализация, делающая государства более взаимозависимыми, а их правовые системы взаимопроникаемыми.

В основе любого взаимодействия государств лежат общие принципы международного права.

Главной проблемой международных отношений всегда было обеспечение всеобщего мира и безопасности. В науке международного права есть специальный раздел "Права международной безопасности", соблюдение норм и принципов которого служит безопасности не только военной, но и политической, экономической, финансовой, гуманитарной, экологической и в других областях. А сама международная безопасность подразделяется на всеобщую, региональную, разоружение и меры доверия. Помимо вышеназванных универсальных принципов здесь основополагающую роль играют и такие специальные, как: принцип разоружения, ответственности государств за агрессию, поддержания международного мира и безопасности, неделимости безопасности и равной безопасности.

При разрешении военно-политических конфликтов следует руководствоваться тем обстоятельством, что взаимосвязанность государств предполагает для них одинаковую безопасность. Некоторые специалисты называют это принципом ненанесения ущерба безопасности и ее обеспечение в равной мере без каких-либо односторонних преимуществ. Обеспечение международной безопасности возможно средствами укрепления мира, его поддержания и восстановления. Применительно к рассматриваемой ситуации речь может идти о восстановлении уже нарушенного мира. И здесь особую значимость имеют принудительные действия ООН, которые могут осуществляться на основе универсальных региональных договоров, двусторонних соглашений.

С началом развязывания агрессии со стороны Грузии против Республики Южная Осетия (РЮО, в рамках де-юре одного государства) конфликт по всем признакам международного гуманитарного права (далее - МГП либо право войны) носил характер внутреннего, с соответствующим применением нормативных актов, регулирующих внутренний вооруженный конфликт (далее - ВВК), впоследствии с вступлением в боестолкновение с подразделениями миротворческого контингента Российской Федерации и приданными им воинскими формированиями регулярных ВС РФ конфликт приобрел характер международного вооруженного конфликта, соответственно, возникает необходимость применения норм МГП, регулирующих международный вооруженный конфликт (далее - МВК).

Цель исследования: охарактеризовать правовые аспекты военного конфликта с Грузией.

Задачи исследования:

рассмотреть понятие вооруженный конфликт как политико-правовое явление;

определить статус военного конфликта с Грузией и применение норм права;

охарактеризовать правоприменимость норм международного права в военном конфликте с Грузией;

рассмотреть порядок действия международного уголовного суда в отношении грузинского военного конфликта с Южной Осетией.

Заключение

Таким образом, у Российской Федерации есть все правовые основания, предусмотренные Римским статутом, инициировать перед МУС вопрос о возбуждении уголовного расследования в отношении грузинской стороны.

Кроме того, для предотвращения нарушений норм МГП и принятия мер на международном уровне возможна, а точнее необходима, подготовка и направление соответствующего обращения в созданную для этих целей Международную комиссию по установлению фактов.

(Комиссия создана в 1991 г. в соответствии со ст. 90 ДП I к ЖК 1949 г. на постоянной основе, целью которой является расследование заявлений о серьезных нарушениях международного гуманитарного права, действует в качестве следственного органа. Обратиться с заявлением в МК вправе лишь государства или стороны конфликта. Все установленные факты (доказательства) полностью доводятся до сведения сторон и тех государств, которых касается иным образом и которые имеют право предоставлять замечания в отношении этих доказательств. В соответствии со статусом МК частные лица не наделены правом подавать жалобу. За образец можно взять типовое заявление, составленное Швейцарской конфедерацией (посредством использования ресурса МИД России, и ему же поручить подготовку и направление заявления в депозитарий), правительством Швейцарской конфедерации.)

То есть для использования этого правового института необходима лишь политическая воля высшего руководства государства.

Под юрисдикцию Суда в соответствии со ст. 5 подпадают следующие составы преступлений, по которым Российская Федерация вправе предъявить обвинения Грузии:

- преступление геноцида (пп. "a");

- преступление против человечности (пп. "b");

- военные преступления (пп. "c");

- преступление агрессии (пп. "d").

Статья 6 "Геноцид" МУС означает любое из следующих деяний, совершаемых с намерением уничтожить, полностью или частично, какую-либо национальную, этническую, расовую или религиозную группу как таковую:

a) убийство членов такой группы;

b) причинение серьезных телесных повреждений или умственного расстройства членам такой группы;

c) предумышленное создание для какой-либо группы таких жизненных условий, которые рассчитаны на полное или частичное физическое уничтожение ее;

d) меры, рассчитанные на предотвращение деторождения в среде такой группы.

Статья 7 Статута "Преступления против человечности" означает любое из следующих деяний, когда они совершаются в рамках широкомасштабного или систематического нападения на любых гражданских лиц, и если такое нападение совершается сознательно:

a) убийство;

b) истребление;

c) порабощение;

d) депортация или насильственное перемещение населения;

h) преследование любой идентифицируемой группы или общности по политическим, расовым, национальным, этническим, культурным, религиозным, гендерным, как это определяется в п. 3, или другим мотивам, которые повсеместно признаны недопустимыми согласно международному праву, в связи с любыми деяниями, указанными в данном пункте, или любыми преступлениями, подпадающими под юрисдикцию Суда;

k) другие бесчеловечные деяния аналогичного характера, заключающиеся в умышленном причинении сильных страданий или серьезных телесных повреждений или серьезного ущерба психическому или физическому здоровью.

Для целей п. 1:

a) "нападение на любых гражданских лиц" означает линию поведения, включающую многократное совершение актов, указанных в п. 1, против любых гражданских лиц, предпринимаемых в целях проведения политики государства или организации, направленной на совершение такого нападения, или в целях содействия такой политике;

b) "истребление" включает умышленное создание условий жизни, в частности лишение доступа к продуктам питания и лекарствам, рассчитанных на то, чтобы уничтожить часть населения;

d) "депортация", или "насильственное перемещение населения", означает насильственное перемещение лиц, подвергшихся выселению или иным принудительным действиям, из района, в котором законно пребывают, в отсутствие оснований, допускаемых международным правом;

e) "пытки" означают умышленное причинение сильной боли или страданий, будь то физических или психических, лицу, находящемуся под стражей или под контролем обвиняемого;

g) "преследование" означает умышленное и серьезное лишение основных прав вопреки международному праву по признаку принадлежности к той или иной группе или иной общности;

h) "преступление апартеида" означает бесчеловечные действия, аналогичные по своему характеру тем, которые указаны в п. 1, совершаемые в контексте институционализированного режима систематического угнетения и господства одной расовой группы над другой расовой группой или группами и совершаемые с целью сохранения режима.

Суд в соответствии с п. 1 ст. 8 обладает юрисдикцией в отношении военных преступлений, в частности когда они совершены в рамках плана или политики или крупномасштабном совершении таких преступлений.

2. Для целей настоящего Статута военные преступления означают:

a) серьезные нарушения Женевских конвенций от 12 августа 1949 г., а именно любое из следующих деяний против лиц или имущества, охраняемых согласно положениям соответствующей Женевской конвенции:

1) умышленное убийство;

2) пытки или бесчеловечное обращение;

3) умышленное причинение сильных страданий или серьезных повреждений или ущерба здоровью;

4) незаконное, бессмысленное крупномасштабное уничтожение и присвоение имущества, не вызванное военной необходимостью;

5) незаконная депортация или перемещение или незаконное лишение свободы;

b) другие серьезные нарушения законов и обычаев, применимых в международных вооруженных конфликтах в установленных рамках международного права, а именно любое из следующих деяний:

1) умышленные нападения на гражданское население как таковое или отдельных гражданских лиц, не принимающих непосредственного участия в военных действиях;

2) умышленные нападения на гражданские объекты, т.е. объекты, которые не являются военными целями;

3) умышленное нанесение ударов по персоналу, объектам, материалам, подразделениям или транспортным средствам, задействованным в оказании гуманитарной помощи или миссии по поддержанию мира в соответствии с Уставом ООН, пока они имеют право на защиту, которой пользуются гражданские объекты по международному праву вооруженных конфликтов;

4) умышленное совершение нападения, когда известно, что такое нападение явится причиной случайной гибели или увечья гражданских лиц, или ущерба гражданским объектам, или обширного, долгосрочного и серьезного ущерба окружающей природной среде, который будет явно несоизмерим с конкретным и непосредственно ожидаемым общим военным превосходством;

5) нападение на незащищенные и не являющиеся военными целями города, деревни, жилища или здания или их обстрел с применением каких бы то ни было средств;

6) убийство или ранение комбатанта, который, сложив оружие или не имея более средств защиты, безоговорочно сдался;

7) умышленное нанесение ударов по зданиям, предназначенным для целей религии, образования, искусства, науки или благотворительности, историческим памятникам, госпиталям и местам сосредоточения больных и раненых, при условии что они не являются военными целями;

8) вероломное убийство или ранение лиц, принадлежащих к неприятельской нации или армии;

9) уничтожение или захват имущества неприятеля, за исключением случаев, когда такое уничтожение или захват настоятельно диктуются военной необходимостью;

10) разграбление города или населенного пункта, даже если он захвачен штурмом;

11) применение оружия, боеприпасов и техники, а также методов ведения войны такого характера, которые вызывают чрезмерные повреждения или ненужные страдания или которые являются неизбирательными по своей сути в нарушение норм международного гуманитарного права вооруженных конфликтов, при условии что такое оружие, такие боеприпасы, такая техника и такие методы ведения войны являются предметом всеобъемлющего запрещения и включены в приложение к настоящему Статуту путем поправки согласно соответствующему положению, изложенному в ст. ст. 121 и 123;

12) посягательство на человеческое достоинство, в частности оскорбительное и унижающее обращение;

13) умышленное нанесение ударов по зданиям, материалам, медицинским учреждениям и транспортным средствам, а также персоналу, использующему в соответствии с международным правом отличительные эмблемы, установленные Женевскими конвенциями;

14) умышленное совершение действий, подвергающих гражданское население голоду, в качестве способов ведения войны путем лишения его предметов, необходимых для выживания, включая умышленное создание препятствий для предоставления помощи, как это предусмотрено в Женевских конвенциях;

c) другие серьезные нарушения законов и обычаев,

применимых в вооруженных конфликтах немеждународного характера в установленных рамках международного права, а именно любое из следующих деяний:

1) умышленное нанесение ударов по гражданскому населению как таковому, а также умышленное нападение на отдельных гражданских лиц, не принимавших непосредственного участия в военных действиях;

2) умышленное нанесение ударов по зданиям, материалам, медицинским учреждениям и транспортным средствам, а также персоналу, использующему в соответствии с международным правом отличительные эмблемы, предусмотренные Женевскими конвенциями;

3) умышленное нанесение ударов по персоналу, объектам, материалам, подразделениям или транспортным средствам, задействованным в оказании гуманитарной помощи или миссии по поддержанию мира в соответствии с Уставом ООН, пока они имеют право на защиту, которой пользуются гражданские лица или гражданские объекты по международному праву вооруженных конфликтов;

4) умышленное нанесение ударов по зданиям, предназначенным для целей религии, образования, искусства, науки или благотворительности, историческим памятникам, госпиталям и местам сосредоточения больных и раненых, при условии что они не являются военными целями;

5) разграбление города или населенного пункта, даже если он взят штурмом;

6) вероломное убийство или ранение комбатанта неприятеля;

7) уничтожение или захват имущества неприятеля, за исключением случаев, когда такое уничтожение или захват настоятельно диктуются обстоятельствами конфликта.

Список литературы

Международное право: Учебник / Под ред. Ю.М. Колосова, Э.С. Кривчикова. М., 2010.

Плюскова А.Б. Реформирование ООН и пересмотр ее Устава. Реформирование СБ. М., 2013.

Смирнов Н.Г. Особенности вооруженного конфликта немеждународного характера как правового понятия // Право и политика. 2012. N 8.


Популярные, наиболее покупаемые работы:

  1. ООН история эволюция структура
  2. Информатика. Информационные технологии.
  3. Государственная служба как профессиональная деятельность
  4. Специфика работы со страхом в когнитивном консультировании
  5. Традиционная культура чукчей
  6. Продюсерский проект телевизионной передачи«Совет да любовь!»
  7. Патриотическое воспитание школьников (на примере Дома Культуры).
  8. Особенности формирования коммуникативных универсальных учебных действий (УУД) у младших школьников
  9. Кутюмы Бовези Ф. Бомануара как характерный памятник права феодальной Франции
  10. Особенности древнегреческой культуры
  11. Феодальная раздробленность
  12. Особенности спортивной фотосъемки
  13. Правовые аспекты деятельности и структура организации НАТО
  14. Имидж государственного служащего
  15. Власть и личтность
  16. Уголовное право и судебный процесс в Древнем Риме
  17. Историко-временной анализ эффективного функционирования системы органов государственной службы
  18. Исполнение приговора, как стадия уголовного судопроизводства
  19. Инновационная экономика: содержание и основные формы развития.
  20. Политические аспекты взаимодействия РФ и ЕС в торгово-экономической сфере в 1992-2014 гг
  21. Особенности многосторонней дипломатии в рамках СНГ
  22. Совершенствование организации дорожного движения (ОДД) на реальном участке улично-дорожной сети
  23. Гендерные различия в проявлении ценностных эмоций в юношеском возрасте
  24. Формы предварительного расследования и их соотношение
  25. Тактика ведения допроса лица, дающего заведомо ложные показания
Структура реферата:
Как правильно самостоятельно написать:
Как правильно оформить по ГОСТ:
Инструкции по работе с программами: