Купить эту работу у автора

Расскажи одногруппникам: + 200 к карме:

Влияние средств массовой информации на формирование общественного мнения социально-психологические аспекты






2200 руб. *
Купить работу




* Автор подтвердил что работа написана им собственоручно и свободно не распростроняется по сети Интернет. Данную работу Вы можете использовать для написания выпускного проекта.


Содержание

Введение 3

Глава 1. Теоретико-методологические основы определения средств массовой информации и общественного мнения 9

1.1Место и роль средств массовой информации в современном обществе 9

1.2 Особенности факторов и методов влияния на общественное сознание человека 16

1.3 Средства влияния сми на общественное мнение 23

1.4Влияние СМИ на девиантное поведение подростков 29

Глава 2. Исследование влияния средств массовой информации на формирование общественного мнения 40

2.1Социально-психологическая характеристика подросткового возраста 40

2.2 Организация и методы исследования уровня тревожности, как результат влияния средств массовой информации у подростков 48

2.3 Анализ и интерпретация полученных результатов 49

Заключение 54

Заключение 57

Список использованной литературы 58

Введение

Актуальность. Психология масс-медиа очень актуальна в современном обществе. Представить себе развитое общество без средств массовой информации невозможно. СМИ заполонили как общественное сознание в целом, так и сознание отдельно взятой личности. Человек стал мобилен и всегда доступен, он одним нажатием клавиши может узнать самые последние новости в стране и мире, общаться со своими родственниками на расстоянии и видеть их с помощью беспроводных технологий интернета. Однако следует отметить, что средства массовой информации не всегда несут за собой положительной влияние для человека в силу разноплановой информации, которая подается зрителю или слушателю. Ведь новости бывают не только положительного характера.

В наших СМИ, к сожалению, большинство информации несет негативный и запугивающий характер. Передачи о конце света, отражение только плохих сторон развития общества, репортажи о «пьющей деревне» в России, о деградации молодежи, ежедневные то-шоу с шокирующими подробностями личной жизни и семейных проблем простых граждан, заставляют человека задумываться о никчемности и «умирании» общества. Многие современные люди в силу этого вообще отказываются от новостей, особенно по утрам, потому что не факт, что включив утром телевизор ты не получишь порцию информации о каком-нибудь маньяке, или эпидемии [24, с. 13].

Соответственно влияние средств массовой информации на человека огромно. Мало того, СМИ не только способны влиять, но еще и формируют общественное мнение, т.е. на лицо яркая способность масс-медиа формировать общественное мнение.

Общественное мнение формируется по принципу стимул-реакция. Стимулом является информация, поступающая в общество через масс-медиа. Реакция - это изменение поведения людей в обществе в ответ на поступающую информацию. Вербальное (словесное) поведение людей создаёт общественное мнение. Поскольку вербальное поведение может быть преимущественно положительным или преимущественно отрицательным, то и общественное мнение по тому или иному вопросу может также быть преимущественно положительным или отрицательным.

Такой уникальный феномен, как «общественное мнение» принадлежит к числу социальных явлений, которые привлекают внимание мыслителей с давних времен.

Зарождение представлений об общественном мнении относится к эпохе Античности [14, с.23].

В Древней Греции софисты, будучи сторонниками демократического государства, отводили значительную роль в его делах общественному мнению. Протагор, подразумевая под общественным мнением «мнение большинства», отдавал ему на откуп решение вопросов о том, что истинно и что ложно, что справедливо и что несправедливо. В гражданской общине он видел меру и источник правовых норм. Школа Сократа противопоставляла народному самоуправлению аристократическое правление людей мудрых и знающих. Эта идея получила развитие в трудах Платона, где, в частности, обосновывалось положение о том, что мнение мудрых «истиннее», чем мнение большинства. Аристотель утверждал, что мнение народа - инструмент, с помощью которого можно контролировать дела государства и в то же самое время расценивал его в качестве права.

Важным этапом в развитии представлений об условиях и факторах формирования и функционирования общественного мнения явились взгляды таких французских просветителей материалистического толка как К. А. Гельвеций и П.Гольбах. Источник заблуждений, неадекватных действительности мнений они искали не в познавательных возможностях человека, а в социальной среде, условиях жизни, мешающих людям вырабатывать правильное отношение к явлениям и событиям. Отсюда следовало, что заблуждения и извращенные мнения порождаются и поддерживаются деспотической властью и церковной организацией, осуществляющими преднамеренную дезориентацию широких масс народа. Разноречивый характер мнений людей об одних и тех же вещах - следствие их различного положения в обществе, наличия у них противоположных интересов и обусловленных ими страстей. С другой стороны, в схожих интересах они видели источник одинаковых оценок, общего мнения [10, с. 171].

Об истоках существования общественного мнения заговорил основоположник психологии толп Г. Тард . Согласно его концепции, творцом общественного мнения является некая публика с весьма подвижными и неясными границами, уходящими своими корнями в особенности массовых духовно-психологических процессов.

Согласно У. Липпману, познавательные возможности человека ограничены: человек не может знать всё, быть абсолютно информированным, так как окружающая среда слишком сложное и изменчивое образование. Преодолевая разнообразие мира, человек систематизирует знание о нём в категории. Эти категории, - фикции, стереотипы, элементы псевдосреды, с помощью которых человек приспосабливается к своему окружению. Поведение человека есть реакция на стимулы псевдосреды [9, с. 71].

Стереотипы объединяются в системы стереотипов, которые предстают в виде повседневных укладов, верований, учений, социальных институтов и т. д. И так вплоть до стереотипа, охватывающего все системы стереотипов и известного под названием «социальная реальность».

Один из выдающихся социологов современности, Элизабет Ноэль-Нойман - автор гипотезы «спирали молчания», специалист в области общественного мнения, в заключительной главе книги «Общественное мнение. Открытие спирали молчания» дает следующее определение: «Общественное мнение - это ценностно окрашенное, в частности имеющее моральную окраску, мнение и способ поведения, которые, если речь идёт об устоявшемся, закрепившемся согласии, например догме или обычае, - следует демонстрировать прилюдно, если не хочешь оказаться в изоляции, или которые в проходящих состояниях можно прилюдно демонстрировать, не боясь изоляции».

В работах отечественных ученых общественное мнение так же не получило своего точного определения.

Первым, кто в нашей стране дал определение понятию «общественное мнение» был А. К. Уледов. Рассматривая общественное мнение в качестве одной из форм общественного сознания, он считал, что - это есть «оценочное суждение больших общностей людей по общезначимым вопросам социальной жизни, затрагивающим их общие интересы», а его субъектом является общество в целом [3, с. 127].

Б. А. Грушин подчеркивал, что общественное мнение как бы перекрывает все существующие формы сознания или, говоря точнее, входит в каждую из них в качестве своеобразного способа их существования. При этом, «оно входит в состав той или иной форм сознания с разной степенью интенсивности и в сфере политики оно имеет самое широкое хождение и обладает весьма большой реальной силой». По мнению Б. А. Грушина, общественное мнение есть не что иное как «общественное сознание со сломанными внутри него перегородками».

В дальнейшем стали распространяться и другие определения. Р. А. Сафаров, соглашаясь Б. А. Грушиным в том, что общественное мнение представляет собой явление массового характера, находящееся в сфере общественного сознания, вместе с тем, считал, что оно должно быть активным. Активность субъектов общественного мнения в представлении Р. А. Сафарова свидетельствует о том, что это действительно «общественное», а никакое иное мнение. Поэтому оно выражается не только в суждениях, но и в практических действиях. Отсюда - общественное мнение есть отличающееся относительной распространенностью, интенсивностью и стабильностью оценочное суждение социальных общностей к вопросам, представляющим для них интерес.

В 1980-е годы были внесены некоторые, однако, не очень существенные корректировки, в трактовку понятия «общественное мнение». В. С. Коробейников отметил, что оно является множественным, то есть отражающим разнообразные точки зрения, относящиеся к большому числу общностей и, в совокупности, представляет собой своеобразную «пирамиду мнений» [2, с. 221].

Свой вклад внес М. К. Горшков, исследовавший общественное мнение в историческом контексте, а также разработавший концепцию динамического общественного мнения, в соответствии с которой «общественное мнение» - это подвижное, текучее образование, которое развивается в континууме точек, «способ проявления сознания вообще, в котором может быть заключено духовное, духовно-практическое или практическое отношение субъекта к дискуссионному по характеру объекту действительности, затрагивающему его потребности и интересы».

В. Н. Аникеев дал историко-философский анализ понятию «общественное мнение». Он сделал вывод о соотношении уровня демократии в обществе с развитостью института общественного мнения.

Интерес вызывает также вышедшая уже в 1990-е годы работа В. М. Герасимова, предпринявшего попытку с позиций политической психологии и акмеологии разработать междисциплинарную концепцию общественного мнения. Рассматривая общественное мнение в политическом контексте, он делает вывод, что существует тесная взаимосвязь между властью и общественным мнением и пренебрегать им невозможно [21, с. 290].

Предмет исследования: процесс влияния средств массовой информации на общественное мнение.

Объект исследования: военные средства массовой информации.

Цель исследования: характеристика влияния средств массовой информации на формирование общественного мнения: социально-психологические аспекты

Задачи исследования: анализ места и роли средств массовой информации в современном обществе; вывление особенности факторов и методов влияния на общественное сознание человека; рассмотрение средств влияния сми на общественное мнение, влияние СМИ на девиантное поведение подростков; определение социально-психологической характеристики подросткового возраста; организация и методы исследования уровня тревожности, как результат влияния средств массовой информации у подростков; анализ и интерпретация полученных результатов.

Гипотеза исследования: возрастные ограничения снижают уровень восприятия информации из СМИ, подростки в силу своего возраста не подвержены тотальному влиянию СМИ.

Методы исследования: изучение источников, анализ, синтез.

Список литературы

1. Аникеев В. И. Общественное мнение как историческое понятие. Ростов-на-Дону, 1982.

2. Брайс, Джеймс. Американская республика: В 3 ч. Ч. 1-3 / Пер. с англ. - М.: К. Т. Солдатенков, 1889-1890.

3. ---Бурдье П. Общественное мнение не существует // Бурдье П. Социология политики: Пер. с фр. Г. А. Чередниченко / Сост., общ. ред. и предисл. Н. А. Шматко. М.: Socio-Logos, 1993. С. 159177.

4. Возьмитель А. А. Формирование и изучение общественного мнения. М.: Знание, 1987.

5. Гавра Д. П. Общественное мнение и власть: режимы и механизмы взаимодействия // Журнал социологии и социальной антропологии, 1998. Т. 1. Вып. 4.

6. Гавра Д. П. Общественное мнение как социологическая категория и как социальный институт. СПб., 1995.

7. Герасимов В. М. Общественное мнение в зеркале политической психологии. М.: Луч, 1995.

8. Горшков М. К. Общественное мнение. История и современность. М.: Политиздат, 1988.

9. Грушин Б. А. Мнение о мире и мир мнений: Проблемы методологии и исследования общественного мнения. М.: Политиздат, 1967.

10. Зелинский С.А. Манипуляции массами и психоанализ. Манипулирование в СМИ: ИТД «СКИФИЯ», 2008. - 248 с.

11. Кара-Мурза С. Манипуляция сознанием. Серия: Политический бестселлер. Кара-Мурза С. - М.: «Алгоритм», 2009. - 864 с.

12. --Кара-Мурза С. Г. Манипуляция сознанием. М.: Изд-во «Эксмо», 2000. 864 с.

13. Кащук А. Вестник электронных и печатных СМИ, Выпуск №2. Адрес в сети Интернет - http://vestnik.ipk.ru/index.php?id=1535

14. Коробейников В. С. Пирамида мнений (Общественное мнение: природа и функции). М.: Мысль, 1981.

15. Липпман У. Общественное мнение. - М.: Изд-во Фонда «Общественное мнение», 2004. - 384 с.

16. Моль А. Социодинамика культуры/ Моль А. - М.: «ЛКИ», 2008. - 418 с.

17. Ноэль-Нойман Э. Общественное мнение. Открытие спирали молчания. - М.: Изд-во «Прогресс-Академия», 1996. - 352 с.

18. Петренко В.П. Выборные технологии и общественное сознание/ Петренко В.П. - М., 1996. - 176 с.

19. Сафаров Р. Я. Общественное мнение в системе советской демократии. М.: Знание, 1982.

20. Тард, Габриель. Личность и толпа: Очерки по социальной психологии / Пер. с фр. - М.: Изд-во т-ва тип. А. И. Мамонтова, 1902.

21. Уледов А. К. Общественное мнение советского общества. М.: Соцэкгиз, 1963.

22. Хольцендорф, Франц фон. Общественное мнение / Пер. с нем. - СПб.: Я. Орович, 1895.

23. Цаллер Дж. Происхождение и природа общественного мнения. - М.: Изд-во Фонда «Общественное мнение», 2004. - 559 с.

24. --Ядов В. А. Стратегия социологического исследования. М.: ОМЕГА-Л, 2005. 567 с.

Популярные, наиболее покупаемые работы:

  1. История России с древнейших времен до XIX века
  2. Эссе по английской статье на русском 20 тыс символов
  3. Размещение внутрихозяйственных дорог и объектов инженерного оборудования территории с/х организации
  4. 1. ВИДЫ СТРАТЕГИЙ ДИВЕРСИФИКАЦИИ, ИХ ХАРАКТЕРИСТИКА
  5. Изучение маркетинговой деятельности предприятия ПАО «Вымпелком»
  6. Клинико-лабораторные критерии диагностики бруцеллеза
  7. Фонд социального страхования
  8. Позитивистская методология
  9. Расчет абсорбера
  10. Планирование и прогнозирование потребности в персонале
  11. Измерение температур
  12. Зарождение и развитие городов 9-18 веков
  13. Педагогика эссе фильм
  14. Учение о душе в труде свт. Луки (Войно-Ясенецкого) Дух, душа, тело
  15. Тревожность и страх как факторы противодействия развитию личности
  16. Три уровня социальной власти
  17. Особенности финансовой деятельности бюджетных учреждений на примере полиции
  18. Устойчивость объектов
  19. Театр, как форма организации досуга детей в системе социального обслуживания
  20. этика и деловое общение
  21. Жизнь и научная деятельность Г. Галилея
  22. Регулирование Семейным кодексом РФ алиментных обязательств
  23. Жилищное право
  24. Исследование организации и методов антикризисного управления на предприятии (ОАО «179 СУДОРЕМОНТНЫЙ ЗАВОД»)
Структура реферата:
Как правильно самостоятельно написать:
Как правильно оформить по ГОСТ:
Инструкции по работе с программами: