Информационные материалы для подготовки студентов

Расскажи одногруппникам: + 200 к карме:

Предмет, история и основные направления дифференциальной психологии





Содержание

Введение 3

1 Теоретико-методологические основы дифференциальной психологии 5

1.1 Предмет и задачи дифференциальной психологии 5

1.2 Дифференциальная психология как наука 6

2. Основные направления дифференциальной психологии 8

2.1 Этапы развития дифференциальной психологии 8

2.2 Направления дифференциально-психологических исследований 10

Заключение 16

Список использованной литературы 18

Введение

Сам термин "дифференциальная психология" был введен Штерном в 1900 году. Он один из первых ученых собрал современные ему представления о различиях между людьми и на основе этого разработал целую концепцию "Психология индивидуальных различий", а затем добавил к индивидуальным различиям вопросы, связанные с групповыми различиями и обозначил эту область, как "дифференциальная психология".

Дифференциальная психология занимает одно из ведущих мест в области психологических знаний. Связана с общей психологией, с возрастной, педагогической, социальной, с психодиагностикой, с психоконсультированием, с вопросами психотерапии, с психологией семьи, с социологией, философией, психофизиологией.

Как самостоятельная наука сложилась недавно. Дифференциальная психология – это раздел психологической науки, который изучает психологические различия, а также типологические различия психологических проявлений у представителей различных социальных, классовых, этнических, возрастных и других групп. Дифференциальная психология систематизирует индивидуальные различия и разные методы их диагностики. Количественно оценивает индивидуальные различия в разных сферах. Дифференциальная психология имеет 2 задачи: выделение индивидуальных различий и объяснение их происхождения.

Цель исследования: характеристика предмета, истории и основных направлений дифференциальной психологии.

Задачи исследования:

рассмотреть предмет и задачи дифференциальной психологии;

раскрыть основы дифференциальной психологии как науки;

осветить этапы развития дифференциальной психологии;

проанализировать направления дифференциально-психологических исследований.

Заключение

Таким образом, до недавних пор психология, подобно каждой молодой науке, стремилась к выявлению общих закономерностей психического, к разработке проблем с общих позиций. И в поисках общего, как правило, утрачивалось своеобразие индивидуального. Однако каждый исследователь сталкивался с индивидуальными вариациями психического, которые сначала рассматривались как источник ошибок наблюдения, а затем из этого источника ошибок стала возникать проблема вариативности психических проявлений человека. И сама логика развития науки привела к выделению дифференциально-психологического аспекта.

Задачи дифференциальной психологии состоят в том, чтобы установить закономерности возникновения и проявления индивидуальных различий в психике человека, разработать теоретические основы психодиагностических исследований и психокоррекционных программ. Сегодня это область знания, максимально развернутая на запросы практики и потому очень быстро развивающаяся. И, подобно тому, как для физики не было унижения в том, что из ее недр в практику вошли микроскоп, телефон, рентгенотерапия, так и психология отнюдь не утеряет своего истинно научного характера, если примет участие в решении практических задач, считал В.Штерн.

Когда рождается новое понятие (например, акцентуация характера, стиль поведения), этот процесс осуществляется в лоне дифференциальной психологии, когда же создается тест для диагностики этого качества, то задача по эстафете передается специалистам в области психодиагностики и дифференциальной психометрики (правда, наблюдались и обратные процессы, когда работающий в практике тест так и не обретал своего теоретического осмысления, что наблюдалось, в частности, при разработке факторных моделей интеллекта).

В настоящее время дифференциальная психология изучает индивидные, предметно-содержательные и духовно-мировоззренческие качества индивидуальности, особенности самосознания, стилевых характеристик личности и осуществления различных видов деятельности (профессиональной, учебной, общения и др.).

Список литературы

Акимова М.К. Интеллектуальные тесты // Психология индивидуальных различий. Тексты. – М., 2010. – С. 122–128.

Анастази А. Психологическое тестирование. Кн. 1 и 2. – М.: Педагогика, 1982.

Зинченко ВЛ., Мамардашвили MIC. 06 объективном методе в психологии // Вопросы философии. – 2010. – Ms 7, – С. 109–125.

Краткий психологический словарь. – М., 2012.

Либин АЗ. Дифференциальная психология: на пересечении европейских, российских и американских традиций. – М.: Смысл, 2009. – 534 с.

Лучшие психологические тесты. – Петроком, 2008.

Машков В.Н. Основы дифференциальной психологии. – СПб.: Изд-во С.-Петербургского ун-та, 2008. – 132 с.

Мейли Р. Факторный анализ личности // Психология индивидуальных различий. Тексты. – М., 2010. – С. 84—100.

Мельников В.М., Ямпольский Л.Т. Введение в экспериментальную психологию личности. – М., 1985.

Равич-Щербо И.В., Марютина ТМ., Григоренко Е.Л. Психогенетика. – М.: Аспект Пресс, 2009. – 445 с.

Рави-Щербо ИЗ. Исследование природы индивидуальных различий методом близнецов // Психология индивидуальных различий. Тексты. – М., 1982. – С. 101–121.

Современная психология / Под ред. В.Н. Дружинина. – М.: Инфра+, 2012.

Теплов Б.М. Современное состояние вопроса о типах высшей нервной деятельности человека и методика их определения // Психология индивидуальных различий. Тексты. – М., 1982. – С. 24–31.

Шнейдер Л.В. Основы психодиагностики. Ч. 1. – М., 2013.

Штерн В. Дифференциальная психология и ее методические основы. – М.: Наука, 2013. – 335 с.


Популярные, наиболее покупаемые работы:

  1. Внешнеторговая политика России как фактор обеспечения экономической безопасности
  2. Использование современных технических средств на музыкальных занятиях в дошкольном учреждении
  3. Сергей Андреевич Муромцев ученый, педагог, государственный деятель
  4. Особенности социальной работы в современном российском обществе, ее актуальные проблемы
  5. Формирование музыкально-образных представлений младших школьников на уроке музыки
  6. Виды административных регламентов. Основные требования к содержанию административных регламентов
  7. Представить в виде таблицы определение различными авторами понятия «трудовой потенциал»
  8. Расследование заказных убийств
  9. ЦЕННОСТНАЯ ПАРАДИГМА ЭКЗИСТЕНЦИАЛИЗМА В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XX ВЕКА (НА ПРИМЕРЕ ТВОРЧЕСТВА Ж.-П. САРТРА)
  10. Невменяемость – уголовно правовой аспект
  11. Механизм юридического обеспечения прав и свобод человека и гражданина
  12. Лоббизм как механизм реализации политических отношений между обществом и государством
  13. Административно правовое регулирования малого предпринимательства
  14. Отпуска без сохранения заработной платы
  15. Власть и личтность
  16. Влияние миграции на преступность на примере Москвы и Московской области
  17. Организация и проведение специальной операции по пресечении захвата собственного объекта ОВД
  18. Разработка локальной вычислительной сети для ООО «Пактум»
  19. Христианское консультирование, работа с зависимыми людьми (алкоголизм, наркомания)
  20. Расследование нераскрытых преступлений прошлых лет
  21. Самооценка: понятие, сущность, развитие
  22. Смертная казнь и пожизненное лишение свободы как её альтернатива
  23. Зарождение арабской государственности в период правления четырех праведных Халифов
  24. Великая депрессия и пути её преодоления
  25. Доклад о российском сайте, на котором хотели ли бы работать и почему
Структура реферата:
Как правильно самостоятельно написать:
Как правильно оформить по ГОСТ:
Инструкции по работе с программами: