Образовательное законодательство впервые восприняло в своих нормах динамику образовательных отношений, т.е. механизм их возникновения, изменения и прекращения. Кроме того, самостоятельную нормативную регламентацию получил договор об образовании как основной инструмент регулирования поведения субъектов образовательной деятельности в рамках образовательного процесса (ст. 54 Закона N 273-ФЗ).
Вопросам оснований возникновения образовательных отношений посвящена статья 53 Закона N 273-ФЗ. В их числе выступает распорядительный акт о приеме (зачислении) лица в образовательную организацию для обучения или для прохождения промежуточной и государственной (итоговой) аттестации. Если образовательную деятельность осуществляет индивидуальный предприниматель, таким основанием является договор об образовании. Распорядительным актом на практике обычно выступает приказ о зачислении в число студентов (обучающихся). Первичным основанием для издания такого распорядительного документа служит соответствующий договор. Соответственно, приказ о зачислении издается на основании заключенного между сторонами (абитуриентом (его родителем, законным представителем) и образовательной организацией) образовательных отношений образовательного договора.
Договор как юридический факт выражает осознанные действия лиц, направленные на возникновение соответствующих прав и обязанностей его сторон. Предусматриваются две разновидности договоров в образовании:
1) договор об образовании, заключаемый в случаях:
- приема на обучение по образовательным программам дошкольного образования;
- приема на обучение по дополнительным образовательным программам;
- обучения за счет средств физических и (или) юридических лиц;
2) договор о целевом приеме и целевом обучении.
Законодатель пока определил договор в качестве основания возникновения образовательных отношений только для обучения по образовательным программам дошкольного образования. Договор должен облекаться в письменную форму. Заключение договора только в письменной форме позволяет наиболее слабой стороне - обучающемуся (воспитаннику), его родителям в случае возникновения спора с образовательным учреждением (как органом, наделенным властными полномочиями) более действенно защитить свои права.
Однако комплексный характер обязательств по получению образования предполагает возможность регулирования публичных обязательств обучающегося и образовательной организации в силу слабого нормативного регулирования академической составляющей образовательных отношений в законодательстве. На наш взгляд, необходим разумный паритет локально-нормативного и договорного регулирования участников образовательной деятельности. Шагом в нужном направлении было бы закрепление в образовательном законодательстве обязанности образовательных учреждений заключать подобный договор с лицами, обучающимися за счет бюджетных средств вне зависимости от уровня, вида и формы обучения.
Как указано выше, договорные отношения в образовательной деятельности урегулированы в самостоятельной статье. Ее появление является вполне оправданным шагом законодателя и обусловлено дальнейшим развитием экономических (рыночных) начал образовательной деятельности, осуществление которой все в большей степени опосредуется договорным регулированием. Сами образовательные отношения постепенно переходят из сферы публичных в область частных интересов, где степень вмешательства государства и применение сообразных этому правовых инструментов значительно снижается. На первый план выдвигается автономия воли участников образовательных отношений, фиксируемая в договоре как инструменте закрепления хозяйственных связей. Между тем образование - специфическая сфера экономики, на современном этапе требующая достижения необходимого баланса публичных и частных инструментов правового регулирования.
Статья 54 Закона N 273-ФЗ регламентирует форму, виды договора, варианты его заключения, основные (существенные) условия, а также условия его прекращения.
Договор об образовании заключается в простой письменной форме.
Комплексный характер обязательств по получению образования предполагает возможность регулирования публичных обязательств обучающегося и образовательной организации в силу слабого нормативного регулирования академической составляющей образовательных отношений в законодательстве.
В литературе высказывалось предложение о законодательном закреплении необходимости заключения всеми обучающимися в вузе так называемых образовательных договоров. Договорные отношения могут носить различный характер, регулировать различные стороны образовательного процесса, что воспринято законодателем.
Содержательная нагрузка нормативных положений касается существенных условий договора, в том числе цены (стоимости образовательных услуг), порядка (условий) его прекращения по инициативе образовательной организации.
Согласно статье 57 Закона N 273-ФЗ изменение условий получения образования обучающимся по конкретной основной или дополнительной образовательной программе, если это повлекло изменение взаимных прав и обязанностей обучающегося и образовательной организации, является юридическим фактом, влекущим изменение образовательных отношений. Изменение образовательных отношений, ухудшающих положение обучающихся, не допускается. Как и в случае возникновения образовательных отношений, для их изменения необходимы активные действия сторон (инициатива обучающегося либо администрации) и использование инструментов, оформляющих такие изменения. Речь идет о соблюдении формальной стороны вопроса, т.е. изменение отношений осуществляется в том же порядке, что и их возникновение. В таком случае образовательная организация в лице руководителя издает распорядительный акт (приказ, распоряжение). Как известно, изменение отношений сторон - это сделка, которая должна соответствовать установленной форме (ст. ст. 158, 434 ГК РФ) и, главное, форме, в которой эти отношения были установлены. Исходя из того, что образовательный договор заключается в письменной форме, все изменения также подлежат письменному оформлению. Поэтому, если с обучающимся (его законным представителем) заключен договор об образовании, распорядительный акт издается на основании оформленных в письменной форме изменений (соглашения) в образовательный договор.
Моментом изменения прав и обязанностей сторон образовательных отношений является дата издания распорядительного акта или дата, непосредственно определенная в распорядительном акте образовательной организации.
В качестве оснований прекращения образовательных отношений выступают указанные в статье 61 Закона N 273-ФЗ юридические факты - получение образования (завершение обучения) либо досрочное их прекращение по установленным обстоятельствам. Инициативой досрочного прекращения образовательных отношений обладают их стороны в случаях, обозначенных в статье. Кроме того, таким основанием могут выступать обстоятельства, не зависящие от воли обучающегося (его законного представителя), в том числе в случае ликвидации образовательной организации. В последнем случае предполагается, что образовательная организация обязана полностью возместить оплаченную заказчиком стоимость платных образовательных услуг по реализации соответствующей образовательной программы. Это предусматривалось ранее действующим законодательством, определяющим обязанность возместить убытки (абз. 2 п. 17 ст. 50 Закона N 3266-1).
Досрочное прекращение образовательных отношений по инициативе обучающегося не влечет для него каких-либо дополнительных материальных обязательств перед образовательной организации. Между тем, если речь идет о финансовой задолженности в рамках обучения с полным возмещением его стоимости, она должна быть погашена обучающимся (его законным представителем).
Основанием для прекращения образовательных отношений является распорядительный акт организации, а если образовательные отношения реализовывались в рамках договора об оказании платных образовательных услуг, он прекращается также на основании распорядительного акта (приказа об отчислении обучающегося).
Завершая обзор законодательных новелл, следует также обратить внимание на впервые закрепленные на законодательном уровне отдельные нормы, посвященные:
- кредитно-модульной системе организации образовательного процесса и системе зачетных единиц (ст. 13 Закона N 273-ФЗ);
- сетевому взаимодействию при реализации образовательных программ, включая механизм зачета результатов освоения отдельных частей образовательной программы в сторонних организациях (ст. 15);
- использованию дистанционных образовательных технологий в образовательном процессе (ст. 16);
- обучению по интегрированным образовательным программам (ст. ст. 72, 83, 84, 86);
- образовательным и информационным ресурсам в образовательном процессе (ст. ст. 18, 19) и др.
Кроме того, впервые на законодательном уровне закрепляются особенности организации и предоставления образования гражданам, проявившим выдающиеся способности, иностранным гражданам и лицам без гражданства, а также лицам, нуждающимся в дополнительной социальной и правовой поддержке. Особое внимание в законе уделено условиям обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья в обычных образовательных организациях, обеспечивающим возможность осуществления инклюзивного и интегрированного образования.
Таким образом, вводимые Законом N 273-ФЗ новации позволят сформировать эффективный механизм правового регулирования образовательных и иных отношений в сфере образования, направленных на реализацию права на образование, государственных гарантий на получение качественного образования, значительно укрепит защиту интересов личности в области образования.