Информационные материалы для подготовки студентов

Расскажи одногруппникам: + 200 к карме:

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ОБРАЗОВАНИИ





Содержание

Введение 3

Глава 1. Правовые основы регулирования предпринимательской деятельности в области образования 4

1.1 Правовые основы предпринимательства в образовательном процессе 4

1.2 Признаки предпринимательской деятельности в образовательном учреждении 6

Глава 2. Порядок организации предпринимательской деятельности в области образования 8

2.1 Оказание образовательных услуг как вид предпринимательской деятельности 8

2.2 Другие виды услуг как вариант предпринимательской деятельности в образовательном учреждении 13

Заключение 16

Библиография 18

Введение

В настоящее время эффективное правовое регулирование сферы образования признается одним из важных факторов обеспечения поступательного развития Российского государства. От качества правового регулирования образования напрямую зависит качество трудовых ресурсов, а следовательно, и состояние экономики общества. Образование выступает фактором воспроизводства социально-профессиональной структуры общества. Образование, будучи одним из основных социальных институтов, удовлетворяет потребности общества в сохранении и передаче от поколения к поколению системы научных знаний и социальных норм, в создании необходимых условий для социализации личности: ее обучения, воспитания и развития. В силу этого образование находится в сфере первоочередных государственных интересов. Система образования формирует гражданина, тем самым воздействует на политическую сферу общественной жизни. Образование через культурно-воспитательную функцию влияет на духовную жизнь общества. Современное образование - средство решения важнейших проблем не только всего общества, но и отдельных индивидов, и является одним из важнейших этапов их личной биографии. Заботой государства становится не просто гарантия получения образования, а проблема выхода из кризиса через получение качественного, соответствующего эпохе и ее гуманным целям образования, определяющего будущее развитие. Этой цели и должно служить современное правовое регулирование образовательной сферы.

В связи с многочисленными изменениями, произошедшими в российской системе образования в последние годы, в связи с выходом Российской Федерации на международный уровень и принятием ряда обязательств в рамках международных договоров проблема интеграции российской системы образования в общемировое образовательное пространство приобрела весьма актуальный характер.

Объект исследования: предпринимательская деятельность в образовательном процессе России.

Предмет исследования: процесс организации предпринимательской деятельности в России.

Цель исследования: изучение правового регулирования в России.

Задачи исследования:

 рассмотреть правовые основы предпринимательства в образовательном процессе;

 определить признаки предпринимательской деятельности в образовательном учреждении;

 рассмотреть процесс оказания образовательных услуг как вид предпринимательской деятельности;

 охарактеризовать другие виды услуг как вариант предпринимательской деятельности в образовательном учреждении.

Структура исследования: исследование состоит из введения, двух глав, заключения и библиографического списка.

Заключение

Образовательное законодательство впервые восприняло в своих нормах динамику образовательных отношений, т.е. механизм их возникновения, изменения и прекращения. Кроме того, самостоятельную нормативную регламентацию получил договор об образовании как основной инструмент регулирования поведения субъектов образовательной деятельности в рамках образовательного процесса (ст. 54 Закона N 273-ФЗ).

Вопросам оснований возникновения образовательных отношений посвящена статья 53 Закона N 273-ФЗ. В их числе выступает распорядительный акт о приеме (зачислении) лица в образовательную организацию для обучения или для прохождения промежуточной и государственной (итоговой) аттестации. Если образовательную деятельность осуществляет индивидуальный предприниматель, таким основанием является договор об образовании. Распорядительным актом на практике обычно выступает приказ о зачислении в число студентов (обучающихся). Первичным основанием для издания такого распорядительного документа служит соответствующий договор. Соответственно, приказ о зачислении издается на основании заключенного между сторонами (абитуриентом (его родителем, законным представителем) и образовательной организацией) образовательных отношений образовательного договора.

Договор как юридический факт выражает осознанные действия лиц, направленные на возникновение соответствующих прав и обязанностей его сторон. Предусматриваются две разновидности договоров в образовании:

1) договор об образовании, заключаемый в случаях:

- приема на обучение по образовательным программам дошкольного образования;

- приема на обучение по дополнительным образовательным программам;

- обучения за счет средств физических и (или) юридических лиц;

2) договор о целевом приеме и целевом обучении.

Законодатель пока определил договор в качестве основания возникновения образовательных отношений только для обучения по образовательным программам дошкольного образования. Договор должен облекаться в письменную форму. Заключение договора только в письменной форме позволяет наиболее слабой стороне - обучающемуся (воспитаннику), его родителям в случае возникновения спора с образовательным учреждением (как органом, наделенным властными полномочиями) более действенно защитить свои права.

Однако комплексный характер обязательств по получению образования предполагает возможность регулирования публичных обязательств обучающегося и образовательной организации в силу слабого нормативного регулирования академической составляющей образовательных отношений в законодательстве. На наш взгляд, необходим разумный паритет локально-нормативного и договорного регулирования участников образовательной деятельности. Шагом в нужном направлении было бы закрепление в образовательном законодательстве обязанности образовательных учреждений заключать подобный договор с лицами, обучающимися за счет бюджетных средств вне зависимости от уровня, вида и формы обучения.

Как указано выше, договорные отношения в образовательной деятельности урегулированы в самостоятельной статье. Ее появление является вполне оправданным шагом законодателя и обусловлено дальнейшим развитием экономических (рыночных) начал образовательной деятельности, осуществление которой все в большей степени опосредуется договорным регулированием. Сами образовательные отношения постепенно переходят из сферы публичных в область частных интересов, где степень вмешательства государства и применение сообразных этому правовых инструментов значительно снижается. На первый план выдвигается автономия воли участников образовательных отношений, фиксируемая в договоре как инструменте закрепления хозяйственных связей. Между тем образование - специфическая сфера экономики, на современном этапе требующая достижения необходимого баланса публичных и частных инструментов правового регулирования.

Статья 54 Закона N 273-ФЗ регламентирует форму, виды договора, варианты его заключения, основные (существенные) условия, а также условия его прекращения.

Договор об образовании заключается в простой письменной форме.

Комплексный характер обязательств по получению образования предполагает возможность регулирования публичных обязательств обучающегося и образовательной организации в силу слабого нормативного регулирования академической составляющей образовательных отношений в законодательстве.

В литературе высказывалось предложение о законодательном закреплении необходимости заключения всеми обучающимися в вузе так называемых образовательных договоров. Договорные отношения могут носить различный характер, регулировать различные стороны образовательного процесса, что воспринято законодателем.

Содержательная нагрузка нормативных положений касается существенных условий договора, в том числе цены (стоимости образовательных услуг), порядка (условий) его прекращения по инициативе образовательной организации.

Согласно статье 57 Закона N 273-ФЗ изменение условий получения образования обучающимся по конкретной основной или дополнительной образовательной программе, если это повлекло изменение взаимных прав и обязанностей обучающегося и образовательной организации, является юридическим фактом, влекущим изменение образовательных отношений. Изменение образовательных отношений, ухудшающих положение обучающихся, не допускается. Как и в случае возникновения образовательных отношений, для их изменения необходимы активные действия сторон (инициатива обучающегося либо администрации) и использование инструментов, оформляющих такие изменения. Речь идет о соблюдении формальной стороны вопроса, т.е. изменение отношений осуществляется в том же порядке, что и их возникновение. В таком случае образовательная организация в лице руководителя издает распорядительный акт (приказ, распоряжение). Как известно, изменение отношений сторон - это сделка, которая должна соответствовать установленной форме (ст. ст. 158, 434 ГК РФ) и, главное, форме, в которой эти отношения были установлены. Исходя из того, что образовательный договор заключается в письменной форме, все изменения также подлежат письменному оформлению. Поэтому, если с обучающимся (его законным представителем) заключен договор об образовании, распорядительный акт издается на основании оформленных в письменной форме изменений (соглашения) в образовательный договор.

Моментом изменения прав и обязанностей сторон образовательных отношений является дата издания распорядительного акта или дата, непосредственно определенная в распорядительном акте образовательной организации.

В качестве оснований прекращения образовательных отношений выступают указанные в статье 61 Закона N 273-ФЗ юридические факты - получение образования (завершение обучения) либо досрочное их прекращение по установленным обстоятельствам. Инициативой досрочного прекращения образовательных отношений обладают их стороны в случаях, обозначенных в статье. Кроме того, таким основанием могут выступать обстоятельства, не зависящие от воли обучающегося (его законного представителя), в том числе в случае ликвидации образовательной организации. В последнем случае предполагается, что образовательная организация обязана полностью возместить оплаченную заказчиком стоимость платных образовательных услуг по реализации соответствующей образовательной программы. Это предусматривалось ранее действующим законодательством, определяющим обязанность возместить убытки (абз. 2 п. 17 ст. 50 Закона N 3266-1).

Досрочное прекращение образовательных отношений по инициативе обучающегося не влечет для него каких-либо дополнительных материальных обязательств перед образовательной организации. Между тем, если речь идет о финансовой задолженности в рамках обучения с полным возмещением его стоимости, она должна быть погашена обучающимся (его законным представителем).

Основанием для прекращения образовательных отношений является распорядительный акт организации, а если образовательные отношения реализовывались в рамках договора об оказании платных образовательных услуг, он прекращается также на основании распорядительного акта (приказа об отчислении обучающегося).

Завершая обзор законодательных новелл, следует также обратить внимание на впервые закрепленные на законодательном уровне отдельные нормы, посвященные:

- кредитно-модульной системе организации образовательного процесса и системе зачетных единиц (ст. 13 Закона N 273-ФЗ);

- сетевому взаимодействию при реализации образовательных программ, включая механизм зачета результатов освоения отдельных частей образовательной программы в сторонних организациях (ст. 15);

- использованию дистанционных образовательных технологий в образовательном процессе (ст. 16);

- обучению по интегрированным образовательным программам (ст. ст. 72, 83, 84, 86);

- образовательным и информационным ресурсам в образовательном процессе (ст. ст. 18, 19) и др.

Кроме того, впервые на законодательном уровне закрепляются особенности организации и предоставления образования гражданам, проявившим выдающиеся способности, иностранным гражданам и лицам без гражданства, а также лицам, нуждающимся в дополнительной социальной и правовой поддержке. Особое внимание в законе уделено условиям обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья в обычных образовательных организациях, обеспечивающим возможность осуществления инклюзивного и интегрированного образования.

Таким образом, вводимые Законом N 273-ФЗ новации позволят сформировать эффективный механизм правового регулирования образовательных и иных отношений в сфере образования, направленных на реализацию права на образование, государственных гарантий на получение качественного образования, значительно укрепит защиту интересов личности в области образования.

Список литературы

1. 10 необычных бизнес-идей в сфере образования... // URL: http://www.1000ideas.ru.

2. 20 лет пути негосударственного образования // URL: http://www.obrazovanie-ufa.ru/Vuz/20_let_puti_negosudarstvennogo_obrazovaniya.htm.

3. URL: http://www.strf.ru.

4. Азарова Е.Г., Зенков В.Н., Лапаева В.В. и др. Социальное законодательство: Научно-практическое пособие / Отв. ред. Ю.А. Тихомиров, В.Н. Зенков. М.: КОНТРАКТ, ИНФРА-М, 2005. С. 23.

5. Аристотель. Сочинения: В 4 т. Т. IV. М., 1969. С. 627 - 628.

6. Батрова Т.А. Гражданско-правовые аспекты оказания образовательных услуг // Ежегодник российского образовательного законодательства. 2009. N 4.

7. Бахрах Д.Н., Барабанова С.В. Правовой статус студентов в Российской Федерации // Право и образование. 2004. N 1. С. 58.

8. Булхак Н.В. Правовое реформирование внутривузовских отношений // Право и образование. 2005. N 4.

9. Бюллетень Минобразования России. 2000. N 4.

10. Ведомости СН и ВС РФ. 1992. N 15. Ст. 766.

11. Владимир Путин: Качественное, современное образование - залог устойчивого развития нашей страны // URL: http://mon.gov.ru/press/news/8779/.

12. Волгин Н.А. Социальная политика: Учебник. М., 2004. С. 391.

13. Государственное или частное образование: сотрудничество или конкуренция? // URL: http://businesspress.ru.2004.11.04.

14. Джапарова Р. Маркетинг услуг профессионального образования // Маркетинг. 2005. N 4. С. 55 - 65.

15. Ефремов И.А. Об экономическом и социальном обосновании реформирования высшего юридического образования в России // Законодательство и экономика. 2010. N 2. С. 18 - 23.

16. Иоффе О.С. Избранные труды по гражданскому праву. М.: Статут, 2000. С. 508 - 509.

17. Калашникова Г.А. Публичный договор: Автореф. дис. ... к.ю.н. 12.00.14. Краснодар, 2002. С. 14;

18. Кванина В.В. Гражданско-правовое регулирование в сфере высшего профессионального образования в Российской Федерации: Дис. ... д.ю.н. 12.00.03. С. 268.

19. Кирилловых А.А. Комментарий к Федеральному закону от 10 ноября 2009 г. N 259-ФЗ "О Московском государственном университете имени М.В. Ломоносова и Санкт-Петербургском государственном университете" (постатейный) // СПС "КонсультантПлюс".

20. Кирилловых А.А. Систематизация норм о социальной защите граждан: проблемы и перспективы развития законодательства // Законодательство и экономика. 2010. N 7. С. 76.

21. Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации, части второй (постатейный) (под ред. О.Н. Садикова) включен в информационный банк согласно публикации - КОНТРАКТ, ИНФРА-М, 2006 (5-е издание, исправленное и дополненное с использованием судебно-арбитражной практики).

22. Концептуальное обоснование и общая характеристика проекта Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" // Ежегодник российского образовательного законодательства. 2009. N 2.

23. Концепция развития российского законодательства. М., 1998. С. 13.

24. Корельский В.М., Перевалов В.Д. Теория государства и права. М.: Инфра-М-Норма, 1997. С. 318;

25. Лукашенко М. Высшее учебное заведение на рынке образовательных услуг: актуальные проблемы управления. М.: Маркет ДС, 2003. 356 с. (Академическая серия).

26. Минаев В.И. Договор возмездного оказания образовательных услуг: проблемы теории и практики: Автореф. ... дис. к.ю.н. 12.00.03. М., 2008. С. 16.

27. Министерство по антимонопольной политике Российской Федерации. В настоящее время функции антимонопольного регулирования осуществляет Федеральная антимонопольная служба (ФАС России).

28. Муханов Р.Т. Теория государства и права. М., 2001. С. 328.

29. Официальные документы в образовании. 2002. N 32.

30. Платные услуги образовательного учреждения. М.: ИФ "Образование в документах", 2001.

31. Половова Т., Баталова О.С. Образовательная услуга как ключевой элемент рынка образования // URL: http://old.nsaem.ru/Science/Publications/Science_notes/Last_issue/516.pdf.

32. Постановление Правительства РФ "Об утверждении Правил оказания платных образовательных услуг" от 05.07.2001.

33. Постановление Президиума ВАС РФ от 31.07.2001 N 899/01.

34. Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 9 августа 2001 г. N А28-1155/01-43/9.

35. Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 2 июля 2003 г. N А33-20033/02-С6ао-Ф02-1921/03-С1.

36. Постановление ФАС СКО от 26.10.2000 N Ф08-2885/2000-841А.

37. Постановление ФАС УО от 26.01.2005 N Ф09-5989/04-АК.

38. Постановление ФАС Уральского округа от 11 октября 2004 г. N Ф09-3317/04-ГК.

39. Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 21.01.2002 N А56-21085/01 // СПС "КонсультантПлюс".

40. Приказ Судебного департамента при Верховном Суде РФ от 26 января 2001 г. N 10 "Об утверждении Инструкции о порядке ведения фондов правовой информации в системе судебного департамента" // СПС "КонсультантПлюс".

41. Рожков А.И. Договор оказания платных образовательных услуг в сфере общего образования: Автореф. ... дис. к.ю.н. 12.00.03. М., 2008. С. 8.

42. Рожков А.И. Договор оказания платных образовательных услуг в сфере общего образования: Автореф. ... дис. к.ю.н. 12.00.03. М., 2008. С. 10 - 11.

43. Социальное законодательство: Научно-практическое пособие. С. 48.

44. Статья "Частное образование - за или против?" // URL: http://info.tatcenter.ru/article/12196/.

45. Стрижов А. Понятие качества образовательной услуги в условиях рыночных отношений // Стандарты и мониторинг в образовании. 1999. N 3. С. 47 - 50.

46. Условно понятие бесплатности образовательных услуг, поскольку финансируется деятельность из средств федерального бюджета либо конкретной организацией по целевому направлению.

47. Утверждена Приказом Минобразования России от 28 июля 2003 г. N 3177.

48. Федеральный закон "О государственном регулировании внешнеторговой деятельности" от 13.10.1995 N 157-ФЗ. Ст. 2.

49. Ченцов А. О бизнесе образовательных услуг // Высшее образование в России. 1999. N 2. С. 120 - 123.


Популярные, наиболее покупаемые работы:

  1. Допустимость доказательств
  2. Условия понимания сообщения в массовой коммуникации
  3. Наивная теория возникновения прав собственности
  4. Гражданское право по соборному уложению 1649 г
  5. Теория личности
  6. Социология. Механизмы трансляции памяти в современных
  7. Зар плат
  8. Стратегии контактного взаимодействия
  9. Особенности воображения младших школьников
  10. Проект (социально-культурная деятельность)
  11. Эволюция психики
  12. Система работы детского сада по формированию знаний о родном крае в старшем дошкольном возрасте
  13. Учет и анализ продаж продукции на примере предприятия ОАО «Птицефабрика «Рефтинская»
  14. Закупка у единственного поставщика
  15. Тактика ведения допроса лица, дающего заведомо ложные показания
  16. Обобщающие показатели работы организации и их расчет
  17. Формы и методы общественного контроля за деятельностью государственных (муниципальных) органов
  18. Снижению затрат на ТО и ТР, а так же издержек на содержание парка автомобилей
  19. Психологическая помощь учителям и родителям в совершенствовании общения с детьми
  20. Преступления против мира курсовая работа
  21. Общие правила производства следственных действий
  22. Управление ассортиментом торгового предприятия на примере ООО "Торговый дом Симлайн"
  23. Коммерческая деятельность
  24. Защита прав потребителей при выполнении работ (оказании услуг)
  25. Девиантное поведение подростков
Структура реферата:
Как правильно самостоятельно написать:
Как правильно оформить по ГОСТ:
Инструкции по работе с программами: